Главная / География / Дидактический материал к итоговому занятию спецкурса «География в картах и таблицах» для 5 класса

Дидактический материал к итоговому занятию спецкурса «География в картах и таблицах» для 5 класса

МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»















Дидактический материал

к итоговому занятию спецкурса

«География в картах и таблицах» для 5 класса



На муниципальный смотр-конкурс

методических и дидактических средств обучения









Работу выполнила: учитель географии Туранова Светлана Владимировна















Суксун 2014

Введение

В рамках апробации новых стандартов ФГОС в нашей школе предмет география был введён в пятом классе. Это такой возраст, когда детям интересно всё, в начальной школе они уже познавали мир на уроках предмета «Окружающий мир», а в пятом классе источники информации содержат более серьёзные и сложные сведения. Смысловое чтение на занятиях спецкурса помогает более детально освоить новый учебный материал, помогает формировать познавательную деятельность учащихся на уроках: максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные, к которым можно отнести прозу, стихи, и несплошные тексты – диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д.

Курс «География в картах и таблицах» предназначен для того, чтобы хотя бы в какой-то степени решать проблему не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Цель программы курса было предоставление возможностей для формирования обучающимися умений читать и интерпретировать информацию, представленную в форме таблиц и карт.

Задачи:

1. формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем, карт.

2. научить использовать умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме. 

Итоговое занятие спецкурса предполагает проверку у учащихся умений по преобразованию информации: превращение несплошного текста в сплошной (извлечение информации из географических карт и таблиц) и в обратном направлении, т.е. преобразование сплошного текста в несплошной (занесение данных в таблицы).

Благодаря применению методов смыслового чтения на уроках у учащихся активизируется познавательная деятельность, формируются навыки информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.


Методика использования материалов итогового занятия

В представленной ниже таблице описан весь ход итогового занятия.



Вре-

мя

Элемент урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2

1. Органи-зационный момент и вступление

Вступительное слово

Слушают, включаются в работу


2-Цели и задачи

Обобщение и закрепление изученного на занятиях спецкурса; проверка умения работать с картографическим материалом, с таблицами; проверка умения работать с таблицами; оценка уровня умения учащихся по преобразованию информации сплошного текста в несплошной и в обратном порядке; проверка умения грамотно изложить информацию, представленную на картах и таблицах.


3-Оборудование

Физическая карта мира на доске, раздаточный материал, атласы на столах.

38

3- Урок

1- учащиеся распределены на группы (перед уроком), учитель выдаёт таблицы с заданиями и карточки с названиями материка и океана: задача учащихся – определить географическое положение объекта и представить результаты выступлением одного члена группы у карты, в помощь учащимся выдаётся дополнительно лист со схемой румбов. Во время выступления, при необходимости, учитель корректирует ответы учащихся, обращается к классу для поправления ошибок, допущенных выступающими.



2-Учащимся выдаётся второе задание: По таблице высот и глубин определить место своего материка и океана. Во время выступления, при необходимости, учитель корректирует ответы учащихся, обращается к классу для поправления ошибок, допущенных выступающими



3- Учащимся выдаётся третье задание: таблица с океанами и материками, которые океаны омывают, ниже таблицы представлены задания (всего 9), на этом же листе: таблица для внесения результатов выполнения заданий.

Во время выступления, при необходимости, учитель корректирует ответы учащихся, обращается к классу для поправления ошибок, допущенных выступающими


1-каждая группа вытягивает карточку, на которой представлены материк и океан, обсуждают в группе, и затем выступают у карты, показывают направления указкой



2,3- работают в группах, выступают у карты




5

4-рефлексия,

5- Итог

Учитель раздаёт оценочные таблицы для самооценки учащимися своей деятельности на уроке. Предоставляет слово каждой команде.


Работают с оценочными таблицами, озвучивают результаты и свои впечатления от урока





Описание опыта работы и заключение

Представленный выше урок проведён в прошедшем учебном году и представлен на семинар завучей на базе Тисовской школы. В течении предшествующих семи занятий учащимся была предоставлена возможность научиться извлекать информацию из географических несплошных текстов (карт, таблиц), учащиеся отрабатывали навыки работы с тестами: преобразовывали информацию, представляли её письменно и устно.

На итоговом занятии школьники должны были показать, чему они научились, мне кажется, что детям это было вдвойне волнительно, поскольку занятие было открытым, присутствовали учителя из других школ, и, конечно, дети, как могли, старались показать свои знания и умения. Ошибки в выступлениях учеников, конечно, были, в такой ситуации я координировала ответы и обращалась к классу за помощью выступающему с целью исправления недочётов, им допущенных.

Главное, что должны были показать ученики, это то, как они умеют использовать информацию карт и таблиц для описания географического положения объекта. Этот навык очень важен для дальнейшего изучения географии. Зная основные географические объекты, школьники уже имеют представление о Земле в целом и дальнейшее изучение с ними физических свойств географической оболочки представляется мне уже не в такой степени сложным, как это было ранее, до появления такого спецкурса как «География в картах и таблицах».

И, действительно, данные занятия помогли ученикам в большей степени осмыслить особенности географических объектов, это стало большим подспорьем в деле изучения географии в пятом классе. Учащиеся, практически все, знают расположение крупных объектов на географических картах атласов 5-6 класса: материки, океаны, крупные реки и озёра, равнины и горы. Благодаря этому факту, в шестом классе можно уже больше внимания уделить решению более сложных географических задач, т.е. последовательно перейти от усвоения информации к логическим и исследовательским действиям на уроках – от формирования информационных познавательных универсальных учебных действий к логическим и исследовательским познавательным универсальным учебным действиям, что вполне соответствует требованиям новых образовательных стандартов.

Представленные дидактические материалы можно использовать впоследствии на обычных уроках географии как в шестом, так и в седьмом классах для изучения и повторения тем по материкам и океанам.

Дидактический материал для итогового занятия спецкурса «География в картах и таблицах»


1.Карточки с названиями материка и океана, таблица с направлениями и схема румбов, таблица с заданиями для определения географического положения объектов. (для первого этапа занятия)


океан

материк

Северный Ледовитый

Евразия



океан

материк

Тихий

Австралия



океан

материк

Индийский

Северная Америка



океан

материк

Атлантический

Южная Америка



океан

материк

Тихий

Африка





Материк

материк по отношению к…

Евразия

Африка

С.Америка

Ю.Америка

Австралия

Антарктида

Евразия


ЮЗ

З

ЮЗ

ЮВ

Ю

Африка

СВ


СЗ

ЮЗ

ЮВ

Ю

С.Америка

В

ЮВ


ЮЮВ

ЮВ

Ю

Ю.Америка

СВ

СВ

ССЗ


ВЮВ

Ю

Австралия

СЗ

СЗ

СЗ

ЗСЗ


Ю

Антарктида

С

С

С

С

С



Румбы горизонта


материк

экватор

Н.меридиан

океан

острова

река

озеро

горы

?

Евразия

На юге

На западе

все

Новая Земля

Ганг

Байкал

Гималаи


Африка

посередине

На западе

Атлантический, Индийский

Мадагаскар

Нил

Виктория

Атлас


Ю.Америка

на севере

-

Атлантический, Тихий

Огненная Земля

Амазонка

Титикака

Анды


С.Америка

-

-

Атлантический, Тихий

Гренландия

Миссисипи

Эри

Кордильеры


Австралия

-

-

Тихий, Индийский

Новая Зеландия

Муррей

Эйр

Большой Водораздельный Хребет





Ответьте на вопросы: 1- Сколько всего материков на Земле? 2- Какого материка нет в таблице и почему? 3- К каким материкам имеет отношение экватор и каким образом? 4- К каким материкам имеет отношение нулевой меридиан и каким образом?

Вопросы по отдельным материкам: 1-Какими океанами омывается материк и как? 2- Какие острова есть у берегов материка и в каком направлении? 3- Какие реки есть на материке и в какой его части? 4- Какое озеро есть на материке и где? 5- Какие горы есть на материке и где?

Дополнительное задание: Как по вашему мнению, какие данные можно записать в последний столбец?












2.Таблица высот и глубин для определения места своего материка и океана (второй этап занятия)



материк

Площадь (кв.км)

Наибольшая высота (м)


океан

Площадь (кв.км)

Наибольшая глубина (м)

Евразия

54 900 000

8 848

Тихий

178 684 000

11 022

Африка

30 320 000

5 895

Атлантический

91 655 000

8 742

С.Америка

24 250 000

6 194

Индийский

76 174 000

7 729

Ю.Америка

17 830 000

6 959

С.Ледовитый

14 756

5 527

Австралия

7 687 000

2 228


Антарктида

14 110 000

5 140






3. Таблица с океанами и материками, задания и бланк-таблица для внесения ответов (третий этап занятия)

Океан

Омывает берега материка

Евразия

Африка

С.Америка

Ю.Америка

Австралия

Антарктида

Тихий

В и ЮВ

-

З и ЮЗ

З и ЮЗ

В

С

С.Ледовитый

С

-

С

-

-

-

Атлантический

З и ЮЗ

С, СЗ, З, ЗЮЗ

В и ЮВ

СВ, В и ЮВ

-

С

Индийский

Ю

СВ, В, ЮВ

-

-

С, СЗ, З, ЮЗ, Ю

С


  1. Определите по таблице какие берега и каких материков омывает ваш океан.

  2. Какой из океанов омывает наибольшее количество материков?

  3. Какой из океанов омывает берега четырёх материков?

  4. Какой из океанов омывает берега двух материков?

  5. Используя карты атласа и таблиц, расположите океаны в порядке уменьшения размеров. Первое место – самому большому океану.

  6. Используя карты атласа и таблиц, расположите материки в порядке уменьшения размеров. Первое место – самому большому материку.

  7. Проведите такие же исследования по другим показателям: высоте материков и глубине океанов.

  8. По картам определите где находятся самые высокие места вашего материка.

  9. Определите лидера по показателям среди материков и среди океанов.



Занесите ответы в лист ответов

Ответ

1

Евразия

Африка

С.Америка

Ю.Америка

Австралия

Антарктида








2


3


4


5


6


7


8


9






  • Таблица с ответами, общими для всех групп (без индивидуальных ответов каждой группы)

Океан

Омывает берега материка

Евразия

Африка

С.Америка

Ю.Америка

Австралия

Антарктида

Тихий

В и ЮВ

-

З и ЮЗ

З и ЮЗ

В

С

С.Ледовитый

С

-

С

-

-

-

Атлантический

З и ЮЗ

С, СЗ, З, ЗЮЗ

В и ЮВ

СВ, В и ЮВ

-

С

Индийский

Ю

СВ, В, ЮВ

-

-

С, СЗ, З, ЮЗ, Ю

С


  1. Определите по таблице какие берега и каких материков омывает океан.

  2. Какой из океанов омывает наибольшее количество материков?

  3. Какой из океанов омывает берега четырёх материков?

  4. Какой из океанов омывает берега двух материков?

  5. Используя карты атласа и таблиц, расположите океаны в порядке уменьшения размеров. Первое место – самому большому океану.

  6. Используя карты атласа и таблиц, расположите материки в порядке уменьшения размеров. Первое место – самому большому материку.

  7. Проведите такие же исследования по другим показателям: высоте материков и глубине океанов.

  8. По картам определите где находятся самые высокие места материка.

  9. Определите лидера по показателям среди материков и среди океанов.



Занесите ответы в лист ответов

Ответ

1

Евразия

Африка

С.Америка

Ю.Америка

Австралия

Антарктида








2

Тихий и Атлантический

3

Индийский

4

Северный Ледовитый

5

Тихий, Атлантический, Индийский, С.Ледовитый

6

Евразия, Африка, С.Америка, Ю.Америка, Антарктида, Австралия.

7

Материки: Евразия, Ю.Америка, С.Америка, Африка, Антарктида, Австралия

8


9

Евразия и Тихий океан






4.Таблица для проведения рефлексии (заключительный этап)

Оценочный лист

Как мы находили ответы на вопросы

3 балла

Мы правильно нашли ответы на все вопросы

2 балла

Мы допустили 1 или 2 ошибки

1 балл

Мы допустили 3 и больше ошибок, а также не ответили на некоторые вопросы

Наш балл


Как мы рассказали

3 балла

Мы рассказали правильно сами, без помощи учителя

2 балла

Учитель нам немного помогал

1 балл

Без учителя мы бы не смогли рассказать, нам много помогали.

Наш балл


Наш средний балл



Мои впечатления от занятия

(понравилось, не понравилось, устал, скучно было, скучать было некогда, теперь я знаю больше, я всё равно ничего не понял и не запомнил, мне это пригодится, мне это вообще не надо, было интересно; ждал, когда звонок прозвенит и т.д.)















Спецкурс «География в картах и таблицах»

Результаты и критерии (для оценки работы учащихся учителем)



Метапредметный результат

Извлекать необходимую информацию из географических карт и таблиц

Преобразовывать полученную информацию: составлять устный рассказ по материалам, полученным при работе с картами и таблицами

Объект

Ответы на заданные вопросы

Устный рассказ

Критерии

Объём

Время

Полнота

Самостоятельность

1 балл

Выделено объектов на 3 меньше или /и добавлен лишний

Не уложились в отведённое для задания время

В рассказе допущены фактические ошибки

Рассказ составлен под руководством учителя

2 балла

Выделено объектов на 1-2 меньше и найдены ответы не на все вопросы

Примерно уложились в отведённое время

Рассказ неполный

Рассказ составлен с помощью учителя

3 балла

Выделены все ответы и найдены ответы на все вопросы

Полностью уложились в отведённое для задания время

Полный рассказ с использованием всех полученных данных

Самостоятельно и грамотно составлен рассказ





Дидактический материал к итоговому занятию спецкурса «География в картах и таблицах» для 5 класса
  • География
Описание:

Итоговое занятие спецкурса предполагает проверку у учащихся умений по преобразованию информации: превращение несплошного текста в сплошной (извлечение информации из географических карт и таблиц) и в обратном направлении, т.е. преобразование сплошного текста в несплошной (занесение данных в таблицы). 

В рамках апробации новых стандартов ФГОС в нашей школе предмет география был введён в пятом классе. Это такой возраст, когда детям интересно всё, в начальной школе они уже познавали мир на уроках предмета «Окружающий мир», а в пятом классе источники информации содержат более серьёзные и сложные сведения. Смысловое чтение на занятиях спецкурса помогает более детально освоить новый учебный материал, помогает формировать познавательную деятельность учащихся на уроках: максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи. Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные, к которым можно отнести прозу, стихи, и несплошные тексты – диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д.

Курс «География в картах и таблицах» предназначен для того, чтобы хотя бы в какой-то степени решать проблему не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Автор Туранова Светлана Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1406
Номер материала 42172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓