Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках
математики в рамках УМК "Перспектива"
Начальная школа —
важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо
не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться
учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя
начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно
возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное
методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе,
обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение
оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной
программы начального общего образования, использование инновационного опыта
других образовательных учреждений…»
УМК « Перспектива» создан
под руководством канд. пед. наук Климановой Л.Ф, и представляет собой
разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при
этом связь с традициями классического школьного образования, а так же к плюсам
программы относятся: доступность и качественное усвоение материала,
многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности.
«Перспектива» предлагает
новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию
окружающего мира и людей посредством общения, вопросов. Отсюда ключевая
фраза программы: «Я общаюсь, значит, я учусь». Процесс познавания состоит из
потока действий, и образование здесь помогает реализовать себя в
окружающем мире, а не просто приспособиться к этому миру.
Комплект создавался
одновременно с разработками Федеральных государственных стандартов
(ФГОС), тесно сотрудничая с разработчиками этих стандартов.
Методологической основой нового комплекса
является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК
«Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность,
выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
- обучение как средство формирования
универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
- обучение как цель —
получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы ФГОС.
Принципы
образовательно - воспитательного процесса в УМК «
Перспектива»:
1) Гуманистический. Создание благоприятных условий для жизни и
обучения, забота о благе ребенка. Защита прав школьников, уважение к ним,
значимость каждого ребенка в независимости от уровня знаний и
материальной его обеспеченности. Нравственные нормы и обязанности, которые
ученики должны усвоить в отношении к окружающим людям. Равноправие в общении
между детьми и взрослыми, со сверстниками, при этом в основе - свобода
высказывания и уважение к собеседнику.
2) Историзм. Предметные дисциплины изучаются в культурно -
историческом контексте. Содержание учебного предмета структурируют, учитывая
логику и историю развития предмета. Взаимосвязь и взаимопроникновение культур,
единство культурного пространства в образовании. Персонификация знаний с учетом
жизненного опыта школьника.
3) Коммуникативный. Общение - предмет специфического изучения, где
важное место уделяют устной и письменной речи, умение слушать партнера по
разговору, уметь договариваться и разрешать споры. Организационный аспект речи
- все учебные цели и задачи ученики решают совместно между собой, и сотрудничая
с учителем.
4) Творческая активность. Поощряют инициаторство
учеников в постановке новых задач к познаванию и художественному
творчеству.
УМК обеспечивает
доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее
развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей,
интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется
формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с
культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями
народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для
самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также
материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В системно-деятельностном подходе категория
"деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама
рассматривается как своего рода система.
В системно-деятельностном подходе
категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а
деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно
выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия –
как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Формирование личностных
УУД в УМК «Перспектива»
Одними из самых сложных
для формирования в учебном процессе являются личностные универсальные учебные
действия. Учителя часто пытаются оценить личность ребенка, сказать,
как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно
ученику? Приведем пример: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?»
Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации.
Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в
котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же
действие в разных ситуациях оценивается по-разному. В процессе
обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые
испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их
проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда
понимает, почему его поведение ругают или одобряют. Этот прием
позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные
качества ученика.
Примеры
формирования личностных УУД при обучении по УМК «Перспектива».
В учебнике
«Окружающий мир. 1 класс» делается акцент на формирование личного,
эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Например, при
изучении темы «Мир города и села», на которую отводится 13 часов, значительное
внимание уделяется формированию личного позитивного эмоционального отношения к
месту, в котором родился и живет ученик, к малой родине.
Формирование регулятивных
УУД в УМК «Перспектива»
Одной из задач начального
обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в
процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут
ему продолжить обучение самостоятельно. Для взрослого человека часто
сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как
отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять,
почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин
неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним
работать.
Приведем практический
пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты,
которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех
приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ
приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете
готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и
подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики
будут его выполнять. В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется
осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным
способам вычисления, способам пересказа текста, способов охраны здоровья).
При изучении темы
«Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения
согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96,
часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует
цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность
действий; затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание
самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом,
формируются регулятивные УУД.
При изучении темы
«Множества», на которую отводится 9 часов, к формированию регулятивных УУД
относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по
определенным признакам. Используется учебник «Математика. 1 класс» ч. 1 и
«Рабочая тетрадь № 1».
Примеры использования
учебника математики при формировании регулятивных УУД:
Учебник «Математика. 1
класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26. Сначала
дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в
множества. Затем детям предлагается самостоятельно
определить признаки объединения в множества и объяснить их
значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам — игрушки для
мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам — имеют определенную
формы, размер).
Учебник «Математика:
1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 — определяем последовательность расположения объектов на
рисунке:
¾ какие животные идут по правой дорожке;
¾ кто идет между черепахой и ежиком (впереди,
позади и т.д.);
¾ кто придет в школу позже всех и почему?
Формирование
познавательных УУД В УМК «Перспектива»
Начало
обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в
котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения
учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий
для осмысления закономерностей их связывающих. Как уже было сказано, осмысление
текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к
формированию познавательных УУД.
Математика
Познавательные и
знаково-символические действия:
Умение использовать модель (символы,
знаки) для решения задачи:
Учебник: Математика:1
класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 37;
Формирование умения классифицировать:
Учебник: Математика:1
класс: 1 ч. Дорофеев Г.В. ,Миракова Т.Н.
стр. 30, 33, 35:
¾ с. 33 (игра «Третий лишний»),
¾ с. 35 (разбей множество на части),
¾ с. 30. (выделение части множества).
Сериаризация: Учебник: Математика:1
класс: 2 ч. Дорофеев Г.В.,Миракова Т.Н.
стр. 23, № 6 (выделение признака при изменении
его в ряду предметов, фигур);
Учебник: Математика: 1
класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова
Т.Н. стр. 16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры
в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах).
Список
литературы:
1.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,
Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать
универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
2.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть
изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. –
практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып.
1(3). – С.46-54.
3.
Проектирование основной
образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
4.
Михеева Ю.В. Проектирование
урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская
газета, 2012 .
5.
Петерсон Л.Г. Деятельностный
метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной
сферы образования. – М., 2002.
6.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В.
Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. –
М., 2008.
7.
Как перейти к реализации ФГОС
второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г.
Петерсон. – М., 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.