Главная / Начальные классы / Дипломная работа "Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности"

Дипломная работа "Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности"

hello_html_81d13f5.gifhello_html_m2b5a6762.gifhello_html_m3ebbdb81.gifhello_html_7bde1928.gifhello_html_70fea166.gifhello_html_7ac6fd0d.gifhello_html_1b3161f1.gifhello_html_m1afddbd4.gifhello_html_m6aa6d649.gifhello_html_69312317.gifМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»




Кафедра начального образования






ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА



Тема: «Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности»






Выполнила:

учитель начальных классов

Рудоманенко Марина Васильевна


Подпись _________________


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

руководитель кафедры НО

Маяцкая Валентина Александровна


Подпись ___________________







Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущая роль принадлежит человеческому фактору, т.е. личности, обладающей новым мышлением, мотивированной к инновационному поведению, способной жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающейся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднение у обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применять их на практике. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость творческой активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание креативной среды в образовании, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.

В связи с этим, многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей».

Но сегодня в образовательных организациях низкая материальная база и отсутствие специалистов (хореографов, вокалистов и др.) препятствует формированию разносторонне - развитой личности.

Актуальность исследования обусловлена обострением ряда противоречий:

- между нормативно-правовым регулированием образовательного процесса в начальной школе, направленного на развитие творческого потенциала у младших школьников и недостаточной обеспеченностью его реализации во внеурочной деятельности;

- между необходимостью раскрытия творческого потенциала у младших школьников и недостаточно разработанными направлениями и методическими путями его формирования в общеобразовательных организациях.

Наличие данных противоречий определило основную проблему нашего исследования - каковы педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашего исследования: «Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности».

Цель исследования: обосновать и реализовать в образовательном процессе педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза: раскрытие творческого потенциала младших школьников будет более успешным, если будут:

  • изучены сущностные характеристики понятий «творчество», «творческий потенциал ребенка»;

  • обоснованы психолого - педагогические условия, способствующие раскрытию творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности (интерес к творчеству, потребность в продуктивной деятельности, сотрудничество и сотворчество);

  • разработана программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками», способствующая раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста, реализующаяся во внеурочной деятельности.

Для достижения цели определили следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме раскрытия творческого потенциала младших школьников.

  2. Раскрыть сущность понятий «творчество», «творческий потенциал ребенка».

  3. Обосновать педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников в рамках ФГОС НОО.

  4. Разработать и реализовать во внеурочной деятельности программу курса «Художественное творчество: станем волшебниками», способствующую раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования явились работы по проблеме развития творческого потенциала личности, выполненные в логике подхода, базирующегося на теории развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.П. Волков, и др.); на развивающем подходе, представленном в работах О.С. Анисимова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., где творческий потенциал квалифицируется через совокупность реальных возможностей развития умений и навыков, исходя из определенного уровня их состояния.

Выготский Л.С., особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [3, с.13].

МатюшкинА. М. выдвинул концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: систематизация и обобщение опыта по раскрытию творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности; эксперимент; тестирование; анкетирование.

Статистические: статистическая и математическая обработка данных.

Практическая значимость исследования: материалы исследовательской работы и программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками», способствующая раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста, могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов.

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №16» села Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.





Глава I. Психолого-педагогические основы раскрытия творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности

1.1 Понятия «творчество», «творческий потенциал ребенка»

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Творчество – форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [2, с.156].

В прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как - будто сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В современной России же ситуация в корне изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она, конечно же, требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных повседневных проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[13]. . В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [12].

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения[8].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, <…>Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [4,с.8].

В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил [8].

Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно – генетический, социально – личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Творческий потенциал обучающегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

  • стремление к значимости собственной личности (самореализацию);

  • творческий подход к учебной деятельности; творческую активность в учебной деятельности;

  • способность к самовыражению;

  • рефлексию собственной жизнедеятельности;

  • ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [7].

Достаточно широко представлена группа исследователей, авторы которых изучают творческий потенциал личности с позиции интегративного подхода (Е.А. Алексеева, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин, А.И. Санников и др.). В рамках данного подхода исследователи подчеркивают интегративность как его характерное свойство, и определяют творческий потенциал как дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике (П.Ф. Кравчук); выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность) (А.М. Матюшкин и др.) [8].

В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология, не признавая врожденных способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов чувств и движения, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.

Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития.

Действительно иногда способности считаются врожденными, «данными от природы», однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки – врожденные анатомо – физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения коры головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь много и упорно сопутствующей деятельностью. К этому стоит добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Итак, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [27,117].

Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего – либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения. По широте различают общие и специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого – либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, педагогический такт у учителя. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должно быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико – синтетическая способность. Благодаря ей, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что – то новое, оригинальное. Выделяя и сравнивая различные приемы введения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Для развития творческих способностей во внеурочную деятельность включаются различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, а также проводятся занятия-экскурсии, занятия-путешествия.Задания такого типа побуждают учащихся к самостоятельности, к постановке цели, к составлению плана выполнения задания.


Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода[9].




1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Внеурочная деятельность – деятельностнаяорганизация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам и позволяет в полной мере реализовать его требования.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника [10].

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. [11].

Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- общественно-полезная деятельность;

- проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности и являются основанием для построения соответствующих образовательных программ.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проблемно-ценностное общение

  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

  • Художественное творчество

  • Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

  • Трудовая (производственная) деятельность

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Туристско-краеведческая деятельность

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.

Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные планы, в рамках которых формируются индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Итак, сегодня в современном внутришкольном пространстве при создании определенных условий имеются предпосылки для раскрытия и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста.


1.3 Педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников в рамках ФГОС НОО


Как правило, отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности обучающихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу школьников младшего звена.

Дети обладают разнообразными способностями. Задача учителя – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству. Решение этой задачи можно достичь, используя в работе с детьми игры: игры – драматизации, творческие или настольные игры. Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься изобразительным искусством или выполнять аппликации. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Благодаря коллективным творческим работам, происходит не только формирование и развитие творческих способностей, но и реализуются воспитательные задачи по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу, внося в эту работу индивидуальность, решения и творчество каждого участника[15].

Таким образом, творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Младшие школьники часто обращаются к учителю с разными вопросами, и случается так, что педагог отрицательно оценивать ребенка по его вопросам. Проявление познавательной активности ребенка не должны оцениваться отрицательно. По словам советского психолога А.М. Матюшкина, основу развития продуктивной (творческой) познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.

Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка, необходимо предоставить ему и некоторые ее средства. Применительно к познавательной активности в проблемной ситуации такими средствами могут выступать вопросы разных типов, позволяющие разносторонне исследовать ситуацию.

Хорошим средством поддержания и развития исследовательской и творческой активности младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание – неизвестную для ребенка ситуацию, событие. Такие игры – занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, используя для этого занятия по прикладному искусству. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставляет ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.

Повышение активности учащихся достигается разными средствами. Это может быть введение диалогических или коллективных форм деятельности, которые вовлекают в работу каждого ученика. Совместная работа группы детей от двух человек и больше полезна не только при решении разного вида учебных и познавательных задач. Любой материал считается понятным, когда можно изложить его другому так, чтобы он тоже понял. Работая в группе или парах, дети учатся осознавать свое понимание, выяснять неизвестное, оценивать свои и чужие ответы. Педагог в конце урока может специально дать небольшое задание каждому ученику: изложить кратко в письменной форме о чем шла речь на уроке и что теперь стало об этом известно. Такие задания можно варьировать: что было нового, что кажется непонятным и почему, что осталось неизвестным и т.п.

Существенным условием активизации познавательной деятельности обучающихся, в том числе и в процессе понимания, является создание обстановки доверительного общения, в которой поощряются вопросы учащихся, выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные отношения в группе освобождают детей от боязни ошибок и, придания уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность.

Желание понять возникает тогда, когда ученик сталкивается с проблемой, не решаемой задачей с чем-то непонятным и интересным. Специальная организация учебного материала позволяет привлечь интерес учащихся путем создания проблемной ситуации, в которой учащиеся сталкиваются с противоречием новых знаний и своего прошлого опыта или с противоречащими на первый взгляд друг другу фактами. Возникает задача установить, истинное ли это противоречие, почему оно возникло, как его разрешить. Тем самым дети вовлекаются в поисково – исследовательскую деятельность, связанную с активным преобразованием материала, привлечением имеющихся знаний и поиском новых, необходимых для решения проблем. Примером могут служить задания на поиск неизвестного в известном: «Объясните, почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?»

Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска. Предложите учащимся открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стрежней от шариковых ручек, пенопласта и т.п. Отметьте наиболее оригинальные (редко встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы. Такие развивающие творческие задания можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, поощряя и стимулируя интерес учащихся. Эти задания можно использовать как для групповой работы учащихся, так и для работы в парах. Сначала дети высказываются свои предложения без их критики, и лишь когда все ответы иссякнут, можно начать общую дискуссию об их правильности. Если работа проводится по группам, различные группы могут выполнять разные роли: одни выдвигают идеи, другие оценивают их правильность. Для стимуляции активности детей педагогу необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем – либо? и т.д.

Развитие творческих способностей обучающихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог во внеурочной деятельности предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.

Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, и обрести, а не потерять возможность для самореализации. 






Глава 2. Практика работы учителя, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся

2.1 Диагностическое исследование уровней развития творческого потенциала обучающихся

Целью экспериментальной части исследования выступало определение уровня развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Диагностика начального уровня развития творческого потенциала у обучающихся 2-ых классов (констатирующий этап).

  2. Разработка и апробирование программы «Художественное творчество: станем волшебниками», способствующей развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, реализующейся вовнеурочной деятельности (формирующий этап эксперимента).

  3. Сравнительный анализ полученных результатов (контрольный этап эксперимента).

В ходе решения задач нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: диагностирование; наблюдение; метод сравнительного анализа и статистической обработки данных.

Этапы опытно-экспериментальной работы:

- констатирующий этап;

- формирующий этап;

- анализ полученных результатов.

Данное исследование проводилось в МКОУ НОШ №16 села Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края.

В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. В эксперименте принимали участие 2 группы по десять человек. Во 2 «Б» классе находилась экспериментальная группа, а во 2 «А» классе – контрольная группа. Классы работают по развивающей системе обучения Л.С.Занкова.

Подбор диагностических методик проводился в соответствии с основными показателями раскрытия творческого потенциала младших школьников. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к экспериментатору нами проводилась беседа. Содержание ее было направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения нами предлагались интересные книги, игрушки, способствующие контакту с ребенком.

В процессе обследования нами соблюдалась спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам подобрать критерии, обеспечивающие выявление уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческого потенциала обучающихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

Уровень знаний, умений и навыков, познавательной активности, наличие стойких познавательных интересов, мышления ребенка, наблюдательность, креативность и ее проявления в деятельности.

Субтест «Спрятанная фигура».




Мотивационно -потребностный

Характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

Анкета «Изобретателя» по Л.Ю. Субботиной.


Деятельностный

Выявление умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение обучающихся, осуществлять процесс нестандартного мышления.


Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.



В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Уровни раскрытия творческого потенциала младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, наблюдателен.

Имеет недостаточный уровень знаний, пространственных представлений.

Имеет низкий уровень знаний, не наблюдателен.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать

необычные образы, решения; отказывается от выполнения

творческих заданий.


На теоретически обоснованные критерии нами подбирались и адаптировались методики исследования творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Отметим, что диагностические методики подбирались в соответствии с возрастными особенностями школьников: подбирались более конкретные вопросы и ситуации, предлагаемые им; более тщательнее продумывался способ, время, условия работы с ними.

Диагностика творческого мышления по Е. Туник. Субтест «Спрятанная фигура»

Для определения уровней когнитивного критерия творческого потенциала младших школьников была использована методика «Спрятанная фигура». В качестве материла, используется карточка с изображением неопределенного рисунка содержащий набор фигур. Среднее число ответов по рисункам составляет— от 5 до 25.

Часто встречающиеся ответы: «зонт, рыба, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако».

Редкие, оригинальные ответы: «взрыв, кактус, банан, якорь, мина, дядя Степа, таракан, каштан, круг для плавания, сосиска, забор».

Критерии оценивания:

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

  1. Беглость - суммарное число ответов. Один ответ — 1 балл.

  2. Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. Один

оригинальный ответ – 5 баллов.

Результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 1 (см. Приложение в таблицах 1) и в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты исследования когнитивного критерия творческого потенциала обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах




В начале года показатели оказались средними и ниже среднего: в экспериментальной группе у 8 человек (80%) отсутствует внимание, наблюдательность и ее проявление в деятельности. В предложенном задании наличие спрятанных фигур определили только 2 человека (20%) без дополнительных подсказок и помощи со стороны учителя, что также свидетельствует о высоком уровне самостоятельности учеников. Остальные 80% учащихся задавали вопросы при выполнении задания, использовали сразу подсказку взрослых. В контрольной группе самостоятельно справились 2 человека (20%), 8 человек (80%) также не смогли справиться с заданием без помощи учителя.

Таким образом, полученные данные дают возможность констатировать проблемную ситуацию для учащихся второго класса в начале учебного года. Низкий уровень сконцентрированного внимания и наблюдательности может стать в последующем фактором низкой степени готовности к выполнению многих видов учебной деятельности и успешному освоению программы в целом.

  1. Методика «Анкета Изобретателя» по Л.Ю. Субботиной

Для определения мотивационно – потребностного критерия творческих способностей младших школьников была проведена методика «Анкета Изобретателя».

Анкета состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить «да» - «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов (см. Приложение 2).

Критерии оценивания:

Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень мотивации к проявлению творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0 - 4 балла – низкий уровень.

Результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группе представлены в таблицах 2 и 3 (см. Приложение 1) и в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Результаты исследования мотивационно –потребностногокритерия творческого потенциала обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

hello_html_m66799fd2.gifhello_html_3abda18b.gif


Таким образом, готовность к проявлению себя как творческой личности и наличию интереса к творческим видам учебных заданий продемонстрировали все те же несколько человек: в экспериментальной группе 2 человека (20%), в контрольной группе 3 человека (30%), имеющие высокие показатели по предыдущим методикам. В экспериментальной и контрольной группах, где низкий уровень соответственно 40% и 30%, учащиеся задавали дополнительные вопросы в ходе выполнения задания, использовали подсказку учителя, остальные учащиеся отказались от рассуждения или экспериментирования в целом.

  1. Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Для определения деятельностного критерия творческих способностей младших школьников использовалась методика «Дорисовывание фигур» по О.М. Дьяченко.

В качестве материала используется один комплект карточек, на каждом из которых нарисована одна фигура неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек, разработано два разнозначных образца фигурок (см. Приложение 4).

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывание превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба этих изображения не засчитываются ребенку.

Критерии оценивания:

При низком уровне ребенок фактически не выполняет задачу: он или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дает беспредметные изображение.

При среднем уровне ребенок дорисовывает большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, детальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблицах 4 и 5 (см. Приложение 1) и в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Результаты исследования деятельностногокритерия творческого потенциала обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

hello_html_68dc63fe.gifhello_html_m63eb6e38.gif

По результатам проведения данной методики высоким уровнем творческого воображения, оригинальности и нестандартного мышления обладают в экспериментальной и контрольной группах 30% учащихся, 40% учеников экспериментальной группы изобразили неполные, схематичные рисунки, схожие с основной частью работ и 30% учеников не справились с предложенным заданием. В контрольной группе – частично с задачей справились 30% учеников и 40% не смогли выполнить предложенное задание.

Опираясь на результаты констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы мы сделали следующий вывод: уровень развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста показал недостаточно высокий уровень развития основных показателей, что может выступать причиной многих затруднений в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дает возможность говорить, о необходимости целенаправленного развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в ходе формирующей работы.


2.2 Раскрытие творческого потенциала младших школьников средствами курса «Художественное творчество: станем волшебниками»


В концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников говорится о том, что «важнейшей целью современного образования <…> является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

И далее отмечается, что «…в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: <…> готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности <…>» [20].

Решать эти задачи образовательные организации призваны как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В рамках этого, для проведения формирующего этапа эксперимента, нами была выбрана программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками», направленная на развитие творческого потенциала младших школьников, реализуемая во внеурочной деятельности(см. Приложение 4).

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1- 4 классов в соответствии с ФГОС.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

  • формировать прикладные умения и навыки;

  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально - творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

- творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность обучающихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

В рамках нашего исследования раскроем организацию деятельности второклассников экспериментальной группы средствами программы «Художественное творчество: станем волшебниками». Покажем это через фрагменты уроков.

  1. Тема: «Мозаика из цветной бумаги «Гриб»».

- Ребята, скажите мне какое сейчас время года? (Осень)

- Молодцы. А, сейчас я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

Урожай в лесу поспел,

Все берут корзинки,

Что же будут собирать

На лесных тропинках?

Что же будут собирать,

Вам придется угадать!

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд,

В шапках молодцы стоят!

Что же это? (грибы)

- Что мы будем сегодня с вами делать? Правильно, гриб.

Практическая работа.

- Дети, у вас на столах лежат: картон, бумага коричневого и белого цветов, клей. Мы будем из них изготавливать мозаику.

- Ребята, возьмите бумагу коричневого цвета. Отрывайте, начиная с края бумаги мелкие куски. Посмотрите, как это делаю я. Такой вид работы называется мозаика. Давайте хором скажем это слово. Мозаика - это прикладывание небольших кусочков бумаги. Сейчас возьмите бумагу белого цвета. Таким же образом отрываем мелкие детали.

- У вас на партах лежит картон, с изображением осеннего гриба. На картоне, необходимо, при помощи цветной бумаги, которую вы нарвали, выложить гриб.

- Дети, гриб состоит из шляпки и ножки. Работу следует выполнять, начиная с верхней части шляпки гриба, намазав край контура клеем, затем на этот клей приклеиваем аккуратно оторванные куски коричневой бумаги.

- Ребята, теперь приступаем к работе.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

А теперь приступаем к приклеиванию ножки. Начиная от шляпки, приклеиваем кусочки белой бумаги на ножку.

- Ребята, сделали ножку? Теперь можно приступать к шляпке гриба. Также наклеиваем кусочки коричневой бумаги, как и белой.

2. Тема: «Аппликация «Пудель» из ватных комочков».

На каждой парте лежат вата, белый и цветной картон, ножницы, клей ПВА, шаблон собаки, фломастер.

- Вам даны материалы картон и вата. Что вы можете сказать про картон - какими свойствами он обладает? (Ответы детей).

- Что за материал - вата? (Ответы детей).

- Это плоды растения под названием хлопок, которые на ткацких фабриках обрабатывают в нитки, а из них в свою очередь, потом ткут ткани. Всем вам хорошо известна хлопчатобумажная ткань. Вот её и делают из ниток, выработанных из таких комочков ваты.

- Давайте поговорим о свойствах ваты. Видите, вата белого цвета. Она представляет собой отдельные волокна, которые объединены в комки - объёмные, легкие. Из-за того, что волокна неплотно объединены друг с другом, между ними остается воздух, и кусочек ваты можно сжимать.

Выполнение аппликации.

- Сегодня из этих двух материалов мы выполним аппликацию.

- Внимательно посмотрите на поделку, которая висит на доске.

- Давайте решим, что нам для работы понадобится. А также определим порядок действий в работе. Нужно, во-первых, аккуратно вырезать пуделя, который лежит перед вами на столе. Во-вторых, приклеить его на цветной картон.

- Теперь возьмите вату и разделите ее на одинаковые клочки. Теперь придадим клочкам ваты нужную форму. Для этого мы будем заниматься особым видом работы, который называется набивка. Сначала одну руку сожмите в кулак. С одной стороны кулака положите приготовленный кусочек ваты. А указательным пальцем другой руки начинайте вбивать этот первый кусок ваты внутрь кулака. Втолкните его внутрь кулака 4-5 раз. Вбили? Теперь разожмите кулачок. Видите, ваш клочок ваты превратился в шарик - упругий и аккуратный. Такой ватный тампончик нам и нужен. Отложите его в сторону. Остальные клочки ваты превратите в круглые тампончики самостоятельно.

- Клеим вату на фигуру. Всю фигурку заклеивать не нужно. Без шариков должны остаться мордочка, лапки, середина ног и место соединения хвоста и туловища.Для этого смазывайте небольшой участок фигурки и накладывайте тампончики.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь учителя.

- Для завершения изготовления поделки нужно нарисовать глазки, носик и рот. Берём фломастер и смело рисуем всё это на фигуре. Поделка готова.

3. Тема: «Аппликация «Гусеница на яблоке» из деталей оригами».

- Дети, посмотрите на доску. Кого вы видите? (Гусениц.)

- Ребята, давайте попробуем описать гусениц ? (Дети описывают гусениц по иллюстрациям). Где можно встретить гусениц? (На деревьях, кустарниках, цветах). Чем питаются гусеницы? (Листьями деревьев.)

- Кто-нибудь из вас догадался, что сегодня мы будем делать на уроке? Правильно, сегодня мы с вами сделаем гусеницу на яблоке.

Выполнение аппликации.

- Дети, возьмите картон такого цвета, который вам больше всего нравится. На нем вы будете выполнять свою аппликацию. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем (дети называют правила ТБ).

- А теперь возьмите красную или желтую цветную бумагу. К верхнему углу бумаги приложите шаблон яблока и обведите его. Теперь отрежьте полоску зеленой бумаги. Отрезанную полоску нам нужно сложить «гармошкой»: складывайте вместе со мной. (Учитель показывает как складывать «гармошкой» полоску бумаги).

- У получившейся «гармошки» нужно обрезать чуть-чуть все уголки. Вот наша гусеница готова. Теперь раскладываем детали на картоне и приклеиваем.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь учителя.

  1. Тема: «Оригами из кругов. Открытка «Букет»».

- Ребята, вспомните, что мы делали с вами на прошлом занятии? (изделие в технике оригами). На доске изделие, которое мы сегодня с вами выполним. Рассмотрите его и определите, из чего оно состоит. Какой вид бумаги подойдет для выполнения этого изделия? Для этого рассмотрим образцы (для фона-картон: плотный, не сминается; для изделия-цветная бумага: хорошо сгибается, приклеивается).

-У вас несколько листов картона. Выберите лист для фона. Что необходимо учитывать? (расцветка-контраст).

- Что подскажет, как правильно выполнить работу в технике оригами? (схемы, условные обозначения).

- Пользуясь технологической картой давайте определим, из какой геометрической фигуры выполнены части цветка (круги).

- Сосчитайте, сколько кругов каждого вида потребуется? (цветок-3, пестик-3, лист-2).

- Наша задача вырезать круги. А как вырезать несколько одинаковых кругов одновременно? (сложить полосу бумаги несколько раз).

- Вспомните технику безопасности работы с ножницами.

Практическая работа по вырезанию кругов. (Дети работают по подгруппам).

- Сложите полосу, так, чтобы в результате получилось 3 круга, обведите шаблон, вырежьте.

Планирование последовательности выполнения действий.

- Детали готовы. По технологической карте начнем складывать цветок (у каждого ребенка белый круг).

- Рассматриваем схему для сердцевины (у каждого ребенка желтый круг).

- Рассматриваем схему для листа (у каждого ребенка зеленый круг).

Анализ выполненной работы, коррекция ошибок.

- Сравните вашу работу с образцом. Какие недочеты? Как исправить? (уголки острые).

- Можно ли приступать к сборке? Чего не хватает? (стеблей).

- Как изготовить стебли? (вырезать тонкие полоски). Двое раскладывают на фоне, один вырезает полосы.

- Выложите на фон детали и определите длину стеблей, порежьте.

- Определите последовательность приклеивания (первым приклеиваем средний цветок и стебель, затем цветок слева, а потом справа).

Самостоятельная работа детей над изделием.

5. Тема: «Модульное оригами. Изготовление треугольного модуля».

- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним видом оригами – модульным оригами. В модульном оригами изделие создается не из одного листа бумаги, а из двух, трех, четырех и т. д. одинаковых частей — модулей. Отдельные модули становятся лишь деталью конструктора, элементом мозаики.
Модули могут складываться как из квадратных листов бумаги, так и из листов другой формы. При сборке модули держатся за счет силы трения, позволяя изгибать конструкцию и придавать ей самые разные формы. Но в некоторых случаях модули нужно склеивать между собой. Приклеивать нужно и отдельные элементы конструкции. Заготовка для треугольного модуля должна соответствовать параметрам 1:1,5, строго соблюдайте это соотношение и сложить модуль по предложенной схеме не составит труда.

Инструкционная карта китайского модуля:








На занятии обучающиеся научатся складывать по схеме китайский модуль, по образцу считать количество треугольников по цветам в рядах, а главное, творчески решать учебные и практические задачи.

6.Тема: «Моделирование из гофрированной бумаги «Тюльпаны»».

Ученик читает сообщение об удивительном цветке тюльпане.

Родина этого цветка — Древняя Персия (Иран). Здесь его называли «дульбаш» или «тулипан», то есть чалма — головной убор народов Востока.

В Англии считали, что тюльпан служит колыбелькой для маленьких эльфов и фей. В старой легенде говорилось о том, что в жёлтом сомкнутом бутоне было заключено человеческое счастье. И никто не мог добраться до него — ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями. Однажды мимо проходила бедная женщина с маленьким сыном. Увидев цветок, малыш с громким смехом вырвался из рук матери и бросился к нему. В тот же миг бутон раскрылся.

- Сегодня мы научимся быстро и легко делать тюльпаны из гофрированной бумаги. Но прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.

Закончил работу – убери рабочее место.

Выполнение практической работы

- Отрежь 6 полос гофрированной бумаги размером 18 см вдоль линий гофрирования. Скрути полоску в середине 2 раза. Сложи её пополам. Сделай выпуклый лепесток, растягивая оба слоя бумаги. Сожми и закрути основание.

- Нарежь полоски зелёной бумаги шириной 2 см поперёк линий гофрирования. Возьми проволоку для стебля (15-20 см) и оклей её полосками, сложенными вдвое. Помести вокруг стебля 3 внутренних лепестка, затем сверху — 3 наружных. Плотно примотай их полосой, смазанной клеем.

Самостоятельная работа детей.

- Посмотрите на свой тюльпан. У вас получились очень интересные и милые «тюльпанчики»!

7. Тема: «Торцевание на пластилине «Кактусик»».

- Ребята, а вы любите комнатные растения?

- Как вы считаете, нужны ли они в школе? Есть ли от них польза?

- А нравятся ли вам кактусы? Почему?

- Хотите ли вы, чтобы у вас был свой красиво цветущий кактус? Сегодня мы с вами сделаем таких веселых кактусят! Для этого нам понадобится: ножницы, пластилин, гофрированная бумага, зубочистка.

Выполнение практической работы:

1. Вылепи горшочек небольшого размера (немного больше, чем напёрсток) и вылепи основу для кактуса выбранной формы (круглой, вытянутой, приплюснутой и проч.).

2. Горшочек можно обмотать жгутиком, скрученным из полоски гофрированной бумаги. Или можно обмотать его полосой гофрированной бумаги, сложенной вдвое.

3. Основу для кактуса нужно хорошо закрепить на горшочке, для этого можно взять половину зубочистки.

4. Для торцевания понадобятся квадратики зелёной гофрированной бумаги со стороной 15—18 мм и инструмент (стержень шариковой ручки, деревянная шпажка, зубочистка с отрезанным острым концом или другая тонкая палочка). Клади палочку в середину квадратика, закрывай его уголок к уголку, сминай бумагу вокруг палочки, покрутив её между пальцами, чтобы образовалась трубочка.

5. Не снимая трубочки с инструмента, втыкай её в пластилин горизонтально, начиная с самого низа. Выполняй торцевание рядами снизу вверх.

6. Если хочешь сделать кактусу глазки, то вырежи их из картона или используй готовые. Чтобы они оказались на одной высоте с поверхностью, подложи под них шарики пластилина.

7. Этот кактус ещё лысоват, но уже удивлённо взирает вокруг.

8. Выбери место, где будет располагаться цветок, прилепи туда расплющенный шарик, всю остальную поверхность заполни трубочками.

9. Для цветка возьми полоску бумаги размером 3х10 см, сложи её в несколько раз.

10. Вырежи лепестки задуманной формы.

11. Положи палочку вдоль лепестка на две трети его длины. Сожми лепесток вокруг палочки.

12. Втыкай палочку с лепестком с самого края пластилинового диска.

13. Воткни все лепестки по кругу и заполни серединку трубочками из квадратиков со стороной 15 мм.

- Ваш кактус готов!

8. Тема: «Скручивание в жгуты. «Снежинка» из фольги».

Беседа о снежинках: форме, цвете, величине, красоте, узорах. Снежинки могут служить украшением для новогоднего интерьера.

- Ребята, мы сегодня попробуем выполнить снежинки из фольги. Для этого нужно отрезать полоску фольги, скомкать ее и покатав в ладонях, скрутить жгутом. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы жгуты не порвались. Таких жгутиков необходимо 12 штук. Когда жгутики все готовы, их нужно соединить, образуя из них снежинку.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы на формирующем этапе, нами соблюдалось условие, способствующие улучшению межличностных отношений в процессе педагогического сотрудничества:

- постановка педагогических задач в работе с каждым учеником;

- создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

- введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих жизненные ценностей, признаваемые ими, усиливающих уважение друг к другу;

- использование информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, их интересах, достижениях, их место в коллективе;

- организация совместной деятельности, усиливающей эмоциональные контакты с детьми, совместные переживания ситуаций и принятие решений;

- оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем обучающимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;

- организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны;

- учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.

На протяжении всех занятий с детьми проводилась текущая беседа, иногда она могла быть отвлеченной в рамках предмета, опирающаяся на собственный опыт учеников. Их ответы сопровождались положительным эмоциональным рассказом, что помогало вызвать интерес к проводимым занятиям. Благодаря созданию ситуации успеха, в группе кардинально менялось отношение к неудачам при выполнении некоторых видов заданий, обучающиеся прибывали в условиях психологического комфорта. Нельзя не учесть основной фактор обогащения творчества в жизненном становлении ребенка. С помощью творческой деятельность раскрываются задатки, способности, наклонности развивающейся личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не только применение творческих заданий в учебном процессе способствует формированию нового типа обучающегося, но и сам педагог, ставящий правильные акценты на организацию сотрудничества. Реализация поставленной цели может быть достигнута только при благоприятных условиях взаимодействия между обучающимися и учителем, процессом которого управляет сам педагог.


2.3. Сравнительный анализ результатов исследования уровней развития творческого потенциала обучающихся

После завершения формирующего этапа эксперимента, необходимо было подвести итоги, что обусловило переход к следующей стадии опытно-экспериментальной работы – контрольной. Нами был организован контрольный срез.

Целью проведения контрольного среза являлось: выявление динамики развития творческих способностей младших школьников после проведенной экспериментальной работы.

Методика 1. Диагностика творческого мышления по Е. Туник. Субтест «Спрятанная фигура»

Цель: Выявить уровень знаний, умений и навыков, познавательной активности, наличие внимания, наблюдательности и ее проявления в деятельности.

Анализ результатов уровня развития по первому заданию представлены в таблице 6 (см. Приложение в таблицах 1) и диаграмме 4.

Диаграмма 4

Сравнительный анализ развития когнитивного критерия творческого потенциала обучающихся экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

hello_html_m589bab76.gif

Анализируя результаты можно констатировать, что в конце года показатели в экспериментальной группе оказались достаточно высокими и выше среднего: 60% обучающихся полностью справились с заданием, уложившись в заданные временные рамки. Ответы обучающихся отличались оригинальностью, полнотой и содержательностью.

40% обучающихся справились с заданием при помощи наводящих вопросов учителя, но, не смотря на это, показали более высокий результат по сравнению с результатами проведения методики в начале года.

В контрольной группе показатели остались те же, что и в начале года: самостоятельно с заданием справились 2 человека (20%), 8 человек (80%) также не смогли справиться с заданием без помощи учителя.

Таким образом, развитие когнитивного критерия творческого потенциала обучающихся в экспериментальной группе характеризуют положительную динамику (60% высокого уровня ЭГ против 20% КГ, 0% низкого уровня ЭГ против 30% - контрольной).

Методика № 2. Анкета «Изобретателя» по Л. Ю. Субботиной

Цель: Выявить стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

Анализ результатов уровня развития творческих способностей по второму заданию представлен в таблицах 7 и 8 (см. Приложение в таблицах1) и диаграмме 5.

Диаграмма 5

Сравнительный анализ развития мотивационно – потребностного уровня творческого потенциала обучающихся экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента

hello_html_46877015.gif


Сравнительный анализ показывает, что к концу учебного года уровень мотивации к проявлению творческих способностей у младших школьников значительно повысился. В экспериментальной группе 60% обучающихся полностью справились с заданием, уложившись в заданные временные рамки, ответы более содержательны по сравнению с полученными ответами в начале года, 40% учеников также проявили свою самостоятельность в выполнении задания, креативно размышляя над предложенными вопросами.

В контрольной группе изменения по сравнению с началом года не значительны, в пределах 20% составляет низкий уровень, у 80% учеников показатели остаются неизменными.

Методика № 3.Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Цель: Выявить умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс нестандартного мышления.

Анализ результатов уровня развития творческих способностей по третьему заданию представлены в таблице 9 и 10 (см. Приложение 1) и диаграмме 6.

Диаграмма 6

Сравнительный анализ развития деятельностного критерия творческого потенциала обучающихся на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

hello_html_1864401.gif


Сравнительный анализ показывает, что готовность к экспериментированию в экспериментальной группе продемонстрировали более половины участников, имеющие высокий и средний показатели. В контрольной группе наблюдаются незначительные изменения: 30% обучающихся выполнили лишь часть предложенного задания, 70% изобразили неполные, схематичные рисунки, схожие с основной частью работ, обучающиеся старались самостоятельно выполнять задание.


Итак, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент нет. Однако ученые и исследователи говорят о том, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек в той или иной степени. А изучение педагогических условий, способствующих раскрытию творческого потенциала, позволило нам сделать вывод о том, что именно правильно организованная помощь педагога позволяет младшим школьникам обрести, а не потерять возможность для их самореализации.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы были определены и обоснованы психолого - педагогические условия, способствующие раскрытию творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности:

- интерес к творчеству;

- потребность в продуктивной деятельности;

- сотрудничество и сотворчество в коллективном взаимодействии.

Для экспериментальной части работы нами были подобраны методики в соответствии с основными показателями раскрытия творческого потенциала младших школьников: исследование когнитивного, мотивационно – потребностного и деятельностного уровня творческого потенциала.

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дает возможность говорить, о необходимости целенаправленного развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в ходе формирующей работы.

Для формирующего этапа нами была разработана и апробирована программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками», способствующая развитию творческого потенциала обучающихся, реализованная во внеурочной деятельности. В соответствии с содержанием программы, нами были представлены фрагменты уроков по организации продуктивно-творческой деятельности второклассников.

Контрольный этап нашего эксперимента позволил нам сделать вывод о том, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.

  2. Веретенникова Л. К.Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/ Журнал,выпуск № 1 / 2010.

  3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.

  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография,-СПб., 2005.

  6. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2 / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013.

  7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.

  8. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания школьников– М.: 2010.

  9. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ.-СПб.:СПбГУПМ,2001.

  10. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев.  М.: Юрайт, 2005.

  11. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2008. - № 10.

  12. Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.–М.: Просвещение, 1975.

  13. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).

  14. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ / сост. Е.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.

  15. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь потехнологии для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

  16. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

  17. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара :Издательский дом «Федоров», 2006.

  18. Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011.

  19. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.

  20. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие/ Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь, 2009.

  21. Структура, содержание и технология проектирования образовательной программы школы: методические рекомендации / Е.М. Белорукова, И.И. Дранникова, Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.

  23. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2002.

  24. Яицкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе /О.Ю. Яицкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы// междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2012.

  25. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 2004

  26. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2006.- № 3.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Дипломная работа "Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности"
  • Начальные классы
Описание:

В работе "Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности" представлены теоретические аспекты раскрытия творческого потенциала, методики исследования творческого потенциала, программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" и фрагменты занятий по данной программе. А также дан  сравнительный анализ раскрытия творческого потенциала в рамках проведенного исследования.

Эта работа может быть использованна учителями начальных классов, а также педагогами доп.образования в своей педагогической деятельности.

Автор Рудоманенко Марина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 6441
Номер материала 53219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓