Главная / Начальные классы / Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников.

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников.



Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику и сильному и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Одной из основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. И здесь к нам на помощь приходят школьный психолог, который в первые дни сентября проводит диагностический урок в 1-м классе. Именно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны. На основе результатов обследования учащихся я создаю (условно) группы внутри класса с учётом их личностных качеств, интересов, склонностей, способностей, уровня готовности.

1 группа – учащиеся со слабой подготовленностью к школе, с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании.

2 группа – достаточно подготовленные учащиеся к школе, владеют основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется помощь при обобщении изученного.

3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3-ю группу, мною предоставляется наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работу направляю на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-й группы их иногда привлекаю к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников 3-й группы, предлагаю в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.

Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах. Например, на уроке русского языка во 2-м классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» первой группе учащихся предлагаю записать предложения, вставить пропущенные буквы, второй группе – распространить и записать предложения, вставить пропущенные буквы, озаглавить текст, а третьей – составить из данных слов рассказ, дать ему название.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Дифференцируя многие домашние задания, я преследую такие цели:

 1. восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика (в этом случае задание индивидуальное);

2. подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;

3. оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (можно дать карточку, включающую      справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

4. расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Домашние задания могут быть обязательными и дополнительными. Во втором классе по литературному чтению после изучения стихотворения учащиеся получили обязательное домашнее задание прочитать выразительно это произведение, разделить на части и придумать им название. А по желанию они могли выполнить дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к каждой части и создать, таким образом, свой диафильм.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей притвориться в жизнь.

Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, что я и стараются осуществлять на своих уроках!

 

 

 

 



Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику и сильному и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Одной из основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. И здесь к нам на помощь приходят школьный психолог, который в первые дни сентября проводит диагностический урок в 1-м классе. Именно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны. На основе результатов обследования учащихся я создаю (условно) группы внутри класса с учётом их личностных качеств, интересов, склонностей, способностей, уровня готовности.

1 группа – учащиеся со слабой подготовленностью к школе, с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании.

2 группа – достаточно подготовленные учащиеся к школе, владеют основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется помощь при обобщении изученного.

3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3-ю группу, мною предоставляется наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работу направляю на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-й группы их иногда привлекаю к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников 3-й группы, предлагаю в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.

Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах. Например, на уроке русского языка во 2-м классе по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» первой группе учащихся предлагаю записать предложения, вставить пропущенные буквы, второй группе – распространить и записать предложения, вставить пропущенные буквы, озаглавить текст, а третьей – составить из данных слов рассказ, дать ему название.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Дифференцируя многие домашние задания, я преследую такие цели:

 1. восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика (в этом случае задание индивидуальное);

2. подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;

3. оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (можно дать карточку, включающую      справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

4. расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Домашние задания могут быть обязательными и дополнительными. Во втором классе по литературному чтению после изучения стихотворения учащиеся получили обязательное домашнее задание прочитать выразительно это произведение, разделить на части и придумать им название. А по желанию они могли выполнить дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к каждой части и создать, таким образом, свой диафильм.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей притвориться в жизнь.

Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, что я и стараются осуществлять на своих уроках!

 

 

 

 

 

 

Автор Ким Елена Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1341
Номер материала 29674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓