Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыДоброта спасет наш мир

Доброта спасет наш мир

Скачать материал

                                                              

Тема: «Доброта спасет наш мир».

Цель: Становление нравственно-зрелой личности.

 

Задачи:

1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий:     доброта, отзывчивость, сострадание.

2. Воспитывать нравственные чувства.

3. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки.

Оборудование: проектор, экран, карточки с ситуациями, тест

Прилагаемые медиаматериалы:  песня о доброте  

 

Учитель:

Мы с вами живем в очень сложное и трудное время во всех отношениях. Все твердят вокруг, что нужно спасать мир, надо что-то делать, чтобы людям стало жить лучше, легче. Послушайте притчу -  небольшую историю, содержащую житейскую ситуацию.

 

 «Корабль, на котором мы плыли, причалил к маленькому островку. Пока его разгружали, я сошел на берег и очутился в небольшом уютном городке. Чистенькие домики утопали в цветах и зелени. Из окружавших их садов доносилось пение птиц. Жители, которых я встретил на улицах, дружески приветствовали меня, словно давние знакомые.

 

Я остановился перед домом, где собрались самые достойные и уважаемые люди из числа живущих здесь. Увидев меня, они прервали беседу, и один старик вышел, чтобы пригласить меня зайти к ним. Я сразу же почувствовал, что нахожусь среди людей, которые довольны своей судьбой. Старик понял мои мысли и сказал:

 

— Вы можете добавить к этому, что мы счастливы. Мы уже давным-давно живем здесь, и нами правит государыня, которой мы все не перестаем восхищаться и которой обязаны тем, что радость наполняет наши души. Она научила нас быть довольными своей судьбой и доброжелательно относиться к каждому человеку. Как же можно было не любить ее! Она заставила забыть зависть, которая существовала между нами, дала нам понять, что богатство заключается в нас самих и любовь — источник, откуда берут начало радости, которые приносят счастье. Мы счастливы, не думая приобрести то, чего у нас нет. Зависть не рождается между нами. Вы не найдете здесь ни мнимых ценностей и удовольствий, ни желания господствовать над другими.

 

— И каково же имя вашей государыни? — спросил я.

— Доброта! — отвечал с улыбкой старик».

Сегодня на классном часе мы  поговорим о ДОБРОТЕ, что спряталась на донышке души.

Какой смысл имеет  слово ДОБРОТА в различных толковых словарях?

 

Рассказывают учащиеся

В словаре Ожегова « Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро»…

 

Что великие люди говорили о доброте?

Рассказывают учащиеся

Великие люди способны на великую доброту. Мигель де Сервантес

 

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Дэвид Торо

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

 

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Фрэнсис Бэкон

 

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Генри Дэвид Торо

 

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Николаевич Толстой

 

Доброта — качество, излишек которого не вредит. Джон Голсуорси

 

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго

 

Против всего можно устоять, но не против доброты. Жан-Жак Руссо

 

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Ральф Уолдо Эмерсон

 

Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта.

Руставели Ш.

Народные пословицы

(говорят учащиеся)

Слова великих людей, народная мудрость говорят о том, что доброту человек открывает для себя через сердце.  Самое главное видеть доброту в себе и дарить её окружающим. Без всяких условий. Даже в повседневных вещах, событиях. Тогда вы смело можете сказать, что вы добрый человек. Ведь доброта – это прежде всего любовь к окружающему миру, к себе. Добрый человек всегда прекрасен. Он как бы светится изнутри. С ним всегда хочется общаться. Счастье и благополучие в жизни каждого человека во многом зависят от его способности созидать добрые мысли и дела. Доброе начало каждого человека безмерно и не имеет возраста, поэтому добрый поступок любого человека - всегда пример для окружающих.

 

- Кто самый близкий для нас человек? ….

- Всегда ли мы внимательны к самым родным людям?

- Я хочу, чтобы вы прослушали отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», в котором говорится о жизненной ситуации, встречающейся в наше время, к сожалению, довольно часто.

(Читает уч-ся)

 (презентация по рассказу, во время  показа – чтение)

 

К.Паустовский.  Телеграмма

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

    Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

 

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

    Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником. Дом был находился под охраной областного музея. Но что будет с этим: домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. Изредка заходил сторож при пожарном сарае — Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберег на всю жизнь. Глядя на его картины он громко вздыхал: - Работа натуральная! Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал: - Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет? Катерина Петровна молчала. Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Haсте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана. Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. Настя работала секретарем в Союзе художников. Работы было много. Устройство выставок, конкурсов — все это проходило через её руки. В дверях появилась курьерша Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней и Даша подала ей телеграмму. Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла: "Катя помирает. Тихон" "Какая Катя? — растерянно подумала Настя. — Какой Тихон? Должно быть, это не мне". Она посмотрела на адрес — нет, телеграмма была ей. "Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее мамино письмо. — Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. "Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила". Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог. Она опоздала. Билетов уже не было. Настя стояла около кассы, губы у нее дрожали, ока не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова она расплачется навзрыд. Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко. - Что с вами, гражданка? — недовольно спросила она. - Ничего, — ответила Настя, — У меня мама… Настя повернулась и быстро пошла к в ыходу. - Куда вы? — крикнула кассирша. — Сразу надо было сказать. Подождите минутку. В тот же вечер Настя уехала.

 

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смерзлась комками — и холодную, темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет. Уехала Настя из деревни крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чем на расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее неисправимой вины, невыносимой тяжести.

1946г.

- Какой вы представляете себе Катерину Петровну?

 (Старая, больная, очень одинокая, не живет, а доживает свой век)

- Какие мысли, чувства владели Катериной Петровной?

(Воспоминания о молодости и мысли о дочери:  сделать так, как лучше Насте, не надоедать, раз дочери не до неё, не мешать её счастью, не напоминать о себе – писала редко).

- Укоряет ли Катерина Петровна дочь, хотя бы в душе?

(Нет, она её оправдывает, понимает, заранее прощает)

- Можем ли мы оправдать Настю? Почему?

- Как бы вы поступили на её месте?

 

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

Лишь только будет повторять:

Не простудись, сегодня ветер.

Легче всего обидеть мать.

 

- Одиночество – это самое страшное наказание от родных людей. Становясь взрослыми, не забывайте о тех, для кого нет вас ближе. Пишите, звоните, приезжайте.

«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

 

                                                                                                                   Сократ

Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия.  Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Ситуация 1.

Ваша одноклассница тяжело заболела. Она пропустила несколько дней. На следующем уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя  освободить её от контрольной. Каковы ваши действия в данном случае?

 

Ситуация 2.

Вы стоите в большой очереди в магазине. Пожилой человек хочет пройти без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять. Как вы поступите?

 

Ситуация 3.

Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили  неподвижно лежащего человека. Ваши товарищи решают, предлагают просто не обращать на него  внимания.

Как вы поступите?

-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?

- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?

Чуткость,  отзывчивость,  сочувствие, сострадание, милосердие,  бескорыстие, любовь к близким,  любовь к Родине,  терпимость,  великодушие, гуманность.

Запишите, как вы понимаете, что значит доброта в мыслях, словах , делах ?

1 группа:    ДОБРОТА в мыслях -  это …………

2 группа:    ДОБРОТА в словах – это……………..

3 группа:    ДОБРОТА в делах – это……………….

Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.

Напишите в кружках, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки.

Прочитайте.

 

 

 

 

-Почему стрелки направлены в обе стороны? ….

 

Вывод: Доброта порождает доброту.

 

 

 

Давайте пошлем частичку доброты нашим гостям, добрую мысль или чувство, пусть они ощутят тепло нашей души.

(Чтение стихов о доброте)

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

Е.Михайличенко

ДОБРОТА

Ценней всего на свете Доброта,

Она сияет добрыми глазами,

Невидима, но яркими лучами

Согреет и откликнется душа.

Меняет свою цену красота,

От времени тускнеет, будто стразы,

Но только, как блестящие алмазы,

Желанный лучик, светит Доброта.

Нет ничего прекрасней красоты,

Она достойна всяческих похвал,

Но только тот, кто Доброту познал,

Поклонится ей низко до земли.                                  

 

 

 

Тест к классному часу «Доброта спасет наш мир»

 

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или  родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  10. Если ты уверен в  своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в  твои обязанности?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?
  13.  

Подведём итог нашего разговора

1.По отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту?

(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).

Продолжите предложение:

-Я сегодня узнал, что…

-Я подумал о…

-Я понял, что…

Завершить  наш классный час мне бы хотелось вручением всем присутствующим небольших сувениров-закладок и исполнением песни.

Песня о доброте

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

 Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

 Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

 Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

 

 ПРИПЕВ:

 Весной зашумит вода,

 Зимой запоют ветра.

 Давайте, Друзья, всегда

 Друг другу желать Добра!

 

 Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

 Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

 И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

 И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

 

 Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

 И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.

 Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

 Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доброта спасет наш мир"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Доброта спасет наш мир».

Цель: Становление нравственно-зрелой личности.

 

Задачи:

1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий:     доброта, отзывчивость, сострадание.

2. Воспитывать нравственные чувства.

3. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки.

Оборудование:проектор, экран, карточки с ситуациями, тест

Прилагаемые медиаматериалы: песня о доброте  

 

Учитель:

Мы с вами живем в очень сложное и трудное время во всех отношениях. Все твердят вокруг, что нужно спасать мир, надо что-то делать, чтобы людям стало жить лучше, легче. Послушайте притчу -  небольшую историю, содержащую житейскую ситуацию.

 

 «Корабль, на котором мы плыли, причалил к маленькому островку. Пока его разгружали, я сошел на берег и очутился в небольшом уютном городке. Чистенькие домики утопали в цветах и зелени. Из окружавших их садов доносилось пение птиц. Жители, которых я встретил на улицах, дружески приветствовали меня, словно давние знакомые.

 

Я остановился перед домом, где собрались самые достойные и уважаемые люди из числа живущих здесь. Увидев меня, они прервали беседу, и один старик вышел, чтобы пригласить меня зайти к ним. Я сразу же почувствовал, что нахожусь среди людей, которые довольны своей судьбой. Старик понял мои мысли и сказал:

 

— Вы можете добавить к этому, что мы счастливы. Мы уже давным-давно живем здесь, и нами правит государыня, которой мы все не перестаем восхищаться и которой обязаны тем, что радость наполняет наши души. Она научила нас быть довольными своей судьбой и доброжелательно относиться к каждому человеку. Как же можно было не любить ее! Она заставила забыть зависть, которая существовала между нами, дала нам понять, что богатство заключается в нас самих и любовь — источник, откуда берут начало радости, которые приносят счастье. Мы счастливы, не думая приобрести то, чего у нас нет. Зависть не рождается между нами. Вы не найдете здесь ни мнимых ценностей и удовольствий, ни желания господствовать над другими.

 

— И каково же имя вашей государыни? — спросил я.

— Доброта! — отвечал с улыбкой старик».

Сегодня на классном часе мы  поговорим о ДОБРОТЕ, что спряталась на донышке души.

Какой смысл имеет  слово ДОБРОТА в различных толковых словарях?

 

Рассказывают учащиеся

В словаре Ожегова « Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро»…

 

Что великие люди говорили о доброте?

Рассказывают учащиеся

Великие люди способны на великую доброту. Мигель де Сервантес

 

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Дэвид Торо

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

 

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Фрэнсис Бэкон

 

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Генри Дэвид Торо

 

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Николаевич Толстой

 

Доброта — качество, излишек которого не вредит. Джон Голсуорси

 

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго

 

Против всего можно устоять, но не против доброты. Жан-Жак Руссо

 

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Ральф Уолдо Эмерсон

 

Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта.

Руставели Ш.

Народные пословицы

(говорят учащиеся)

Слова великих людей, народная мудрость говорят о том, что доброту человек открывает для себя через сердце.  Самое главное видеть доброту в себе и дарить её окружающим. Без всяких условий. Даже в повседневных вещах, событиях. Тогда вы смело можете сказать, что вы добрый человек. Ведь доброта – это прежде всего любовь к окружающему миру, к себе. Добрый человек всегда прекрасен. Он как бы светится изнутри. С ним всегда хочется общаться. Счастье и благополучие в жизни каждого человека во многом зависят от его способности созидать добрые мысли и дела. Доброе начало каждого человека безмерно и не имеет возраста, поэтому добрый поступок любого человека - всегда пример для окружающих.

 

- Кто самый близкий для нас человек? ….

- Всегда ли мы внимательны к самым родным людям?

- Я хочу, чтобы вы прослушали отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», в котором говорится о жизненной ситуации, встречающейся в наше время, к сожалению, довольно часто.

(Читает уч-ся)

 (презентация по рассказу, во время  показа – чтение)

 

К.Паустовский.  Телеграмма

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

    Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

 

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

    Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником. Дом был находился под охраной областного музея. Но что будет с этим: домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. Изредка заходил сторож при пожарном сарае — Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберег на всю жизнь. Глядя на его картины он громко вздыхал: - Работа натуральная! Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал: - Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет? Катерина Петровна молчала. Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Haсте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана. Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. Настя работала секретарем в Союзе художников. Работы было много. Устройство выставок, конкурсов — все это проходило через её руки. В дверях появилась курьерша Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней и Даша подала ей телеграмму. Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла: "Катя помирает. Тихон" "Какая Катя? — растерянно подумала Настя. — Какой Тихон? Должно быть, это не мне". Она посмотрела на адрес — нет, телеграмма была ей. "Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее мамино письмо. — Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. "Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила". Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог. Она опоздала. Билетов уже не было. Настя стояла около кассы, губы у нее дрожали, ока не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова она расплачется навзрыд. Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко. - Что с вами, гражданка? — недовольно спросила она. - Ничего, — ответила Настя, — У меня мама… Настя повернулась и быстро пошла к в ыходу. - Куда вы? — крикнула кассирша. — Сразу надо было сказать. Подождите минутку. В тот же вечер Настя уехала.

 

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смерзлась комками — и холодную, темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет. Уехала Настя из деревни крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чем на расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее неисправимой вины, невыносимой тяжести.

1946г.

- Какой вы представляете себе Катерину Петровну?

 (Старая, больная, очень одинокая, не живет, а доживает свой век)

- Какие мысли, чувства владели Катериной Петровной?

(Воспоминания о молодости и мысли о дочери:  сделать так, как лучше Насте, не надоедать, раз дочери не до неё, не мешать её счастью, не напоминать о себе – писала редко).

- Укоряет ли Катерина Петровна дочь, хотя бы в душе?

(Нет, она её оправдывает, понимает, заранее прощает)

- Можем ли мы оправдать Настю? Почему?

- Как бы вы поступили на её месте?

 

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

Лишь только будет повторять:

Не простудись, сегодня ветер.

Легче всего обидеть мать.

 

- Одиночество – это самое страшное наказание от родных людей. Становясь взрослыми, не забывайте о тех, для кого нет вас ближе. Пишите, звоните, приезжайте.

«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

 

                                                                                                                   Сократ

Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия.  Как вы бы поступили в данной ситуации?

 

Ситуация 1.

Ваша одноклассница тяжело заболела. Она пропустила несколько дней. На следующем уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя  освободить её от контрольной. Каковы ваши действия в данном случае?

 

Ситуация 2.

Вы стоите в большой очереди в магазине. Пожилой человек хочет пройти без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять. Как вы поступите?

 

Ситуация 3.

Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили  неподвижно лежащего человека. Ваши товарищи решают, предлагают просто не обращать на него  внимания.

Как вы поступите?

-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?

- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?

Чуткость,  отзывчивость,  сочувствие, сострадание, милосердие,  бескорыстие, любовь к близким,  любовь к Родине,  терпимость,  великодушие, гуманность.

Запишите, как вы понимаете, что значит доброта в мыслях, словах , делах ?

1 группа:    ДОБРОТА в мыслях -  это …………

2 группа:    ДОБРОТА в словах – это……………..

3 группа:    ДОБРОТА в делах – это……………….

Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.

Напишите в кружках, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки.

Прочитайте.

 

 

 

 

-Почему стрелки направлены в обе стороны? ….

 

Вывод: Доброта порождает доброту.

 

 

 

Давайте пошлем частичку доброты нашим гостям, добрую мысль или чувство, пусть они ощутят тепло нашей души.

(Чтение стихов о доброте)

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

Е.Михайличенко

ДОБРОТА

Ценней всего на свете Доброта,

Она сияет добрыми глазами,

Невидима, но яркими лучами

Согреет и откликнется душа.

Меняет свою цену красота,

От времени тускнеет, будто стразы,

Но только, как блестящие алмазы,

Желанный лучик, светит Доброта.

Нет ничего прекрасней красоты,

Она достойна всяческих похвал,

Но только тот, кто Доброту познал,

Поклонится ей низко до земли.                                  

 

 

 

Тест к классному часу «Доброта спасет наш мир»

 

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или  родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  10. Если ты уверен в  своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в  твои обязанности?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?
  13.  

Подведём итог нашего разговора

1.По отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту?

(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).

Продолжите предложение:

-Я сегодня узнал, что…

-Я подумал о…

-Я понял, что…

Завершить  наш классный час мне бы хотелось вручением всем присутствующим небольших сувениров-закладок и исполнением песни.

Песня о доброте

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

 Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

 Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

 Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

 

 ПРИПЕВ:

 Весной зашумит вода,

 Зимой запоют ветра.

 Давайте, Друзья, всегда

 Друг другу желать Добра!

 

 Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

 Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

 И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

 И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

 

 Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

 И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.

 Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

 Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 479
    • DOCX 76.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайнуллина Роза Фатхинуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайнуллина Роза Фатхинуровна
    Зайнуллина Роза Фатхинуровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 14076
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек