Главная / Директору-завучу / Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Исакова И. В., Томилова С. Б., Шалыгина Н. Е.

МБОУ СОШ № 32 г. Белово


Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы


Одним из актуальных направлений деятельности нашего общеобразовательного учреждения является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для всех категорий обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которой помимо усвоения общих образовательных задач, присущих каждому ребенку, необходимо удовлетворить и специальные образовательные потребности в соответствии с имеющимися у них нарушениями развития.

Это направление нашло отражение в программе инновационной деятельности «Развитие здоровьесберегающей школьной инфраструктуры» на период с 2012 по 2015 годы, результатом реализации которой будет являться сформированная информационная среда, обеспечивающая эффективное применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации программы возникла необходимость решения приоритетных задач:

- подготовить педагогические кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- организовать дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создать без барьерную образовательную среду.

Реализация программы предполагает три этапа: подготовительный, внедренческий и обобщающе-аналитический.

Сегодня мы реализуем мероприятия внедренческого этапа. В нашем образовательном учреждении сформирована нормативная база для реализации дистанционного обучения, разработано программно-методическое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения, подготовлены педагогические кадры и оборудован кабинет дистанционного обучения.

Сегодня мы единственная школа в городе, реализующая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив школы работает над решением проблемы создания в своем образовательном учреждении организационно-педагогических, социально-психологических и материально-технических условий для таких детей с учетом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных возможностей.

Для решения проблемы создания безбарьерной среды в школе реализуется одно из перспективных направлений инклюзивного обучения - применение дистанционных образовательных технологий. Разработан проект дистанционного обучения детей - инвалидов. Группу проекта составляют дети – инвалиды, обучающиеся индивидуально на дому по общеобразовательным программам общего образования, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером. Осуществляют обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 9 педагогов. Занятия по индивидуальной программе на дому осуществляются с 8 детьми из разных школ.

Рассмотрим более подробно содержание работы по реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которому мы приступили с 01. 09. 2012г.,

Остановимся на основных направлениях деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов и его перспективах.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Для реализации дистанционного обучения были разработаны локальные акты ОУ: устав образовательного учреждения (с изменениями), положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому, положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нормативно-правовую базу ОУ составляют:

- Приказ о внедрении дистанционного обучения в ОУ (издается 1 раз в год).

- Приказ о начале образовательного процесса для обучающихся детей – инвалидов с использованием дистанционных технологий (издается 1 раз в год).

- Составление должностных инструкций учителей по дистанционному обучению.

- Формирование списков детей – инвалидов, учителей, которые будут осуществлять процесс обучения.

- Сводный учебный план I, II, III ступени обучения с использованием дистанционных технологий.

-Акты жилищных условий обучающихся.

-Формирование личных дел обучающихся (заявление от родителей, 4-х сторонний договор по организации обучения ребёнка с ОВЗ на дому, справки об инвалидности, справка о том, что рекомендовано дистанционное обучение, свидетельство о рождении).

-План мероприятий по введению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (первый год работы).

-Инструкция для педагогов, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий (общие рекомендации к рабочему месту педагога, особенности разработки структуры дистанционного урока, алгоритм разработки дистанционного урока, алгоритм проведения дистанционного урока).

Обязательным условием реализации дистанционного обучения является создание школьного сайта, на котором размещена вся нормативно-правовая документация.

Основными принципами организации дистанционного обучения детей-инвалидов являются:

- добровольность участия детей-инвалидов в проекте;

- обеспечение их конституционных прав на получение общедоступного качественного общего  и дополнительного образования;

- обеспечение условий детям-инвалидам для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте;

 - адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.

Кемеровским центром дистанционного обучения была осуществлена поставка комплектов оборудования для дистанционного обучения, проведён Интернет.

Цель работы: обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий по образовательным программам начального, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования.

Задачи

  1. Расширить доступ к учебным материалам и методическим ресурсам детей с ОВЗ.

  2. Способствовать повышению комфортности обучения.

  3. Расширить возможности для развития умственных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.


В условиях нашего образовательного учреждения используются неинтерактивные, средства компьютерного обучения.

Учебный материал доставляется обучающимся посредством таких программ как: e-mail, Skype, MailАгент, сервисы среды Google.

На уроках дистанционного обучения используем не только электронные учебные ресурсы, но и традиционные книги, учебники, тетради и т.д.

Педагоги, реализующие ДО детей – инвалидов прошли предварительную техническую и методическую подготовку – это обучение в Центре дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области по теме «Основы работы в системе MAC OS. Основы организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно – образовательной среде».

Двое педагогов из нашей школы прошли курсы повышения квалификации при КемЦДО для педагогов по теме «Дистанционное обучение на основе  «е-КМ-Школы» в  очно – дистанционной форме. Очная часть обучения проходила в течение трех дней. За эти дни педагоги знакомились с Базой Знаний КМ-Школы, конструкторами слайдов, тестов, курсов, проектов, отредактировали личные страницы в «е-КМ-Школе», свое портфолио, стали участниками дистанционных курсов и проектов, опубликованных в «е-КМ-Школе». Во время дистанционной части обучения  участники курсов разработали и  опубликовали в «е-КМ-Школе» свои  дистанционные курсы и проекты, а также пригласили на участие в них школьников и учителей. 

Дистанционное обучение позволяет каждому ребенку заниматься  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины – это позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора, поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы, что необходимо для лучшего освоения учебного материала в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Педагоги, реализующие дистанционное обучение, выбирают разные формы: урок в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио, изучение Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением анимации. Самостоятельная работа по сценарию: поисковая, исследовательская, творческая, индивидуальная проектная работа, тренировочные упражнения, тренинг с использованием специальных обучающих систем. Контрольная работа: тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация.

Учителя создают уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Используют для обучения детей – инвалидов различные сервисы среды Google, которые позволяют выполнять совместную работу учителя и ученика, находясь на расстоянии друг от друга. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а так же контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Таким образом, на учителей накладывается огромная работа по подготовке и проведению дистанционных уроков, которые имеют, как общее, так и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка – один учитель, один ученик.

Для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому разработаны рабочие программы по предмету, индивидуальные  учебные планы, расписание занятий, которое утверждается образовательным учреждением, вносятся необходимые коррективы. Все уроки фиксируются на сайте КемЦДО.

Уроки проводятся в специальном виртуальном учебном кабинете, где у педагогов имеются под рукой принтер, чтобы распечатать материал к уроку, сканер, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.

В школе осуществляется психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения детей с ОВЗ. Направления работы педагога-психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Для повышения профессионализма учителей под руководством педагога – психолога организован постоянно действующий семинар «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья». Работа семинара предусматривает решение следующих задач:

  1. Сформировать представления об особенностях психофизиологического развития детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

  2. Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, исходя из реальных возможностей ОУ.

  3. Сформировать умение проектирования индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной траектории, индивидуально-ориентированной рабочей программы.

Проведены семинарские занятия по темам: «Особенности организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому в технологии дистанционного обучения: нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечения нового образовательного проекта», «Возрастные и индивидуально-типологические психофизиологические особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ», «Составляющие педагогической технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ», «Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников». Результатом работы семинара стали разработанные методические пособия, повышающие компетенции педагогов в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей). Тематика пособий:

- определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды».

- проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях.

- специфика социальной ситуации развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ как важнейшего фактора их психического развития.

- современные подходы к диагностике результатов обучения.

Кроме того, осуществляется взаимодействие с обучающимися, их родителями, что обеспечивает им морально-психологическую поддержку.

Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально-психологическая поддержка. В связи с этим организована работа виртуальной Школы для родителей, имеющих детей с особыми потребностями. Работа Школы обеспечивает их консультативной поддержкой; необходимой полезной практической информацией.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей дистанционного обучения. Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения. Педагог-психолог использует такие методики психодиагностики, которые позволяют выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка.

При организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями учитывается специфика психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Кроме того, учитываются трудности каждого отдельно взятого ребенка, обусловленные недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью. А так же недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Педагоги ДО учитывают возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, оказывают помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории. Способствуют его культурному развитию, социализации, развитию творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Необходимым условием успешного дистанционного обучения детей с ОВЗ является корректировка учебной программы, с учётом умственных и физических особенностей обучающихся, подготовка индивидуального курса обучения. Осуществляется совместная работа учителей, педагога-психолога, администрации, родителей, по организации дистанционного образования таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития.

Реализация направлений деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов позволило добиться определённых результатов. Ребята принимают участие во всероссийских викторинах, проводимых на сайте Центра дистанционного образования Самарской области. Являются активными участниками первого муниципальном дистанционного конкурса «Дистанционный Учитель Белово 2013», где выступают в качестве экспертов. По итогам викторины один ребёнок является победителем, остальные награждены благодарственными письмами.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

Не смотря на имеющиеся очевидные преимущества дистанционного обучения, есть и слабые стороны такого обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Во-первых, это не качественная связь, которая возникает из-за низкой скорости Интернета, предоставляемая РТКОМ Сибирь. Операционная система MAC не до конца освоена педагогами и поэтому возникают некоторые трудности в работе.

Во-вторых, в ходе урока, если возникают какие-либо проблемы у обучающегося, например, ребёнок не знает, как открыть, или принять файл, не может устранить проблемы, возникшие со звуком или видеоизображением, то структура урока нарушается, учитель не может качественно провести занятие, так как приходится терять время на устранение неполадок, объяснений.

В-третьих, при корректировке расписания учителям не всегда удобно ставить в известность администратора вычислительной сети, чтобы изменить им расписание.

В-четвёртых, зная психофизиологические особенности детей и, учитывая специфику при обучении, у учителей возникают трудности при проведении дистанционного урока, так как у детей могут возникать: нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая утомляемость, плаксивость, лабильность настроения.

Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И ориентация образования детей-инвалидов по дистанционной форме обучения – вполне логична и оправдана. ДО помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться в обществе, не чувствовать себя забытыми и изолированными от других людей. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход, некоторая специфика при обучении. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Учитель, реализующий ДО должен обладать такими качествами, как коммуникативная культура, эрудированность, психологическая компетентность, толерантность и эмпатия! Это подтверждает видеоролик, снятый в феврале 2013 года

http://www.school32-belovo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=170&Itemid=39.

Успех реализации дистанционного образования детей – инвалидов напрямую зависит от качества взаимодействия всех  его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц. 



Литература


1. Агаев, В. Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств [Текст] . – М. : МИЭП, 2008. – 200 с.


2. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида [Текст]: / Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2007. – 88 с.


  1. Актуальные вопросы возрастной и педагогической психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько. –Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 87 с.


4. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009. – 291 с.


5. Дистанционное обучение [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 145 с.


6. Ишемгулова, И. Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный ресурс] /И. Г. Ишемгулова. – Режим доступа: //biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc, дата обр. к д-ту 13.05.2012г.


7. Королева, Е. П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный ресурс]/Е.П.Королева.– Режим доступа: //www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml, дата обр. к д-ту 15.03.2012г.


9. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]. – М. : Академия, 2006. – 165 с.


10. Хухлаева, О. О. Психологическое здоровье ребёнка [Текст]: // Справочник педагога-психолога. – 2012. – №12 – С. 26-38.






Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
  • Директору-завучу
Описание:

Одним из актуальных направлений деятельности нашего общеобразовательного учреждения является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для всех категорий обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которой помимо усвоения общих образовательных задач, присущих каждому ребенку, необходимо удовлетворить и специальные образовательные потребности в соответствии с имеющимися у них нарушениями развития.

 Это направление нашло  отражение в программе инновационной деятельности  «Развитие здоровьесберегающей школьной инфраструктуры» на период с 2012 по 2015 годы, результатом реализации которой будет являться сформированная информационная среда, обеспечивающая эффективное применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Автор Исакова Ирина Венедиктовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2447
Номер материала 46747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓