Главная / Другое / «Диагностика обученности – одна из составляющих мониторинга качества образовательного процесса в ШГЭР «Буратино»

«Диагностика обученности – одна из составляющих мониторинга качества образовательного процесса в ШГЭР «Буратино»

«Диагностика обученности – одна из составляющих мониторинга качества образовательного процесса в ШГЭР «Буратино»


Филатова Мария Владимировна, методист, первая квалификационная категория, педагог дополнительного образования, вторая квалификационная категория


Проблема качества образования стала наиболее актуальной на современном этапе в условиях модернизации Российского образования. Государство усиливает внимание и контроль не только за соблюдением прав личности ребенка, но и повышает ответственность образовательных учреждений за качество образования. Учреждения дополнительного образования детей до сегодняшнего дня находятся в принципиально отличных от общеобразовательных учреждений условиях, что выражается в отсутствии государственных стандартов к минимуму содержания дополнительного образования и уровню подготовки выпускников, требований, предъявляемых к данным учреждениям, критериев оценки эффективности их деятельности.

С целью систематического отслеживания результатов образовательной деятельности, её коррекции проводится мониторинг. В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются количественные и качественные показатели. Качественные показатели – это результаты образовательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет диагностику обученности воспитанников в течение учебного года.

Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность.

Диагностика уровня обученности воспитанников ШГЭР «Буратино» рассматривается как средство управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и эффективности учебной деятельности, корректировку и прогнозирование развития процесса обучения как в каждом объединении, так и в учреждении в целом. Диагностика уровня обученности является неотъемлемой частью образовательного процесса, необходимым компонентом деятельности каждого педагога дополнительного образования.

Диагностика обученности

это совокупность контролирующих действий и средств, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение воспитанника от:

  • незнания к знанию;

  • от знания к умению;

  • от умения к навыкам.

  • это определение ключевых единиц усвоения ЗУН и компетенций обучающихся;

  • изучение и оценка параметров, которые характеризуют состояние и качество обучения;

  • выявление факторов, причин, влияющих на это состояние;

  • принятие обоснованных управленческих решений по коррекции образовательного процесса.

Цель диагностики: выявление имеющегося у каждого обучающегося запаса знаний, умений и навыков, определение динамики уровня обученности в избранной им образовательной области.

Система диагностики обученности включает в себя:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Начальная или входящая диагностика проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Её цель – определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения входящей диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения.

2. Текущая диагностикаосуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся в течение всего учебного года. Цель текущего контроля – определение степени усвоения обучающимися учебного материала; определение готовности обучающихся к восприятию нового материала; повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении; выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение.

Текущий контроль позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

3. Промежуточная диагностика проводится в январе. Ее цель – определение степени усвоения учебного материала, определение результатов обучения. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

4. Итоговая диагностика – итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце учебного года или ступени обучения по предложенной образовательной программе. Цель проведения итогового этапа диагностики – определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение; получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения

На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле-мае.

Материалы по диагностики обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах, графиках и диаграммах, составленных педагогом.

Оценка результатов диагностики обученности

Максимальный уровень обученности воспитанников ШГЭР «Буратино», освоения ими учебного плана программы оценивается по 100-% шкале согласно таблице:

%

Результат освоения программы

Уровень освоения программы

75 -100

Полностью освоил программы

Высокий

50 -74

Не полностью освоил программы

Средний

Менее 49

Не освоил программу

Низкий

Результаты, полученные каждым обучающимся, суммируются и итоги освоения программного материала формулируются по трём критериям:

Высокий – полностью освоил программный курс.

Средний – не полностью освоил программный курс.

Низкий – не освоил программный курс.

Материалы по диагностики обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах, графиках и диаграммах, составленных педагогом.

Проведение диагностики обученности по дополнительной образовательной программе в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино» возможно при использовании следующих методов:

  • контрольные задания в занимательной форме (викторины, путешествие, сказка, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее);

  • творческая работа;

  • контрольные задания в письменной форме;

  • упражнение;

  • наблюдение;

  • собеседование;

  • соревнования;

  • сюжетно-ролевая игра.

Методы проведения диагностики обученности в ШГЭР «Буратино»

Собеседование – метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.

Сильная сторона беседы:

  1. живой контакт исследователя с испытуемыми, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, возможность оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;

  2. во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе:

  • наличие цели и задач собеседования;

  • наличие примерного плана беседы;

  • чётко продуманные вопросы для оппонента;

  • в ходе беседы обязательно необходимо учитывать личностные особенности ребёнка: импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.; его состояние: раздражен, нервничает, весел; его отношение к педагогу-исследователю: недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие; его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Наблюдение – метод трудоемкий. Минусы:

  • практически невозможно исключить влияние случайных факторов;

  • фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;

  • метод пассивный: педагог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;

  • наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Упражнение – учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило, упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Следовательно, упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда обучающиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; тренировочные задания должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию творческих способностей детей.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у обучающихся. В этом смысле можно выделить:

а) устные упражнения;

б) письменные упражнения;

в) выполнение практических заданий.

Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

- прочное усвоение теоретического материала обучающимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до детей требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;

- демонстрация педагогом образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения обучающимся;

- построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

- связь упражнений с другими темами программы;

- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков.

Творческая работа – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий – уникальность результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Контрольные задания в занимательной форме – один из методов диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме (викторины, путешествие, сказка, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий обучающихся.

Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Эта игра позволяет развить творческие способности обучающихся и определить уровень понимания содержания изучаемого материал в нетрадиционной форме.

Соревнования – форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга. Как правило, соревнования проводятся по различным видам спорта.


«Диагностика обученности – одна из составляющих мониторинга качества образовательного процесса в ШГЭР «Буратино»
  • Другое
Описание:

С целью систематического отслеживания результатов образовательной деятельности, её коррекции проводится мониторинг. В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются количественные и качественные показатели. Качественные показатели – это результаты образовательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет диагностику обученности воспитанников в течение учебного года.

Диагностика уровня обученности воспитанников ШГЭР «Буратино» рассматривается как средство управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и эффективности учебной деятельности, корректировку и прогнозирование развития процесса обучения как в каждом объединении, так и в учреждении в целом. 

Автор Филатова Мария Владимировна
Дата добавления 25.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1045
Номер материала 54883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓