Непосредственно образовательная
деятельность
По познавательному развитию в
подготовительной группе
«Для чего нужны человеку нитки, ткани
и одежда»
Цель: Познакомить детей со
свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об
истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и
настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о разнообразии
видов одежды, необходимости создания человеком одежды. Воспитывать желание
научиться шить простые швы.
Материалы: швейная машинка
(игрушечная), виды швейных игл, виды ниток, коллекция тканей, набор
демонстрационного материала по теме «Одежда», схема от нитки до одежды.
Предварительная
работа:
чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Чудо дерево», песенка английская
«Курица», Г.Х.Андерсен «Новый наряд короля», «Дикие лебеди», рассматривание
журналов одежды, рассматривание энциклопедий: «Волшебный стежок», «Шитьё и
рукоделие», «Как красиво шить», «Рукоделие для детей», заучивание поговорок и
пословиц по теме одежда.
Ход занятия:
Воспитатель:-
Дети, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные! Скажите, что вы
чувствуете, когда на вас надеты красивые платья и нарядные рубашки, модные
брюки и красивые куртки? (ответы детей)
- Из
чего сделана ваша одежда? ( Из ткани.)
-
Посмотрите, ребята, на коллекцию тканей.
(Воспитатель
приглашает детей к столу, где представлены образцы различных тканей. Дети рассматривают
ткани, исследуют руками на ощупь.)
-
Расскажите, какие ткани вам понравились.
Дети
рассказывают, какая ткань по цвету, по структуре, толстая или тонкая, мягкая
или жесткая, прозрачная или плотная и т.д.
-
Ребята, а кто вам сшил вашу одежду? (ответы детей)
-
Кому-то платье сшила мама, брюки сшила бабушка, а кому-то купили в магазине
готовую одежду. Люди, которые умеют шить, называются портными. Про портниху
можно сказать так: - Целый день сегодня шью, я одела всю семью. И про портного,
тоже есть пословица – У портного и локоток на отлёте. ( Объясняет смысл
пословицы).
- А
кто дома вместе с мамами или бабушками шьют куклам одежду, их тоже можно
назвать портнихами. Пусть вы только учитесь шить с помощью иголки и нитки, но
когда подрастете, в школе у вас будет урок труда, где девочки научаться шить на
швейной машинке. - А как вы думаете, где можно купить ткань? (ответы детей?)
-
Правильно, в магазине. Сейчас в магазине большой выбор, ткани есть на любой
вкус. У каждой ткани свое назначение. Подходите пожалуйста к столу. (Дети
подходят, и воспитатель знакомит их с названиями тканей, показывает коллекцию
тканей. Посмотрите какие разные ткани: шерсть, драп, сукно, ситец, шелк, сатин,
кружевница, трикотаж, букле, капрон, парча и т.д.)
-
Давайте подумаем и отберем те ткани, которые пригодятся для пошива одежды к
осеннему и зимнему сезону. (Дети выполняют задание.)
- А
теперь отберите те ткани, которые вы носили летом и из этих тканей удобно шить
летнюю одежду. (Дети выполняют задание.)
Дидактическая
игра «Подбери ткань к одежде»
-
Много людей трудится, чтобы волокно превратилось в пряжу, пряжа в ткань, ткань
в одежду.
Человек
для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно перечислить
все, но давайте попробуем. (Дети перечисляют одежду которую знают: пальто,
шуба, куртка, ветровка, комбинезон, платье, сарафан, юбка, блузка, майка,
кофта, свитер, пиджак, брюки, бриджи, лосины, спортивный костюм, шорты, плащ,
жилетка, бальное платье шарф, косынка, платок, панамка, шляпа, шапка, кепка,
носки, колготки, чулки, майка, трусы и т.д. Молодцы ребята, назвали очень много
одежды.
Ребята,
а теперь подумайте, а ткани нужны только для того, чтобы шить одежду? Где еще
используются ткани? ( На окнах – шторы, на кровати – постельное белье, вытирать
руки – полотенца, на столах – скатерти, салфетки, в машине – чехлы для кресел,
для мебели – обивка из ткани, парашют – шьют из шелковой ткани, палатки для
туристов – шьют из синтетических и водоотталкивающих тканей и т.д.)
-
Посмотрите внимательно, все ткани разные, но у них есть одно сходство: все они
сделаны из нитей. А теперь посмотрите, какие бывают нити, из которых
изготавливают ткань. А нить сначала скручивают в такие большие бобины, а потом
уже из нескольких бобин на станке ткут ткань. Станок называется – ткатский.
Воспитатель
показывает разные нити из разных тканей, дети рассматривают их, пробуют руками.
Знакомятся с коллекцией ниток, в которой есть нити из хлопка, льна, шелка,
шерсти. Воспитатель отмечает, нити все разные, поэтому и ткани все разные.
Ребята,
хотите узнать, когда появились первые нити, и человек стал делать из них ткани?
Послушайте интересный рассказ. Это было давным-давно, когда на нашей планете
было всегда тепло и люди обходились без одежды. Они связывали из листьев
растений себе повязки и прикрывали свое тело от солнечного зноя и от мелких
насекомых. Но постепенно климат на земле менялся, стало холоднее, и древним
людям пришлось позаботиться о своем теле, чтобы уберечь его от холода и ветра.
Послушайте маленькое стихотворение:
Человек
придумал выход.(ребенок читает.)
Взял
он шкуру, перья птиц
И
создал себе одежду,
Чтоб
от холода спастись.
Но
такая одежда не всегда была удобной. Она была тяжелой, грубой, движения
человека были скованы. Летом в ней было очень жарко. Однажды кто-то из людей
заметил, что растения состоят из тонких нитей, и, если эти нити обработать,
получается волокно, из которого можно прясть пряжу и изготавливать ткань. Люди
стали обматываться тканью. Скоро они заметили, что в такой одежде неудобно жить
и работать. Тогда люди начали из ткани шить. Платья были длинные, до самой
земли. Это тоже было неудобно и постепенно платья стали укорачивать. В них
стало удобно ходить и работать. А чем же люди шили? Ведь иголок и швейных машин
в то время не было. Люди придумали прокалывать шкуры зверей и ткани тонкими
отточенными камнями, рыбьими костями. Тяжелым был этот труд. Затем нитями
соединяли части одежды. Постепенно толстые и грубые иглы из камня и кости,
заменялись, на иглы из железа. А у нас в России люди научились изготавливать
иглы из серебра. Первые стальные иглы к нам завезли арабские купцы. С помощью
стальной иглы люди научились шить не только простую, скромную одежду, но и
красивые наряды с отделкой и вышивкой. Многие мастера швейного дела удивляли
своим искусным трудом людей. Намного легче стало людям, когда изобретатели
придумали швейную машинку. Сейчас почти в каждом доме есть швейная машинка.
Машинки бывают ручные и электрические. На фабриках, в цехах шьют на современных
электрических машинках. Швейные машины умеют делать всё: и пуговицы пришивать,
и обметывать ткань, и вышивку делать. Швейные машины умеют шить любую одежду и
из самой тонюсенькой ткани и из толстого меха и из кожи и из синтетического
материала.
Вот
сколько, много мы сегодня узнали, вам понравилось? А теперь ребята посмотрите,
какие швы вы можете сделать уже в пять лет, конечно, если захотите научиться.
Воспитатель показывает образцы простых швов. (Дети рассматривают изделия.)
Воспитатель подводит итог и благодарит детей за работу и хорошее поведение.
Практическая часть.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.