Главная / Логопедия / Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. Различаем буквы: б,д (начальная школа)

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. Различаем буквы: б,д (начальная школа)

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство Различаем буквы 2 - 4 классы
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул ...
Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний ... Д...
Звук Б
Звук Д
_елил про_ел _ал
От данных слов образовать новые с помощью приставки до- бежал — добежал белил...
Прочитай, вставляя пропущенные буквы «б» или «д» У Ли-ы голу-ой -ант.
У -а-ушки наря-ная -лузка.
Ва-им -ал -ругу -улку.
На -иване -елая по-ушка.
Все бобры добры для своих бобрят.
Ходит Люба возле дуба — Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — ...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство Различаем буквы 2 - 4 классы
Описание слайда:

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство Различаем буквы 2 - 4 классы

№ слайда 2 Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и у
Описание слайда:

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел. БАБОЧКА

№ слайда 3 Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний ... ДЕДУ
Описание слайда:

Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний ... ДЕДУШКА Мороз

№ слайда 4 Звук Б
Описание слайда:

Звук Б

№ слайда 5 Звук Д
Описание слайда:

Звук Д

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 _елил про_ел _ал
Описание слайда:

_елил про_ел _ал

№ слайда 8 От данных слов образовать новые с помощью приставки до- бежал — добежал белил —
Описание слайда:

От данных слов образовать новые с помощью приставки до- бежал — добежал белил — ... брёл — ... бил — ... брал — ... брил — ...

№ слайда 9 Прочитай, вставляя пропущенные буквы «б» или «д» У Ли-ы голу-ой -ант.
Описание слайда:

Прочитай, вставляя пропущенные буквы «б» или «д» У Ли-ы голу-ой -ант.

№ слайда 10 У -а-ушки наря-ная -лузка.
Описание слайда:

У -а-ушки наря-ная -лузка.

№ слайда 11 Ва-им -ал -ругу -улку.
Описание слайда:

Ва-им -ал -ругу -улку.

№ слайда 12 На -иване -елая по-ушка.
Описание слайда:

На -иване -елая по-ушка.

№ слайда 13 Все бобры добры для своих бобрят.
Описание слайда:

Все бобры добры для своих бобрят.

№ слайда 14 Ходит Люба возле дуба — Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — Люб
Описание слайда:

Ходит Люба возле дуба — Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — Любо нам глядеть на Любу!

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. Различаем буквы: б,д (начальная школа)
  • Логопедия
Описание:

                  ПЛАН  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

                                                                 Место проведения: МБОУ СШ № 53

г. Хабаровска

                                                           Занятие разработала: учитель - логопед

Петрова Е.М.                                                                  

 Тема:Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Различаем буквы: б,д

 

Цель:закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой

Задачи:

1.                  Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

2.                  Сформировать у учащихся умение различать согласные буквы в письменной речи;

3.                  Развитие фонематического восприятия;

4.                  Совершенствование грамматического строя;

5.                  Развитие связной речи;

6.                  Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки со звуками в словах б-д; зеркала,

Ход занятия.

                  I.                        Организационный момент (звёздочки, смайлики).

              II.                        Работа по теме.

Показ предметной картинки. ЗАГАДКИ СЛАЙД №2, №3

1.      Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции— звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (г у Бы).

СЛАЙД №4,   Работа по Профилю звука 

2.      Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д —Десны.).

СЛАЙД №5,  Работа по Профилю звука 

3.      Сопоставление звуков по артикуляции.

4.     Общее: звонкие, взрывные, «мгновенные» согласные.

Разное: место преграды: Б — гуБы, Д — десны.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д...

5.     СЛАЙД №6 Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквы   с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол. Буквавписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

звук Б — «взрываются» гуБы; буква - хвост белки (вверх);

звук Д — язык упираетсяв Десны; буква — хвост дятла (вниз).

 

           III.            Работа в тетради.    (дата;  Б,б; Д,д)

           IV.            Работа со слогами.

 

 

 

 

 

 

1) Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте)

2) Выборочный диктант слогов:

а) диктовка серии (не более 1-2 раз);

б) отраженное проговаривание серии хором;

в) запись серии (по памяти).

3) По окончании диктанта проводится проверка записанных серий хоровым чтением.

Логопед без труда определит на слух ошибки детей. При этом надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.

IV. Работа со словами. СЛАЙД №7

4) На доске записаны слова с пропущенными буквами:

_елил;   _ал;    про_ел

-       Сколько слов записано на доске?

-       Прочтите их, вставив нужные буквы.

-       Кто увидел здесь шесть слов?

При затруднениях детей логопед вызывает учеников, которые подставляют вместо черточки одну, другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветными карандашами.

(На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)

5) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки, поднимая соответствующую букву. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:

 

Затем дети выполняют самостоятельно графическую запись в тетрадях:

(все картинки «шифруются»).

Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв; каков темп работы.

Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. При этом картинный ряд может быть восстановлен заново— на основе «шифровки», но не буквально, т.е. при восстановлении ряда картинки могут оказаться на другом месте — лишь бы они соответствовали «шифру».

6) Расставить все эти картинки в 2 ряда — по наличию звука  «б» ИЛИ «д».

ФИЗМИНУТКА

7) Записать под диктовку слова в 2 столбца — по наличию звука  «б» или «д»

дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен, бодрость, добыча...

Обычно слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки. Например:

 

СЛАЙД №8

 8) От данных слов образовать новые с помощью приставки до-,например:

бежал — добежал

белил — ...

брёл — ...

бил — ...

брал — ...

брил — ...

       Устно составить с образованными словами словосочетания.

СЛАЙДЫ №9,10,11,12

9) Прочитать, вставляя пропущенные буквы «б» или «д» (поднимая буквы).

У Ли-ы голу-ой -ант. У -а-ушки наря-ная -лузка.

Ва-им -ал -ругу -улку.На -иване -елая по-ушка.

Весь -ень и-ёт -ождь. Завтра -у-етхоло-наяпого-а.

 

10) Работа по карточкам (с раздаточным материалом)

Записать, подчеркивая вставляемые буквы соответствующими карандашами.

борода

подарок

добавка

будильник

добрый

лебеди

доброта

дубинка

радость

одежда

 

 

11) СКОРОГОВОРКИ (повторить за логопедом):

а) Все бобры добры для своих бобрят.

б)Ходит Люба возле дуба —

Нам глядеть на Любу любо.

Прислонилась Люба к дубу —

Любо нам глядеть на Любу!

12) Предложения для чтения, анализа, графической записи:

В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадежен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В октябре издали видны алые ягоды рябины. Дождем забрызган подоконник.

Тексты диктантов

ЛЕТОМ

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.

ОСЕНЬ

Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

 

Итог занятия.  Что вспоминали? Что нового узнали? Чему научились на занятии?

ПОДСЧЁТ БУКВ (ЗВЁЗДОЧКИ, СМАЙЛИКИ – РАЗДАЧА)

 

 

Автор Петрова Елена Михайловна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 876
Номер материала 9501
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓