Главная / Русский язык и литература / Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 6 класс ).

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 6 класс ).

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 6 класс ).


Введение

Школьный курс русского языка в комплексе школьных дисциплин (истории, физики, биологии и т.д.) предмет особенный. Обучая родной речи учащихся, вводя в речевой обиход школьников нормы общенационального литературного языка, формируя грамматический строй речи, обогащая словарный запас учащихся и знакомя их с жанрами и формами общественного начинаемой речевой коммуникации, учитель развивает речемысленный потенциал каждого обучаемого и готовит учащихся к различным формам деятельности, чтению, слушанию, письму и говорению применительно к другим школьным предметам.

К сожалению, речеведческий аспект школьного курса русского языка очень долго оставался в тени и не осознавался как самостоятельный предмет обучения. В результате отдельные проблемы речеведения (Деление текста на части и их озаглавливание и др.) рассматривались вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельное направление обучения речевой деятельности.

Сегодня одной и актуальнейших задач в школьном курсе русского языка является "приоритетное внимание к тексту как речевому произведению", Это касается уроков русского языка, факультативов, олимпиад, конкурсов.

Учитывая, что итоговой формой является ЕГЭ, следует должное внимание уделять на уроках комплексному анализу текста как эффективной форме подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.

Экзаменационный тест ЕГЭ предполагает работу с текстом. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста определить стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, определить средства связи предложений и средства языковой выразительности. В этом школьникам поможет данное пособие.

Представленные контрольно-измерительные материалы по русскому языку позволяют проверить:

-знания о языке и речи;

-специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

Работа с текстом проверяет и уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам;

- композиционно-содержательный анализ текста ( определение темы, главной мысли текста, количество микротем и т.п.)- стилистический анализ текста ( обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

- типологический анализ текста (введение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных заданий слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- орфографический и пунктуационный разбор.


Краткие рекомендации для использования контрольно-измерительных материалов:

1. Данные контрольные работы представляют собой комплексный анализ текста повышенной сложности и предназначены для обобщающе-повторительных уроков, итогового контроля в 5-11 классах, подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задания составлены в соответствие с учётом современных действующих программ.

2.Особенность предложенных для анализа текстов состоит в том, что они многосторонне охватывают курс русского языка и предлагают серьёзную работу над изучением основных и наиболее сложных правил орфографии и пунктуации.

3. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием учащихся: выразительное чтение текста, определение темы, идеи, стиля и типа речи.

4.Слейдующая часть заданий проверяет грамматические навыки и умения учащихся. Задания к текстам составлены с учётом требований итоговой аттестации по русскому языку в 9-х классах и к Единому государственному экзамену в 11-х классах.

5. Объём работ составлен с учётом времени, необходимого для выполнения контрольной работы на одном уроке.

6. Контрольные итоговые работы для 5-11 классов представлены в 4-х вариантах

Предлагаемое пособие поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материалы для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средством при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Материалы пособия были апробированы учителями города и рекомендованы для реализаций в образовательном процессе современной школы.





























Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6 - м классе

1 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Когда я был мал…ньким, у нас на сен…вал… жили две ласточки. В глиня…ом гнезд… они выв…ли пт…нцов. Всё было хорошо, да (не) рас…читали ласточки, время было осен…ее нагрянули заморо…ки и пропали к…мары и мошки – ласточкина еда.

С…дят родители и дети в глиня…ом гнезд… белеют грудками задрёмывают от холода и голода, того и гляди замёрзнут. Спасать надо ласточ…к! А как? Еду из рук они (не) примут – им нужны мошки, пойманные на лету! А где их взять?

Моя мама работает учительниц…й. и по её про…ьбе летчик, мамин ученик, бережно (бережно) пол…жил гнездо с ласточками в к…рзинку (с)верху закрыл холстом и на сам…лёте отвез на юг, где было тепло и корма птицам хв…тало.

В…сной ласточки в…рнулись к себе на родину и на нашем сен…вал… вылепили три гнезда.


2.Озаглавьте текст.

3.Найдите в тексте 2 слова с оглушением согласных звуков.

4.Выпишите из текста 2 притяжательных и 2 относительных прилагательных.

5.Выпишите из 1 абзаца все местоимения.

6.Найдите неверное утверждение:

а) примут - глагол в изъявительном наклонении, в форме будущего времени, мн. числа, 3 лица.

б) три - простое количественное числительное.

в) вечером – существительное в Т.п.

7.Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)








Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6 –м классе

2 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы , знаки препинания, раскройте скобки.

Моросил холодный осен…ий дождь. Мы ехали по шос…е. (С)прав… от нас был лес. (в)переди в…днелся силуэт только что

о…битого у фашистов города. Водитель ост…новил машину чтобы

набрать в канаве воды. И тут мы увид…ли выше…шую из леса груп…у

людей. По мере их пр…бл…жении мы поняли что это дети, кото-

рые тащили (не)большую теле…гу. С ними были две с…баки ко-

за.

Выйдя на шос…е (в)переди нас, ребята стали что(то) вытас-

кивать из к…рзинки. Затем двое мальчиш…к встали рядом с по-

днятыми (в)верх руками. И по команде выпустили голубей. (с)нача-

л… птиц… (не)решительно круж…лись над детьми но те подня-

ли такой свист что пернатые стали наб…рать высоту и пол…тели к разрушенному городу.

Каждый раз, когда я вижу мальчиш…к, маст…рящих что(то) голубям я вспом…наю хмурое воен…ое утро и пр…дрогших ребят,выпускающих (на)встречу солнцу своих вес…ников мира.


2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте 2 слова с оглушением согласных звуков.

4. Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

5. Выпишите из 1 абзаца все местоимения.

6. Найдите неверное утверждение:

а) Вытаскивать - глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, мн. числа.

б) Небольшую - прилагательное пишется с не слитно, т.к. можно подобрать синоним.

в) Сначала - наречие со значением времени.

7. Выпишите из текста примеры слов, соответствующих схемам:

а)

б)

в)








Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6-м классе

3 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Не для всех людей п...нятна и доступна красота и чудес...ная

прелесть северной природы. Любителям шумных пляж...й ...десь

( н...)чего делать.

В пространствах тундры бе...помощным и п...кинутым чу...ствует себя городской человек. Не по душе пр...дёт...ся ему житьё в х...лодной п...латк... т...ж...лые длительные переходы.

Горе (не)опытному человеку, если он отправит...ся даже в

(не)долгое пут...шествие в этот (не)знакомый край. В тя...кое

опас...ное пол...жение рискует он попасть. Такому пут...шествен...ику ле...ко заблудит...ся в бе...крайней тундр..., где

ре...ко м...няет...ся погода и темп...ратура. ...десь нужны см...калка

острая наблюдательность. Случалось что ле...комыслен...ые люди поп...дали в см...ртельную беду.


2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте 2 слова с оглушением согласных звуков.

4. Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

5. Выпишите из 1-2 абзаца все местоимения.

6. Найдите неверное утверждение:

а) Заблудиться – глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, мн.числа.

б) Неопытному – прилагательное пишется с НЕ слитно, т.к можно подобрать синоним.

в) Себя – возвратное местоимение.

7. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)









Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6-м классе

4 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Ран…ее утро над л..сным озером. На п..верхности воды ра…скинулись листья водян…ых лилий.

Но вот пок…залось солнце. Его лучи упали на листья кувшинок и из воды нач…ли подн…мат…ся и медлен…о ра…крыват…ся зеле…ые бутоны. Солнце светит ярче и ещё больше ра…пускают…ся цветы. И вот уже озеро расцв…ло больш…ми (нежно) голубыми цветами. Они уд…вительно красивы. Недаром кувшинку называют водян…ой красавицей.

Цветы кувш…нки очень любят т…пло. Целый день они зорко сл…дят за ходом солнца и пов…рачивают…ся (в)след за ним. Утром цветы кувш…нки повернуты к югу. Но вот солнце нач…нает кл…нит…ся к западу и п…сылает на землю меньше тепла и цветы лилий закрывают…ся и п…гружают…ся в воду.

2.Озаглавьте текст.

3.Найдите в тексте 2 слова с оглушением согласных звуков.

4.Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.

5.Выпишите из текста все местоимения.

6.Найдите неверное утверждение:

а) Погружаются – глагол в форме изъявительного наклонения, настоящего

времени, мн. числа.

б) Водяному – в прилагательном пишется одна буква Н, т.к. образовано от слова «вода» при помощи суффикса – ЯН

в) Его – личное местоимение.

7.Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)






Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 6 класс ).
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Представленные контрольно-измерительные материалы по русскому языку позволяют проверить:

 

-знания о языке и речи;

 

-специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и  разнообразных языковых правил;

 

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

 

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

 

Работа с текстом проверяет и уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам;

 

- композиционно-содержательный анализ текста ( определение темы, главной мысли текста, количество микротем и т.п.)- стилистический анализ текста ( обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

 

- типологический анализ текста (введение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

 

- словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных  заданий слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

 

- орфографический и пунктуационный разбор.

 

Автор Боровко Светлана Михайловна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1279
Номер материала 6179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓