Главная / Начальные классы / Диагностика детей к школьному обучению

Диагностика детей к школьному обучению

hello_html_m13e7aa39.gifhello_html_7112b808.gifhello_html_7112b808.gifhello_html_41d3ee96.gifhello_html_5558e883.gifhello_html_4c030c58.gifhello_html_22749eb4.gifhello_html_m238e1831.gifhello_html_m238e1831.gifhello_html_7dfabd1a.gifhello_html_462b2eb.gifДиагностика готовности детей к школьному обучению.


Существуют различные виды методик диагностики готовности к школьному образованию, которые подбираются в зависимости от целей и задач обследования.

При диагностике детей предпочтительнее проводить индивидуальное собеседование с каждым ребёнком и сразу давать родителям необходимые рекомендации. В ходе индивидуального собеседования составляется краткий психологический портрет с указанием не только результатов используемых тестов, но и замеченных характеристик, индивидуальных особенностей ребёнка.

Поскольку тестирование должно быть, с одной стороны, компактным, неутомительным для ребёнка и самого тестирующего, а с другой стороны –достаточно разнообразным, включать в себя педагогические и психологические задачи, я выбрала пять заданий. Определяющие основные функциональные характеристики.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ определяет уровень развития наглядно-образного мышления.

Перед ребёнком раскладываются части пластмассовой мозаики так, чтобы сразу не было видно решения, и его просят составить определённую фигуру: круг, квадрат, прямоугольник. Другой вариант задачи: даются четыре четырёхугольника, из которых надо сложить фигуру по рисунку. Причем на рисунке треугольники имеют меньший размер. В ходе выполнения задания хорошо виден сам процесс решения. Даже если задание не выполнено (а примерно 20-30% детей не могут с ним справиться), учитель может отметить, есть стратегия, как он пробует сложить фигуру, способен ли сразу отказаться от неправильного решения или нет. Показательно и время, за которое складывается фигура. Для ребёнка со средним и выше среднего уровня развития не требуется больше 1 минуты на каждую фигуру. Тем, у кого это не выходит в течение 3-4 минут и он не предпринимает новых попыток, надо оказать помощь и сложить фигуру, чтобы не заострять внимание на неуспехе, и переходит к новому заданию.

По результатам первого задания можно судить об уровне развития наглядно-действенного мышления, а также об общих эмоционально – волевых качествах, энергичности, общительности, раскованности ребёнка. Время и особенности выполнения задания, замеченные характеристики заносятся в протокол. Рекомендации по результатам этого задания не выдаются.







ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ касается количественных представлений.

Используя обычные педагогические задачи: прямой и обратный счёт в пределах 10; вопросы на состав числа; складывание и вычитание.

Как показывает опыт, практически все дети умеют считать до 10, около 10% детей сбиваются на обратном счёте. Операции сложения и вычитания проверяются на счётных палочках: ребёнку показывают палочки в двух руках. Чтобы он смог пересчитать их и сказать, сколько в каждой руке. Потом все палочки складываются в одну руку так, чтобы их не было видно (т.е. результат скрыт), и просят сказать, сколько их в руке. Точно также вынимают некоторое количество палочек и, не показывая, просят сказать, сколько осталось. Сразу видно, как считает ребёнок, складывает по единице или складывает сразу.

Поскольку научить ребёнка считать (складывать и вычитать) одномоментно, без прибавления, - это самостоятельная педагогическая задача, требующая мастерства учителя, этому будут посвящены специальные уроки, я не даю рекомендации родителям, а результаты второго задания записываются в протокол.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ посвящено уровню развития тонкой моторики руки.

Ребёнку предлагается срисовать письменные буквы или узор, точно обвести нарисованную пружинку. Карандаш перед ребёнком кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, делается соответствующая запись в протоколе). Это задание помогает выявить, насколько ребёнок способен управлять линией, не дрожит ли рука, правильно ли держит карандаш, на сколько скоординированы зрение и движение руки.

При неудовлетворительном выполнении задания необходимо обратиться к родителям и порекомендовать для развития тонкой моторики руки заниматься лепкой. Собиранием конструктора с мелкими деталями, вырезанием, выжиганием, вязанием, нанизыванием. Очень хороший результат даёт штриховка фигур. Результаты выполнения третьего задания и рекомендации родителям также заносятся в протокол.

В ЧЕТВЕРТОМ ЗАДАНИИ проверятся фонематический слух.

Перед ребёнком раскладывают 6-7 картинок с нарисованными предметами и просят назвать все предметы. Если они названы правильно, то ему предлагается выбрать и назвать слово с каким-либо определённым звуком. Важно чётко произнести звук (например, если мы просим найти звук «б» в слове «гриб»). Надо сразу обратить внимание на речь подготовишки: каких звуков он не произносит, есть ли логопедические отклонения.

Вполне закономерно, что при наличии логопедических проблем страдает фонематический слух: ребёнок не слышит звука в слове, не может проанализировать слово и выделить нужный звук. Рекомендации родителям, таких детей: во-первых, при необходимости обратиться к логопеду, и, во-вторых, играть в такие игры, - как повторение слова из бессмысленных слогов (взрослый придумывает и произносит слово-абракадабру, а ребёнок должен правильно его повторить); придумывание слов с определёнными звуками или вариант игры в «города», но вместо городов берутся предметы. Особенности речи, наличие логопедических трудностей, качество фонематического слуха заносятся в протокол.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ направлено на проверку словарного запаса и умения читать.

На последнем этапе собеседования у ребёнка спрашивают, все ли буквы он знает, умеет ли он читать. Дают задание на узнавание печатных букв в тексте (найти заданную букву в тексте или сказать, какая это буква) и предлагают прочесть небольшое предложение. Как правило, к поступлению в школу ребёнок в детском саду или с родителями учит стихотворение. Можно попросить его рассказать это стихотворение, а потом пересказать, о чём в нём говориться. Если ребёнок не знает или не хочет рассказывать стихотворение, его просят составить рассказ по картинке.

Знание букв, качество чтения и словарного запаса заносятся в протокол. Родителям рекомендуется во время летних месяцев познакомить ребёнка со всеми буквами, потому что большинство детей, придя в 1-й класс, уже знают все буквы, и усвоению азбуки отводится немного времени.

В результате получается довольно емкий протокол – психологический портрет ребёнка. Если вместе с психологом присутствует учитель, то он стремиться дать интегральную оценку по всем заданиям. В целом обследование не занимает много времени (не более 10 -15 минут), охватывает основные отрабатываемые навыки начальной школы (чтение, счёт, письмо), даёт прогноз школьной успеваемости.

Проведя определение функциональной готовности, или школьной зрелости, будущих учеников, учитель может выделить «группу риска» как с точки зрения усвоения программы, так с точки зрения утомляемости и повышенной заболеваемости, и таким образом подсказать учителю уделять больше внимания именно этим детям, особенно в период школьной адаптации. Для этой немногочисленной группы детей с функциональными отклонениями можно провести углубленное обследование в первые дни учёбы. Диагностируются такие компоненты психологической готовности к обучению, как уровень произвольности, развитие мотивационной готовности (желание учиться, занять новую социальную позицию), творческое воображение, наличие основных представлений о природных и социальных явлениях и т.д.


п/п

Фамилия,

имя ребёнка

Первое задание

Второе задание

Третье задание

Четвертое задание

Пятое задание

Вывод



Нагладно- образное мышление

Количественное представление

моторика

Фонемаматический слух

Словарный запас, умение читать



































Диагностика детей к школьному обучению
  • Начальные классы
Описание:

Диагностика готовности детей к школьному обучению.

 

Существуют различные виды методик диагностики готовности к школьному образованию, которые подбираются в зависимости от целей и задач обследования.

При диагностике детей предпочтительнее проводить индивидуальное собеседование с каждым ребёнком и сразу давать родителям необходимые рекомендации. В ходе индивидуального собеседования составляется краткий психологический портрет с указанием не только результатов используемых тестов, но и замеченных характеристик, индивидуальных особенностей ребёнка.

Автор Глебова Наталья Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 262
Номер материала 48301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓