Главная / Русский язык и литература / Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 7 класс )

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 7 класс )

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 7 класс ).


Введение

Школьный курс русского языка в комплексе школьных дисциплин (истории, физики, биологии и т.д.) предмет особенный. Обучая родной речи учащихся, вводя в речевой обиход школьников нормы общенационального литературного языка, формируя грамматический строй речи, обогащая словарный запас учащихся и знакомя их с жанрами и формами общественного начинаемой речевой коммуникации, учитель развивает речемысленный потенциал каждого обучаемого и готовит учащихся к различным формам деятельности, чтению, слушанию, письму и говорению применительно к другим школьным предметам.

К сожалению, речеведческий аспект школьного курса русского языка очень долго оставался в тени и не осознавался как самостоятельный предмет обучения. В результате отдельные проблемы речеведения (Деление текста на части и их озаглавливание и др.) рассматривались вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельное направление обучения речевой деятельности.

Сегодня одной и актуальнейших задач в школьном курсе русского языка является "приоритетное внимание к тексту как речевому произведению", Это касается уроков русского языка, факультативов, олимпиад, конкурсов.

Учитывая, что итоговой формой является ЕГЭ, следует должное внимание уделять на уроках комплексному анализу текста как эффективной форме подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.

Экзаменационный тест ЕГЭ предполагает работу с текстом. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста определить стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, определить средства связи предложений и средства языковой выразительности. В этом школьникам поможет данное пособие.

Представленные контрольно-измерительные материалы по русскому языку позволяют проверить:

-знания о языке и речи;

-специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

Работа с текстом проверяет и уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам;

- композиционно-содержательный анализ текста ( определение темы, главной мысли текста, количество микротем и т.п.)- стилистический анализ текста ( обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

- типологический анализ текста (введение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных заданий слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- орфографический и пунктуационный разбор.


Краткие рекомендации для использования контрольно-измерительных материалов:

1. Данные контрольные работы представляют собой комплексный анализ текста повышенной сложности и предназначены для обобщающе-повторительных уроков, итогового контроля в 5-11 классах, подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задания составлены в соответствие с учётом современных действующих программ.

2.Особенность предложенных для анализа текстов состоит в том, что они многосторонне охватывают курс русского языка и предлагают серьёзную работу над изучением основных и наиболее сложных правил орфографии и пунктуации.

3. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием учащихся: выразительное чтение текста, определение темы, идеи, стиля и типа речи.

4.Слейдующая часть заданий проверяет грамматические навыки и умения учащихся. Задания к текстам составлены с учётом требований итоговой аттестации по русскому языку в 9-х классах и к Единому государственному экзамену в 11-х классах.

5. Объём работ составлен с учётом времени, необходимого для выполнения контрольной работы на одном уроке.

6. Контрольные итоговые работы для 5-11 классов представлены в 4-х вариантах

Предлагаемое пособие поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материалы для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средством при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Материалы пособия были апробированы учителями города и рекомендованы для реализаций в образовательном процессе современной школы.





Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7-м классе.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

В сер…дине января 1825 года Пушкин был ра..бужен утром звоном колокольчиков. Бросился к окну. Мимо во весь дух прон…слась и…пуган..ая тройка. Двое людей в санях натяг…вали вожжи стараясь удержать бешен..о мчавшихся лошадей. Пушкин (не)веря своим глазам узнал Пущина.

Босой, в одной рубашке, он выск…чил на рыльцо. От саней к крыльцу бежал Пущин весь осыпан…ый снегом. Друзья бросились друг к другу в об…ятия. Пущин схв…тил Пушкина (в) охапку и внес в дом. Пр…бежала няня Арина Родионовна уд…вилась но сразу поняла что пр…ехал бли…кий друг.

Пущин рас…казал что (не)далеко от усадьбы спускаясь с горы сани так накл…нились (на0 бок что ямщик из них выл…тел. И…пуган…ые лошади пон…ели в горувл…мились в пр…творен…ые ворота прон…слись через (не) ра…чищен…ый двор и только пр…огромный сугроб остановил их.

2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте: 2 слова, в которых був больше, чем звуков. 2 слова с оглушением согласных звуков.

4. Подберите к словам синонимы: -преогромный – пронеслась

5.Выпишите из текста 2 устаревших слова.

6. Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.

Недалеко-

Рубашка-

7. Найдите неверное утверждение:

а) Не веря – деепричастие несовершенного вида.

б) Притворенные – страдательное причастие настоящего времени.

в) В охапку – наречие образа действия.

8. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)






Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7 – м классе

2 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Дом стоял (не)сколько в стороне. Окна его были покрашен…ы маслян…ой краской а (не)большое крылечко (с)боку еще пахло сосной. Двери были рас…крыты настеж… но хозяев в доме (не)оказалось. (На)право от двери стоял (не)крашен…ый стол (с)лев… в…днелась масс…вная печь.

(В)скоре с улицы пр…бежала Наташа встрет…вшая меня так как (будто) мы с ней были старые знакомые. Она радушно предл…жила мне чаю и ран…ей малины но я попр…сил ее (с)начал… пок…зать мне сад выращен…ый чуть (ли) не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад лепетал тополин…ой л…ствой. Пер…шагнув за к…литку я (не)ожидан…о увидел яблоньки малин…ик густо усыпан…ый (кое)где уже посп…вающ…й ягодой. Почу…твовав см…листый ар…мат я повернул голову (на)лев… и увид…л кедры. Они были иссиня(черные) (по)медвежьи угрюмые и (не)пр…ветливые. Наташа ласково и как (то) застенч…во потр…пала одно дерево.


2.Озаглавьте текст

3.Найдите в тексте 2 слова, в которых звуков больше, чем букв,2 слова с оглушением согласных звуков.

4.Подберите к словам синонимы:

радушно -

аромат –

5.Подберите к словам антонимы:

густо -

угрюмый –

6.Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.

Ласково -

Несколько –

7.Найдите неверное утверждение:

а) перешагнув – деепричастие совершенного вида

б) выращенный – страдательное причастие настоящего времени

в) как будто – подчинительный союз со значением сравнения

8. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)͡

в)





Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7-м классе

3 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Ночь надв…галась. Красное зар..во к…стров осв…щая н…зину леса усил…вало мрак. С треском г…ревших в…твей ельника и фырканье лошадей сл…вались лесные голоса.

Словно ровно плач…щий ребенок зал…шал где (то) сыч… (По)ближе зав…зилась в выш…не сосны белка проснувшаяся от (не)обычайного света. Еще минута Тиш…ны, и в выш…не Ра…дает..ся обрывистый жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тиш… опять глубокое бе…молвие.

Вдруг слыш…тся точно кошач…е прысканье. Это рысь заслышавшая пр… сутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь (не) допускает бли…ко зверя. Вот рысь и сердит…ся прыскает с досады сверкая круглыми зелен…ыми глазами.

Опять Тиш… И вдруг либо заверещит бедный зайчишка попавш…й в зубы к хищ…ной лисе либо завозит…ся что (то) в ветвях. Лесные об…татели ж…вут не (по) нашему. Они обедают по ночам.

2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте 2 слова, в которых звуков больше, чем букв, 2 слова с оглушением согласных звуков.

4. Подберите к словам синонимы:

Бедный –

Лакомый –

5. Подберите к словам антонимы:

Безмолвие –

Поймать –

6. Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.

По-нашему –

Освещая –

7. Найдите неверное утверждение:

а) сверкая – деепричастие несовершенного вида.

б) плачущий – страдательное причастие настоящего времени.

в) что-то – неопределенное местоимение.

8. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)



Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7-м классе

4 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания , раскройте скобки.

До бл…жайшей деревн… ост…валось ещё верст десять а большая (темно) лиловая туча быстро подв…галась к нам. Солнце ещё (не) скрытое обл…ками ярко осв…щает её мрач…ную фигуру. Изр…дка (в) дал…ке вспыхивает молния и слыш…тся слабый гул постепен…о усил…вающ…йся и перех…дящий в пр…рыв…стые раскаты обн…мающ…е весь небосклон.

Кучера над…вают армяки и при каждом ударе грома сн…мают шапки и крестят…ся лошади ност…раживают уши ра…дувают ноздри пр…нюхиваясь к свеж…му воздуху и брич…ка скорее катит по пыльной дорог… . Мне становит…ся жутко, и я чу…ствую как кровь быстрее обращает…ся в моих ж…лах. Но вот передовые обл…ка нач…нают уже закрывать солнце. Вот оно выгл…нуло в последний раз осв…тило страшно-мрач…ную сторону г…ризонта и скрыл…сь. Вся окрестность вдруг изм…няет…ся и прин…мает мрач…ный характер.

2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте 2 слова, в которых звуков больше чем букв, 2 слова с оглушением согласных звуков.

4. Выпишите из текста два устаревших слова.

5. Подберите к словам синонимы:

мрачный-

изредка-

6. Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.

Небосклон-

Изредка-

7. Найдите неверное утверждение:

а) принюхиваясь – деепричастие несовершенного вида.

б) постепенно – наречие меры и степени.

в) обнимающие – действительное причастие настоящего времени.

8. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)



























Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 7 класс )
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Представленные контрольно-измерительные материалы по русскому языку позволяют проверить:

 

-знания о языке и речи;

 

-специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и  разнообразных языковых правил;

 

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

 

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

 

Работа с текстом проверяет и уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам;

 

- композиционно-содержательный анализ текста ( определение темы, главной мысли текста, количество микротем и т.п.)- стилистический анализ текста ( обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

 

- типологический анализ текста (введение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

 

- словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных  заданий слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

 

- орфографический и пунктуационный разбор.

 

Автор Боровко Светлана Михайловна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2804
Номер материала 6180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓