Карта контроля 1.1
1.Причастием
называется особая форма … , которая обозначает …. и имеет свойства не
только …, но и прилагательного.
2.Морфологические
признаки причастий – объединение свойств … и … .
3.Причастие с
зависимыми словами называется … . Его принято считать одним членом
предложения, обычно … .
4.Действительные
причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1
спряжения с помощью суффиксов … , а 2 спряжения – с помощью суффиксов … .
Карта контроля 1.5
1.Если причастие
не имеет приставку ( кроме не-), не имеет зависимого слова, не
является причастием совершенного вида, не образовано от глаголов с суффиксами
–ова-, -ева, -ирова-, то оно является … и пишется с … .
2.В предложениях причастие
выступает в роли … .
3.НЕ
с полными причастиями пишется слитно: если оно не имеет … , если не
употребляется без … , если имеет наречия … .
4.Морфологические
признаки глагола у причастий … .
Карта контроля 1.3
1.Если причастный
оборот стоит перед определяемым словом, выраженным личным местоимением , то он
… .
2.Страдательные
причастия обозначают признак того предмета, который … .
3.Страдательные
причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или
неопределённой формы переходных глаголов с помощью
суффиксов … .
4.Краткую форму
образуют только … .
Карта контроля 1.6
1.Морфологические
признаки прилагательного у причастия … .
2.Краткие
страдательные причастия в предложениях выступают в роли … и пишутся с одной
буквой … .
3.В действительных
причастиях прошедшего времени перед суффиксом –вш- сохраняется та
же гласная, что и в … .
4. Признаки
отглагольного прилагательного … .
Карта контроля 1.4
1.Два причастных
оборота, относящиеся к одному и тому же определяемому слову и соединенные
союзом и, друг от друга … .
2.Если причастие
образовано от глаголов на –ать или –ять, то перед
суффиксом пишутся буквы … . Если же причастие образовано от любых других
глаголов, то перед –нн- пишется буква … .
3.НЕ с
полными причастиями пишется раздельно, если причастие имеет … , если в
предложении есть … . С краткими причастиями НЕ пишется … .
4.В полных
страдательных причастиях с суффиксами –енн(-ённ), -нн две буквы
–нн- пишутся: если причастие имеет … ( кроме приставки … );
если причастие
имеет … ; причастие … ; причастие образовано от глаголов с суффиксами … .
Карта контроля 1.2
1.Если причастный
оборот стоит после определяемого слова, то он … , если стоит перед
определяемым словом … .
2.Действительные
причастия обозначают признак того предмета, который
действует … .
3.Страдательные
причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени
переходных глаголов 1 спряжения с помощью суффикса …, а 2 спряжения – с
помощью суффикса … .
4.Действительные
причастия прошедшего времени образуются от основы глагола прошедшего времени (
или от основы инфинитива) с помощью суффиксов … .
Карта контроля
2.1
1.Что обозначает
причастие как особая форма глагола?
а) предмет; б)
действие предмета;
в) признак предмета; г) признак по действию.
2.Укажите пример, где морфологические
признаки причастия определены верно.
а) Нарисовавшего – действ. причастие, НВ,
СВ, в Р.п., ед.ч., м.р.
б) Дарящий – действ. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
в) Расколотый – страд. причастие, НВ, НСВ, в И.п., ед.ч., м.р.
3.Укажите, какие признаки являются общими
для причастия и глагола:
а) вопрос; б) род;
в) вид ; г) падеж; д) время.
4. Укажите строку, в которой все слова являются причастиями:
а) зрелый, бегающий, осенний; б) переходивший,
построенный, дышащий;
в) создавали, разбивший, летучий, г) дарящий, строить, удивительный.
Карта контроля
2.2
1.Найдите
определение причастного оборота.
а) два и более причастия в предложении;
б) причастие с
зависимыми словами;
в) причастие с определяемым словом.
2.Чем является в предложении причастный
оборот?
а) подлежащим; б)
определением; в) дополнением.
3.Найдите предложение, в котором
причастный оборот не выделяется запятыми:
а) Я слушал журчание воды протекающей в
заросших осокою берегах.
б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.
4.Отметьте
причастие, в котором перед НН пишется е:
а) зате..нный спор;
г) высме...нный поступок;
б) подстрел..нная птица; е) потер..нное время.
Карта контроля
2.3
1. Какой из
перечисленных признаков отличает причастие от глагола:
а)
время; б) вид; в) наклонение; г)
возвратность.
2.Отметьте слово,
в котором пишется Н:
а) рассея..ый взгляд; в) некраше…ый
пол;
б) заброше..ый сад; г) засоле…ые грибы.
3. Укажите
словосочетание со страдательным причастием.
а) изучивший историю; в) рисующий
ребенок;
б) подгоняемый ветром; г) плясавший в паре.
4. Найдите
краткое причастие:
а) картошка пожаре..а
; г) взгляды проникнове..ы;
б) дети рассея..ы; д) бойцы мужестве..ы
Карта контроля
2.4
1. Какое утверждение является неверным?
а) В причастии объединяются признаки глагола и
прилагательного.
б) Причастия, как и глаголы, могут быть настоящего,
прошедшего и будущего времени.
в) Краткие причастия обычно бывают в предложении
сказуемыми.
г) Некоторые причастия имеют краткую и полную формы.
2. В каком ряду все причастия действительные?
а) нерастаявшего, бегающий, зависимый;
б) облегчённая, рассказанный, пишущий;
в) думавший, сделанное, придуманный;
г) моющий, спящий, жужжащий.
3. В каком ряду НЕ с причастием пишется слитно?
а) (не)законченная вовремя стройка; б)
стройка (не)закончена;
в) (не)законченная нами стройка;
г) (не)законченная стройка.
4. В каком ряду все словосочетания
соответствуют схеме «причастие + существительное»?
а) седеющий человек, хрустальная ваза, плачущий
ребенок;
б) любимый фильм, туманное утро, ветреный день;
в) танцующая девушка, брошенный дом, решенная задача;
г) подаренная книга, гостиная комната, рваный ботинок;
Карта контроля
2.5
1.Выделите случаи раздельного написания НЕ с
причастиями:
а) (не)тронутый лыжниками снег; б) (не)прочитанная книга;
в) работа (не)выполнена; г) с (не)доумевающим
взглядом;
д) (не)летящую, а сидящую птицу.
а) собранный урожай; б) вязанные варежки; в) прочитаная
книга;
г) заплетённая коса; д) некошеный луг; е) нежданый
гость.
3.
а) выкач…нная нефть; б) высуш…нные грибы;
в) подстрел…нная птица;
г) выслуш…нные замечания;
д) утопт…нная тропинка.
4.
а) По краям дороги виднелись чахлые тополя, с посеревшими от пыли, листьями.
б) Лагерь, размокший от моросящих дождей, казался пустынным.
в) Они казались старше нас, оставшихся здесь.
Карта контроля
3.1
1.Замените
действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите
получившиеся выражения.
Охотник, поймавший тигра; письмо,
написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное
ребятами в срок.
2.Расставить знаки
препинания при причастных оборотах. Выделить причастные обороты и определяемые
слова.
Появившиеся на
деревьях почки говорили о весне наступившей неожиданно.
Толстые сосульки
свисавшие с крыши оттаивали на солнце.
3.Раскрыть скобки,
выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый
подвиг; (не) скошенный луг; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная
вовремя ошибка; роман (не) дописан; еще (не) доделанная работа; задача
(не) решенная, а только начатая.
Карта контроля
3.2
1.Запиши в два
столбика: в первый – имена прилагательные, во второй – причастия. Разбери все
слова по составу.
Крупнейший,
смотрящий, прыгающий, спящий, тишайший, тончайший, вертящий, легчайший,
милейший, веселящийся, вернейший.
2.Закончи
предложение причастным оборотом, подумай о знаках препинания.
Я наблюдал за
птичкой ________________________________________ .
Ребёнок
_________________________________________ горько расплакался.
Мы встретили
знакомых __________________________________________ .
3.Обрати
действительный залог в страдательный:
Прочитали книгу; построили
дом, засеяли поле, достигли цели.
Карта контроля
3.3
1.Обрати
страдательный залог в действительный:
Крыша старого дома
покрыта зелёным мхом.
Стены музея
украшены замечательными картинами.
Вся долина была
усеяна садами.
2.К глаголу «являть»
добавь приставки за-, из-, об-, пред- и заполни таблицу:
№
|
глагол
|
имя
существител.
|
полное
страд. причастие прош.вр.
|
краткое
страдат.причастие наст.вр.
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
3.От данных
глаголов образуй страдательные причастия прошедшего времени.
Бросать,
возвращать, возмущать, воспевать, окружать, искажать, защитить, смутить,
прекратить.
Карта контроля
3.4
1.Вставь
пропущенные буквы:
Быстро замороже(н,
нн)ая фасоль. Гружё(н, нн)ая баржа. Глаже(н, нн)ая занавеска. Отутюже(н, нн)ый
пиджак. Выглаже(н, нн) ая сорочка. Вяза(н, нн)ые рукавички. Ране(н, нн)ый заяц.
2.Распредели
причастия в таблицу:
Вырисовывающийся,
очищенный, давший, видимый, охвативший, обираемая, рассыпанный, поднимающаяся,
восхищённые, найденные, переполнивший, колеблемый, наслаждающийся, ожидаемый,
дающая, торопившийся.
действительные причастия
|
страдательные причастия
|
настоящее
время
|
прошедшее
время
|
настоящее
время
|
прошедшее
время
|
|
|
|
|
3. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали
громко и дружно.
Карта контроля 3.5
1.Из
данных словосочетаний выпишите причастия с зависимыми словами и разберите .
Торопящийся
человек, торопящийся на работу, поднимающийся в гору, проверенное учителем,
светло-голубое небо, бегущая девочка, красиво пишущий, темнеющее небо,
разбросанные по полу, голубоватый оттенок, падающий снег, очень красивая.
2.Запишите
словосочетания , вставляя пропущенные буквы.
Блестящ..
море, на усеянн… камнями берегу, к находящ…ся близко озеру,
загорающ..на
солнце девушку, с ставш...ся друзьями, льющ…ся с неба дождя, увяд... букетов,
расположенн.. рядом домов, блестевш.. на солнце озеро.
3.От
следующих глаголов образуй действительные причастия настоящего времени и
запиши их в два столбика: от глаголов 1 спряжения, от глаголов 2 спряжения:
Резвиться,
отрекаться, просить, ошибаться, смотреться, проситься, пояснять, сотрясать,
любить, отмахиваться.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.