Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Коткишевская
основная общеобразовательная школа
Муниципального
района г.Нея и Нейский район
Инструктивные карточки
практических работ
8- 11 класс
Составитель:
Шадрунова Марина Александровна
учитель химии
8 класс
Практическая работа №1. Правила ТБ. Простейшие операции с лабораторным
оборудованием
Практическая работа № 2. Наблюдения за горящей свечой.
Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».
Практическая работа №4 «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций»
Практическая работа №6 «Получение кислорода и изучение его свойств»
Практическая работа №7 «Получение водорода и изучение его свойств»
Практическая работа №8. «Ионные реакции»
Практическая работа № 9. «Условия протекания реакций до конца»
Практическая работа № 10 «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»
Практическая работа № 11. «Решение экспериментальных задач»
9 класс
Практическая работа № 1 «Качественные реакции на ионы металлов»
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
кислорода».
Практическая
работа № 3.
«Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа № 4. «Получение оксида углерода(VI)и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов»
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппы азота и углерода».
10 класс
Практическая работа №1.Качественный анализ органических соединений.
Практическая работа № 2 «Получение этилена»
Практическая работа № 3: «Альдегиды и кетоны»
Практическая работа №4 Карбоновые кислоты.
Практическая работа № 5 «Углеводы»
Практическая работа№6 «Амины. Аминокислоты. Белки»
Практическая работа № 7. Распознание пластмасс и волокон
Практическая работа №8 «Идентификация органических соединений».
Практическая работа № 9 «Обнаружение витаминов
Практическая работа № 10 «Действие ферментов на различные вещества»
Практическая работа № 11 «Анализ лекарственных препаратов»
11 класс.
Практическая работа № 1 Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.
Практическая
работа №2. Решение экспериментальных задач на
идентификацию неорганических и органических соединений
Практическая работа № 3«Скорость химических реакций. Химическое
равновесие»
Практическая
работа № 4 Решение
экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
Практическая
работа № 5 «Генетическая связь между классами
неорганических и органических веществ».
8
класс.
Практическая
работа №1
Приёмы
обращения с лабораторным оборудованием
Цель:
познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической
лаборатории и
лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и
коническая колбы, спички.
Инструкция по технике безопасности:
- Если зажечь
спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на
горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к
горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри
резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с
фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с
фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро
отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую
спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну
спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь
спичками.
- Гасить спиртовку
можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок
должен находиться всегда под рукой.
Опыт
№1. Знакомство с лабораторным оборудованием
а)
Устройство лабораторного штатива
б)
Приёмы работы со спиртовкой
- Держатель фитиля;
2, 4.
Резервуар для спирта;
3.
Фитиль;
5.
Колпачок.
8
класс
Практическая
работа №2
Наблюдения
за горящей свечой
Цель:
наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое
сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе.
Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые
края.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы
от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5
см.
- Предметное стекло вначале прогревают
полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь
при ожогах:
Ожог первой степени
обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и
накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают
стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Опыт
№1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять
парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт
№2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в
держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите
3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните,
что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б),
переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните
наблюдаемое явление.
Оформите работу в тетради придерживаясь
плана:
- Название практической работы № 2.
- Название опыта.
- Наблюдения.
- Выводы. (Вывод можно сделать по всей
работе).
8 класс
Практическая
работа №3
Анализ
почвы и воды
Цель:
определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное
стекло,
спиртовка,
стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
- Если зажечь
спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на
горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к
горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри
резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с
фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с
фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро
отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите
учителя.
- Зажжённую
спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну
спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь
спичками.
- Гасить спиртовку
можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок
должен находиться всегда под рукой.
- Предметное стекло
закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом
учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него
сильно надавить.
- В процессе
выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное
стекло, а затем капля жидкости на нём.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь
при ожогах:
Ожог первой степени
обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и
накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают
стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт
№1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена
почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма
почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты.
Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните
свои наблюдения.
Опыт
№2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте
бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в
первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует
встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат
представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).
Несколько капель
этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и
подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что
наблюдаете? Объясните.
Возьмите
универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой
почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Отчет о проделанной
работе сделайте в тетрадях для практических работ как и в работе № 2.
8
класс
Практическая
работа № 4.
Приготовление
раствора
с
определенной массовой долей растворенного вещества.
Цели: уметь
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества,
используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема
жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу
для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования
химической посудой и реактивами.
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический
стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка,
склянка под приготовленный раствор.
Реактивы. NaCl, Н3ВO3, СuSO4,
NaHCO3 – все кристаллические, 30%-й раствор NaOH, дистиллированная
(кипяченая) вода.
Подготовить
для приготовляемых растворов склянки с этикетками, на которых формула
изображена в цвете: для кислот – красным, для солей – черным, для щелочей – синим.
Правила техники безопасности
Осторожно
обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.
|
Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
брать вещества руками (б),
оставлять неубранными рассыпанные
или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями
и банки с сухими веществами (г);
работу проводить только над столом (д)
|
В
тетради записать название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и
пример решения задачи.
Вариант № 1
Определите
массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50
г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Вариант № 2
Какие
массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой
50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?
Вариант № 3
В
45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества
в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?
Вариант № 4*
Рассчитайте
массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл
раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют
полученный раствор?
Вариант № 5*
Какую
массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения
10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?
Пример решения задачи
Вычислите
массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50
г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.
Этапы
выполнения работы
1. После
произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6–7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в
стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном
перемешивании!
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов,
разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую –
разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть
сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
Жидкости на весах не взвешивают!
|
3. Отмерьте
мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или
водой (1–2 мин).
4. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного
растворения вещества. Раствор готов!
5. В отчете опишите последовательность ваших действий.
Сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.
6. Сделайте
письменный вывод о проделанной работе..
7. Приведите рабочее место в порядок .
Сдайте тетради на проверку.
8
класс
Практическая
работа №5
Признаки
химических реакций
Цель:
рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной
кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и
роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по
технике безопасности:
- Если зажечь
спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на
горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к
горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри
резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с
фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с
фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте
в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую
спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну
спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь
спичками.
- Гасить спиртовку
можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок
должен находиться всегда под рукой.
- Кислоты – едкие
вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне
склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
- Соединения меди в виде пыли при попадании на
кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к
аллергии в лёгкой форме.
- Работать с соединениями бария нужно так,
чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для
получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После
завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь
при ожогах:
Ожог первой степени
обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и
накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают
стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь
при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и
тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую
поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь
при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1%
раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Работаете по
инструкции, приведённой в учебнике.
Отчёт о результате работы оформите в виде
таблицы.
Ход работы
|
Наблюдения
|
Рисунки
|
Вывод
|
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе,
исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
8
класс
Практическая
работа №6
Получение
и свойства кислорода
Цель:
рассмотреть один из способов получения кислорода в лаборатории ( разложением
перманганата
калия), изучить химические свойства
кислорода, полученного в результате опыта.
Оборудование: штатив лабораторный, кристаллический перманганат калия, пробирки,
спиртовка,
немного ваты, пробка с газоотводной
трубкой, лучинка, спички, кусочек древесного угля, ложка
для сжигания веществ, пробка.
Инструкция по технике безопасности:
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое
сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе.
Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые
края.
- Если зажечь
спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на
горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к
горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри
резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с
фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём
для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в
сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую
спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну
спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь
спичками.
- Гасить спиртовку
можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок
должен находиться всегда под рукой.
- Опыт выполняется
только с крупнокристаллическим перманганатом калия, так как его пыль
вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель,
головную боль.
- Для опыта берётся
абсолютно сухая пробирка.
- При нагревании
перманганата калия вам придётся передвигать спиртовку под ту часть
пробирки, где соль ещё не разложилась. Обратите внимание, чтобы случайно
не коснуться нагретой части пробирки холодным концом фитиля – пробирка
может лопнуть и горячие твёрдые частицы просыплются на руку. Нельзя при
этом спиртовку постоянно держать в руке. Подвинули и поставили. Положение
спиртовки должно быть устойчивым.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь
при ожогах:
Ожог первой степени
обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и
накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают
стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт
№1.Получение и собирание кислорода.
Опыт выполняйте по
инструкции в учебнике.
Опыт
№2. Горение в кислороде древесного угля.
Опыт выполняйте по инструкции в учебнике под
буквой «а».
Отчёт о результате работы оформите в виде
таблицы.
Ход работы
|
Наблюдения
|
Рисунки
|
Вывод
|
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе,
исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
8
класс
Практическая
работа №8
Ионные
реакции
Цель:
познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.
Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида
натрия, нитрата
серебра, сульфата магния, карбоната
аммония, пробирки.
Инструкция по технике безопасности:
- Работать с соединениями бария нужно так,
чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения
тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения
работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
- Все нитраты оказывают сжигающее действие на
кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра ( ляпис) разлагается под
действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
- Кислоты – едкие
вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне
склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
- Щёлочи – едкие
вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна
полная потеря зрения.
- Аммиак, который
будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень
хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз.
Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь
при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1%
раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь
при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и
тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую
поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на
кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и
тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую
поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Опыт
№1. Обнаружение сульфат – ионов SО42-
Опыт выполнять по инструкции в учебнике
Опыт
№2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-
Опыт выполнять по инструкции в учебнике.
Опыт
№3. Распознавание веществ.
Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния,
карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите , с помощью каких
ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион,
карбонат – ион, ион аммония.
Отчет оформите в виде таблицы.
8
класс
Практическая
работа №9
Условия
протекания химических реакций между растворами
электролитов
до конца
Цель:
выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до
конца.
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата
алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия,
азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.
Инструкция по технике безопасности:
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое
сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе.
Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые
края.
- Работать с соединениями бария нужно так,
чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения
тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения
работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
- Кислоты – едкие
вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне
склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
- Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и
раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря
зрения.
Первая помощь
при порезах:
а) в первую
очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие
сосуда);
б) если рана
загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных
слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором
бриллиантовой зелени;
в) после обработки
рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно
прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения
первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь
при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1%
раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь
при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и
тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую
поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на
кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и
тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую
поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Опыт
№1. Условие первое – выпадение осадка.
Опыт выполняется по инструкции в учебнике.
Опыт
№2. Условие второе – выделение газа.
Для опыта используется только карбонат натрия
и раствор азотной кислоты.
Опыт
№3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.
Опыт выполняется по инструкции в учебнике.
8
класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №10
«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского
характера.
Задание для 1 ряда: «Осуществить
реакции, характерные для раствора соляной кислоты».
I. Мотивация:
В XVIII веке, подробно
исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней
кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда
кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение,
что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую
окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.
Представьте
себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает
химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот,
например серной.
Цели исследования:
- опираясь
на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите
химические свойства соляной кислоты;
- проверьте экспериментально ваши
предположения;
- сделайте вывод.
Оснащение и оборудование:
раствор
соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди
(II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор
фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
литература (учебник 8 класса), раздаточный
материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу,
руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:
Свойства \ Этапы работы
|
Теоретический анализ
|
Прогнозирование
(предполагаемые химические свойства с
уравнениями реакций в молекулярном виде)
|
Эксперимент (и уравнения реакций в
сокращенном ионном виде)
|
Выводы
|
1.Изменение цвета индикатора.
2.Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с оксидами металлов.
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.
5. Взаимодействие с солями.
|
|
|
|
|
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: перед
вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду
жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту,
а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью
индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
2-й уровень: В
трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся
растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение
ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.
3-й уровень: В
школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу
урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при
вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого
постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса
хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1
г?
АЛГОРИТМ (в виде
направляющих вопросов):
I. Теоретический анализ:
Используя текст
учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на
вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и
запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах
изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами
могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами
реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли
основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи
протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического
анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите химические свойства
соляной кислоты.
2. Запишите их в таблицу.
3. Составьте возможные реакции в молекулярном
виде.
III. Эксперимент:
1. Руководствуясь правилами
техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции.
2. Для опытов берите жидкости объемом не более
0,5 см по высоте пробирки.
3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.
4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в
сокращенном ионном виде.
IV. Выводы: (подтверждают
ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 11 .
РЕШЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ
«Оксиды.
Кислоты. Соли. Основания»
1.
Продумать задание и наметить, какие вещества будут
использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.
2.
Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его
сопровождающими.
3.
Оформить работу можно по следующей схеме:
Задача
|
Уравнение и тип
реакции
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
1 уровень
1.
Получите из оксида кальция гидроксид кальция.
Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.
2.
Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид
меди и хлорид меди.
3.
Распознайте в пробирках без надписей растворы
гидроксида калия, серной кислоты и воду.
2 уровень
1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.
2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что
оксид меди – основной оксид.
3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится
раствор гидроксида кальция).
4.
Получите двумя способами сульфат кальция.
5.
Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и
выделите его из смеси.
6.
Получите двумя способами хлорид меди и выделите его
из смеси.
7.
Получите двумя способами хлорид меди и выделите его
из смеси.
8.
Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов
(оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.
3 уровень
1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.
2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) ® оксид железа (III) ® нитрат железа (III)/
Выполняемые действия
|
Пример последовательного решения
экспериментальной задачи
|
1.
Внимательно прочитайте задание, осмыслите его
содержание.
|
Задача: осуществить реакции по схеме: магний
® оксид
магния ®
нитрат магния
|
2. Подумайте, какие свойства исходных
веществ могут быть использованы при экспериментальном решении задачи
|
Свойства:
1.Магний способен окисляться кислородом,
образуя оксид магния.
2.Оксид магния – основной оксид, вступает в
реакции обмена с кислотами с образованием соли и воды.
|
3.Составьте план выполнения практической
части задачи:
a. запишите уравнения реакций;
b. определите, какие реактивы (растворы, сухие вещества) необходимо
использовать.
c. Предположите ожидаемые результаты опыта.
|
2Mg + O2 ® 2MgO
MgO + 2HNO3 ®
Mg(NO3)2 + H2O
Магний – стружка, оксид магния – белый
порошок, разбавленная азотная кислота – бесцветный раствор.
Магний должен гореть на воздухе с выделением
света и тепла, белый порошок оксида магния растворяется в азотной кислоте с
образованием бесцветного раствора нитрата магния
|
4. Проверьте наличие реактивов и выполните
задание экспериментально
|
Проверка реактивов и оборудования (горелка,
спички, щипцы, магний, раствор азотной кислоты. Выполнение опыта.
|
Сделайте общий вывод о проделанной работе,
исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
9 класс
Карта –
инструкция.
Практическая
работа № 2.
Тема: Решение
экспериментальных задач по теме:
«Подгруппа кислорода».
Цель:
усвоение качественных реакций на сульфит – ион, сульфид – ион, сульфит ионы,
определение катионов водорода и гидроксид ионов, формирование практических
навыков.
Предполагаемые результаты: знать химические
свойства соединений элементов, относящихся к подгруппе кислорода, качественные
реакции на сульфат – ион, сульфит – ион, сульфид – ион.
Уметь: распознавать опытным путем сульфиты,
сульфаты, сульфиды, определить качественный состав сложного вещества, получить
новые сложные вещества из исходных сложных соединений.
Варианты: I вариант №
1,4. II вариант № 2, 8. III вариант №
3, 6. IV вариант № 5,7.
План
действий.
- запишите в тетрадь № практической работы и
тему. (стр.187)
- ознакомьтесь с целью и практической
работой.
- прослушайте инструктаж учителя о технике
безопасности при обращении с кислотами, щелочами и с вредными запахами.
Сделайте записи в тетради об ознакомлении с
правилами техники безопасности и поставьте свою роспись.
- прочитайте задания своего варианта
стр.187-188.
- составьте план действий, исходя из возможных
реактивов и оборудования в соответствии с правилами техники безопасности.
- проведите эксперимент.
- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.
- оформление заданий проводите в разной форме
таблиц.
! Задания № 4,6,8 оформите в виде таблицы 1.
! Задания №1,5 оформите в виде таблицы 2.
Формула вещества
|
реактив
|
наблюдения
|
Уравнения реакции
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
! Задания №2,3,7 оформите в виде таблицы 3.
Что делали
|
Что наблюдали
|
Уравнения реакции молекулярные , ионные,
окислительно-востановительные
|
вывод
|
|
|
|
|
-сделайте общий вывод о практической работе,
исходя из цели и планируемых результатов.
- приведите рабочее место в порядок. Сдайте
тетради на проверку.
10 класс
10 класс
Практическая
работа №2
«Получение этилена
и опыты с ним»
Цель: знать
свойства этилена, способы его получения, правила техники безопасности.
Уметь получать этилен в лабораторных условиях,
доказывать его наличие,
подтверждая химическими реакциями,
пользоваться химическим оборудованием
и реактивами.
Оборудование:
металлический штатив, спиртовка, спички, лучинка, штатив с пробирками, прибор
для получения газа, мерный цилиндр.
Реактивы: этиловый
спирт – С2Н5ОН, H2SO4- концентрированная, раствор КМn O4,
песок прокаленный.
Предварительно учащиеся получают домашнее
задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для
подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10-го класса
автора О.С.Габриеляна (§ 12)
Правила
техники безопасности
Осторожно работайте с химическим оборудованием!
Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H2SO4!
Получение этилена
Ход выполнения
- Рассмотрите и соберите прибор как показано
на рис. 22, проверьте его на герметичность.
- Отмерьте мерным цилиндром 1мл этилового
спирта и перелейте в пробирку, затем осторожно добавьте 3 мл
концентрированной серной кислоты.
C2H5OH
H2SO4
Рис.22
- Поместите в смесь немного предварительно
прокаленного песка (или кусочек пемзы), чтобы избежать толчков жидкости
при кипении
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной
трубкой и укрепите в штативе. Конец газоотводной трубки опустите в
пробирку с перманганатом калия.
- Осторожно нагревайте
смесь!
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл.1)
Таблица 1
Этапы урока
|
Рисунок с
соответствующими надписями. Наблюдения.
|
Уравнения реакций
|
Выводы
|
1.Получение этилена
|
|
|
|
2. Свойства этилена:
Физические свойства;
Химические свойства
взаимодействие с
раствором перманганата калия (KMn O4)
- горение этилена на воздухе
|
|
|
|
Свойства
этилена
Опишите физические свойства этилена
Химические свойства
Взаимодействие
этилена с раствором перманганата калия
• Пропускайте газ через 1-2 мл раствора
перманганата калия.
• Объясните, что наблюдаете?
Горение
этилена на воздухе
• Выньте газоотводную трубку из
раствора и повернув её отверстием к верху,
подожгите
выделяющийся газ.
• Каким (светящимся или несветящимся)
пламенем горит этилен? Дайте объяснение.
• Потушите спиртовку. Выделение этилена
постепенно прекратится.
• Оформите работу в соответствии с
образцом (табл.2).
Таблица 2
№
п/п
|
Ход работы
|
Наблюдения
|
Рисунок с
соответствующими надписями
Уравнения
реакций
|
Выводы
|
|
|
|
|
|
Сделайте общий вывод о проделанной
работе, исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
Практическая работа №7
9-
10 класс
«Распознавание
пластмасс и волокон»
Решение экспериментальных задач
Цель: знать
свойства высокомолекулярных соединений – пластмасс и волокон,
область их применения; правила пользования
химической посудой ,
оборудованием и реактивами, а также правила
техники безопасности.
Уметь различать образцы пластмасс и волокон
по физическим (отношение к
нагреванию, характеру горения) и химическим
свойствам
(действию концентрированных кислот и
щелочей).
Оборудование:
спиртовка, тигельные щипцы, чашка с песком, спички, асбестовая сетка.
Реактивы: образцы
пластмасс и волокон, HNO3,
H2SO4 и NaOH – концентрированные.
Предварительно учащиеся получают домашнее
задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы. Для подготовки к
работе необходимо использовать материал учебника 9 класса О.С.Габриеляна (§ 42)
или 10 класса автора Л.А.Цветкова (§ 46-49).
Правила техники безопасности
Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.
Подставляйте под горящее вещество чашку с песком.
Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на
асбестовую сетку.
Концентрированные кислоты и щелочь берите в малых количествах.
Ход урока
Запись
темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы
Вариант 1
В пакетах под номерами выданы образцы
пластмасс: полиэтилен, полистирол, фенолформальдегидная смола и образцы
волокон: хлопок, шерсть, вискоза, капрон. Определите опытным путем содержимое
каждого пакета.
Вариант 2
В пакетах под номерами выданы образцы
пластмасс: полиэтилен, поливинилхлорид, полиметилметакрилат и образцы волокон:
хлопок, шерсть, шелк натуральный, лавсан. Определите опытным путем содержимое
каждого пакета.
Ход
выполнения
·
Для распознавания выданных образцов пластмасс и
волокон используйте табл.№8,9
·
В работе соблюдайте последовательность операций в
соответствии с графами табл.10,11
- Оформите работу в соответствии с образцами
(табл. №8 и табл. №9)
Таблица №8 Пластмассы
Название пластмассы и формула структурного
звена
|
Физические свойства,
определяемые органолептически
|
Отношение к
нагреванию
|
Характер горения
|
Полиэтилен
- СН2- СН2-
|
Жирный на ощупь. В виде пленки прозрачный
|
Размягчается, в размягченном состоянии легко
меняет форму
|
Горит с запахом расплавленного парафина
ярким пламенем. Продолжает гореть вне пламени.
|
Поливинилхлорид
-СН2-СНС1-
|
Эластичный, в толстых слоях жесткий.
Прозрачный или непрозрачный
|
Размягчается и разлагается с выделением
хлороводорода
|
Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет
|
Полистирол
-СН2-СН2-
І
С6Н5
|
Хрупкий, неэластичный, прозрачный, но бывает
и непрозрачный
|
Размягчается, легко вытягиваются в нити
|
Горит коптящим пламенем с запахом стирола.
Продолжает гореть и вне пламени.
|
Полиметилметакрилат
СН3
l
—СН2—С—
l
СООСН3
|
Прозрачный твердый, неэластичный
|
Размягчается, но нити не вытягиваются
|
Горит желтым с синей каймой пламенем
|
Фенолформальдегидные смолы
|
Непрозрачная, неэластичная, хрупкая
|
Не размягчается, разлагается
|
Загорается с неприятным запахом фенола при
длительном пребывании в пламени
|
Таблица №9 Волокна
Волокно
|
Характеристика горения и
его результат
|
Действие
концентрированных кислот и щелочей
|
HNO3
|
H2SO4
|
NaOH
|
Хлопок
Вискозное
|
Горит быстро с запахом жженой бумаги. После
сгорания остается серый пепел
То же
|
Растворяется. Раствор бесцветный
То же
|
Растворяется
Растворяется. Раствор красно-коричневый
|
Набухает, но не растворяется
Растворяется
|
Шерсть
|
Горит с запахом паленого волоса. В конце
образуется хрупкий черный шарик
|
Желтое окрашивание
|
Разрушается
|
Растворяется
|
Шелк натуральный
|
То же
|
То же
|
»
|
»
|
Ацетатное
|
Горит в пламени. Вне его гаснет. Спекается в
темный нехрупкий шарик
|
Растворяется. Раствор бесцветный.
|
Растворяется
|
Желтеет и растворяется
|
Капрон
|
При нагревании размягчается, плавится,
образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В
пламени горит с неприятным запахом
|
То же
|
Растворяется. Раствор бесцветный
|
Не растворяется
|
Лавсан
|
Горит, образуя темный твердый шарик. При
нагревании плавится. Из расплава можно вытянуть нити
|
Не растворяется
|
Растворяется
|
»
|
Таблица №10
Название пластмассы и формула структурного
звена
|
Физические свойства,
определение органолептически
|
Отношение к нагреванию и
характер горения
|
Ответ
№ пакета
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
Таблица №11
Название волокна
|
Характеристика горения и
его результат
|
Действие
концентрированных
кислот и
щелочей
|
Ответ
№ пакета
|
Вывод
|
HNO3
|
H2SO4
|
NaOH
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте общий вывод о проделанной работе,
исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
Технологическая
карта к практической работе № 4.
«Получение
и свойства карбоновых кислот»
Алгоритм действий
|
Приборы и материалы
|
Опыт № 1.
Получение уксусной кислоты
|
1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить
его на герметичность.
2.Зарядить его.
3.Закрепить в штативе и нагреть.
|
1.Прибор для получения газов, стакан с
водой.
2.Ацетат натрия, серная кислота.
3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка
для собирания уксусной кислоты.
|
Опыт № 2.
Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты
|
Полученную кислоту разделить на четыре
пробирки.
1.Действие на индикатор (первая пробирка)
2.Реакция нейтрализации со щелочью
(приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором)
3.Взаимодействие с металлами
4.Взаимодействие с основным оксидом
( 3 – я пробирка)
5.Взаимодействие с солью более слабой
кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка)
|
1.Индикатор – лакмус.
2.Щелочь, индикатор, пробирка.
3.Металл (цинк), пробирка.
4.CuO, пробирка,
спиртовка, спички.
5.Раствор соли (Na2CO3)
|
Опыт № 3.
Получение стеариновой кислоты и ее свойства
|
1.Получение стеариновой кислоты при
взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты.
2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей
реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь.
|
1.Водный раствор мыла, соляная кислота,
пробирка.
2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в
пробирке.
|
Технологическая карта к практической работе № 4.
«Получение
и свойства карбоновых кислот»
Алгоритм действий
|
Приборы и материалы
|
Опыт № 1.
Получение уксусной кислоты
|
1.Собрать прибор, как на рисунке и проверить
его на герметичность.
2.Зарядить его.
3.Закрепить в штативе и нагреть.
|
1.Прибор для получения газов, стакан с
водой.
2.Ацетат натрия, серная кислота.
3.Штатив, спички, спиртовка, пустая пробирка
для собирания уксусной кислоты.
|
Опыт № 2.
Изучение общих свойств кислот на примере уксусной кислоты
|
Полученную кислоту разделить на четыре
пробирки.
1.Действие на индикатор (первая пробирка)
2.Реакция нейтрализации со щелочью
(приливают щелочь в эту же первую пробирку, где кислота с индикатором)
3.Взаимодействие с металлами
4.Взаимодействие с основным оксидом
( 3 – я пробирка)
5.Взаимодействие с солью более слабой
кислоты (Na2CO3) (4-я пробирка)
|
1.Индикатор – лакмус.
2.Щелочь, индикатор, пробирка.
3.Металл (цинк), пробирка.
4.CuO, пробирка,
спиртовка, спички.
5.Раствор соли (Na2CO3)
|
Опыт № 3.
Получение стеариновой кислоты и ее свойства
|
1.Получение стеариновой кислоты при
взаимодействии раствора мыла и соляной кислоты.
2.Прилить к образовавшемуся в предыдущей
реакции осадку (стеариновой кислоты) щелочь.
|
1.Водный раствор мыла, соляная кислота,
пробирка.
2.Щелочь, полученная стеариновая кислота в
пробирке.
|
Практическая работа №5
(1 час) 10 класс
«Углеводы»
Цель: уметь
экспериментально доказывать, что углеводы – сложные вещества, определять их
наличие, пользоваться химическим оборудованием и посудой.
Знать свойства углеводов: глюкозы, сахарозы,
целлюлозы, крахмала; правила
техники безопасности.
Оборудование и реактивы приведены для каждого задания после его условия.
Предварительно учащиеся получают домашнее
задание, связанное с изучением предстоящей работы по инструкции, одновременно
используя материалы учебников 10 класса автора О.С.Габриеляна (§ 22-24)
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните!
Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя –
тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие
пробирки в сторону от себя и соседей.
Ход работы
Запись темы, цели,
оборудования, реактивов, оформление
таблицы
Вариант 1
Задание 1. Проведите
гидролиз сахарозы.
Оборудование: спиртовка, держатель,
штатив с пробирками, пипетки.
Реактивы: 5%-ый
раствор сахара, 10% -е растворы НСI, NaOH, CuSO4,
Н2 О –
дистиллированная.
Ход
выполнения
- В две пробирки налейте по 5 мл 5% - ного
раствора сахара. В одну пробирку добавьте 0,5 мл раствора соляной кислоты.
Содержимое обеих пробирок кипятите в течение 15 мин.
- Затем нейтрализуйте соляную кислоту
раствором гидроксида натрия и в обе пробирки добавьте немного
свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II).
Содержимое пробирок нагревайте.
- Ответьте на вопросы: 1. Что происходит при
нагревании с раствором сахарозы в присутствии кислоты? 2. С какой целью к
содержимому пробирок добавляют свежеприготовленный гидроксид меди (II)?
- Оформите отчет о работе согласно
приведенному образцу (табл. №6)
Задание 2. Используя
выданные реактивы, докажите, что в состав белого хлеба входит
крахмал.
Оборудование:
штатив с пробиркой, стеклянная палочка.
Реактивы: кусочек
белого хлеба, Н2О – дистиллированная, I2
- вода.
Ход
выполнения
- Продумайте ход решения задания.
- Оформите отчет в выше указанной таблице №6
Вариант 2
Задание 1. Проведите
гидролиз крахмала.
Оборудование:
спиртовка, спички, держатель, пробирки в штативе.
Реактивы:
крахмальный клейстер, 10% - е растворы H2SO4, NaOH, CuSO4,
H2O – дистиллированная.
Ход выполнения
- В пробирку налейте 2 мл крахмального
клейстера, добавьте 6 мл воды и осторожно прилейте 0,5 – 1мл раствора H2SO4.
кипятите смесь в течение 15 – 20 мин, испытывая через каждые 1-2 мин
действие на йод. Для испытания брать по 2-3 капли раствора. К быстро
охлажденной пробе добавлять 1-2 капли йодной воды.
·
По изменению окраски наблюдать постепенный гидролиз
крахмала. Окраска от йода изменяется. Как изменяется окраска йода ?
·
Как окраска останется неизменной, нейтрализуйте
смесь раствором гидроксида натрия и добавьте немного свежеприготовленного
осадка гидроксида меди (II). Содержимое пробирки вновь
нагрейте.
·
Ответьте на вопросы: 1. Что происходит с крахмалом
при его нагревании в присутствии раствора серной кислоты? 2. Почему окраска
йода изменяется при испытании раствора? 3. О чем свидетельствует появление
осадка желтого и красного цвета?
·
Оформите отчет о работе согласно приведенному
образцу (табл. )
Задание 2. Докажите, что в меде содержится глюкоза.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
Реактивы: мед, 10%- е растворы NaOH и CuSO4.
Ход выполнения
·
Продумайте ход решения задачи.
·
Оформите отчет о работе согласно приведенному
образцу (табл. №6)
Вариант 3
Задание 1. Проведите гидролиз целлюлозы.
Оборудование: 2 химических стакана на 100мл., фильтр, металлический штатив с
кольцом, стеклянная палочка, асбестовая сетка.
Реактивы. 1-2г древесных опилок (целлюлозы), Н2О – дистиллированная,
H2SO4-концентрированная, раствор Фелинга.
Приготовление
фелинговой жидкости: а) в 100 мл воды растворяют 3,5
г медного купороса (крист.); б) в 100 мл воды растворяют 17,3
г сегнетовой соли (крист.) и 6 г едкого натра. Растворы хранят отдельно. Перед
уроком получают нужное количество жидкости, смешивая равные объемы
растворов. Раствор
Фелинга приготавливается лаборантом
Ход выполнения
- 1-2
г древесных опилок смачивают в химическом стакане водой, прибавляют 2-3
мл концентрированной кислоты, затем 30-50 мл воды и кипятят 8-10 мин.
·
Часть еще горячего раствора фильтруют через
складчатый фильтр, фильтрат нейтрализуют щелочью и нагревают с фелинговым
раствором.
·
Что наблюдаете? Объясните происходящее явление.
·
Отчет о работе оформите согласно приведенному
образцу (табл.№6)
Задание 2. Докажите, что в состав сахара входят углерод и вода.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, щипцы, стеклянная
пластинка.
Реактивы: сахар.
Ход выполнения
·
Продумайте ход решения задачи.
·
Отчет о работе оформите согласно приведенному
образцу (табл.№6)
Сделайте общий
вывод соответственно каждому варианту, исходя из цели.
Приведите рабочее
место в порядок.
Сдайте тетради на
проверку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(1 час) 10 класс
«Определение углерода,
водорода, хлора в органических веществах»
Цели. Знать
химические реакции, лежащие в основе данной работы; правила техники
безопасности.
Уметь в лабораторных условиях
устанавливать качественный состав жидких и
твердых углеводородов путем
окисления их оксидом меди (II), монтировать
прибор для исследования
образцов органических веществ на содержание в них
углерода, водорода и хлора.
Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа работы.
Предварительно учащиеся получают домашнее
задание, в котором требуется изучить содержание предстоящей практической
работы. Для подготовки к работе необходимо использовать материалы учебника 10
класса авторов О.С.Габриеляна (§ 11 и практическая работа №1 стр.283)
ПРАВИЛА
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
а б
в г д
е ж
з и
к л м
Запрещается пробовать вещества на вкус (а);
брать вещества руками (б);
оставлять открытыми банки с сухими веществами и склянки с жидкостями (в);
высыпать или выливать остатки реактивов в склянки и банки
из которых они были взяты
(г);
оставлять неубранными разлитые или рассыпанные реактивы (д.);
менять пробки и пипетки от различных банок или склянок (е).
Надо работать только над столом (ж);
смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он
попал
на кожу или одежду (з);
собирать остатки веществ в специально предназначенную посуду (и);
тушите спиртовку только колпачком (к);
запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (л);
запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (м).
Ход
урока
Запись темы, цели, оборудования,
реактивов, оформление таблицы
Для того чтобы понять сущность
работы, надо знать, что
оксид меди (II)
СuО может восстанавливаться углеродом
2СuО + С = 2Сu + СО2
или водородом
СuО + Н2 = Сu + Н2 О
Концентрированная серная
кислота является очень хорошим водоотнимающим средством. Она легко поглощает
как водяные пары
Н2SO4 + nH2O = H2SO4 · n H2O
так и воду от веществ, которые её содержат.
При этом органические вещества, теряющие воду, обугливаются.
Безводный сульфат меди CuSO4 – вещество белого цвета, а при
взаимодействии с водой приобретает голубую окраску
CuSO4 + 5H2O = CuSO4 · 5H2O
белый голубой
Известковая вода Са(ОН)2 под
действием оксида углерода (IY) (углекислого газа) СО2
мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция СаСО3
Са(ОН)2
+ СО2 = СаСО3 + Н2О
Пары хлорида меди (II) СuСI2 окрашивают пламя в зеленый цвет.
Качественное определение углерода и
водорода в углеводородах
Оборудование: металлический
штатив, пробирка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, спиртовка,
спички.
Реактивы: вазелиновое
масло ( парафин или машинное масло), СuО, СuSO4 – безводный, Са(ОН)2 –
известковая вода (свежеприготовленная).
Ход выполнения
- Рассмотрите и соберите прибор как показано
на рис. 1
Рис. 1
- Поместите в сухую пробирку 1г порошка оксида
меди (II) и очень немного вазелинового масла (0,3мл)
или другого углеводорода.
- Придав пробирке горизонтальное положение,
внесите в неё немного обезвоженного медного купороса и закройте пробкой с
газоотводной трубкой так, чтобы порошок сульфата меди (II) находился возле пробки. Конец газоотводной трубки опустите в
пробирку с известковой водой.
- Нагревайте несильно смесь веществ. Что
замечаете на стенках пробирки? Какие изменения происходят с сульфатом меди
(II) и известковой водой?
- Выньте из известковой воды конец
газоотводной трубки и после этого прекратите нагревание. Из остывшей пробирки удалите сульфат меди (II) и извлеките продукты реакции. Во что превратился оксид меди (II) при окислении углеводородов?
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл.1)
Таблица 1
Этапы работы
|
Наблюдения.
|
Рисунок с
надписями.
Уравнения
реакций
|
Выводы
|
|
|
|
|
Качественное определение
хлора в органических веществах
(проба Бельштейна)
Оборудование: медная
проволочка на конце со спиралью, стеклянная пластинка, пипетка, спиртовка,
тигельные щипцы.
Реактивы: дихлорэтан.
Ход выполнения
- Прокалите в пламени спиртовки медную
проволоку, держа её тигельными щипцами, до тех пор, пока не перестанет
окрашиваться пламя. Дайте ей остыть.
- Поместите на стекло каплю дихлорэтана,
прикоснитесь к ней концом проволоки и быстро внесите снова в пламя
горелки, внимательно наблюдайте за его окраской.
- Что наблюдаете? Объясните свои наблюдения.
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл.1)
Сделайте вывод о практической работе,
исходя из цели
Приведите рабочее место в
порядок
Сдайте тетради на проверку.
.
Практическая работа №6
(1 час) 10 класс
«Исследование свойств
органических веществ – кислород - и
азотсодержащих соединений»
Решение
экспериментальных задач
Цель: знать
способы получения и свойства кислород- и азотсодержащих соединений;
правила техники безопасности.
Уметь исследовать, доказывать и
сравнивать свойства данных соединений,
проводя химические реакции,
используя химическое оборудование и реактивы.
Оборудование и реактивы приведены для
каждого задания после его условия
Предварительно учащиеся получают домашнее
задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы. Для
подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 10–го класса
авторов Л.А.Цветкова (§ 33-34; 44) или О.С.Габриеляна (§ 21; 27)
Для выполнения задания предлагаются задачи
различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Ход урока
Запись темы, цели, оборудования,
реактивов, оформление таблицы.
Для выполнения задания предлагаются задачи
различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.
Задача № 1. (на оценку «удовлетворительно»)
Какой препарат эффективнее – мыло или
синтетическое моющее средство?
Оборудование:
спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.
Реактивы: Н2О
– дистиллированная, кусочек хозяйственного мыла, 0,5
г стирального порошка (без ферментных добавок); жесткая вода.
Ход
выполнения
Растворение
веществ
Налейте в две пробирки по 2 мл
дистиллированной воды. В одну поместите кусочек медной стружки, в другую –
немного стирального порошка. Растворите то и другое при нагревании.
Сравнение моющих
средств в условиях жесткой воды.
Для этого возьмите две пробирки с жесткой
водой (по 1 мл в каждой) и добавляйте по каплям в одну – мыльный раствор, в
другую – раствор стирального порошка. После каждой капли встряхивайте
содержимое пробирок. В каком случае понабилось больше капель раствора для
образования устойчивой пены?
Оформите
работу в соответствии с образцом:
В две пробирки наливаю
________________________________. В одну помещаю
________________________________, в другую -
__________________________________. _______________________ содержимое пробирок
__________________ на пламени спиртовки.
Для сравнения ______________
действия полученных ______________, беру 2 пробирки с ________________________
по _______ в каждой. Добавляю по ____________ в одну -
_______________________, в другую - _______________________. После каждой капли
_______________ содержимое пробирок. Для образования устойчивой пены
понадобилось больше капель ___________________ в _________________ растворе.
Вывод: как моющее средство эффективнее
применять ____________ , а не _____________.
Задача №2. (на
оценку «хорошо»)
Очистите ткань от масляной краски, выбрав
наиболее эффективный растворитель.
Оборудование:
штатив с пробирками, пипетки, вата.
Реактивы: спирт,
ацетон, бензин, вода, растительное масло.
Ход выполнения
- Налейте в 4 пробирки по 5 капель разных
растворителей: спирт, ацетон, бензин, воду.
Р а с т
и т е л ь н о е м а с л о
Спирт Ацетон Бензин Вода
- В каждую пробирку капните по капле
растительного масла. Энергично взболтайте.
- В каких растворителях масло растворяется
хорошо, в каких плохо, в каких не растворяется?
- Выберите наиболее эффективный растворитель и
очистите ткань от краски. Для этого небольшой кусочек ваты подложите под
ткань, а другим кусочком, смоченным в растворителе, сотрите пятно.
- Получите у преподавателя лоскуток ткани с
нанесенной на него полоской масляной краски. Используя результаты опыта по
растворимости жиров, выберите наиболее эффективный растворитель и очистите
ткань от краски. Для этого небольшой кусочек ваты подложите под ткань, а
другим кусочком, смоченным в растворителе, сотрите пятно.
- Сделайте вывод, в котором укажите, где можно
использовать данное свойство жиров.
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл. №6)
Таблица №6
№
п/п
|
Что делали
|
Наблюдения
Уравнения
реакций
|
Вывод
|
|
|
|
|
Задача №3 (на
оценку «хорошо»)
Докажите несколькими способами, что выданное
вещество – белок.
Оборудование:
штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички.
Реактивы: 10 %-
ные растворы NaOH и CuSO4 , HNO3 –
концентрированная, NH3 • Н2О
(раствор), раствор белка куриного яйца.
Ход выполнения
- Какова устойчивость белков по отношению к
нагреванию? Опишите и объясните свои наблюдения.
Цветные реакции на белки
- Налейте в пробирку 2 капли раствора белка,
добавьте каплю раствора сульфата меди (II) и 4 капли
раствора гидроксида натрия, хорошо взболтайте. Как изменяется окраска
раствора? Почему?
- К 2 каплям раствора белка прилейте каплю
концентрированной азотной кислоты и нагрейте смесь до кипения. Какую
окраску приобретает образующийся осадок? Почему?
При попадании на
кожу концентрированная азотная кислота также вызывает появление желтых пятен –
это признак легкого ожога
- Поставьте пробирку в штатив и прилейте каплю
концентрированного аммиака. Какой становиться окраска?
- На основании результатов проведенных опытов
сделайте вывод о свойствах белков.
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл. №6)
Задача №4 (на
оценку «отлично»)
Получите натриевое мыло из подсолнечного (или
касторового) масла.
Оборудование:
металлический штатив, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, стеклянная палочка,
штатив с пробирками, фильтровальная бумага.
Реактивы:
подсолнечное (касторовое) масло, 35%-й раствор NaOH, Н2О
– дистиллированная.
Ход выполнения
За варкой мыла нужно внимательно следить и
точно соблюдать все указания
Получение
мыла
- Поместите в маленькую фарфоровую чашку 1мл
подсолнечного масла и 4 капли 35%-ного раствора гидроксида натрия и хорошо
размешайте стеклянной палочкой.
- Нагревайте на слабом пламени, поставив чашку
на асбестовую сетку. При нагревании все время помешивайте смесь стеклянной
палочкой.
- Если смесь слишком быстро выкипит, долейте
горячей воды.
- Когда масса загустеет и будет прилипать к
палочке, застывая на воздухе в виде твердых кусочков, нагревание
прекратите.
Доказательство образования мыла
- Налейте 2 пробирки по 5 капель горячей воды
и в одну добавьте каплю подсолнечного масла, а в другую - крупинку
полученного мыла.
- Сравните по внешнему виду содержимое обеих
пробирок. Сравнения отразите в письменном отчете.
- Отожмите от полученного мыла воду, завернув
его в кусочек фильтровальной бумаги.
- Оформите работу в соответствии с образцом
(табл. №6)
Сделайте общий вывод о проделанной работе,
исходя из цели
Приведите рабочее место в порядок
Сдайте тетради на проверку
10класс.
Карта-
инструкция.
Практическая
работа №8 .
«
Идентификация органических соединений»
Цель:
закрепить знания об идентификации изученных органических соединений,
совершенствовать умения учащихся решать экспериментальные задачи .
Предполагаемые результаты:
знать качественные реакции на кратные связи, многоатомные спирты, альдегиды,
крахмал, белки, правила безопасного обращения с веществами, лабораторного
оборудованием.
Уметь: выполнять химический эксперимент по
распознаванию веществ, содержащих кратные связи многоатомных спиртов,
альдегидов крахмала, белков.
План действий.
-Запишите в тетрадь №П.Р, и тему П.Р.
Ознакомьтесь с целью П.Р.
-Прочитайте инструкцию по технике безопасности
при работе в кабинете химии.
-Прослушайте краткий инструктаж учителя.
Распишитесь в журнале.
-Прочитайте задания своего варианта.
-Запишите оборудование для выполнения работы и
список опытов.
-продумайте план выполнения своего варианта.
-Используйте приложения 11 в учебнике и план
решения задач на распознавание веществ.
-Проведите эксперимент.
Отчёт о результате
работы оформите в Ваде таблицы.
Что делали
|
Что наблюдали объяснения
|
Уравнения реакций
|
Вывод
|
|
|
|
|
-Сделайте общий вывод о практической работе,
исходя из цели и планируемых результатов.
-Приведите рабочее место в порядок.
-Сдайте тетради на проверку.
11
класс
Практическая
работа № 1.
Тема: «Получение,
собирание и распознавание газов».
Цель: отработка
навыков получения, собирания и распознавания газов, закрепление
качественных реакций и рассмотрение их с
точки зрения теории электролитической диссоциации и
окислительно-восстановительных процессов.
Планируемые результаты: ЗНАТЬ физические и химические свойства водорода, кислорода, аммиака,
углекислого газа, способы их получения и распознавания, УМЕТЬ собирать
приборы для получения газов, имеющих разную плотность, обращаться с химическим
оборудованием, распознавать опытом путем водород, кислород, аммиак и углекислый
газ, записывать уравнения реакций в ионном виде и составить электронный баланс
для О.В.Р.
План
действий.
- Записать в тетради № Практической работы ;
тему и вариант.
- Ознакомьтесь с целью и планируемыми
результатами.
- Прослушайте инструктаж учителя по технике
безопасности при работе с газообразными веществами. Распишитесь в журнале.
-Прочитайте задания своего варианта на
стр.189-192.
-Составьте план действий для реализации
заданий,
соблюдая правила техники безопасности
используя инструкции и рисунки на стр.189-192.
- По инструкции учебника проведите
эксперимент.
- Зафиксируйте наблюдения: Сделайте выводы.
Ответьте на вопросы к данным опытам.
- Сделайте отчет о проделанной работе в виде
таблицы.
Ход работы
|
Что наблюдали.
|
Уравнения реакций молекулярное, ионные,
окислительно-восстановительные
Рисунки.
|
Вывод.
|
|
|
|
|
Вариант № 1
Опыт № 1.
1. Получите, соберите, распознайте кислород и
проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите
соответствующие уравнения реакций.
- Соберите прибор как показано на рисунке № 1,
проверьте прибор на герметичность. В пробирку насыпьте примерно 1/6 её
объёма перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Нагрейте
пробирку. Соберите кислород, способом вытеснения воздуха.
- Соберите кислород, способом вытеснения воды
( рис № 2).
- Внесите в сосуд с кислородом тлеющую
лучинку.
Рисунок № 2
Вариант № 2.
Опыт № 2.
1. Получите, соберите, этилен и проделайте
опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите соответствующие
уравнения реакций.
- Соберите прибор как показано на рисунке № 3,
проверьте прибор на герметичность. В пробирку налейте 2 мл
концентрированной серной кислоты, 1 мл этилового спирта и несколько
крупинок песка для равномерного кипения. Нагрейте пробирку.
- Выделяющийся газ пропустите через раствор
перманганата калия KMnO4.
H2SO4 + C2H5OH
раствор KMnO4.
- Сделайте общий вывод о практической работе,
исходя из цели и планируемых результатов.
- Приведите рабочее место в порядок
- сдайте тетради на проверку.
11 класс.
Карта-
инструкция.
Практическая
работа №2.
«Решение
экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических
соединений».
Цель:
усвоение качественных реакции на неорганические и органические соединения,
формирование практических навыков.
Предполагаемые результаты: Знать
качественные реакции на неорганические и органические соединения.
Уметь: распознавать опытным путем
анионы, катионы и органические соединения, с которыми приходится часто
встречаться в жизни, навыки оформления экспериментальных задач.
Варианты: I вариант №
1,2. II вариант № 3,4.
План
действий.
- запишите № практический работы, № варианта,
ознакомьтесь с целью и практической работой.
- прослушайте инструктаж по технике
безопасности при выполнении практических работ.
- распишитесь в журнале по т/б.
- прочитайте задания на стр. 220 в
соответствии с вашим вариантом.
- используя таблицы «определения катионов», «
определение анионов», « качественные реакции на органические соединения».
Составьте план действии (блок схему), для решения экспериментальных задач
вашего варианта .
- проведите эксперимент.
- зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод.
- оформите экспериментальные задачи в
табличной форме.
(-) реакция не идет, (x)
данное вещество определено, ( искл.) определено методом исключения.
- запишите сущность практических идущих
реакций. В таблице отметьте газообразные вещества стрелкой вверх, а осадки
стрелкой вниз.
- сделайте вывод о практической работе, исходя
из цели.
- Приведите рабочее место в порядок.
- Сдайте тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.