Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3 с
углубленным изучением отдельных предметов"
г. Нефтекумск
Конспект урока
по физике в 9 классе
по теме
"Второй закон Ньютона"
Автор:
учитель физики
высшей категории-
Запорожцева Татьяна Александровна
(тел. 89624375363
Е-mail: zaporozhceva.80@mail.ru)
«Второй закон Ньютона» - урок изучения нового
материала, на основе ранее изученного материала. Целью урока является создание условий для
включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний по установлению зависимости
между ускорением и равнодействующей сил, действующих на данное тело согласно
логике познания, выраженной в принципе цикличности. Знакомство с материалом
осуществляется через постановку проблемы. Новый закон строится в виде модели:
формула, следствия, применение. На уроке происходит закрепление и проверка
нового материала с помощью задач и теста, а в конце - проводится рефлексия.
Тема: Второй
закон Ньютона
Тип урока: усвоение новых знаний
Необходимое
оборудование и материалы для дистанционного урока: интерактивное оборудование, компьютерная презентация,
карточки с заданиями.
Требования к уровню
ИКТ компетентности обучающихся: умение
пользоваться скайпом.
Цель урока: Создать условия для включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний
по установлению зависимости между ускорением и равнодействующей сил,
действующих на данное тело согласно логике познания, выраженной в принципе
цикличности.
Задачи урока:
Образовательная - сформировать представления об основном
законе "Динамики", помочь учащимся осмыслить практическую значимость,
полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая
- создать условия для развития
исследовательских и творческих навыков;
- установить причинно-следственные связи
между ускорением и
а) равнодействующей
сил
б) массой тела в ходе практической работы.
Воспитательная
- способствовать пониманию развития,
познания мира, взаимосвязи процессов, понятий и явлений через описание
реальных ситуаций;
- способствовать формированию культуры
межличностного общения на примере умения слушать друг друга, высказывать
свою точку зрения.
Учебно-методическое
обеспечение: А.В.Перышкин,
Е.М.Гутник «Физика. 9 класс»
Время реализации
занятия: 40 мин
Примерная структура дистанционного урока
№
|
Название модуля
|
Дидактические функции
|
Деятельность учеников
|
Время
|
1
|
Эпиграфы к уроку
|
Знакомство с темой
и целью урока
|
Диалог с учителем,
размышления, выдвижение гипотез
|
2 мин
|
2.
|
Отбор фактов
|
Постановка проблемы
урока
|
Осмысление
эксперимента, вывод из него
|
3 мин
|
3.
|
Осознание и
осмысление учебного материала
|
Знакомство с новым
материалом
|
Достижение цели
урока
|
15 мин
|
3.1
|
Построение модели
|
Знакомство с новым
материалом
|
Получение формулы
второго закона Ньютона
|
5 мин
|
3.2
|
Следствия модели
|
Знакомство с новым
материалом
|
Выяснение следствий
закона
|
5 мин
|
3.3
|
Построение,
эксперимент
|
Знакомство с новым
материалом
|
Применение закона в
жизни, литературе, на практике
|
5 мин
|
4.
|
Отработка нового
материала
|
Закрепление
приобретенных знаний
|
Решение задач на
второй закон Ньютона
|
8 мин
|
5.
|
Домашнее задание
|
|
Запись и разбор
домашнего задания
|
2 мин
|
6.
|
Выполнение теста
достижений
|
Проверка знаний,
умений, навыков
|
Выполнение теста
как закрепление нового материала
|
7 мин
|
7.
|
Рефлексия
|
Подведение итогов
|
|
3 мин
|
Методы:
·
репродуктивный,
·
частично-поисковый.
Ход занятия.
1.Эпиграфы
к уроку: (на экране)
- "Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше".
- "Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь
мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем
другие: но океан неизвестного лежит передо мной". (И. Ньютон)
Учитель: Как ты
думаешь, каков смысл данных слов, что хотел ими сказать учёный? (ученик
выдвигает свои мысли).
Учитель: К эпиграфу в
конце урока мы с тобой вернёмся, и, надеюсь, поймём смысл этих слов.
- По мнению Ньютона, законы были открыты
"играючи". Просто необходимо было более внимательно отнестись к
окружающему миру, полному неизведанного. Нужно уметь не только смотреть, но и
видеть, замечать.
Учитель: У меня к тебе
возник вопрос: "Как связаны между собой падение камня на Землю,
басня И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак" и транспортная авария?"
- Хотелось бы тебе
узнать ответ?
- Изучая
равноускоренное движение тел, мы отвечали на вопрос "как"? Мы
описывали это движение с помощью формул, графиков. Но мы с тобой не задавались
вопросом "почему"? Почему так, а не иначе движется тело, т.е. что
является причиной возникновения ускорения.
Из курса физики 7
класса тебе известно, что тело меняет скорость, если на него действуют другие
тела с некоторой силой.
Приведи примеры: (3-4
примера из жизни)
- Возникает
закономерный вопрос: А связаны ли каким-либо образом ускорение тела с
действующей на него силой?"
Цель урока: Установить зависимость ускорения от других
известных нам физических величин.
Первичное
усвоение материала.
2.Отбор
фактов. Из жизненного
опыта предположи, от чего зависит ускорение тела? (изменение скорости).
Ученик: - от силы,
действующей на тело
- от массы тела
- от рода поверхности и т.д.
(все варианты
записываются в тетради)
- Проведём
экспериментальное исследование. (через скайп ученик наблюдает за экспериментом)
1.Поставим тележку на
гладкую поверхность. Несильно толкнем её рукой. Отметим расстояние, которое
пройдёт тележка.
2.На пути движения
тележки насыплем немного песка. Стараясь не менять силу действия, повторим
опыт. Отметим расстояние, которое пройдёт тележка.
3.На пути движения
тележки насыплем весь песок. Не меняя силу действия, повторимопыт.
- Сделай
соответствующие выводы.
- Подготовь
выступление по выполненному эксперименту: прокомментируй опыт, сформулируй
вывод по наблюдаемым фактам и вопрос-проблему по наблюдаемому явлению.
3. Осознание и
осмысление учебного материала.
3.1Построение
модели.
Учитель: Мы получили,
что ускорение прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно
пропорционально массе тела?
a
= F/m
- Скажи, в этой
формуле, формулировке ничто тебя не смущает? А одна ли сила действует на тело?
На тело, как правило, в природе действует несколько сил.
Например, на движущийся
автомобиль, какие силы действуют?
(рисунок на
интерактивной доске, дорисовать силы)
- Как быть? Зависимость
не верна? Или верна только для одной силы?
Ученик: Для нескольких
сил вводится понятие равнодействующей сил.
- Сила, которая
производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих
сил, называется равнодействующей этих сил.
Учитель: Как найти
равнодействующую сил?
Ученик: Путём геометрического
сложения векторов.
(рисунки на
интерактивной доске)
Учитель: Значит
зависимость, которую мы установили верна, только в формуле a=F/m будем понимать
под F равнодействующую всех сил: F=F1+F2+:+Fn.
- Опыты, которые мы
представили можно провести со множеством других тел различных масс. Совершенно
другие опыты подтверждают выведенные закономерности.
- Это дало И. Ньютону
основание в 1687 г. утверждать, что ускорение тела прямо пропорционально
равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Это ещё один закон "Динамики". Законы "Динамики" составили
фундамент классической механики, и были сформулированы Ньютоном в книге
"Математические начала натуральной философии".(портрет Ньютона на
экране)
(Закон выписывается на
доску в векторном, проекционном, модульном виде)
- Так как бы ты
сформулировал общую тему урока?
Ученик: "2-й закон
Ньютона".
Учитель: Вспомни цель
урока, достигли ли мы её?
3.2Следствия
из модели
- На все ли
вопросы-проблемы мы с вами ответили?
1* Каковы границы применимости
2-го закона Ньютона?
- макроскопическое тело;
- модель - материальная точка;
- инерциальная система отсчёта.
Поэтому 1-й закон
Ньютона определяет область применения 2-го закона.
2* Причина ускорения -
сила. Отсюда следует, что векторы ускорения и силы всегда сонаправлены.
Учитель: А как
направлены векторы силы и скорости?
Ученики: - сонаправлены
(прямолинейное равноускоренное движение);
- противоположно
направлены (прямолинейное равнозамедленное движение);
- под углом (движение
по окружности).
3*
3.3Применение,
эксперимент
Учитель: А есть ли
практические применения 2-го закона Ньютона?
- Послушаем басню И.А.
Крылова "Лебедь, щука и рак".
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
- Скажи, на воз
действуют силы? Можно найти для этих сил равнодействующую? Но сила - это
причина ускорения. Значит, воз должен двигаться. Но Крылов утверждает "Воз
и ныне там", т.е. он покоится.
- Как быть? Кто не
прав: Крылов или Ньютон, или есть какое-либо другое объяснение.
- Ученик высказывает
свое мнение. Равнодействующая всех сил в этом случае равна нулю.
a = F/m
- Если F=0, значит a =
0, а значит, тело покоится, либо движется равномерно и прямолинейно (1 закон
Ньютона)
- Приведи пример
действия сил, когда тело покоится или движется равномерно (перетягивание
каната, равномерное движение парашютиста).
4. Отработка нового
материала.
1)
Зная формулы
равноускорённого движения и второй закон Ньютона:
t = V/at –
время торможения автомобиля до полной остановки,
a = F/m,
значит t = V/Fm, объясните, почему опасно перебегать дорогу
перед близко идущим транспортом.
2) Определите с помощью графиков, у какого тела масса
больше
m2 >m1
3)В поезде на гладком столе покоится шарик. После
того, как поезд тронулся с места, шарик покатился. Не противоречит ли это в
двух законах Ньютона? Ответ обоснуйте (Шарик начал двигаться в неинерциальной
системе отчёта, а второй закон Ньютона выполняется в инерциальных)
- После обсуждения
возвращаемся к проблемному вопросу.
"Как связаны между
собой падение камня на Землю, басня И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак"
и транспортная авария?"
(Все явления объясняет
второй закон Ньютона).
5. Домашнее задание
1. Параграф 11 учебника
2. Осмыслить конспект и ответить на вопросы
Краткий конспект урока «Второй закон Ньютона»
Факты
|
Движение тела
(материальной точки) в инерциальной системе отсчёта под действием других тел.
- чем больше сила,
действующая на тело, тем больше ускорение;
- чем больше масса
тела, тем меньше ускорение.
|
Модель
|
_ _
a~F _
_ _ _ _ _
_ a
=F/m, F=F1+F2+…+Fn
a~1/m
|
Следствия
|
1. 2-й закон
Ньютона применим:
1) в
инерциальных системах отсчёта,
2) для
описания движения со скоростями, много меньше скорости распространения
света в вакууме,
3) для
материальной точки.
2. Векторы ускорения
и силысонаправлены.
3. Для решения
задач 2-й закон Ньютона часто применяют в виде
F=ma
|
Контрольные
вопросы
1.Может
ли материальная точка находиться в покое, если к ней приложена сила?
2.Верно
ли утверждение: тело движется туда, куда направлена сила?
3.Можно
ли утверждать, что сила является причиной изменения скорости тела?
4.Почему
нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же
автомобиль без груза?
5. Заполнить таблицу
"Законы Ньютона"
Законы
план
|
1-й закон
|
2-й закон
|
3-й закон
|
1.Математическая
запись закона
|
|
|
|
2.Название и
единицы измерения физических величин в законе
|
|
|
|
3.Примеры
применения закона на практике
|
Равномерное
прямолинейное движение шайбы по льду.
|
|
|
4.Границы
применимости
|
1.инерциальные
системы отсчёта
2.материальная
точка
|
|
|
5.Формулировка
закона
|
Стр. 41 учебника
|
|
|
6. Выполнение теста
достижений (через скайп
учитель проверяет правильность выполнения теста)
1. В какой системе отсчёта выполняется 2-ой
закон Ньютона?
А) инерциальной Б)
неинерциальной В) в инерциальной и неинерциальной
Г) нет верного ответа
2. Математическая запись второго закона Ньютона
выглядит так:
_ _ _ _ _
_ _ _
А) m=a
F Б) F=a/m В) a=F/m
Г) F1=-F2
3.Что является причиной, а что следствием во 2-м законе
Ньютона?
А) ускорение сила
Б) масса ускорение
В) действие ускорение
Г) сила ускорение
4. Какие величины всегда совпадают по направлению?
А) сила и скорость Б) ускорение и
скорость
В) сила и ускорение Г) длина и
скорость
5. Действия, каких сил компенсируются в басне И.А.
Крылова «Лебедь, рак и щука»?
А) Лебедя, щуки и рака Б)
Лебедя и щуки
В) Притяжения Земли и упругости дороги
Г) нет верного ответа
6. На мяч, движущийся со скоростью V,
действует несколько сил, их равнодействующая R изображена на рисунке.
V
R
Какой вектор
указывает направление вектора ускорения?
А) Б) В)
Г)
7. Рефлексия
- Мы с тобой прошли за
1 урок длинный путь познания человечества.
- Что было изучено на
уроке? Какая была основная цель? Достигли ли мы её? На все ли вопросы мы
получили ответы?
- А теперь вернёмся к
эпиграфу.
- Вокруг нас происходят
самые разнообразные движения: течёт вода в реках, низвергаются водопады,
проносятся над Землёй ветры и ураганы, мчатся по дорогам автомобили, плавают
корабли по морям, летают в воздухе самолёты, в космическом пространстве
движутся галактики, звёзды, планеты и созданные человеком космические корабли.
Эти движения и тела, которые их совершают, не похожи одно на другое.
Различаются и силы, действующие на них. Но для всех этих движений, тел и сил в
равной мере справедливы законы Ньютона.
- Механика Ньютона была
первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно
описывающей целый обширный класс явлений - движения тел. Недаром один из
современников Ньютона выразил своё восхищение этой теорией в стихотворении,
которое я привожу в вольном переложении С.Я. Маршака:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
- Если известны силы,
приложенные к телу, можно найти ускорение тела в любой точке траектории в любой
момент времени.
- И.Ньютон был признан
при жизни, его авторитет был непререкаем. Однако это было не всегда так.
- Биографы Ньютона
рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот
однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная
месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне
способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного
джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того
счастливого для науки эпизода начался процесс превращения скромного английского
школьника в великого учёного.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.