Главная / Русский язык и литература / Н. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)

Н. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)

hello_html_2b1308d9.gifhello_html_3147ab23.gifhello_html_m59d9943a.gifhello_html_38733767.gifhello_html_13fcf0db.gifhello_html_4d8ee351.gifhello_html_48146c06.gifhello_html_106a7f3c.gifhello_html_m20f549a9.gifhello_html_49299bfe.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifКарта работы на уроке (фамилия, имя) _______________________________________________

Тема: Образ Катерины в пьесе Н.А. Островского «Гроза»

Этап 1. Отметь утверждения, которые, по-твоему, противоположны образу Катерины в пьесе «Гроза».

В христианской традиции почитается несколько святых с именем Катерина.

Утверждения

Сформулируйте свой контраргумент

1.

В Греции наиболее известная - великомученица Екатерина Александрийская, казненная во времена правления римского императора Максимиана. Она приняла крещение после того, как увидела во сне Богородицу с маленьким Иисусом. Она не побоялась в лицо обличить язычника-царя за то, что он преследовал и мучил христиан, и затем была по его приказу обезглавлена.


2.

На Руси великомученица Екатерина издавна считалась покровительницей невест.






3.

В католической традиции Катерину почитают как небесную заступницу детей, женщин, школьников, студентов, библиотекарей, философов, юристов, проповедников и преподавателей, а также прях, точильщиков и ножовщиков.


4.

Имя Екатерина в переводе с греческого языка означает "чистая, непорочная", оно происходит от греческого слова "катариос".










Катерина

Этап 2. Составь синквейн

















Примечание.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.



Этап 3. Выдели основные черты характера Катерины. Запиши их в первый столбик. Подбери антонимы к каждой черте. Определи, кто в пьесе наделен этой чертой характера. Сделай вывод.

Черты Катерины

1.______________________________________________ 1. __________________________________________

2. ______________________________________________ 2.__________________________________________

3._______________________________________________3.__________________________________________

5. ______________________________________________ 4.__________________________________________

6._______________________________________________ 5._________________________________________

7._______________________________________________6.__________________________________________

8._______________________________________________ 7.__________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 4. Дай определение понятию.

Внутренний конфликт – это ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Этап 5. Опиши или изобрази внутренний конфликт Катерины, используя для этого текст, схему, таблицу или любой другой способ информации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Этап 6. Прочитай сочинение ученицы. Дай развернутую рецензию на прочитанную работу.

Сочинение ученицы

"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном царстве. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов "тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: "Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится... А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" - история истинно несчастной любви.

Примечание. *Стилистика и орфография источника сохранены.

РЕЗЕНЗИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

УРОК

Этап 7. Проанализируй свою работу на уроке. Составь кластер ассоциаций этапов урока.

7



2



6



5

4

3









Н. Островский "Образ Катерины в пьесе "Гроза" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Карта работы на уроке над образом Катерины предназначена для учащихся 10 класса.

Структура карты позволяет провести мини-исследование в рамках одного урока. Состоит из 7 этапов. 

Задание 1 этапа выявляет степень знакомства с героиней, ее чертами характера на основе дополнительного материала.

Задание 2 этапа направлено на составление синквейна.

Задание 3 этапа выявляет основные черты характера героини, с подбором антонимов к выделенным чертам характера, что позволяет более полно рассмотреть образ Катерины.

Задания 4,5 этапов - работа над литературоведческим понятием.

Задание 6 этапа - рецензия на работу ученицы. Данный вид работы позволяет критически относиться к собственным сочинениям, формирует навыки работы с текстом сочинения.

Задание 7 этапа - составление кластера ассоциаций как самоанализа работы на уроке.

                 

 

 

Автор Мурашева Евгения Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1575
Номер материала 27214
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓