Главная / Другое / Деятельность социального педагога в школе и микрорайоне

Деятельность социального педагога в школе и микрорайоне

Деятельность социального педагога в школе и микрорайоне.


Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения ( толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов- социальных педагогов и психологов.

Социальный педагог работает с детьми, подростками их семьями.

Цель деятельности социального педагога: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в самореализации, саморазвитии и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни.

Для реализации данной цели мы решаем следующие задачи:

1.Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

2.Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.

3. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.

4.Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.

5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.

6. Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи.

7Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

8. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребенка.

В нашей социально-педагогической деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами:

Декларация прав человека;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Конституцией РФ;

Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;

Законом РФ «Об образовании»

Федеральным законом №120 « Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Уставом образовательного учреждения;

Положением Социально-психологической службы;

Правилами внутреннего трудового распорядка.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога-предметника и классного руководителя?

Учителям чаще всего приходиться работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Что бы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. Социальный педагог становится организатором вне учебного времени школьника. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о каждом трудном ребёнке и об оказании ему помощи. Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе. Социальный педагог следит за школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды.

Профессиональная деятельность социального педагога по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. В методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. Диагностический инструментарий социального педагога включает себя как социологические. Так и психологические методики.

В основе нашей социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

1)принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города по решению проблем ребёнка;

2)принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвития и социализации личности;

3)принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребёнка и взрослого такими, каковы они есть, и, опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

4)принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Основными направлениями нашей социально-педагогической деятельности являются:

1.Аналитико-диагностическое.

Социально- педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребёнка; изучаем личность ребёнка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребёнка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребёнка.

2. Социально-правовое.

Социально-педагогическая защита прав ребёнка - выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

3. Консультативное.

Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребёнка.

4. Профилактическое.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция – способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое.

Организационно-методическая деятельность - проводим анализ своей социально-педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства; участвуем в работе педагогических советов школы, методических объединениях классных руководителей по социально-педагогическим проблемам; участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике.

Ведущим направлением в нашей деятельности является решение проблем ребёнка. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребёнком. Для эффективности данного вида деятельности мы разработали и применяем технологию индивидуальной работы. ( приложение 1.2)

Решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребёнком( в учебной и во внеклассной деятельности); беседа с ребёнком, классным руководителем, преподавателем-предметником, родителями. По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребёнок, а также характеристику проблемных состояний ребёнка. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Всю свою деятельность на этом этапе мы определяем как: логику построения индивидуального взаимодействия с ребёнком, с родителями.

Логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтами города, занимающихся проблемами детей.

Индивидуальное взаимодействие с ребёнком осуществляется через такие формы: беседа, консультации, групповые занятия. Детей « группы риска» мы включаем в активную игровую и творческую деятельность, развивая у них навыки самостоятельности, инициативы.

Социально-педагогическая деятельность с семьёй.

Большую роль в воспитании учащихся играют психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребёнка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания. Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах. При работе с родителями предусматривается два направления деятельности: коррекционно-профилактическое; информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребёнком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребёнка и ищет пути их коррекции. Взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового; духовно - нравственного развития ребёнка.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. При проведении тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей.

Родителям предлагаются различные формы работы:

-индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, т.к. рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации.

- Социально-психологическая служба. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психологической поддержки ребёнку.

-Лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.

Тематические родительские собрания, проходят 1 раз в четверть на которых поднимаются вопросы воспитания. А также проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений.



Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом.

Деятельность социального педагога неразрывно связано с работой педагогов школы. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

Индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы. С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, т.к. этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем. Преподаватели-предметники имеют непосредственно общение с ребенком в учебно - воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка контроля его обучаемости и посещаемости. Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, фельдшер) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

Работа с социальными партнерами города.

Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних ГОМ-1 УВД осуществляется планомерная систематическая работа в следующих направлениях: 1. Совместные рейды по неблагополучным семьям, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа.

2. Организация деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: совместные беседы с инспектором, круглые столы по данным проблемам, выступления на родительских собраниях.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию приходится обращаться в ситуациях дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей, в тех случаях, когда комплекс социально-педагогических мер не имел положительный результат.

С комитетом опеки и попечительства осуществляется отлаженное взаимодействие на протяжении нескольких лет. В четко установленные сроки подается информация о каждом опекаемом ребенке и ситуации его развития.

Социальный педагог - ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияние на процесс семейного воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона. Учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой и технической деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы и другие детские организации и объединения. Главное в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее - среди сверстников, в семье, в обществе.

Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идеей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.





Деятельность социального педагога в школе и микрорайоне
  • Другое
Описание:

 

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и  «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения ( толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов- социальных педагогов и психологов.

 

 Социальный педагог работает с детьми, подростками их семьями.

Автор НАЛОБИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1397
Номер материала 31650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓