Главная / Математика / Дифференцированное обучение на уроках математики

Дифференцированное обучение на уроках математики

«Дифференцированное обучение на уроках математики»
Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивид...
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыт...
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывае...
Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное прис...
В дифференцированном обучении имеются наряду с положительными и некоторые от...
Основные принципы работы: Право каждого ученика на самостоятельный выбор уров...
При изучении нового материала дети самостоятельно составляют опорные конспект...
Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельн...
 Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.  1.Внешняя ...
Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услыша...
В своей работе я выделяю группы детей с более или менее одинаковым уровнем о...
Правила при работе со слабыми обучающимися. Не ставить слабого в ситуацию нео...
Алгоритм деятельности учителя при дифференцированном обучении. Определение кр...
Спасибо за внимание
Заключение. 		 Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного ...
С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем ш...
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализаци...
Положительные аспекты Отрицательные аспекты Обучение каждого на уровне его во...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Дифференцированное обучение на уроках математики»
Описание слайда:

«Дифференцированное обучение на уроках математики»

№ слайда 2 Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуал
Описание слайда:

Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности. Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

№ слайда 3 Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть и
Описание слайда:

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

№ слайда 4 Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает у
Описание слайда:

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует: изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

№ слайда 5 Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспос
Описание слайда:

Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Выявить уровень интеллектуальной одарённости детей можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида: Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам. Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

№ слайда 6 В дифференцированном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отриц
Описание слайда:

В дифференцированном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты. Положительным является то, что исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании. Отрицательные аспекты: появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки.

№ слайда 7 Основные принципы работы: Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня
Описание слайда:

Основные принципы работы: Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов. Уровень требований выше, чем обязательный уровень усвоения материала. Осуществление уровневой дифференциации не за счёт того, что одним ученикам даю меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению. Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей (уровня подготовки, особенности мышления, познавательного интереса к предмету) каждого ученика.

№ слайда 8 При изучении нового материала дети самостоятельно составляют опорные конспекты,
Описание слайда:

При изучении нового материала дети самостоятельно составляют опорные конспекты, моделируют стереометрические модели и изображают графики. При закреплении учащиеся имеют возможность выбора заданий, решения задач репродуктивного и творческого характера, выбора правильного ответа или нахождения ошибки, с помощью сигнальной карточки дать ответ на поставленный вопрос. На уроках использую элементы занимательности, интересные нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Применение различных форм учебных занятий - лекции, уроки – практикумы, интегрированные уроки, создают условия для реализации креативных возможностей обучающимся.

№ слайда 9 Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельност
Описание слайда:

Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельности. На каждом уроке и на  каждом его этапе создаются условия для самовыражения и саморазвития учащихся с учетом их индивидуальных психологических и учебных возможностей. (Эмоциональные паузы, постепенное возрастание сложности заданий, предупреждение возможных ошибок, применение интерактивных методов обучения) Осуществление последовательности в продвижении ученика по уровням. Постоянный  пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы. Контроль и оценка не только результата деятельности, но и самого процесса учения (Указать на положительные моменты, похвалить, вселить надежду на достижение более высоких результатов). Не надо торопиться ставить   плохие оценки,  а вот хорошие - важно не пропустить.

№ слайда 10  Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.  1.Внешняя диф
Описание слайда:

 Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.  1.Внешняя дифференциация. 2. Внутренняя (уровневая) дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми особенностями. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей.

№ слайда 11 Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать
Описание слайда:

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений. Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом.             Тогда как внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

№ слайда 12 В своей работе я выделяю группы детей с более или менее одинаковым уровнем обуч
Описание слайда:

В своей работе я выделяю группы детей с более или менее одинаковым уровнем обучаемости. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения. 1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. 2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя. 3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют. Группы, в которых работают дети, динамичны. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных и групповых способов обучения. Включение разноуровневых заданий в контроль способствует: повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности, качественному росту результатов. Домашнее задание детям предоставляются на выбор, распределенные по уровню сложности. Практика показывает, что использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит результаты. Главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

№ слайда 13 Правила при работе со слабыми обучающимися. Не ставить слабого в ситуацию неожид
Описание слайда:

Правила при работе со слабыми обучающимися. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; Отрабатывать алгоритм действий по выполнению заданий. Путем правильной тактики опросов и поощрения (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, своих знаниях, в возможности учиться. Следует осторожнее оценивать неудачу ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Если нужна опора для выполнения задания, предлагать опорную таблицу или указывать страницу в учебнике с правилами или структурой предложений. Предлагать образец выполнения задания.(опорные схемы)

№ слайда 14 Алгоритм деятельности учителя при дифференцированном обучении. Определение крите
Описание слайда:

Алгоритм деятельности учителя при дифференцированном обучении. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы Проведение диагностики на определение уровня развития Распределение детей по группам с учетом результатов. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся  Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. Диагностика обученности,  в  соответствии с результатами которой может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий 

№ слайда 15 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

№ слайда 16 Заключение. 		 Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного про
Описание слайда:

Заключение. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств; Часть общей дидактической системы, которая обеспечивается специализацию учебного процессе для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.      Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

№ слайда 17 С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школ
Описание слайда:

С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения

№ слайда 18 С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация о
Описание слайда:

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника. Цели индивидуализации: учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения; воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности. Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора. С социальной точки зрения цель дифференциации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современ­ном этапе развития общества стремлением к наиболее полно­му и рациональному использо­ванию возможностей каждого члена общества в его взаимоот­ношениях с социумом.

№ слайда 19 Положительные аспекты Отрицательные аспекты Обучение каждого на уровне его возмо
Описание слайда:

Положительные аспекты Отрицательные аспекты Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся  Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться Деление детей по уровню развития не гуманно Высвечивается социально-экономическое неравенство Слабые лишаютсявозмлжноститянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети Понижается уровеньЯ-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах Перекомплектованиеразрушает классные коллективы

Дифференцированное обучение на уроках математики
  • Математика
Описание:

Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

 Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности.

 

Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения. 

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. 

Автор Горлова Марина Хамраевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1300
Номер материала 8125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓