Главная / Математика / Дидактические игры на уроках математики

Дидактические игры на уроках математики

Дидактические игры на уроках математики

(выступление на ШМО учителей математики и физики)


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том ,чтобы

на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности и правдивости.

       Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением.    Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Основными структурными компонентами дидактической игры является игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические оборудования, результат игры. Игровой замысел выражен в названии игры. Правила игры воспитывает умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Игровые действия регламентируется правилами игры, дают возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасания его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т. к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса к математике.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются:
- игровой замысел;
- правила;
- игровые действия;
- познавательное содержание или дидактические задачи;
- оборудование;
- результат игры.


В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

При использовании дидактических игр и игровых элементов следует придерживаться:

1.определения места в системе других видов деятельности на уроке;

2.целесообразности использования их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;

3.разработке методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

4.требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:

1.учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют современному уровню развития науки;

2.научить учащихся самостоятельно приобретать знания.

Требования к организации дидактических игр:

1. игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;

2.игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;

3.обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;

4.присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;

5.роль активности учащихся во время проведения игры;

6.воспитательное, познавательное значение игры.

Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:

1.положить начало творческой работе учащихся;

2.контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;

3.подготовить учащихся старшего возраста для проведения игр в 5 классе;

Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики .


1.После изучения темы «Тождества сокращенного умножения»(7класс) для закрепления и проверки знаний обучающихся по данному материалу можно предложить игру «Смотри не ошибись».
Для проведения игры необходимо сделать предварительно записи на доске или на экране.
Например:


1.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_4681c391.gif
2.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_m43e0e61e.gif
3.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_mdd1970f.gif
4.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_m5a370909.gif
5.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_3dc26652.gif
6.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_m47fb9509.gif
7.
http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_928/14/d-13524/13524_html_m514f6c1d.gif

Учитель вызывает поочерёдно по одному ученику из каждой команды и просит

вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство.

После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и

проверить записи.

2 Игра «Цветочек»


flowerВ листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть с дробями ,которые записаны на лепестках цветка.



3 Игра «Индивидуальное лото»

Тема: «Десятичные дроби»

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на контрольной карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7 -8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены, верно, то обратные стороны наложенных карточек составят слово, рисунок, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

Примеры карточек.


0,5 · 3,4 ׃ 2



0,8 · 5,6 · 5


34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9


4 · 1,75



28,53 · 0,8 +1,47∙0,8


7,86х + 2,14х,

если х=0,02



7,86х – 2,86х,

если х=0,4



13,56х + 6,44х,

если х=0,6


Большая карта


7



24


36


2



22,4


12

4 Игра «Лучший счетчик»

Темы: сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление дробей.

Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Лучший счетчик». Дома каждый ученик должен подобрать по теме три четыре примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь команды. Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается.

Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности.

Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров. Среди «счетчиков» устанавливается личное первенство.

5 Игра « Слабое звено»

Тема: чтение и запись десятичных дробей.

В данном случае учитель предлагает сам или «консультанты» карточки с записью дробей в письменном виде или словесном. Учащимся предлагается сидя за партами образовать «змейку» всех рядов или по рядам. Игра продолжается до тех пор, пока не определится разрыв «змейки». Так определяется «слабое звено» в «змейке». Учащимся, которые разорвали «змейку» предлагаются дополнительные задания.

Карточки заранее готовятся учителем или учащимися дома, затем они смешиваются и даются учащимся для выполнения.

Такие задания даются в начале урока и служат своеобразной разминкой для дальнейшей работы.


6.Магические квадраты.

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.


math_table_2

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

math_table_3

7 Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. 8 Игра «Морской бой»

Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.

9 Игра «Забег по кругу»


questions

На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.

Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Считаю, что учитель должен восхищаться красотой и мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить, что встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд, мировоззрение, убеждения, творческие способности..

И закончить хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

















Дидактические игры на уроках математики
  • Математика
Описание:

        Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

        Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся: познают,  запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Автор Елушова Зинаида Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1347
Номер материала 23131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓