Главная / Классному руководителю / Диагностическое исследование личности воспитанников.

Диагностическое исследование личности воспитанников.

Диагностическое исследование личности воспитанников.


Диагностическое исследование очень важно в работе педагога. Исследование надо расценивать как итог определённого этапа.

Предлагается несколько психодиагностических методик и тестов, которые на практике хорошо себя зарекомендовали и часто используются педагогами и вожатыми в различные периоды смены.

При использовании рисуночных проективных методик и тестов педагогу и вожатому следует помнить некоторые принципы их применения.

  1. Для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и тестирование.

  2. Всегда следует применять единый стандарт бумаги (одинаковая зернистость, один размер и качество), единый рисовальный материал (если карандаши, то одинаковые для всех, например, карандаш №2, фломастеры одинаковых оттенков).

  3. Следует помнить, что рисунок может быть индикатором, как творческих способностей, так и протекания патологических процессов.

  4. Чем старше ребёнок, тем менее надёжным является здесь показатель умственного развития.


Чаще всего ребёнок с помощью карандаша и листа бумаги создаёт свой шедевр в виде рисунка. А через рисунок можно многое узнать о человеке.


Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.


Часто используется вожатыми в организационный период смены. Цель применения теста заключается в выявлении индивидуально-типологических различий воспитанников. Тест прост в применении и не требует длительной подготовки. Требуемый материал-это три пронумерованных листа бумаги размером 10/10 см. Испытуемый подписывает каждый лист.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти геометрические фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Всем понятно? Тогда приступайте!»

Обработка данных достаточно проста. Подсчитывается количество затраченных на изображение человечка треугольников, кругов и прямоугольников (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трёхзначных чисел. Сотни обозначают количество треугольников, десятки-количество кругов, единицы-количество квадратов. Полученные числа составляют формулу рисунка, по которой происходит отнесение испытуемого к соответствующим типам и подтипам.


1 тип- «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые формы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают также хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определённых позициях.

Формулы этого типа: 901 910 802 811 820 703 712 721 730 604 613 622 631 640.


2 тип- «ответственный исполнитель»-обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений колеблется. Данный тип детей более ориентирован на «умение делать хорошее дело», высокий профессионализм, обладает чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости.

Формулы этого типа: 505 514 523 532 541 550.


3 тип- «тревожно-мнительный»-характеризуется разнообразием способностей и одарённости. Обычно не переносят беспорядок и грязь. Могут в одночасье поменять интересы (например, бросить кружок, в котором занимался и перейти в другой без объяснений). Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе, поэтому нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы этого типа: 406 415 424 433 442 451 460.


4 тип- «учёный»-отличается способностью разрабатывать «на всё» свои теории или осуществлять большую и сложную координационную работу. Обычно обладает душевным равновесием и рационально продумывает своё поведение в конкретной ситуации.

Формулы этого типа: 307 316 325 334 343 352 361 370.


5 тип-«интуитивный»-обладает сильной чувствительностью нервной системы и поэтому высокой её истощаемостью. Поэтому вожатому следует для этих детей продумывать деятельность, которая была бы по возможности разнообразной и легко переключаемой. Дети этого типа проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением. Именно эти факторы дают вожатому возможность занять ребёнка различными техническими видами деятельности и творчества.

Формулы этого типа: 208 217 226 235 244 253 262 271 280.


6 тип-«изобретатель, художник, конструктор»-обладает богатым воображением, пространственным видением. Чаще интровертирован, живёт собственными моральными нормами, ни приемлет никаких воздействий со стороны.

Формулы этого типа: 109 118 127 136 145 019 028.


7 тип-«эмотивный»-обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживает жестокость и поэтому может надолго быть «выбитым из колеи». На чужие переживания и боль тратит много своей энергии, в результате становится затруднительной реализация собственных способностей.

Формулы этого типа: 550 451 460 352 361 370 253 262 271 280 154 163 181 190 055 064 073 082 091.


8 тип-«эгоист»-является прямо противоположным 7-му типу. Обычно не чувствуют переживания других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление.

Формулы этого типа: 901 802 703 604 505 406 307 208 109.


Дополнительная информация.


Существует следующая интерпретация геометрических фигур, предложенная графологом Энн Махони.


Круг-это символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость, развитую эмпатию-способность сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круги ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому Круг чаще всего выступает в конфликтных ситуациях как миротворец.


Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу, трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Квадраты любят раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время.


Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлечённости и не могут усидеть на месте. Треугольники, как правило, честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением делает Треугольников личностями, постоянно соперничающими, конкурирующими с другими.

Диагностическое исследование личности воспитанников.
  • Классному руководителю
Описание:

Диагностическое исследование очень важно в работе педагога. Исследование надо расценивать как итог определённого этапа.

     Предлагается несколько психодиагностических методик и тестов, которые на практике хорошо себя зарекомендовали и часто используются педагогами и вожатыми в различные периоды смены.

     При использовании рисуночных проективных методик и тестов педагогу и вожатому следует помнить некоторые принципы их применения.

 

1.    Для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и тестирование.

 

Автор Мышкина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 51045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓