Дидактические
игры по познавательному развитию
(подготовительная к школе группа)
«Почему комар
пищит, а шмель жужжит?»
Цель: Выявить причины
происхождения низких и высоких звуков.
Материал: пластмассовые расчески с
разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.
Ход: взрослый предлагает детям
провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить
одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на
частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими
зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями –
звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают
иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки,
издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля
– низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар
маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается
высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук
получается низкий.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец,
сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам;
понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани
для пошива вещей.
Материал: образцы тканей, ножницы,
емкости с водой.
Ход: Дети рассматривают
предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет,
структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму
последовательность действий:
·
смять
ткань и сравнить степень сминаемости –
·
разрезать
пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
·
пытаться
разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
·
опустить
в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.
Делают общий вывод о
сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на
зависимость использования материала от его свойств и качеств.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Бережливые
растения»
Цель: найти растения, которые
могут расти в пустыне и саванне.
Материалы: растения (фикус, фиалка,
сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.
Ход: взрослый предлагает детям
доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети
самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало
испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.
Затем выполняют опыт:
надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри
него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений
испаряют мало влаги.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Почему меньше?»
Цель: установить зависимость
количества испаряемой влаги от величины листьев.
Материалы: стеклянные колбы, черенки
диффенбахии и колеуса.
Ход: взрослый предлагает детям
выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети
предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями,
забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения,
накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают
одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень
воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель
зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают
вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют
влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность
и жарко.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Фильтрование воды»
Цель: познакомиться с процессами
очистки воды разными способами.
Материалы: промокательная бумага,
воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Ход: Взрослый предлагает
замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как
сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка,
тряпочки, промокательной бумаги).
Дети изготавливают фильтры и
проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду
(промокательная бумага).
|
Дидактическая игра по познавательному
развитию (подготовительная к школе группа)
«Времена года»
Цель: учить по существенным
признакам и приметам определять время года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для
Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из
цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять
цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг.
Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг
ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август,
последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная.
Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце
и его признаках, приметах.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Кем работают эти
люди?»
Цель: продолжать знакомить детей
с профессиями людей, развивать познавательный интерес.
Материалы: карточки с изображением
профессий людей.
Ход: Воспитатель предлагает
детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как
называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще
знаешь?
После беседы воспитатель
загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и
выигрывает.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Путешествие в
прошлое швейной машинки»
Цель: научить
детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять
особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи
между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером
использования.
Материалы: детская
швейная машинка.
Ход:
воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре.
Затем следуют вопросы:
- для чего
нужны эти предметы?
- чем
сшивали одежду раньше?
- какой
была самая первая игла?
- как
изменилась она позже?
- почему
иглой неудобно сшить толстые ткани?
- с помощью
чего удобно это сделать?
Дети
отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только
повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины,
шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень
медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка.
1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и
поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской
швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала
швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные
машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы,
обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для
пошива обуви.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепить умение детей
классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы
«класть», «положить».
Ход: Дети распределяются на две
команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив
друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают
передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют
овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:
1-ый реб.: - Положи в
корзину овощ
2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается
и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.
3-й реб.: - кладу морковь и
т.д.
Тот, кто повторит название 2
раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт с водой и
яйцом»
Цель: познакомить детей с
физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей,
учить делать выводы и умозаключения.
Материалы: 2 стакана с водой, ложка,
соль и яйца.
Ход: один стакан наполнить водой
и опустить туда яйцо. Оно утонет
В другой стакан наполовину
налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного
растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности.
Предложить детям сделать вывод.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт:
соль и перец»
Цель: познакомить с понятие
«статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики.
Материал: соль, перец, ложка.
Ход: смешайте немного соли и
перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки
никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о
ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью.
За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий,
поднимется, и таким образом отделится от соли.
Тем самым просто и
эффективно демонстрируется опыт со статическим электричеством. Для детей –
это просто волшебство!
|
Дидактическая игра по познавательному
развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: невидимые
чернила»
Цель: познакомить детей со
свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ,
но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся.
Материалы: картофель, молоко, лимон.
Ход: один из самых простых
невидимых чернил – картофельный сок. Для приготовления необходимо срезать
верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в
ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей
картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо
станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание,
нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или
молоко, кока-кола.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: лед и соль»
Цель: развивать внимание,
наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис,
тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам
понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по
одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик:
1. рисом
2. сыром
3. солью
4. перцем
5. укропом
Главное посыпать один из
кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп
на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное
открытие в вашей лаборатории.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: выращивание овощей»
Цель: развивать у ребенка
любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его
законами.
Материалы: блюдца с водой, морковь,
свекла.
Ход: срежьте верхнюю часть
моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить
на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется зеленые побеги.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: картофельный
человечек»
Цель: развивать у ребенка
любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его
законами.
Материалы: картофель, ватный комочек,
семена травы или крессалата, горчицы
Ход: выберите большую
неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем
срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем
смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине
отверстие. Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить
картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан
влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые «волосики».
Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась
рожица.
Наблюдаем за проращиванием
семян.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: как работает
желудок»
Цель: показать способность
желудка растворять и впитывать различные вещества
Материалы: банка с водой, соль, сахар,
хлеб, бумажные салфетки.
Ход: предлагаем детям
представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в
емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились),
кусочек хлеба (он размяк)
А что значит слово
«впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного
воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют
и впитывают пищу.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: для чего
человеку кожа»
Цель: развивать
познавательный интерес у детей.
Материалы: небольшие
силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие
(для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный
ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.
Ход: Дети
становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем
педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы
знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети
внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при
этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем,
поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и
лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям
черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на
фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его
назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что
нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли
они чище?
Воспитатель
приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от
Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора.
(каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее
парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой,
намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может
быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок
Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при
порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если
порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы
используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: много ли в
легких воздуха?»
Цель: показать необходимость
выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.
Материалы: теннисные шарики
или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах.
Ход: Детям по очереди
предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние
1.5. – 2 м. У более тренированных детей результат будет более впечатляющим.
|
Дидактическая игра по
познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
«Опыт: в каком виде
едим?»
Цель: знать, в каком виде
употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Материалы: картинки с овощами,
фруктами.
Ход: воспитатель:
- Дети, сегодня мы поиграем
в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты
(вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые
овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются
овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель
рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на
сковороде (жареная) и т.д.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.