Главная / Химия / Дидактический материал по химии. Инструктивные карточки 8-11 классов по химии.

Дидактический материал по химии. Инструктивные карточки 8-11 классов по химии.

Название документа Инструктивные карточки 8-11 класс.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коткишевская основная общеобразовательная школа

Муниципального района г.Нея и Нейский район









Инструктивные карточки

практических работ

8- 11 класс



Составитель:

Шадрунова Марина Александровна

учитель химии


8 класс

Практическая работа №1. Правила ТБ. Простейшие операции с лабораторным оборудованием

Практическая работа № 2. Наблюдения за горящей свечой.

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».

Практическая работа №4 «Приготовление раствора с определенной массовой долей».

Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций»

Практическая работа №6 «Получение кислорода и изучение его свойств»

Практическая работа №7 «Получение водорода и изучение его свойств»

Практическая работа №8. «Ионные реакции»

Практическая работа № 9. «Условия протекания реакций до конца»

Практическая работа № 10 «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»

Практическая работа № 11. «Решение экспериментальных задач»


9 класс

Практическая работа № 1 «Качественные реакции на ионы металлов»

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 3. «Получение аммиака и изучение его свойств»

Практическая работа № 4. «Получение оксида углерода(VI)и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов»

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».


10 класс

Практическая работа №1.Качественный анализ органических соединений.

Практическая работа № 2 «Получение этилена»

Практическая работа № 3: «Альдегиды и кетоны»

Практическая работа №4 Карбоновые кислоты.

Практическая работа № 5 «Углеводы»

Практическая работа№6 «Амины. Аминокислоты. Белки»

Практическая работа № 7. Распознание пластмасс и волокон

Практическая работа №8 «Идентификация органических соединений».

Практическая работа № 9 «Обнаружение витаминов

Практическая работа № 10 «Действие ферментов на различные вещества»

Практическая работа № 11 «Анализ лекарственных препаратов»


11 класс.

Практическая работа № 1 Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений

Практическая работа № 3«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

Практическая работа № 5 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ».

8 класс.

Практическая работа №1

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием


Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.


Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.


Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием


а) Устройство лабораторного штатива


б) Приёмы работы со спиртовкой


hello_html_3ee0578d.png



  1. Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3. Фитиль;

5. Колпачок.

8 класс


Практическая работа №2

Наблюдения за горящей свечой


Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.


Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

  3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?


Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.


Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.


Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Оформите работу в тетради придерживаясь плана:

  1. Название практической работы № 2.

  2. Название опыта.

  3. Наблюдения.

  4. Выводы. (Вывод можно сделать по всей работе).



8 класс

Практическая работа №3

Анализ почвы и воды


Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.


Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,

спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.


Инструкция по технике безопасности:


  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  4. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

  5. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.


Опыт №1. Механический анализ почвы.


В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.


Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.


Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Отчет о проделанной работе сделайте в тетрадях для практических работ как и в работе № 2.

8 класс

Практическая работа № 4.

Приготовление раствора

с определенной массовой долей растворенного вещества.

Цели: уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, Н3ВO3, СuSO4, NaHCO3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная (кипяченая) вода.

Подготовить для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

hello_html_m5bb910aa.jpg

Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
брать вещества руками (б),
оставлять неубранными рассыпанные
или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями
и банки с сухими веществами (г);
работу проводить только над столом (д)

В тетради записать название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

Вариант № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Вариант № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Вариант № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Вариант № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Вариант № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия (hello_html_m547f8ebb.png = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

Пример решения задачи

Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.

hello_html_m513cc8fd.pngЭтапы выполнения работы

1. После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.

Жидкости на весах не взвешивают!

3. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1–2 мин).
4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
5. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.

6. Сделайте письменный вывод о проделанной работе..
7. Приведите рабочее место в порядок .
Сдайте тетради на проверку.

8 класс

Практическая работа №5

Признаки химических реакций

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  4. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  5. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  6. Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

  7. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.


Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.


Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.

Отчёт о результате работы оформите в виде таблицы.

Ход работы

Наблюдения

Рисунки

Вывод





-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.

-Приведите рабочее место в порядок.

-Сдайте тетради на проверку.




8 класс

Практическая работа №6

Получение и свойства кислорода

Цель: рассмотреть один из способов получения кислорода в лаборатории ( разложением перманганата

калия), изучить химические свойства кислорода, полученного в результате опыта.

Оборудование: штатив лабораторный, кристаллический перманганат калия, пробирки, спиртовка,

немного ваты, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спички, кусочек древесного угля, ложка

для сжигания веществ, пробка.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  3. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  4. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  5. Опыт выполняется только с крупнокристаллическим перманганатом калия, так как его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель, головную боль.

  6. Для опыта берётся абсолютно сухая пробирка.

  7. При нагревании перманганата калия вам придётся передвигать спиртовку под ту часть пробирки, где соль ещё не разложилась. Обратите внимание, чтобы случайно не коснуться нагретой части пробирки холодным концом фитиля – пробирка может лопнуть и горячие твёрдые частицы просыплются на руку. Нельзя при этом спиртовку постоянно держать в руке. Подвинули и поставили. Положение спиртовки должно быть устойчивым.


Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.


Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.


Опыт №1.Получение и собирание кислорода.

Опыт выполняйте по инструкции в учебнике.

Опыт №2. Горение в кислороде древесного угля.

Опыт выполняйте по инструкции в учебнике под буквой «а».

Отчёт о результате работы оформите в виде таблицы.

Ход работы

Наблюдения

Рисунки

Вывод





-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.

-Приведите рабочее место в порядок.

-Сдайте тетради на проверку.



8 класс

Практическая работа №8

Ионные реакции


Цель: познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.

Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата

серебра, сульфата магния, карбоната аммония, пробирки.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

  2. Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра ( ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

  3. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  4. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  5. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

  6. Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

Опыт №1. Обнаружение сульфат – ионов SО42-

Опыт выполнять по инструкции в учебнике

Опыт №2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-

Опыт выполнять по инструкции в учебнике.


Опыт №3. Распознавание веществ.


Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите , с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.

Отчет оформите в виде таблицы.


Данные вещества

Реактивы



















8 класс

Практическая работа №9

Условия протекания химических реакций между растворами

электролитов до конца


Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

  3. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  4. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

  5. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.


Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.


Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

8 класс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.

 


Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты». 

I. Мотивация:

    В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.

   Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной. 

Цели исследования:

   - опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;

 - проверьте экспериментально ваши предположения;

 - сделайте вывод. 

Оснащение и оборудование:

   раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;

литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы. 

II. Ход работы:

1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).

2. Таблица:

Свойства \ Этапы   работы

Теоретический анализ

Прогнозирование

(предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде)

Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде)

Выводы

1.Изменение цвета индикатора.

2.Взаимодействие с металлами.

3. Взаимодействие с оксидами металлов.

4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.

5. Взаимодействие с солями.

 

 

 

 


III. Интеллектуальная часть:

Выполните следующие задания:

1-й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота. 

2-й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.


 

3-й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г? 

 

АЛГОРИТМ    (в виде направляющих вопросов):

 

I. Теоретический анализ:

     Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:

     1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?

     2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?

     3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?

     4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?

     5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159). 

II. Прогнозирование:

    1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите химические свойства соляной кислоты. 

2. Запишите их в таблицу.

3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде. 

III. Эксперимент:

    1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции.

2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки.

3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.

4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде. 

IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?). 









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11 .

РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ

«Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»

  1. Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.

  2. Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими.

  3. Оформить работу можно по следующей схеме:


Задача

Уравнение и тип реакции

Что делали

Что наблюдали

Вывод







1 уровень

  1. Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.

  2. Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди.

  3. Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воду.


2 уровень

1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.

2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид.

3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится раствор гидроксида кальция).

  1. Получите двумя способами сульфат кальция.

  2. Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и выделите его из смеси.

  3. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.

  4. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.

  5. Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.

3 уровень

1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.

2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) оксид железа (III) нитрат железа (III)/


Выполняемые действия


Пример последовательного решения экспериментальной задачи



  1. Внимательно прочитайте задание, осмыслите его содержание.



Задача: осуществить реакции по схеме: магний оксид магния нитрат магния


2. Подумайте, какие свойства исходных веществ могут быть использованы при экспериментальном решении задачи


Свойства:

1.Магний способен окисляться кислородом, образуя оксид магния.

2.Оксид магния – основной оксид, вступает в реакции обмена с кислотами с образованием соли и воды.



3.Составьте план выполнения практической части задачи:

    1. запишите уравнения реакций;

    2. определите, какие реактивы (растворы, сухие вещества) необходимо использовать.

    3. Предположите ожидаемые результаты опыта.



2Mg + O2 2MgO

MgO + 2HNO3 Mg(NO3)2 + H2O


Магний – стружка, оксид магния – белый порошок, разбавленная азотная кислота – бесцветный раствор.

Магний должен гореть на воздухе с выделением света и тепла, белый порошок оксида магния растворяется в азотной кислоте с образованием бесцветного раствора нитрата магния



4. Проверьте наличие реактивов и выполните задание экспериментально


Проверка реактивов и оборудования (горелка, спички, щипцы, магний, раствор азотной кислоты. Выполнение опыта.




Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели

Приведите рабочее место в порядок

Сдайте тетради на проверку

9 класс

Карта – инструкция.

Практическая работа № 2.

Тема: Решение экспериментальных задач по теме:

«Подгруппа кислорода».

Цель: усвоение качественных реакций на сульфит – ион, сульфид – ион, сульфит ионы, определение катионов водорода и гидроксид ионов, формирование практических навыков.

Предполагаемые результаты: знать химические свойства соединений элементов, относящихся к подгруппе кислорода, качественные реакции на сульфат – ион, сульфит – ион, сульфид – ион.

Уметь: распознавать опытным путем сульфиты, сульфаты, сульфиды, определить качественный состав сложного вещества, получить новые сложные вещества из исходных сложных соединений.

Варианты: I вариант № 1,4. II вариант № 2, 8. III вариант № 3, 6. IV вариант № 5,7.

План действий.

- запишите в тетрадь № практической работы и тему. (стр.187)

- ознакомьтесь с целью и практической работой.

- прослушайте инструктаж учителя о технике безопасности при обращении с кислотами, щелочами и с вредными запахами.

Сделайте записи в тетради об ознакомлении с правилами техники безопасности и поставьте свою роспись.

- прочитайте задания своего варианта стр.187-188.

- составьте план действий, исходя из возможных реактивов и оборудования в соответствии с правилами техники безопасности.

- проведите эксперимент.

- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.

- оформление заданий проводите в разной форме таблиц.

! Задания № 4,6,8 оформите в виде таблицы 1.

Данные вещества

Реактивы
















! Задания №1,5 оформите в виде таблицы 2.

Формула вещества

реактив

наблюдения

Уравнения реакции

Вывод






! Задания №2,3,7 оформите в виде таблицы 3.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакции молекулярные , ионные, окислительно-востановительные

вывод






-сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.

- приведите рабочее место в порядок. Сдайте тетради на проверку.

10 класс

10 класс

Практическая работа №2

«Получение этилена и опыты с ним»


Цель: знать свойства этилена, способы его получения, правила техники безопасности.

Уметь получать этилен в лабораторных условиях, доказывать его наличие,

подтверждая химическими реакциями, пользоваться химическим оборудованием

и реактивами.

Оборудование: металлический штатив, спиртовка, спички, лучинка, штатив с пробирками, прибор для получения газа, мерный цилиндр.

Реактивы: этиловый спирт – С2Н5ОН, H2SO4- концентрированная, раствор КМn O4,

песок прокаленный.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10-го класса автора О.С.Габриеляна (§ 12)


Правила техники безопасности

Осторожно работайте с химическим оборудованием!

Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H2SO4!

hello_html_m3a0b4c34.pnghello_html_m7264afc1.pnghello_html_6591188e.pnghello_html_m7dd8f030.png

hello_html_m64198fde.pnghello_html_m13c26589.pnghello_html_m6c3cd6c6.png


Получение этилена

Ход выполнения

  • Рассмотрите и соберите прибор как показано на рис. 22, проверьте его на герметичность.

  • Отмерьте мерным цилиндром 1мл этилового спирта и перелейте в пробирку, затем осторожно добавьте 3 мл концентрированной серной кислоты.


hello_html_174c135d.png






C2H5OH

H2SO4




Рис.22


  • Поместите в смесь немного предварительно прокаленного песка (или кусочек пемзы), чтобы избежать толчков жидкости при кипении

  • Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в штативе. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с перманганатом калия.

  • Осторожно нагревайте смесь!

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл.1)


Таблица 1


Этапы урока

Рисунок с соответствующими надписями. Наблюдения.


Уравнения реакций

Выводы

1.Получение этилена




2. Свойства этилена:

hello_html_37f242e1.pngФизические свойства;

hello_html_37f242e1.pngХимические свойства

взаимодействие с раствором перманганата калия (KMn O4)

  • горение этилена на воздухе





Свойства этилена

  • Опишите физические свойства этилена

hello_html_37f242e1.pngХимические свойства

Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия

Пропускайте газ через 1-2 мл раствора перманганата калия.

Объясните, что наблюдаете?

Горение этилена на воздухе

Выньте газоотводную трубку из раствора и повернув её отверстием к верху,

подожгите выделяющийся газ.

Каким (светящимся или несветящимся) пламенем горит этилен? Дайте объяснение.

Потушите спиртовку. Выделение этилена постепенно прекратится.

Оформите работу в соответствии с образцом (табл.2).


Таблица 2

п/п

Ход работы

Наблюдения

Рисунок с соответствующими надписями

Уравнения

реакций


Выводы







Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели

Приведите рабочее место в порядок

Сдайте тетради на проверку

Практическая работа №7

9- 10 класс

«Распознавание пластмасс и волокон»

Решение экспериментальных задач

Цель: знать свойства высокомолекулярных соединений – пластмасс и волокон,

область их применения; правила пользования химической посудой ,

оборудованием и реактивами, а также правила техники безопасности.

Уметь различать образцы пластмасс и волокон по физическим (отношение к

нагреванию, характеру горения) и химическим свойствам

(действию концентрированных кислот и щелочей).

Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, чашка с песком, спички, асбестовая сетка.

Реактивы: образцы пластмасс и волокон, HNO3, H2SO4 и NaOH – концентрированные.


Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 9 класса О.С.Габриеляна (§ 42) или 10 класса автора Л.А.Цветкова (§ 46-49).

Правила техники безопасности

Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.

Подставляйте под горящее вещество чашку с песком.

Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на

асбестовую сетку.

Концентрированные кислоты и щелочь берите в малых количествах.

hello_html_m3a0b4c34.pnghello_html_m7264afc1.pnghello_html_m4719bc4a.pnghello_html_m698b97bb.pnghello_html_m6fded2d0.pnghello_html_m709cb3d3.pnghello_html_6591188e.png

hello_html_m64198fde.pnghello_html_m6c3cd6c6.pnghello_html_m13c26589.pnghello_html_m66d93c58.jpghello_html_m7dd8f030.png

Ход урока

Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы

Вариант 1

В пакетах под номерами выданы образцы пластмасс: полиэтилен, полистирол, фенолформальдегидная смола и образцы волокон: хлопок, шерсть, вискоза, капрон. Определите опытным путем содержимое каждого пакета.

Вариант 2

В пакетах под номерами выданы образцы пластмасс: полиэтилен, поливинилхлорид, полиметилметакрилат и образцы волокон: хлопок, шерсть, шелк натуральный, лавсан. Определите опытным путем содержимое каждого пакета.

Ход выполнения

  • Для распознавания выданных образцов пластмасс и волокон используйте табл.№8,9

  • В работе соблюдайте последовательность операций в соответствии с графами табл.10,11

  • Оформите работу в соответствии с образцами (табл. №8 и табл. №9)








Таблица №8 Пластмассы

Название пластмассы и формула структурного звена

Физические свойства, определяемые органолептически


Отношение к

нагреванию



Характер горения

Полиэтилен

- СН2- СН2-

Жирный на ощупь. В виде пленки прозрачный

Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму

Горит с запахом расплавленного парафина ярким пламенем. Продолжает гореть вне пламени.

Поливинилхлорид

-СН2-СНС1-

Эластичный, в толстых слоях жесткий. Прозрачный или непрозрачный

Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода

Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет


Полистирол

-СН2-СН2-

І

С6Н5

Хрупкий, неэластичный, прозрачный, но бывает и непрозрачный

Размягчается, легко вытягиваются в нити

Горит коптящим пламенем с запахом стирола. Продолжает гореть и вне пламени.


Полиметилметакрилат

СН3

l

СН2—С—

l

СООСН3

Прозрачный твердый, неэластичный

Размягчается, но нити не вытягиваются

Горит желтым с синей каймой пламенем





Фенолформальдегидные смолы

Непрозрачная, неэластичная, хрупкая

Не размягчается, разлагается

Загорается с неприятным запахом фенола при длительном пребывании в пламени


Таблица №9 Волокна


Волокно


Характеристика горения и его результат

Действие концентрированных кислот и щелочей

HNO3

H2SO4

NaOH



Хлопок





Вискозное

Горит быстро с запахом жженой бумаги. После сгорания остается серый пепел





То же

Растворяется. Раствор бесцветный





То же

Растворяется







Растворяется. Раствор красно-коричневый

Набухает, но не растворяется






Растворяется






Шерсть

Горит с запахом паленого волоса. В конце образуется хрупкий черный шарик

Желтое окрашивание

Разрушается

Растворяется







Шелк натуральный

То же

То же

»

»






Ацетатное

Горит в пламени. Вне его гаснет. Спекается в темный нехрупкий шарик

Растворяется. Раствор бесцветный.

Растворяется

Желтеет и растворяется











Капрон

При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом

То же

Растворяется. Раствор бесцветный

Не растворяется














Лавсан

Горит, образуя темный твердый шарик. При нагревании плавится. Из расплава можно вытянуть нити

Не растворяется

Растворяется

»


Таблица №10

Название пластмассы и формула структурного звена

Физические свойства, определение органолептически

Отношение к нагреванию и характер горения

Ответ

пакета


Вывод






Таблица №11

Название волокна

Характеристика горения и его результат

Действие концентрированных

кислот и щелочей

Ответ

пакета

Вывод

HNO3

H2SO4

NaOH








Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели

Приведите рабочее место в порядок

Сдайте тетради на проверку













Технологическая карта к практической работе № 4.

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Алгоритм действий

Приборы и материалы

Опыт № 1. Получение уксусной кислоты

1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить его на герметичность.

2.Зарядить его.

3.Закрепить в штативе и нагреть.

1.Прибор для получения газов, стакан с водой.

2.Ацетат натрия, серная кислота.

3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка для собирания уксусной кислоты.

Опыт № 2. Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты

Полученную кислоту разделить на четыре пробирки.

1.Действие на индикатор (первая пробирка)

2.Реакция нейтрализации со щелочью (приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором)

3.Взаимодействие с металлами

4.Взаимодействие с основным оксидом

( 3 – я пробирка)

5.Взаимодействие с солью более слабой кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка)



1.Индикатор – лакмус.

2.Щелочь, индикатор, пробирка.



3.Металл (цинк), пробирка.


4.CuO, пробирка, спиртовка, спички.


5.Раствор соли (Na2CO3)


Опыт № 3. Получение стеариновой кислоты и ее свойства

1.Получение стеариновой кислоты при взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты.

2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь.

1.Водный раствор мыла, соляная кислота, пробирка.


2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в пробирке.

Технологическая карта к практической работе № 4.

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Алгоритм действий

Приборы и материалы

Опыт № 1. Получение уксусной кислоты

1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить его на герметичность.

2.Зарядить его.

3.Закрепить в штативе и нагреть.

1.Прибор для получения газов, стакан с водой.

2.Ацетат натрия, серная кислота.

3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка для собирания уксусной кислоты.

Опыт № 2. Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты

Полученную кислоту разделить на четыре пробирки.

1.Действие на индикатор (первая пробирка)

2.Реакция нейтрализации со щелочью (приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором)

3.Взаимодействие с металлами

4.Взаимодействие с основным оксидом

( 3 – я пробирка)

5.Взаимодействие с солью более слабой кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка)



1.Индикатор – лакмус.

2.Щелочь, индикатор, пробирка.



3.Металл (цинк), пробирка.


4.CuO, пробирка, спиртовка, спички.


5.Раствор соли (Na2CO3)


Опыт № 3. Получение стеариновой кислоты и ее свойства

1.Получение стеариновой кислоты при взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты.

2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь.

1.Водный раствор мыла, соляная кислота, пробирка.


2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в пробирке.

Практическая работа №5

(1 час) 10 класс

«Углеводы»

Цель: уметь экспериментально доказывать, что углеводы – сложные вещества, определять их наличие, пользоваться химическим оборудованием и посудой.

Знать свойства углеводов: глюкозы, сахарозы, целлюлозы, крахмала; правила

техники безопасности.

Оборудование и реактивы приведены для каждого задания после его условия.


Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением предстоящей работы по инструкции, одновременно используя материалы учебников 10 класса автора О.С.Габриеляна (§ 22-24)


Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя – тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.


hello_html_m7dd8f030.pnghello_html_m3a0b4c34.pnghello_html_m64198fde.pnghello_html_m6c3cd6c6.png


Ход работы

Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы

Вариант 1


Задание 1. Проведите гидролиз сахарозы.

Оборудование: спиртовка, держатель, штатив с пробирками, пипетки.

Реактивы: 5%-ый раствор сахара, 10% -е растворы НСI, NaOH, CuSO4,

Н2 О – дистиллированная.

Ход выполнения

  • В две пробирки налейте по 5 мл 5% - ного раствора сахара. В одну пробирку добавьте 0,5 мл раствора соляной кислоты. Содержимое обеих пробирок кипятите в течение 15 мин.

  • Затем нейтрализуйте соляную кислоту раствором гидроксида натрия и в обе пробирки добавьте немного свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II). Содержимое пробирок нагревайте.

  • Ответьте на вопросы: 1. Что происходит при нагревании с раствором сахарозы в присутствии кислоты? 2. С какой целью к содержимому пробирок добавляют свежеприготовленный гидроксид меди (II)?

  • Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. №6)

Задание 2. Используя выданные реактивы, докажите, что в состав белого хлеба входит

крахмал.

Оборудование: штатив с пробиркой, стеклянная палочка.

Реактивы: кусочек белого хлеба, Н2О – дистиллированная, I2 - вода.

Ход выполнения

  • Продумайте ход решения задания.

  • Оформите отчет в выше указанной таблице №6


Вариант 2


Задание 1. Проведите гидролиз крахмала.

Оборудование: спиртовка, спички, держатель, пробирки в штативе.

Реактивы: крахмальный клейстер, 10% - е растворы H2SO4, NaOH, CuSO4,

H2O – дистиллированная.


Ход выполнения

  • В пробирку налейте 2 мл крахмального клейстера, добавьте 6 мл воды и осторожно прилейте 0,5 – 1мл раствора H2SO4. кипятите смесь в течение 15 – 20 мин, испытывая через каждые 1-2 мин действие на йод. Для испытания брать по 2-3 капли раствора. К быстро охлажденной пробе добавлять 1-2 капли йодной воды.

  • По изменению окраски наблюдать постепенный гидролиз крахмала. Окраска от йода изменяется. Как изменяется окраска йода ?

  • Как окраска останется неизменной, нейтрализуйте смесь раствором гидроксида натрия и добавьте немного свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II). Содержимое пробирки вновь нагрейте.

  • Ответьте на вопросы: 1. Что происходит с крахмалом при его нагревании в присутствии раствора серной кислоты? 2. Почему окраска йода изменяется при испытании раствора? 3. О чем свидетельствует появление осадка желтого и красного цвета?

  • Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. )


Задание 2. Докажите, что в меде содержится глюкоза.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.

Реактивы: мед, 10%- е растворы NaOH и CuSO4.


Ход выполнения


  • Продумайте ход решения задачи.

  • Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. №6)

Вариант 3


Задание 1. Проведите гидролиз целлюлозы.

Оборудование: 2 химических стакана на 100мл., фильтр, металлический штатив с кольцом, стеклянная палочка, асбестовая сетка.

Реактивы. 1-2г древесных опилок (целлюлозы), Н2О – дистиллированная, H2SO4-концентрированная, раствор Фелинга.

Приготовление фелинговой жидкости: а) в 100 мл воды растворяют 3,5 г медного купороса (крист.); б) в 100 мл воды растворяют 17,3 г сегнетовой соли (крист.) и 6 г едкого натра. Растворы хранят отдельно. Перед уроком получают нужное количество жидкости, смешивая равные объемы растворов. Раствор Фелинга приготавливается лаборантом

Ход выполнения

  • 1-2 г древесных опилок смачивают в химическом стакане водой, прибавляют 2-3 мл концентрированной кислоты, затем 30-50 мл воды и кипятят 8-10 мин.

  • Часть еще горячего раствора фильтруют через складчатый фильтр, фильтрат нейтрализуют щелочью и нагревают с фелинговым раствором.

  • Что наблюдаете? Объясните происходящее явление.

  • Отчет о работе оформите согласно приведенному образцу (табл.№6)


Задание 2. Докажите, что в состав сахара входят углерод и вода.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, щипцы, стеклянная пластинка.

Реактивы: сахар.

Ход выполнения

  • Продумайте ход решения задачи.

  • Отчет о работе оформите согласно приведенному образцу (табл.№6)


Сделайте общий вывод соответственно каждому варианту, исходя из цели.

Приведите рабочее место в порядок.

Сдайте тетради на проверку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

(1 час) 10 класс

«Определение углерода, водорода, хлора в органических веществах»

Цели. Знать химические реакции, лежащие в основе данной работы; правила техники

безопасности.

Уметь в лабораторных условиях устанавливать качественный состав жидких и

твердых углеводородов путем окисления их оксидом меди (II), монтировать

прибор для исследования образцов органических веществ на содержание в них

углерода, водорода и хлора.

Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа работы.

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, в котором требуется изучить содержание предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материалы учебника 10 класса авторов О.С.Габриеляна (§ 11 и практическая работа №1 стр.283)


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

hello_html_m3a0b4c34.pnghello_html_m7264afc1.pnghello_html_m4719bc4a.pnghello_html_m698b97bb.pnghello_html_m6fded2d0.png

а б в г д

hello_html_m709cb3d3.pnghello_html_6591188e.pnghello_html_m64198fde.pnghello_html_m13c26589.pnghello_html_m6c3cd6c6.png

е ж з и

hello_html_m7dd8f030.png

к л м

Запрещается пробовать вещества на вкус (а);

брать вещества руками (б);

оставлять открытыми банки с сухими веществами и склянки с жидкостями (в);

высыпать или выливать остатки реактивов в склянки и банки

из которых они были взяты (г);

оставлять неубранными разлитые или рассыпанные реактивы (д.);

менять пробки и пипетки от различных банок или склянок (е).

Надо работать только над столом (ж);

смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал

на кожу или одежду (з);

собирать остатки веществ в специально предназначенную посуду (и);

тушите спиртовку только колпачком (к);

запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (л);

запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (м).

Ход урока

Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы

Для того чтобы понять сущность работы, надо знать, что

hello_html_37f242e1.pngоксид меди (II) СuО может восстанавливаться углеродом

uО + С = 2Сu + СО2


или водородом

СuО + Н2 = Сu + Н2 О

hello_html_37f242e1.pngКонцентрированная серная кислота является очень хорошим водоотнимающим средством. Она легко поглощает как водяные пары

Н2SO4 + nH2O = H2SO4 · n H2O

так и воду от веществ, которые её содержат. При этом органические вещества, теряющие воду, обугливаются.

hello_html_37f242e1.pngБезводный сульфат меди CuSO4 – вещество белого цвета, а при взаимодействии с водой приобретает голубую окраску

CuSO4 + 5H2O = CuSO4 · 5H2O

белый голубой

hello_html_37f242e1.pngИзвестковая вода Са(ОН)2 под действием оксида углерода (IY) (углекислого газа) СО2 мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция СаСО3

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

hello_html_37f242e1.pngПары хлорида меди (II) СuСI2 окрашивают пламя в зеленый цвет.


Качественное определение углерода и водорода в углеводородах


Оборудование: металлический штатив, пробирка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Реактивы: вазелиновое масло ( парафин или машинное масло), СuО, СuSO4 – безводный, Са(ОН)2 – известковая вода (свежеприготовленная).

Ход выполнения

  • Рассмотрите и соберите прибор как показано на рис. 1


Рис. 1

hello_html_61156841.png

  • Поместите в сухую пробирку 1г порошка оксида меди (II) и очень немного вазелинового масла (0,3мл) или другого углеводорода.

  • Придав пробирке горизонтальное положение, внесите в неё немного обезвоженного медного купороса и закройте пробкой с газоотводной трубкой так, чтобы порошок сульфата меди (II) находился возле пробки. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с известковой водой.

  • Нагревайте несильно смесь веществ. Что замечаете на стенках пробирки? Какие изменения происходят с сульфатом меди (II) и известковой водой?

  • Выньте из известковой воды конец газоотводной трубки и после этого прекратите нагревание. Из остывшей пробирки удалите сульфат меди (II) и извлеките продукты реакции. Во что превратился оксид меди (II) при окислении углеводородов?

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл.1)

Таблица 1

Этапы работы

Наблюдения.

Рисунок с надписями.

Уравнения реакций

Выводы





Качественное определение хлора в органических веществах

(проба Бельштейна)

Оборудование: медная проволочка на конце со спиралью, стеклянная пластинка, пипетка, спиртовка, тигельные щипцы.

Реактивы: дихлорэтан.


Ход выполнения

  • Прокалите в пламени спиртовки медную проволоку, держа её тигельными щипцами, до тех пор, пока не перестанет окрашиваться пламя. Дайте ей остыть.

  • Поместите на стекло каплю дихлорэтана, прикоснитесь к ней концом проволоки и быстро внесите снова в пламя горелки, внимательно наблюдайте за его окраской.

  • Что наблюдаете? Объясните свои наблюдения.

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл.1)


Сделайте вывод о практической работе, исходя из цели

Приведите рабочее место в порядок

Сдайте тетради на проверку.




.





































Практическая работа №6

(1 час) 10 класс


«Исследование свойств органических веществ – кислород - и

азотсодержащих соединений»

Решение экспериментальных задач

Цель: знать способы получения и свойства кислород- и азотсодержащих соединений;

правила техники безопасности.

Уметь исследовать, доказывать и сравнивать свойства данных соединений,

проводя химические реакции, используя химическое оборудование и реактивы.

Оборудование и реактивы приведены для каждого задания после его условия


Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10–го класса авторов Л.А.Цветкова (§ 33-34; 44) или О.С.Габриеляна (§ 21; 27)

Для выполнения задания предлагаются задачи различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.


Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

hello_html_m3a0b4c34.pnghello_html_m7264afc1.pnghello_html_m4719bc4a.pnghello_html_m698b97bb.pnghello_html_m6fded2d0.png

hello_html_m709cb3d3.pnghello_html_6591188e.pnghello_html_m64198fde.pnghello_html_m13c26589.pnghello_html_m6c3cd6c6.png

hello_html_m7dd8f030.png


Ход урока

Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы.


Для выполнения задания предлагаются задачи различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.


Задача № 1. (на оценку «удовлетворительно»)

Какой препарат эффективнее – мыло или синтетическое моющее средство?

Оборудование: спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.

Реактивы: Н2О – дистиллированная, кусочек хозяйственного мыла, 0,5 г стирального порошка (без ферментных добавок); жесткая вода.


Ход выполнения


Растворение веществ

Налейте в две пробирки по 2 мл дистиллированной воды. В одну поместите кусочек медной стружки, в другую – немного стирального порошка. Растворите то и другое при нагревании.

Сравнение моющих средств в условиях жесткой воды.

Для этого возьмите две пробирки с жесткой водой (по 1 мл в каждой) и добавляйте по каплям в одну – мыльный раствор, в другую – раствор стирального порошка. После каждой капли встряхивайте содержимое пробирок. В каком случае понабилось больше капель раствора для образования устойчивой пены?

Оформите работу в соответствии с образцом:


В две пробирки наливаю ________________________________. В одну помещаю ________________________________, в другую - __________________________________. _______________________ содержимое пробирок __________________ на пламени спиртовки.

Для сравнения ______________ действия полученных ______________, беру 2 пробирки с ________________________ по _______ в каждой. Добавляю по ____________ в одну - _______________________, в другую - _______________________. После каждой капли _______________ содержимое пробирок. Для образования устойчивой пены понадобилось больше капель ___________________ в _________________ растворе.

Вывод: как моющее средство эффективнее применять ____________ , а не _____________.


Задача №2. (на оценку «хорошо»)

Очистите ткань от масляной краски, выбрав наиболее эффективный растворитель.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетки, вата.

Реактивы: спирт, ацетон, бензин, вода, растительное масло.


Ход выполнения


  • Налейте в 4 пробирки по 5 капель разных растворителей: спирт, ацетон, бензин, воду.


Р а с т и т е л ь н о е м а с л о

hello_html_m6228d09d.gifhello_html_m6228d09d.gifhello_html_m6228d09d.gifhello_html_m6228d09d.gif

hello_html_1928380f.pnghello_html_1928380f.pnghello_html_1928380f.pnghello_html_1928380f.png

Спирт Ацетон Бензин Вода

  • В каждую пробирку капните по капле растительного масла. Энергично взболтайте.

  • В каких растворителях масло растворяется хорошо, в каких плохо, в каких не растворяется?

  • Выберите наиболее эффективный растворитель и очистите ткань от краски. Для этого небольшой кусочек ваты подложите под ткань, а другим кусочком, смоченным в растворителе, сотрите пятно.

  • Получите у преподавателя лоскуток ткани с нанесенной на него полоской масляной краски. Используя результаты опыта по растворимости жиров, выберите наиболее эффективный растворитель и очистите ткань от краски. Для этого небольшой кусочек ваты подложите под ткань, а другим кусочком, смоченным в растворителе, сотрите пятно.

  • Сделайте вывод, в котором укажите, где можно использовать данное свойство жиров.

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл. №6)

Таблица №6

п/п

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

Вывод





Задача №3 (на оценку «хорошо»)

Докажите несколькими способами, что выданное вещество – белок.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички.

Реактивы: 10 %- ные растворы NaOH и CuSO4 , HNO3 – концентрированная, NH3 • Н2О (раствор), раствор белка куриного яйца.


Ход выполнения


  • Какова устойчивость белков по отношению к нагреванию? Опишите и объясните свои наблюдения.

Цветные реакции на белки

  • Налейте в пробирку 2 капли раствора белка, добавьте каплю раствора сульфата меди (II) и 4 капли раствора гидроксида натрия, хорошо взболтайте. Как изменяется окраска раствора? Почему?

  • К 2 каплям раствора белка прилейте каплю концентрированной азотной кислоты и нагрейте смесь до кипения. Какую окраску приобретает образующийся осадок? Почему?

При попадании на кожу концентрированная азотная кислота также вызывает появление желтых пятен – это признак легкого ожога

  • Поставьте пробирку в штатив и прилейте каплю концентрированного аммиака. Какой становиться окраска?

  • На основании результатов проведенных опытов сделайте вывод о свойствах белков.

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл. №6)


Задача №4 (на оценку «отлично»)

Получите натриевое мыло из подсолнечного (или касторового) масла.

Оборудование: металлический штатив, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, штатив с пробирками, фильтровальная бумага.

Реактивы: подсолнечное (касторовое) масло, 35%-й раствор NaOH, Н2О – дистиллированная.

Ход выполнения


За варкой мыла нужно внимательно следить и точно соблюдать все указания


Получение мыла

  • Поместите в маленькую фарфоровую чашку 1мл подсолнечного масла и 4 капли 35%-ного раствора гидроксида натрия и хорошо размешайте стеклянной палочкой.

  • Нагревайте на слабом пламени, поставив чашку на асбестовую сетку. При нагревании все время помешивайте смесь стеклянной палочкой.

  • Если смесь слишком быстро выкипит, долейте горячей воды.

  • Когда масса загустеет и будет прилипать к палочке, застывая на воздухе в виде твердых кусочков, нагревание прекратите.

Доказательство образования мыла

  • Налейте 2 пробирки по 5 капель горячей воды и в одну добавьте каплю подсолнечного масла, а в другую - крупинку полученного мыла.

  • Сравните по внешнему виду содержимое обеих пробирок. Сравнения отразите в письменном отчете.

  • Отожмите от полученного мыла воду, завернув его в кусочек фильтровальной бумаги.

  • Оформите работу в соответствии с образцом (табл. №6)





Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели

Приведите рабочее место в порядок

Сдайте тетради на проверку

10класс.

Карта- инструкция.

Практическая работа №8 .

« Идентификация органических соединений»

Цель: закрепить знания об идентификации изученных органических соединений, совершенствовать умения учащихся решать экспериментальные задачи .

Предполагаемые результаты: знать качественные реакции на кратные связи, многоатомные спирты, альдегиды, крахмал, белки, правила безопасного обращения с веществами, лабораторного оборудованием.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ, содержащих кратные связи многоатомных спиртов, альдегидов крахмала, белков.

План действий.

-Запишите в тетрадь №П.Р, и тему П.Р. Ознакомьтесь с целью П.Р.

-Прочитайте инструкцию по технике безопасности при работе в кабинете химии.

-Прослушайте краткий инструктаж учителя. Распишитесь в журнале.

-Прочитайте задания своего варианта.

-Запишите оборудование для выполнения работы и список опытов.

-продумайте план выполнения своего варианта.

-Используйте приложения 11 в учебнике и план решения задач на распознавание веществ.

-Проведите эксперимент.




Отчёт о результате работы оформите в Ваде таблицы.

Что делали

Что наблюдали объяснения

Уравнения реакций

Вывод








-Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.

-Приведите рабочее место в порядок.

-Сдайте тетради на проверку.











11 класс

Практическая работа № 1.

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов».

Цель: отработка навыков получения, собирания и распознавания газов, закрепление

качественных реакций и рассмотрение их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.

Планируемые результаты: ЗНАТЬ физические и химические свойства водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа, способы их получения и распознавания, УМЕТЬ собирать приборы для получения газов, имеющих разную плотность, обращаться с химическим оборудованием, распознавать опытом путем водород, кислород, аммиак и углекислый газ, записывать уравнения реакций в ионном виде и составить электронный баланс для О.В.Р.

План действий.

- Записать в тетради № Практической работы ; тему и вариант.

- Ознакомьтесь с целью и планируемыми результатами.

- Прослушайте инструктаж учителя по технике безопасности при работе с газообразными веществами. Распишитесь в журнале.

-Прочитайте задания своего варианта на стр.189-192.

-Составьте план действий для реализации заданий,

соблюдая правила техники безопасности используя инструкции и рисунки на стр.189-192.

- По инструкции учебника проведите эксперимент.

- Зафиксируйте наблюдения: Сделайте выводы. Ответьте на вопросы к данным опытам.

- Сделайте отчет о проделанной работе в виде таблицы.

Ход работы

Что наблюдали.

Уравнения реакций молекулярное, ионные, окислительно-восстановительные

Рисунки.

Вывод.





Вариант № 1


Опыт № 1.

1. Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите соответствующие уравнения реакций.

  • Соберите прибор как показано на рисунке № 1, проверьте прибор на герметичность. В пробирку насыпьте примерно 1/6 её объёма перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Нагрейте пробирку. Соберите кислород, способом вытеснения воздуха.

  • Соберите кислород, способом вытеснения воды ( рис № 2).

  • Внесите в сосуд с кислородом тлеющую лучинку.

hello_html_47d5b497.png

Рисунок № 1

hello_html_m257b7724.png

Рисунок № 2



Вариант № 2.

Опыт № 2.

1. Получите, соберите, этилен и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите соответствующие уравнения реакций.

  • Соберите прибор как показано на рисунке № 3, проверьте прибор на герметичность. В пробирку налейте 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл этилового спирта и несколько крупинок песка для равномерного кипения. Нагрейте пробирку.

  • Выделяющийся газ пропустите через раствор перманганата калия KMnO4.

hello_html_m3b45f1bd.gifhello_html_62e6151b.gifH2SO4 + C2H5OH hello_html_3a2adb47.png раствор KMnO4.






- Сделайте общий вывод о практической работе, исходя из цели и планируемых результатов.

- Приведите рабочее место в порядок

- сдайте тетради на проверку.













11 класс.

Карта- инструкция.

Практическая работа №2.

«Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений».

Цель: усвоение качественных реакции на неорганические и органические соединения, формирование практических навыков.

Предполагаемые результаты: Знать качественные реакции на неорганические и органические соединения.

Уметь: распознавать опытным путем анионы, катионы и органические соединения, с которыми приходится часто встречаться в жизни, навыки оформления экспериментальных задач.

Варианты: I вариант № 1,2. II вариант № 3,4.

План действий.

- запишите № практический работы, № варианта, ознакомьтесь с целью и практической работой.

- прослушайте инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ.

- распишитесь в журнале по т/б.

- прочитайте задания на стр. 220 в соответствии с вашим вариантом.

- используя таблицы «определения катионов», « определение анионов», « качественные реакции на органические соединения». Составьте план действии (блок схему), для решения экспериментальных задач вашего варианта .

- проведите эксперимент.

- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.

- оформите экспериментальные задачи в табличной форме.

(-) реакция не идет, (x) данное вещество определено, ( искл.) определено методом исключения.

Данные вещества

Реактивы

























- запишите сущность практических идущих реакций. В таблице отметьте газообразные вещества стрелкой вверх, а осадки стрелкой вниз.

- сделайте вывод о практической работе, исходя из цели.

- Приведите рабочее место в порядок.

- Сдайте тетради.

hello_html_37f242e1.png

Дидактический материал по химии. Инструктивные карточки 8-11 классов по химии.
  • Химия
Описание:

     Дидактический  материал по химии  разработан  для учащихся  восьмых, девятых,  десятых.  одиннадцатых классов. Инструктивные карточки 8-11 классов по химии  могут использовать как учителя  химии , так и учащиеся  основной и  средней школы.

    В данной  работе  собраны  инструкции  к  практическим  работам  по  курсу  химии  средней  школы. В каждой  практической  работе есть  инструкция  по  технике   безопасности,  алгоритм  выполнения   опытов, пример  оформления  рабочих  тетрадей.

Автор Шадрунова Марина Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 5309
Номер материала 2738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓