Дистанционное Обучение: Проблемы и Перспективы
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Введение
ДО стало насущной
необходимостью, сформировавшейся под действием абсолютно конкретных процессов,
в том числе: углубление финансового упадка, спад производства, подъем
безработицы, трудности сокращающейся армии, конверсия, заметная утрата позиций
обычных форм образования.
Под дистанционным
образованием понимается
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с
помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Высокая эффективность ДО в
XX веке связана с внесением в ДО деятельной методологии и интенсивных методов
обучения. Многие специалисты полагают, что в сочетании с современными приемами
передачи информации на расстояние (электронные конспекты, спутниковое телевидение,
телекоммуникации, радио и т.п.), а также с учетом кооперации усилий разных
государств, ДО станет в XXI веке ведущей формой образования, по крайней мере,
для взрослого населения.
Организационные
формы ДО
В основе развития
удаленного обучения лежит принцип разделения учебного заведения и обучающегося
по двум направлениям:
• асинхронное
обучение (удаленный "ученик", оснащенный пакетом
информационных
средств, накапливает знания, навыки, умения, а учебное заведение периодически
контролирует количество и качество их усвоения; по этой форме, например, в
России широко распространено заочное обучение в высшей школе);
• синхронное
обучение (дистанционное обучение в современном понимании; удаленный
"класс", группа, реже отдельный ученик в синхронном взаимодействии с
тьютором, удаленной информационной базой, тестирующим устройством и т.п.).
Несмотря на
принципиальное различие асинхронное и синхронное обучение взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Новые технологии
ДО определили и современные организационные формы его осуществления.
В мировой практике
возникли и возымели бурное становление учебные заведения новейшего вида
(общенационального масштаба, по западной терминологии - мега-университеты, в
каких лишь число учащихся, рассчитывающих на сертификат высочайшего образования,
исчисляется сотнями тысяч).
Активизировались в
направлении ДО такие известные российские вузы как МГУ, Московский
энергетический университет, МЭСИ, Российский университет Дружбы народов и
многие другие.
В процессе
активизации дистанционного образования вузы создают различные структуры ДО на
обширной территории России (филиалы, отделения, учебные центры, опорные
пункты), привлекают отдельных лиц в качестве провайдеров. Например, Московский
гуманитарный университет развернул широкую сеть филиалов в субъектах РФ .
Технологии ДО
ДО позволяет
решить проблему передачи добытых человечеством интеллектуальных и духовных
ценностей путем погружения обучаемого в открытую образовательную среду
(обучение в идеале будет достигаться всей мощью средств масс- медиа). Роль
учителя - сведется при этом к роли путеводителя в море знаний, упакованных
в информационной среде, к роли консультанта, интерпретатора этих знаний. Для
достижения такого уровня ДО потребуется комплекс технологий:
- обучение по
учебно-методическим комплектам и заданиям (кейс-технология с использованием
печатных материалов и электронных носителей);
- кейсо-тьюторская
классическая модель ДО с учетом профессионально подготовленных преподавателей
(тьюторов) в периферийных центрах;
- телекоммуникационная
модель в режиме off-line (в том
числе с параллельным использованием кейс-технологии), основанной на почтовых e-mail протоколах
(РОРЗ и IMAP4) с
поддержкой ведущих образовательных учреждений края через телекоммуникационные
узлы. Данная модель предполагает ведение архива, тестирующей системы, базы
данных, библиотеки и диспетчеризации почты; телекоммуникационная
модель в режиме
on-line (с
параллельным использованием кейс-технологии), основанная на протоколах http, ftp, gopher и др.,
позволяющих организовать интерактивные технологии обучения;
- поддержка
информационной среды по теле- и радиоканалам и др.
Вывод
Дистанционное
образование (ДО) как особенный вид доступа к образовательным и информационным
средствам исторически восходит к древним временам и по собственной сущности
интернационально.
Наивысшие итоги
(прежде всего по качеству преподавания) в системе ДО имеют все шансы быть
достигнуты только при существе образовательной среды обеспечивающей
разносторонний доступ обучаемого к крупным интеллектуальным ресурсам.
Потому в среде ДО
оправданно соединение усилий учебных заведений публичных организаций и органов
власти региона, страны, мира для формирования единичного крупного
образовательного пространства.
Конкретно на
маршрутах такового подхода имеют все шансы быть реализованы с самым большим
результатом плюсы ДО взрослого народонаселения: свобода выбора места, времени и
темпа, гибкость в проектах и содержании преподавания; его практичность;
достойный уровень при экономии финансовых и временных ресурсов.
Литература:
1. www.dist-edu.ru
2. www.hse.ru
3. http://ito.bitpro.ru
4. www.ui.usm.ru
5. http://biro.ufanet.ru
6. http://kampi.kcr.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.