Тема:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В - Ф.
Цели:
1.
Сформировать у учащихся умение различать согласные В-Ф в устной и
письменной речи;
2.
Развитие фонематического восприятия;
3.
Развитие и совершенствование грамматического строя;
4.
Развитие связной речи;
5.
Развитие памяти, мышления, внимания.
Оборудование:
слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, картинки:
соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова. ваза,
свстофор, варежки, карточки с текстом «Птичка».
Ход
занятия.
I.
Организационный момент.
II.
Повторение пройденного материала.
С каким звуками и
буквами работали на прошлом занятии? Какие это звуки? (Характеристика). Назовет
звонкий согласный. Придумайте с этим звуком слова. Назовите глухой согласный.
Придумайте, с ним слова.
III.
Знакомство с новым материалом.
1.
Выделение звуков из начала слои по предметным картинкам.
Что изображено на
картинке? Выделите 1-й звук из слова. Какой это звук? Аналогичная работа
проводится и над вторым звуком.
2.
Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.
Обратить внимание учащихся на кинестетические звуков, ощущения при
произнесении.
3.
Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический
прием.
Палочка Филин
в книжку залетев.
Рядом две ровные дужки Притворился,
буквой Ф.
Вот и готовы
Очки... для лягушки.
4.
Дифференциация В-Ф.
1) Дифференциация
В—Ф в слогах.
а) Прочитайте слоги
парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов?
ВА-ФА
|
ФА-ВА
|
ФЯ
- ВЯ
|
ФЕ-ВЕ
|
ВО-
ФО
|
ФО-ВО
|
ФЕ-ВЕ
|
ФИ-ВИ
|
ВЫ-ФЫ
|
ФЫ-ВЫ
|
ФЮ-ВЮ
|
ФЯ-ВЯ
|
б) Прослушайте слоги,
запишите первую букву каждого слога.
ВА, ВЫ, ФА, ВО, ВУ, ВЕ,
ВА, ФЕ, ВИ, ВЫ, ФЯ, ВЮ, ФЮ.
Подсчитайте, каких букв
больше.
в) Прослушайте,
запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности:
ФА - ВА - ФА ФА
- ВА - ВА - ВА
ВА - ФА - ВА ВА
- ФА - ФА - ВА
ФУ - ВУ - ФУ ВУ
- ФУ - ВУ - ФУ
ВУ - ФУ - ВУ ФУ
- ВУ - ФУ - ВУ
2) Дифференциация
В-Ф в словах.
а) Прослушайте слова.
Определите наличие звуков В, Ф:
Образец:
1) В слове ВАТА - звук
В.
2) В слове ФАКЕЛ - звук
Ф.
1) ФОКУС, ВОРОТА,
ФАБРИКА, ВОРОТНИК, ФАРТУК, ФЛАГ, ВРАТАРЬ, ФЛЕЙТА (Словарная работа), ВРЕМЯ,
ФЛОКСЫ.
2) КОНВЕРТЫ,
КОНФЕТЫ, КОФТА, КОВАТЬ, КРОВАТЬ, КОФЕ, САЛФЕТКИ.
в) Рассмотрите и
назовите картинки, разложите их в три столбика в первый - со звуком В. во
второй со звуком Ф, в третий со звуками В, Ф.
СОЛОВЕЙ, ТУФЛИ, ФЛОКСЫ,
ФИАЛКИ, ВАФЛИ, ВИШНИ, ФАРТУК, КОФЕЙНИК, СОВА, ВАЗА, СВЕТОФОР.
Назовите картинки,
расположенные в 1, 2, 3 столбиках.
г) «Доскажите
словечко».
Как зовут меня, скажи Из
меня посуду
Скромный полевой цветок Нежно-беллую
и
Синеглазый ...
(ВАСИЛЕК) Звонкую
. Обжигают
с древних пор
Грязнулю всегда Называюсь
я... (ФАРФОР).
Выручает …(ВОДА).
День рождения у меня - Праздник,
праздник у ворот.
Подарили мне коня, Кто
встречать его пойдет?
Замечательный какой! Я
и верный мой дружок
Голубой-преголубой. Красный
маленький ... (ФЛАЖОК).
Ездить нужно осторожно,
За рога держать можно,
Жаль вот только - гривы
нет...
Что за конь?
(ВЕЛОСИПЕД).
3) Дифференциация
В-Ф в предложениях.
а) Выпишите из
предложения словосочетания с буквами Ф В.
Мы ехали на дачу в
первом вагоне. На Даче мы ели свежие фрукты. Фокусник показывает забавные
фокусы. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует
северный ветер. На ёлку ребята повесили разноцветные флажки.
Посчитайте выписанные
словосочетания.
б) Ответьте на вопросы
полными предложениями. Запишите их, подчеркните буквы В, Ф разными карандашами.
Вопросы:
Где изготовляют
конфеты?
Куда наливают воду
туристы?
Что вывешивают на домах
в праздник?
Чем покрыты дороге в
городе?
Что открывают зимой для
проветривания комнат. Слоговой анализ слова.
Прочтите предложения.
Логопедическая
физминутка
4) Дифференциация
В-Ф в связной речи.
Прочтите текст рассказа
«Птичка». Подсчитайте количество букв В, Ф. Определите, каких букв больше.
Ответьте на вопросы:
1) Кто
постучался в окно к детям?
2) Где
прожила птичка всю зиму?
3) Когда
Ваня выпустил птичку на волю?
Перескажите
содержание рассказа.
IV.
Итог занятия. Чему научились на занятии?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.