Главная / Русский язык и литература / Дидактические игры по развитию речи

Дидактические игры по развитию речи

Название документа Дидактические игры по развитию речи.docx

Дидактические игры по развитию речи.

Игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

  • Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

  • Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

  • развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

  • при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

  • при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

  • при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

  • в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.





Тема «Фрукты - овощи».



  1. Игры «Огород», «Машин сад». Для игр используются панно с изображением огорода или сада. Педагог обращается к детям: «Кукла Маша посадила огород (сад) и вырастила много чего?» Дети отвечают: «Овощей» («Фруктов»). Затем педагог достает картинку с изображением овоща или фрукта и задает вопрос: «Что вырастила Маша?» Ребенок отвечает: «Капусту» («Яблоко»). Педагог: «Где она (оно) растет?» Ребенок: «Капуста растет в огороде на грядке» («Яблоко растет в саду на дереве»).

  2. Игра «Что я съел?» Дети с завязанными глазами пробуют кусочки овощей или фруктов, угадывая их название. Образец речи: «Я съел морковку. Она сладкая».

  3. Обобщающие понятия легко усваиваются в игре «Четвертый лишний». (Угадай, какой предмет лишний, и объясни, почему: груша, огурец, яблоко, апельсин. Образец речи: Лишний – огурец. Это овощ, а груша, яблоко и апельсин – фрукты.)

  4. Знакомство с цветом и формой удобно проводить, раздав детям карточки с изображением овощей (фруктов) – с одной стороны и геометрических фигур – круг, овал, треугольник – с другой стороны. Дети должны соединить предмет с фигурой соответствующей формы или соответствующего цвета.

  5. Игра «Угадай». Дети с закрытыми глазами ощупывают овощи или фрукты, угадывая название.

  6. Игра «Повар». Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением различных продуктов питания (в основном овощей). Команды должны «приготовить» угощение. Образец речи: «У нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо. Мы приготовили гороховый суп». Можно раздавать детям картинки с изображением фруктов. Образец речи: « Я взял яблоко. Из него можно приготовить сок, компот, варенье, джем».

  7. Игра «Писатель». По опорной схеме дети делают описание предмета (муляжа).

План рассказа:

  1. Что это?

  2. Это овощ или фрукт?

  3. Где растет?

  4. Какой на вкус?

  5. Какой снаружи, какой внутри?

  6. Какого цвета?

  7. Какой формы?

  8. Какой на ощупь?

  9. Что можно из него приготовить?

  1. Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.



Тема «Грибы, ягоды».

  1. Игра «Где растет ягода?» На столе раскладываются картинки с изображением ягод. Один ребенок выходит и выбирает картинку. Остальные дети хором спрашивают: «Где ты был?» Образец ответа: «В саду был, смородину собирал; в лесу был, чернику собирал».

  2. Игра «Съедобное - несъедобное» может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедобного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Выборочно можно просить детей озвучить свои действия: Мухомор – несъедобный гриб; малина – съедобная ягода.

  3. Игра «Коробочки». Ягоды бывают круглой, треугольной и овальной формы. Педагог может предложить детям разложить картинки с изображением ягод в три коробочки, на стенках которых нарисованы круг, треугольник и овал. Образец речи детей: «Это крыжовник. Крыжовник овальной формы. Это клубника. Клубника треугольной формы».

  4. Игра «Повар». Педагог надевает поварской колпачок на голову ребенка, которому предлагается выбрать муляж ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить.

  5. Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его.

  6. Игра «Писатель». По опорной схеме и плану ребенок делает описание предмета

План рассказа:

  1. Что это?

  2. Это ягода или гриб?

  3. Где растет?

  4. Какого цвета?

  5. Какой формы?

  6. Съедобный или несъедобный?

  7. Что можно из него приготовить?



Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

  1. Игра «Магазин». Цель: научить детей составлению описательного рассказа.

Ребенок описывает вещь, которую хочет купить в магазине одежды, не называя ее. «Продавец» отгадывает, о чем идет речь, и отдает «покупателю» картинку с изображением «покупки».

  1. Игра «Волчок» используется для дифференциации понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Картонный круг разделен на три части (с символами): одежда, обувь, головные уборы. По центру крутится волчок. Как только он останавливается, педагог называет обобщенное понятие. Дети должны быстро назвать видовые понятия. Выигрывает тот, кто больше их назовет.

  2. Игра «Делаем выкройку». Каждому ребенку педагог выдает конверт с заранее заготовленными деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» - достают части одежды, на счет «три» - составляют платье, юбку, сарафан. Образец речи детей: «У платья есть воротник, рукава, манжеты, юбка, пояс».

  3. Игра «Я иду гулять». Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений.

Педагог предлагает детям представить, что они идут на каток. Ребенок вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображениями одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую для прогулки.

  1. Игра «Собери фотографию». Цель: закрепить знания детей о различных видах одежды.

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».

  1. Игра «Остановки». Цель этой игры – научить детей дифференцировать одежду по сезонам. Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат, например, название зимней одежды.

  2. Игра «Одень куклу». Используется картонная кукла, на которую можно «надевать» различную одежду. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились костюмы, используемые в различных ситуациях.

  3. Игра «Чего не хватает?» Цель: развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, манжет, пуговицы).

  1. Игра «Ателье». Цель: формирование навыков диалогической речи.

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто).

  1. Игра «Разложи по полочкам». Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.



Тема: «Посуда».



  1. Игра «День рождения Кати». Педагог сообщает детям, что у куклы Кати был день рождения. На праздник для гостей было приготовлено вкусное угощение. Катя вечером перемыла посуду. Дети должны помочь эту посуду разложить по полочкам (коробочкам), рассортировав в зависимости от того, к какому виду она относится. Образец речи: «Это кастрюля. Кастрюля – это кухонная посуда; Это вилка. Вилка – это столовый прибор».

  2. Игра «Чего не хватает?» Ребенок должен дорисовать недостающую часть предмета (носик у чайника, ручку у кастрюли), либо дополнить изображение до целого. Образец речи детей: «Я дорисовал носик у чайника», «Я дорисовал ручку и донышко у кастрюли».

  3. Игра «Рисуем сами». Детям раздаются вырезанные по трафарету из белой бумаги силуэты предметов посуды, и предлагается выбрать один или два карандаша. Ребята должны самостоятельно раскрасить свою посуду и прокомментировать получившийся рисунок. Образец речи учащихся: «Это красная чашка. Это голубая кастрюля».

  4. Игра «Из чего сделана посуда?» Проводится с перекатыванием мяча. Дети сидят на ковре вокруг педагога. Педагог катит мяч и называет предмет, ребенок останавливает мяч и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: вилка из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева деревянная ложка.

  5. Игра «Найди пару – большие и маленькие». Детям раздаются картинки с изображением предметов посуды, схожих по внешнему виду, но разных по размеру. По сигналу педагога дети начинают двигаться по групповой комнате, рассматривая картинки, которые держат в руках другие дети. Затем педагог говорит: «Стоп!» и дети, нашедшие нужные предметы, образуют пары. Образец речи детей: «У меня большая суповая тарелка. А у меня мелкая тарелка».

  6. Игра «Столовая». На столе расставлена игрушечная посуда. Среди детей выбирается «дежурный», который должен сервировать стол к приходу детей. Педагог задает детям вопросы: «Ребята, что вы будете делать утром в столовой?» («Завтракать»). «Какую посуду дежурный поставит на стол для завтрака?» Дети перечисляют посуду, а «дежурный» ставит на стол названные предметы.

  7. Игра «Разложи продукты по своим местам». Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице».

  8. Игра «Писатель». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

  1. Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

  2. Из каких частей состоит?

  3. Какого цвета?

  4. Какой формы?

  5. Какого размера?

  6. Из какого материала изготовлено?

  7. В какое время суток используют?

Тема: «Мебель».



  1. Игра «Покупаем мебель» проводится для уточнения у детей представлений о назначении различных предметов. На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к столу и «покупают» для куклы Маши мебель, комментируя свои действия: «Я куплю для спальни Маши кровать»; «Я куплю для гостиной стол и четыре стула». Затем дети сортируют «купленную» мебель в зависимости от ее назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, мебель для гостиной.

  2. Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Дети «покупают» мебель в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезанные на части изображения мебели). Дети «собирают» мебель, комментируя свои действия: «Я собрал стол. У него есть крышка – столешница и четыре ножки».

  3. Игра «Мастер» способствует расширению словаря прилагательных по теме, закреплению знаний о материалах, из которых производится мебель. Педагог обращается к детям: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?». Дети отвечают: «Деревянная табуретка».

  4. Игра «Какого цвета?». Знания о цвете предметов можно закреплять, используя сигнальные карточки с изображением квадратиков разного цвета. Педагог показывает предметные картинки, а дети поднимают сигнальную карточку, обозначающую цвет мебели. Образец речи детей: «Шкаф белого цвета».

  5. Игра «Писатель». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

  1. Что это? (назначение мебели: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

  2. Из каких частей состоит?

  3. Из какого материала сделано?

  4. Какого цвета?

  5. Какой формы?

  6. Как используется в хозяйстве?



Тема «Транспорт».

  1. Игра «Ремонт». Детям сообщается, что в ремонтной мастерской ремонтировалось несколько видов транспорта и их детали перепутались. Нужно помочь механику починить транспорт. Предлагается сложить разрезные картинки, части которых перемешаны. Удобнее всего использовать 2 – 4 картинки с изображением сильно различающегося по внешнему виду транспорта. Например: трамвай, грузовик, вертолет, велосипед.

  2. Игра «Кто управляет этим видом транспорта?» позволяет закрепить в речи детей названия людей, управляющих различными видами транспорта. Педагог показывает детям картинки с изображением видов транспорта или игрушки и предлагает назвать профессии людей, управляющих ими: автобусом управляет водитель, самолетом – пилот.

  3. Игра «Для чего используется этот транспорт?» Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, катер, трамвай, скорая помощь. Образец речи детей: «Это машина – скорая помощь. На ней перевозят больных».

  1. Игра «Где стоит машина?». Дети составляют предложения с предложными конструкциями по своим картинкам (стоит перед домом; подъехала к дому).

  2. Игра «Путешественник». Цель: формирование навыка составления повествовательных предложений на заданную тему.

Дети составляют предложения типа: «Я поеду на поезде к бабушке в гости»; «Я поеду на электричке на дачу».

  1. Игра «Писатель». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

  1. Что это?

  2. Из каких частей состоит?

  3. Чем приводится в движение?

  4. Где движется этот транспорт?

  5. Для чего используется? Что перевозит?

  6. Кто управляет этим видом транспорта?





Тема «Животные».

  1. Игра «Угадай животное» поможет закрепить в речи детей названия частей тела животных. Педагог раздает детям картинки с изображением животных. Один из детей, не называя, описывает животное. Остальные дети угадывают, кто это.

  2. Игра «Кто домашний, а кто дикий» проводится с использованием специального панно с изображением дома человека и леса. Дети размещают картинки с изображением животных около дома человека или леса, в зависимости от того, домашнее или дикое животное. Образец речи детей: «Это лиса. Лиса – дикое животное».

  3. Игра «Где мой домик?» поможет активизировать в речи детей названия жилищ животных. Детям раздаются картинки с изображением животных. Выбирается ведущий. Образец речи учащихся: «Я корова. Я заблудилась. Где мой дом?» Ребенок помещает картинку около дома человека.

  4. Игра «День рождения кошки» способствует активизации словаря по пункту плана «Чем питается?». Детям раздаются картинки с изображением животных. Вводится персонаж – игрушечная кошка спрашивает у животных, какое им приготовить угощение на свой день рождения. Образец речи детей: «Я собака. Я домашнее животное. Я люблю кости».

  5. Игра «Чья мама, чьи детки?». Детям раздаются картинки с изображением животных. Педагог поднимает картинки с изображением взрослых животных: «Плачет кошка, потеряла своих детенышей. Кто ее детеныши?» Ребенок поднимает соответствующую карточку: «Котята». Игра проводится до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

  6. Игра «Кто кричал?» Один из детей загадывает какое-либо животное. Затем подает голос: «Мяу - Мяу». Педагог: «Кто пришел?» Дети: «Кошка пришла». Педагог: «Что делает кошка?» Дети: «Кошка мяукает».

  7. Игра «Театр». Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. «Какая лиса?» Дети: «Хитрая, проворная».

  8. Игра «Писатель».

План рассказа:

  1. Кто это?

  2. Какие у него части тела?

  3. Домашнее или дикое животное?

  4. Как называется его дом?

  5. Чем питается?

  6. Как называют детенышей этого животного?

  7. Как животное подает голос?

  8. Какую пользу приносит?



Тема «Птицы»

  1. Игра «Кто прилетел к кормушке?» Цель: выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

  2. Игра «Угадай, кто улетел?» Цель: расширение словаря существительных по теме. Дети внимательно рассматривают картинки, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка. Дети отвечают, какая птица улетела.

  3. Игра «Составь из частей птицу» Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

  4. Игра «Кормушка» Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за».

  5. Игра «Домашние или дикие». Игровое поле представляет собой круг, разделенный на две части: с одной стороны изображен дом человека, с другой – лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребенок называет домашнюю птицу, если на лес – дикую.

  6. Игра «Чем питаются птицы». Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет картинки с изображением пищи птиц. Дети в масках птиц выходят к доске и выбирают себе пищу.

  7. Игра «Птенчики». Дети делятся на две группы – одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары. Образец речи детей: «Я утка. Вот мой птенец. Я утенок, вот моя мама».

  8. Игра «Писатель».

План рассказа:

  1. Кто это?

  2. Какие части тела у него есть?

  3. Где эти птицы живут?

  4. Где и как строят себе дом?

  5. Чем питаются?

  6. Как называют их детенышей?

  7. Как подают голос?

  8. Какую пользу приносят?



Тема «Профессии»

  1. Игра «Играем в профессии». Педагог раздает детям картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого продавец?» («У меня продавец»); «Что делает продавец?»

  2. Игра «Что кому нужно?» Педагог раздает картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает карточки с изображением предметов, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка-«летчик», поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику» и т.д.

  3. Игра «Куклы идут работать». Используются картонные куклы – кукла-мужчина и кукла-женщина, на которых можно «надевать» различную одежду.

  4. Игра «Угадай мою профессию». Ребенок отбирает на столе у педагога реальные предметы, игрушки или предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая моя профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек этой профессии.

  5. Игра «Кто что делает?» Педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?»; «Кто продает молоко?» Примеры ответов детей: «Строитель строит дома»; «Портной шьет платья».

  6. Игра «Логическое лото».

  7. Игра «Назови мамину профессию».

Дидактические игры по развитию речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Дидактические игры по развитию речи слабослышащих и глухих школьников начальных классов. В разработке даны основные задачи, общие требования и рекомендации по проведению дидактических игр на уроках развития речи в начальных классах школы глухих и слабослышащих. К каждой игре ставится цель, дается подробное описание, вопросы педагога и предполагаемые ответы детей. Предложены ряд игр с опорой на схему (для развития описательно-повествовательной речи детей). Данные дидактические игры напрвлены на формирование словаря, на активизацию словаря в различных видах речевой деятельнотси.

Автор Ивелева Ирина Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2538
Номер материала 12503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓