Главная / Музыка / Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура"

Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура"

1.2 Прогрессивная аппликатура септаккордов



Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении получило название прогрессивных аккордовых форм Такое звучание наиболее полно раскрывает специфику гитары. Сам термин условен и указывает лишь на период введения в практику новой систематизированной аппликатуры аккордов вместо традиционной.


Отличительной чертой новых аппликатурных форм является прежде всего широкое расположение звуков, при котором аккорды звучат в акустическом отношении более объемно и выпукло благодаря охвату большего числа обертонов. В них отсутствуют не только удвоения, но зачастую и некоторые основные ступени (квинта, основной тон), без которых звучание аккорда не только не проигрывает, а, наоборот, приобретает большую выразительность. В джазовой терминологии их называют аккордами в открытой позиции.

hello_html_m51690de.png

 В примере показана прогрессивная аппликатура септаккордов пяти классов: верхний ряд — аккорды с основным тоном, взятым на шестой струне (Gmaj7, Gm7, G7, Gm7b5(GØ), Go), нижний — аккорды с основным тоном, взятым на пятой струне: (Bmaj7, Вт7, В7, Bm7b5 (ВØ), Во):

 

hello_html_575068e9.png

Для дальнейшего изучения материала необходимо освоить аппликатуру этих аккордов, добиться чистого их звучания при извлечении звука как пальцами правой руки, так и медиатором. В последнем случае недопустимы никакие призвуки от заглушённых струн. Это особенно важно при игре на электрогитаре.

Каждый из приведенных аккордов вначале нужно научиться брать в определенном месте грифа, например, на III ладу, затем плавно перемещать пальцы в позиции этого аккорда вверх и вниз по грифу и, наконец, освоить игру со скачками. Поначалу гитаристам, привыкшим к традиционной аппликатуре, новая аппликатура может показаться неудобной. Если левая рука быстро устает, следует отдохнуть, но не менять аппликатуры, так как весь последующий курс основан именно на этих ключевых аппликатурных формах септаккордов.

 

1.3 Септаккорды на ступенях мажорного лада



В джазовой гармонии наиболее часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. На ступенях мажорного лада встречаются следующие семь септаккордов, называемых диатонической шкалой:

hello_html_m47305505.png


Таким образом, на I и IV ступенях лада всегда находятся большие мажорные септаккорды, на II, III и VI ступенях — минорные септаккорды, на V — доминантсептаккорд, а на VII —полууменьшенный септаккорд. Их обозначают такими символами:

I, IV - M
II, III, VI -  m
V -  x
VII - Ø

Существует и другая система обозначений — так называемый цифрованный бас, фиксирующий ступень, на которой построен тот или иной аккорд (I, II, III, IV, V, VI, VII). Как известно, запись аккомпанемента с помощью цифрованного баса применялась   еще в музыке   XVI  века.
Под нижним голосом — басом — подписывалась цифровка, а всю партию сопровождения (аккорды, фигурации и т. п.) сочинял исполнитель.
В джазовой гармонии цифрованный бас используется для обозначения диатонических аккордов; например, II в тональности соль мажор означает Am7, а не просто звук ля. Знаки альтерации ставятся перед римской цифрой, то есть bII в до мажоре означает Db m7. Если необходимо гармонизовать мелодию аккордами, не входящими в ди-атоническую шкалу данной тональности, после римской цифры пишут символ нового качества. Например, Их в тональности до мажор означает аккорд D7.
Следует отметить, что качество аккорда указывается лишь в том случае, если вместо обычного диатонического аккорда, построенного на ступенях лада, употребляется другой. В тональности до мажор нет необходимости обозначать аккорд G7 как Vx, поскольку септаккорд от звука соль образуется на V ступени лада. Отсюда и общепринятое его обозначение в джазовой гармонии — V. Если же на V ступени до мажора появляется Gm7, необходимо указать в символе цифрованного баса его новое качество—Vm. Иногда требуется использовать в аккорде альтерированные или дополнительные тоны. В этом случае прибегают к общепринятому методу буквенно-цифровой записи аккордов. Например, в тональности до мажор аккорд D7b5 будет обозначен II7b5.
Запись гармонии в виде цифрованного баса значительно облегчает анализ гармонических схем, упрощает транспонирование в другие тональности.
Таким образом, в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов. Зная аппликатуру этих аккордов, можно приступить к изучению возможных аппликатурных вариантов игры гамм септаккордами.



1.4 Способы игры мажорной гаммы септаккордами


Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития техники гитариста. В качестве упражнения приведен способ игры гаммы фа мажор в ранее изученных аппликатурных формах (горизонтальной черточкой на сетках обозначен V лад грифа).

Нетрудно заметить, что в этом упражнении мелодическое движение гаммы идет по шестой струне. Движение гаммы си-бемоль мажор септккордами по пятой струне показано в помещенном ниже примере:

Учить эти упражнения следует в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движениях. Для удобства вначале изучают аппликатуру  септаккордов   на   определенном участке грифа при игре отрезков гаммы на шестой струне, потом на пятой и наоборот, как показано в следующем примере:

hello_html_5b96d15e.png

 

Ниже приведен адаптированный к басу вариант:

Игра гаммы на третьей струне. Упражнение

hello_html_m5f18dc1d.png

 

Игра гаммы на четвертой струне. Упражнение .

 

hello_html_m2629d0db.png

 

 

Проиграйте указанной аппликатурой гаммы соль, до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль мажор.






















1.5 Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах


Большинству гитаристов-аккомпаниаторов хорошо известно, что при гармонизации мелодий используется весьма ограниченное число гармонических последовательностей. В практике джазового и эстрадного аккомпанемента наиболее часто встречающиеся типичные последовательности получили название гармонических моделей. Они обозначаются в виде цифрованного баса и являются своего рода формулой, которая применима в любой тональности.
 
Принято различать три типа гармонических моделей:

  1. диатонические

  2. хроматические

  3. квинтовые (основанные на последовательностях квинтового круга).

В гармонических моделях встречаются септаккорды трех видов: диатонические, хроматические и альтерированные.

При общей одинаковой альтерации всех ступеней диатонических септаккордов и сохранении таким образом их качества образуются хроматические септаккорды, например:   bII, bIII и т. д.

При альтерации основных или дополнительных тонов диатонических и хроматических септаккордов образуются так называемые альтерированные септаккорды, например: Ib5, IIxb5b9, V13b9  bVØ.

Изучение приведенных выше вариантов аппликатуры значительно облегчит освоение аккомпанемента и улучшит ориентировку гитариста на грифе инструмента.

























1.5.1 Диатонические модели



Гармонические модели, построенные на основных ступенях лада, называются диатоническими.

 

hello_html_m3d5f2f04.png



 

hello_html_m6664bec6.png

 

hello_html_m373fe431.png







hello_html_55dfddd9.png



hello_html_m2cbcee8a.png



hello_html_308b475e.png







Проиграйте предлагаемые гармонические модели в тональностях фа и си-бемоль мажор. Выпишем их в виде цифрованного баса в тональности до мажор:

 Цифровой бас

 По до мажору

 I-II-III-bIII-II

 Cmaj7-Dm7-Em7-Ebm7-Dm7

  I-VII-VI-bVI-Vm

 Cmaj7-BØ-Am7-Abm7-Gm7

  II-III-IV-#IVx-V

 Dm7-Em7-Fmaj7-F#7-G7

  IV-III-II-bIIx-I

 Fmaj7-Em7-Dm7-Db7-Cmaj7

 IV-V-VI-bVIx-V

 Fmaj7-G7-Am7-Ab7-G7

 VI-V-IV-III-II-V-I

 Am7-G7-Fmaj7-Em7-Dm7-G7-Cmaj7

Как видно, в отличие от приведенного ранее упражнения на игру гамм в фа и си-бемоль мажоре, в диатонических моделях не только меняется порядок ступеней гаммы, но встречаются и хроматические септаккорды. Так, в первой модели Fmaj7—Gm7—Am7—Ab m7— Gm7 (или в виде цифрованного баса I-II-III-bIII-II) аккорд Abm7 (bIII) рассматривается как пониженный на полтона минорный септаккорд III ступени фа мажора. То же относится к аккорду Dbm7 в си-бемоль мажоре. В других моделях в фа мажоре  встречаются   аккорды  bVI, #IVx, bIIх и bVIx, которые также являются хроматическими. Появление во второй модели аккорда Cm7(Vm) связано с временным отклонением в новую тональность си-бемоль мажор, и аккорд Cm7 можно рассматривать как II ступень этой тональности. Вторую модель в виде цифрованного баса можно записать и так (В скобках указана тональность, в которой произведена запись в виде цифрованного баса):

(F):I   - VII - (ВЬ):III - bIII – II

    Fmaj— EØ  -      Dm7 - Dbm7 - Cm7

с одним из вариантов продолжения: F7—Bbmaj7, то есть V—I.
Предлагаемые модели встречаются в практике наиболее часто. Каждую из них необходимо выучить наизусть и играть в разных тональностях. К новым примерам можно приступать, лишь хорошо усвоив предыдущие.

Не следует считать рассмотренные диатонические модели единственно возможными гармоническими последовательностями. В практике аккомпанемента встречаются различные их сочетания. Часто начинающие гитаристы запоминают аппликатуру отдельных аккордов вне связи с другими, а главное — без сопоставления с ключевой аппликатурной формой лежащего в их основе трезвучия или септаккорда. Поэтому очень важно с первых же упражнений усвоить тот или иной отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь нескольких аккордов. Это придаст игре осмысленность.


 

Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура"
  • Музыка
Описание:

Дидактические материалы к занятию по теме "Прогрессивная аппликатура", могут быть полезны педагогам дополнительного образования, работающими в детских студиях авторской или самодеятельной песни. Данная тема рассчитана для обучающихся третьего и более года обучения, имеющих высокий уровень усвоения программых материалов в разделе "гитарный аккомпанемент".

 Отличительной чертой новых аппликатурных форм является прежде всего широкое расположение звуков, при котором аккорды звучат в акустическом отношении более объемно и выпукло благодаря охвату большего числа обертонов. В них отсутствуют не только удвоения, но зачастую и некоторые основные ступени (квинта, основной тон), без которых звучание аккорда не только не проигрывает, а, наоборот, приобретает большую выразительность.

 

Автор Васич Вячеслав Валентинович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 28983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓