Главная / Другое / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УРОВНЕВЫХ КУРСОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УРОВНЕВЫХ КУРСОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УРОВНЕВЫХ КУРСОВ

Сулейменова Т.И.

Полтавская средняя школа

Аккайынский район

с. Полтавка, Казахстан



Түйін

Айтылмыш мақала Сулейменовой Т.И орыс тілдің және әдебиетінің мұғалімінің қызметінің тәжірибесін сәуле түседі. мен қолданыс кембриджского тіл табудың қағидалы негіздерінің оқыт. Осы негіздер бас оқы дамыту 21 ғасырда қажетті дағдыларды: үйірімділік, креативность, талдағыш мышление қоятын. Осы табысымен ынтымақтастық басталады - мұғалім жібереді, консультирует және бақылайды, оқы дербес жоспарлайды, орындайды, самоанализируют және самооценивают.

Summary

Given article reflects experience of activity of the teacher of Russian and Sulejmenovoj T.I.'s literature with application of theoretical bases of the Cambridge approach to teaching. The present bases allow to develop the skills necessary in 21 century at pupils: skill to communicate, creativfy, analytical thinking. The achievement of it begins with cooperation - the teacher directs, advises and supervises, pupils independently plan, carry out, self –analysis and selt – concept.

Аннотация

Данная статья отражает опыт деятельности учителя русского языка и литературы Сулейменовой Т.И. с применением теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию. Настоящие основы позволяют развивать у учащихся навыки, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. С достижением этого начинается сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, учащиеся самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают


Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям педагогических кадров.

Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество педагога новой формации.

Постепенно складывающаяся система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания и обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров.

В связи с этим в системе повышения квалификации педагогов проводится широкомасштабная модернизация. Данная особо важная задача осуществляется Министерством образования и науки РК и Акционерным обществом «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Миссией АО «НЦПК «Өрлеу» является системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество образования на основе трансляции мирового и казахстанского опыта.

Последние результаты ЕНТ, экзаменов, а также дальнейшая жизнь показывает, что нашим детям трудно адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. В чем же причина? А в том, что наши ученики не умеют учиться, они привыкли получать готовые знания от учителя, не умея их применять, а тем более добывать самостоятельно. И в этом, как оказалось, виноваты мы, учителя. Значит, пришла пора и нам, учителям, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. А результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях» [1]. А самое главное – наш ученик научится тому, как учиться.

По окончанию курсов повышения квалификации педагогических работников я изменила свой подход к педагогической деятельности. Я стала по-другому смотреть на своих детей. Не только на детей, но, и вообще, в корне на свой урок. Это теперь не просто урок, а целый сценарий новых знаний.

В первом модуле Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» рассматривается «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться», который находятся в тесной связи с идеей социоконструктивистской теории [2].

Диалогическое обучение проходит сквозной нитью через все серии уроков в разнообразных формах: групповой через исследовательскую беседу, когда создается проблемная ситуация или при использовании метода Ажурной пилы, работа в парах ситуативного характера. Перечисленные формы я использую в практике на уроках русского языка и литературы. Вначале столкнулась с определенными трудностями в процессе выполнения и проведения форм. Это было связано с тем, что предложенная форма работы была незнакомая, учащиеся стеснялись высказывать свое мнение по причине нехватки знаний по предмету, отсутствие мотивации к обучению или недоверия к учителю в оценивании: «а что мне за это будет?» В процессе проведения уроков я отмечаю изменения в практической деятельности учащихся, они начинают чувствовать себя более комфортно, появляется осознание ценности своего мнения и уверенности в том, что их остановят на полпути, не выслушав мнение до конца. Из урока в урок ответы и рассуждения участников диалога становятся более глубокими и качественными и интересными. Это помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. На каждом уроке проводится обратная связь. Например, незаконченные предложения: Я изменил свое отношение к….; Я узнал больше о…; Я удивился тому, что…; Я почувствовал…; Я относился к….. Учащиеся проговаривают окончания предложения, оценивая полученные знания, понимание и навыки и определения трудностей в обучении. Закончить предложения Сегодня я узнал….. Что нового узнал…,Что было непонятно…, «От сердца к сердцу» - все эти формы способствовали созданию коллаборативной среды, установления психологического климата в классе, процесса сотрудничества, при котором учитываются основополагающий принцип – консенсус (сотрудничество). Происходит процесс саморегуляции как социальный фактор (понимание эмоций окружающих людей, помощь и поддержка).

Такая интерактивная форма диалогового обучения является способностью взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, выступая в качестве мотива.

Учебные занятия построены таким образом, чтобы у учащихся развивается способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания, системно усваивая материал последовательных уроков [3].

При изучении диалогического обучения, я пришла к выводу, что не маловажным фактором на уроке, является то, как учитель осуществит постановку проблемных вопросов в классе.

В процессе практики на уроках литературы используются в основном вопросы низкого уровня, а такие вопросы ориентированы только на запоминание и отработку навыка. Поэтому для себя определила, что мне нужно чаще использовать вопросы именно высокого уровня, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать новую полученную информацию и развивать критическое мышление у учащихся.

Данный модуль стимулирует учеников к доказательствам на основе собственного опыта, через творчество при создании постеров, составление пятистиший, составление вопросов низкого и высокого порядка. Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей [4]. Критическое мышление формирует навыки анализа через наблюдения и личного опыта учащихся, на основе которого они дают свою оценку, сравнивая и исследуя сходства и различия полученной информации, устанавливают связи через свои идеи и предположения, аргументируя свои выводы и актуальность.

На практике на своих уроках русского языка и литературы стараюсь применять стратегии критического мышления, для того, чтобы развивать мыслительную деятельность.

Из теоретических источников [5] я открыла для себя, что в школе применяется три типа бесед (по Мерсеру): беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Внимательно изучив цели и структуру таких бесед, выяснила, что самая продуктивная из них – исследовательская.

Во время беседы в парах выявила тот факт, что даже дети с высоким уровнем мышления в процессе работы не смогли сразу составить вопросы открытого типа, т.е. это задание оказалось для групп трудным, и только одна группа справилась с заданием. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что диалоговое обучение, основанное на критическом мышлении и способствующее взаимообучению учащихся, не получило положительного результата, потому что учащимся при выполнении данной формы работы потребовалась помощь учителя.

Я увидела заинтересованность детей, их искрившихся глаза, их стремление к разговору со мной, из которого они так много узнают и сумеют свои знания, почувствуют себя полноценными собеседниками. И в тоже время почувствовала значительные перемены и в себе – я тоже готова к конструктивному диалогу со своими детьми.

Здесь уместно сказать об оценивании как об инструменте, который является полезным для участников обучения. Оценивание тесно связано с возрастными особенностями.

Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей. Он боится утратить популярность среди сверстников. В такой среде сотрудничества поощряется работа сообща, взаимоподдержка командный дух, которые формируют независимую мыслящую личность, способную обучаться на протяжении всей жизни. Учащиеся учатся отслеживать, оценивать и контролировать процесс обучения тому, чему они учатся. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими.

После прохождения курсов я столкнулась с трудностями связанных с «ломкой» традиционных стереотипов оценивания, осознание критериального оценивания, парадокс в оценивании по Блуму, когда ученики усваивают теоретические знания (например, орфографические правила), могут творчески выполнить задание, но на практике показывают низкие навыки теоретических знаний.

Работа учителя по применению формативного оценивания должна начинаться еще на стадии планирования урока, чтобы способствовать эффективности его проведения. Для себя заранее намечаю, какие стратегии, виды работ могу провести на уроке для успешного обучения и при этом продумываю, каким образом смогу оценить деятельность каждого ребенка, степень усвоения им знаний по новой теме.

Для формативного обучения на уроках использую разные формы: звезды, смайлики, сердечки, словесное поощрение, взаимооценивание и самооценивание.

Рассмотрим пример индивидуальной работы «Я - оратор», использованной на уроке русского языка в 8 классе при изучении характеристик монологической речи. Учащимся было предложено подготовить монологическую речь по темам: для мальчиков «Футбол», для девочек «Мой любимый предмет» (выбор темы зависел от желания учащихся). Было определено время на подготовку. Школьники сами определили тайм-спикера и секретаря. Выступления записывались и отслеживались учениками. Выступления были разными, мальчики показали навыки владения информацией в области футбола. Каждый из ораторов внимательно слушал предыдущих, запоминал этапы выступления и старался использовать в своих выступлениях. По времени победу одержали два ученика с низкой мотивацией к обучению, главными критериями, которые были определены самостоятельно ребятами, стали: эмоциональность, знание материала и глубокое раскрытие темы.

В процессе формативного взаимооценивания двое учащихся остаются без звезд, поэтому беру на себя ведущую роль и оцениваю учащихся, т.е. создается ситуация успеха и эмоционально-психологической удовлетворённости учащихся своей деятельностью.

Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания [1].

Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом, они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения.

Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс [7].

Значимым инструментом, помогающим учителю в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий, является ИКТ [7].

При внедрении ИКТ обеспечивает продуманность использования, способствует улучшению процессов преподавания и обучения. На своих уроках этот модуль использован мною как дополнительный ресурс: презентации, музыкальные разминки, таймер времени, для просмотра аудио и видеозаписей. Слайдовые презентации можно использовать и в других целях: для устного и письменного опроса, для различных игр и т.д.

На компьютерах учащиеся выполняют интерактивные задания и слушают объяснения нового материала, размещенных на электронных носителях (электронные учебники). Создают презентации-проекты, некоторые научились монтировать фильмы.

Я уверена в том, что учитель, который способен в своей практике применять взаимосвязи между тремя областями знаний – педагогические знания, технологические знания, знания содержания – является профессионалом высокого уровня, потому что информационно-коммуникативные технологии дают большой спектр для обучения.

Изучая и используя на практике идеи Программы модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников», я пришла к выводу, что талантливыми могут быть не только дети с высокой успеваемостью, но и с низкой. Стратегии критического мышления, диалоговое обучение, обучение тому, как учиться, помогают учащимся с низкой успеваемостью раскрыть свои скрытые способности при выполнении карты ума, заданий творческого характера, в ролевых играх, в которых они могут придумать различные формы, таблицы, иногда берут ответственность на себя при выполнении заданий на критическое мышление типа исследовательской беседы, которая требует аргументаций, когда требуется осмысленная точка зрения.

При составлении календарно-тематического планирования и поурочного плана, педагог ориентируется на возрастные особенности детей. Из теоретических источников [8] для себя отметила, что «когнитивное развитие соотносится с развитием способности к обучению, а также с внимания, речевых навыков, размышления аргументирования и креативности».

В своей деятельности я консультируюсь со школьным психологом об особенностях подросткового возраста. Эти рекомендации являются опорой в моей практической деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн). Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Диалогово-коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

Получив консультацию, я стала учитывать возрастные особенности детей при составлении заданий к урокам, разработке самого урока, проведении различных тренингов, смене деятельности с одной на другую, выборе ведущего вида деятельности для успешности обучения, детям было интересно, чтобы они с радостью посещали школу и мои уроки.

Каждый учитель – это стратег, который должен анализировать свою практику, отмечать положительные и отрицательные стороны своей деятельности, постоянно работать над самообразованием. Настольной книгой для учителя – лидера должна быть «Руководство для учителя».

Свое будущее теперь я не мыслю без Программы. Я планирую работу по развитию собственного лидерства через инициативу, стратегические решения, совместное сотрудничество с коллегами и внедрение семи модулей Программы.

Использованная литература

1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Введение, стр.110

2. Vygotsky, 1978: Wood, 1998

3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Новые подходы в преподавании и обучении, стр. 141

4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Содержание программы, стр.117

5. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год Обучение критическому мышлению, стр. 156

6. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год Оценивание для обучения и оценивание обучения, стр.162

7. www.nationalstrategies.com

8. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, с.182

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УРОВНЕВЫХ КУРСОВ
  • Другое
Описание:

Summary

Given article reflects experience of activity of the teacher of Russian and Sulejmenovoj T.I.'s literature with application of theoretical bases of the Cambridge approach to teaching. The present bases allow to develop the skills necessary in 21 century at pupils: skill to communicate, creativfy, analytical thinking. The achievement of it begins with cooperation - the teacher directs, advises and supervises, pupils independently plan, carry out, self –analysis and selt – concept.Данная статья отражает опыт деятельности учителя русского языка и литературы Сулейменовой Т.И. с применением теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию. Настоящие основы позволяют развивать у учащихся навыки, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. С достижением этого начинается сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, учащиеся самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают

 

 

Автор Сулейменова Татьяна Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1221
Номер материала 42291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓