Главная / ИЗО, МХК / Дистанционный мастер -класс"Дидактические требования к открытому уроку учителей, работающих в образовательной области «Искусство»

Дистанционный мастер -класс"Дидактические требования к открытому уроку учителей, работающих в образовательной области «Искусство»

Дистанционный мастер-класс «Дидактические требования к открытому уроку

учителей, работающих в образовательной области «Искусство»


  1. Определение места открытого урока в общей системе уроков в структуре изучения темы.

  2. Выделение ведущей цели, определяющей логику урока.

  3. Представление цели урока в виде задач:

- образовательной;

- развивающей;

- воспитательной.

  1. Прогнозирование результата деятельности учащихся относительно поставленной цели в соответствии с предварительной диагностикой знаний, умений, компетенций учащихся.

  2. Представление педагогических методов и приемов каждого этапа урока.

  3. Подбор содержания относительно задачам урока.

  4. Подбор материально-технических средств обучения.

  5. Использование педагогических технологий.

Основные типы уроков:

  1. Урок изучения нового. Организация восприятия, слушания, участие в диалоге с искусством. Это: лекция, экскурсия, исследовательская работа, творческий практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  2. Урок формирования знаний, умений, компетенций. Формирование художественно-творческой компетентности (ИЗО), формирование музыкальной компетентности (Музыка), формирование общекультурной компетентности (МХК). Это: практикум, экскурсия, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений, навыков и компетенций по практическому применению знаний.

  3. Урок закрепления знаний. Комплексное применение знаний, умений и компетенций учащегося в новых учебных условиях. Это: практикум, исследовательская работа, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью закрепление знаний, умений и компетенций с целью самостоятельного применения в новых образовательных условиях.

  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Создание педагогических ситуаций для восприятия, анализа смыслов, построения художественного образа учащимися в искусстве. Это: семинар, конференция, дискуссия, проектное задание, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение сформированных знаний, умений и компетенций в области искусства и культуры как единой системы знаний.

  5. Творческий урок. Реализация самостоятельного творческого потенциала художественно- творческой деятельности (ИЗО), проектных заданий (МХК, Музыка) как основная цель для проявления устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижений мировой культуры. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


Примерная схема открытого урока:

  1. Дата.

  2. Номер урока по теме.

  3. Тема урока.

  4. Комплексная цель (триединая цель) урока.

  5. Задачи урока.

  6. Тип урока.

  7. Методы обучения. Формы организации учебных занятий на уроке. Средства обучения. Основные понятия, формируемые на уроках.

  8. Используемая литература.





При планировании открытого урока обратить внимание на то, что схема записи открытого урока может быть представлена в различных вариантах.


Вариант 1:

- содержательно-смысловые блоки;

- источники знаний и методы обучения;

- деятельность – учителя и ученика;

- уровни познавательной деятельности.


Вариант 2:

- ход урока;

- деятельность учителя;

- деятельность учащихся.


Вариант 3:

- структурные единицы содержания (смысловые блоки);

- познавательные задачи к каждому блоку;

- деятельность учителя и ученика;

- уровни познавательной деятельности.


Одним из вариантов подготовки учителя к открытому уроку в образовательной области «Искусство», учитывающего его особенности может быть «урок-образ»



Элементы сюжета урока

Содержание элементов урока-образа

1.Актуализация прошлого художественно-педагогического опыта учителя и учащихся

Что было? О чем?

Учащимся необходимо вспомнить, воспроизвести и использовать на уроке: опыт эмоций, воображения, впечатлений; опыт творческой деятельности.

2.Замысел задачи урока.

О чем будет урок?

Какие чувства, эмоции, переживания я (учитель) хочу разбудить у детей, каким видом художественно-эстетической деятельности я хочу развить у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

3. Поисковая деятельность учителя по наполнению содержания урока.

Что необходимо найти, изучить, подобрать содержание и зрительный ряд, проанализировать структуру урока как социально-культурную форму освоения мира.

4. Жанр, сюжет – структура урока.

Каким будет урок?

Урок-образ должен строиться и проектироваться по законам искусства, а специфическая форма познания – переживание – должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художественно-педагогической драматургии, когда замысел урока – его основная цель, сценарий урока – сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, завязка, кульминация и развязка). При этом сценарий урока строится на основе того содержания, которое должен освоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решаются на художественном материале самого предмета.

5. Форма, язык, стиль урока.

Как построить материал урока, чтобы детям было интересно?

Эффективное усвоение учениками учебного материала происходит в форме игры, диалога, дискуссий, образовательных путешествий, учебных конференций и семинаров с мотивационной установкой на личностный поиск и открытие ценностей искусства учеником для самого себя. Художественный язык как средство общения в социально-культурном пространстве. Стиль общения - эстетический и ценностно-ориентирующий.

6.Художественно-педагогическая критика урока. Анализ, оценка, самооценка урока.

Как оценить процесс и результаты совместной деятельности?

Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Была ли создана на уроке ситуация художественно-творческой деятельности?

Состоялось ли присвоение в уроке-образе социально-культурной формы освоения мира, как личностного переживания и смыслового понимания самим учеником?


Особенности построения и проведения уроков в образовательной области «Искусство» требуют свои контрольно-оценочные критерии художественно-творческой деятельности учащихся, в которых значимыми являются:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства;

  • смыслопостижение изучаемых явлений, фактов культуры и искусства;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни;

  • присвоение социально-культурного опыта с целью определения своего места в общественной формации.


Критериями успешности можно считать:


  • Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся.

  • Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны.

  • Факт достижения заявленных целей.

  • Возможность использования показанного опыта в работе коллег.

  • Сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий.

  • Активизацию познавательной деятельности учащихся.

  • Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс.

  • Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.

  • Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних).

  • Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.

  • Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового. Творческого.

  • Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков школы, что позволит учить на этом благодатном материале новых учителей школы.

Особый ряд могут составить неудачные или провальные открытые уроки, которые обычно оставляют тяжелый след в жизни педагога и могут надломить его и даже способствовать его уходу из школы. В этом случае администрация обязана не допустить резко критического разбора урока, - с одной стороны, и терапевтической поддержки педагога - с другой стороны. Не отступая, медленно, но совместно с педагогом следует подготовить новое педагогическое событие, ответственность за успех или неуспех которого поделят между собой как учитель, так и директор, или заместитель директора.

Перейдем к описанию новой технологии. Для того, чтобы ее осуществить, необходимо обеспечить следующие условия: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах.


Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет даваться открытый урок.

Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Мы не приводим здесь параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы. Их можно найти в книгах и через сеть Интернет.

Необходимо понять, что если эта информация перед открытым уроком отсутствует, то все разговоры директора, его заместителей, учителе, представляющих открытые уроки, о личностно-ориентированном образовании в их школе, о дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и прочее являются ложью.

Полагаем, что излишне доказывать, что любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбирается под возможности, особенности ребенка. Это как будто сейчас самоочевидно. Однако большинство открытых уроков в большинстве школ России проходят без информирования гостей об особенностях детей класса, где будет даваться открытый урок.

На уроках, где отсутствовала диагностика детей, после разбора только что проведенного урока, гости могут задать вопросы, которые приводят в полный конфуз учителя. А последний в свою очередь пытается дать беспомощные ответы, чтобы, хоть как-то спасти лицо свое и школы, но от этой беспомощности еще больше демонстрировали свою профессиональную некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе педагогической практике.

Гости снисходительно молчали, а когда расходились, то было очевидно, что лучше бы такого открытого урока не давать вообще и такого позора не испытывать. Среди педагогов уже достаточно современно и хорошо образованных учителей, которых как говорят, на дешевке, то есть на примитивном не проведешь. Они хотят и будут задавать вопросы, они сами достаточно компетентны, эрудированы, они дорожат своим временем.


Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока.

В этой части работы с гостями предлагается следующий алгоритм.


  • учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта;

  • учитель сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности и обучаемости он учитывал.

Заметим также, что связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей представляет собой важный элемент следующего шага предлагаемой технологии- "Обоснование проекта". Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор и т.п. Разумеется большое значение имеет новшество, разработанное учителем (если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты)


Обоснование проекта открытого урока.

Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики. На которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебной и воспитательных возможностей детей в ходе педагогического или психолого-педагогического консилиума и другими путями.

Было бы весьма желательно, чтобы учитель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалось разработанная им методика, новшество.

Рекомендуем учителю по возможности более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:


  • это модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т.п.) своего прежнего опыта;

  • заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

  • использование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

  • использование научных разработок ученых;

  • результат проб и ошибок;

  • результат научно обоснованного и методического инструментированного эксперимента.

Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой было рождено новшество:


  • модификационное творчество (т.е. продукт, который имеет аналог или прототип);

  • комбинаторное творчество (т.е. продукт получен в результате анализа, расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);

  • новаторское творчество (т.е. продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).


Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока.


Разумеется, на этом этапе мастер -класса все зависит от того, будут ли вопросы, какие они. В то же время если учитель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за ее результаты и эффективность, то он может позаботиться, то он может позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, то есть спровоцировать их на всех предшествующих этапах: излагать и характеристику класса, и проект урока, и его обоснование не только в повествовательно -объяснительном, но и в проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными.

Лично для себя учитель по характеру и содержанию заданных вопросов может судить и об ожиданиях гостей, и об уровне их компетентности. А возможно, какой-то из вопросов побудит учителя скорректировать проект или подарит ему новую идею для какого-то фрагмента открытого урока, чем позволит оптимизировать проект до его реализации.

Подготовка открытого урока по приводимой нами технологии позволяет гостям осознанно оценивать представленный опыт, существенно уменьшает риск последующих ошибочных оценок, но что самое ценное - вызывает интерес приглашенных, а значит мотивирует их, вызывает у них состояние ожидания ответа на вопрос: "Интересно, а как учителю удается осуществить намеченный план, получится ли в точности воспроизвести проект или придется от чего-то отказываться, что-то заменять?"


Проведение открытого урока.


Естественно учитель будет стремится реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из детей, на кого надеялся учитель, может заболеть и не быть в школе, накануне открытого урока в классе мог произойти конфликт с другим учителем на предыдущих уроках в этот день, многие дети, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д.

Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.

Учитель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учителем ведь были названы ранее продуманные запасные методические варианты, а необходимость в каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.

Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.


Анализ открытого урока самим учителем.


Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Необходимо помнить, что одна из целей предлагаемой технологии- повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не только собственно открытый урок, но и все, что ему предшествовало, и все, что за ним последовало. Выступление учителя с анализом только, что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем непростым только что названным умениям.

Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины, объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментируете нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание уделяется элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным и обычным, в то время как для конкретного ребенка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии, инсайт-озарение, которого никогда прежде не было.

Специальное внимание уделяется элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным и обычным, в то время как для конкретного ребенка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии, инсайт-озарение, которого никогда прежде не было.


Анализ открытого урока директором или завучем данной школы.


Прежде всего необходимо учесть, что, проводя открытый урок, учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения, и буквально тут же необходимо дать анализ только что проведенного урока. Опыт показывает, что не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и потому в анализе что-то упускается. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех столь важного методического мероприятия, то данный им анализ необходим для дополнения анализа, сделанного учителем, тем более, что они хорошо знают своего педагога, суть разработанного им новшества и по ходу открытого урока имели возможность фиксировать в мыслях или в записях то, что является ценным для гостей.

Кроме того, анализ только что проведенного открытого урока одним из руководителей школы может в случае необходимости скорректировать последующее обсуждение. Здесь имеется в виду ситуация, когда по каким-либо причинам урок не удался. Бывает, что учитель накануне переволновался или что-то непредвиденное произошло с детьми и т.п.


Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному уроку.


Учитель сам предлагает гостям задавать вопросы по только, что проведенному уроку. Тут возможны два нежелательных варианта.

Бывает, что вопросов нет или их не задают потому, что прежде так не было принято. А вопросы и ответы как форма диалога - важный фактор развития приглашенных на урок.

Чтобы вопросы как элемент дискуссии были, мы рекомендуем руководителю курсов, семинара, приведшего работников образования на учебное занятие, еще перед начало четко объявить цель занятия для всех, подчеркнув его учебный, развивающий характер и раздать всем приглашенным алгоритм проведения всего методического мероприятия, обратив внимание участников на то, что специально будет выделено время для ответов на вопросы.





7


Дистанционный мастер -класс"Дидактические требования к открытому уроку учителей, работающих в образовательной области «Искусство»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса6 цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.

К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре.
Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта).

Автор Носова Татьяна Владимировна
Дата добавления 02.06.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Другое
Просмотров 195
Номер материала MA-067145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓