Главная / Русский язык и литература / Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

hello_html_577e4108.gifhello_html_2976b9f2.gifhello_html_68d56465.gifhello_html_2976b9f2.gifhello_html_m4397483e.gifhello_html_m586a7634.gifhello_html_68d56465.gifhello_html_m4bf1b196.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_m33d85388.gifhello_html_m695a8987.gifhello_html_m695a8987.gifhello_html_m61703edf.gifhello_html_40838eaa.gifУрок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

  1. Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

  2. Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

  3. Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

-Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение:

- И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц:
Слайд 2

строят ( II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь ( 1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов –УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить

Слайд 3

- Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

- Задание одно? А как выполнили? (выполнили по-разному)

-Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

-Какие гласные пишутся в суффиксах причастий. )

-Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени ( Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени



Поиск решения проблемы Слайд 6

- Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

Читают два столбика слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий

клеящий

лечащий

гонящий

- Что заметили?

Выделяем суффиксы.

-В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)

Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола….(Дают определение.)

- Появилась новая гипотеза? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-(Решающая гипотеза.)

- Как проверить эту гипотезу?

- Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

- Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

- Сформулируйте правило - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие



Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем



-ущ, -ющ -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление. Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка. Я называю действительные причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся, чувству.Ю.щий ,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий ; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

(для слабых – упр. , параграф - )









Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

1.      Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

2.      Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

3.      Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Автор Семенова Наталья Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2530
Номер материала 31217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓