Главная / Школьному психологу / Детско-родительские отношения и адаптация детей к условиям ДОУ

Детско-родительские отношения и адаптация детей к условиям ДОУ

Сегодня проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста остается весьма актуальной. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности ребенка, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Исследования Терехиной О.А., Богословской В.С., показывают, что только 17% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 14% - не готовы, 69% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и приводит к дезадаптации ребенка, что в дальнейшем влияет на его психическое и физическое развитие.

Считается, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, в первую очередь, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. И, как не странно, именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных и детско-родительских отношений. Однако, необходимо отметить тот факт, что детско-родительские отношения во взаимосвязи со степенью адаптации детей раннего возраста раннее не являлись предметом психологического исследования.

В связи с этим наша тема исследования является актуальной.

Цель исследования: выявить влияние детско-родительских отношений на степень адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Предмет исследования: родительское отношение как условие адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Гипотеза исследования: тип детско-родительских отношений влияет на адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения: при типе детско-родительских отношений «принятие» и «кооперация» у детей раннего возраста будет наблюдаться легкая степень адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, при типе детско-родительских отношений как «симбиоз» будет наблюдаться средняя степень адаптации, при «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» будет наблюдаться тяжелая степень адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ по изучению проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

  2. Изучить проблему детско-родительских отношений семей, имеющих детей раннего дошкольного возраста;

  3. Подобрать методики, направленные на изучение степени адаптации детей раннего возраста и типа детско-родительских отношений;

  4. Экспериментальным путем выявить влияние детско-родительских отношений на степень адаптации детей раннего возраста;

В Современном словаре по психологии адаптация определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт эмоциональная удовлетворенность; внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам. Такая адаптация будет у личности легкой;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды. В этом случае адаптация будет средней;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. При этом стиле адаптация будет носить тяжелый характер.

Адаптация детей раннего возраста - это процесс и результат приспособления ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Критериями процесса успешности/неуспешности адаптации детей раннего возраста является: эмоциональное состояние, деятельность взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, речь, общение.

Выделяют следующие виды адаптации детей раннего возраста: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

Семья, по мнению многих ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на успешность адаптации ребенка, так и одну из причин дезадаптации личности. При этом характер детско-родительских отношений выделяется в качестве основного условия адаптации ребенка.

Важным условием для обеспечения успешности адаптации является целенаправленная, системная работа с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей и осознания необходимости оптимизации типа детско-родительских отношений.

Теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы позволил для проверки гипотезы провести эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 95 «Дидинаг» города Владикавказа, РСО-Алания.

Выборку исследования составили 20 воспитанников раннего дошкольного возраста первой младшей группы «Б» и их родители.

Изучение типа детско-родительских отношений и степень адаптации детей раннего возраста осуществлялось с помощью следующих методик:

  1. Наблюдение за детьми раннего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения (автор К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина). Цель: определить степень адаптации детей раннего возраста.

  2. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин). Цель методики: определение типа родительского отношения к детям.

  3. Анкета для родителей «Адаптация ребенка в детском саду». Цель: Изучить степень осознания значимости родительского отношения на степень адаптации детей раннего возраста у родителей.

По результатам диагностирования у 42% детей раннего дошкольного возраста наблюдается легкая степень адаптации: у детей этой степени преобладает положительное, уравновешенное эмоциональное состояние, ребенок включен в предметную деятельность, ребенок быстро засыпает, длительно спит, навыки взаимоотношений инициативные как со взрослыми, так и с детьми, речь инициативная или ответная, аппетит хороший.

У 37% воспитанников наблюдается средняя степень адаптации, которая характеризуется нестабильным эмоциональным состоянием у ребенка, ребенок включен в деятельность наблюдения, плохо засыпает, но длительно спит, навыки взаимоотношений ответные как со взрослыми, так и с детьми, речь в основном ответная, аппетит средний.

У 21% детей наблюдается тяжелая степень адаптации, которая характеризуется отрицательным, бездеятельным эмоциональным состоянием у ребенка, ребенок не включен в деятельность, плохо засыпает, сон кратковременный, или ребенок вообще не спит, навыки взаимоотношений отсутствуют как со взрослыми так и с детьми, речь связана с воспоминаниями близких, аппетит плохой.

Тип родительского отношения «Принятие» всречается у 18% родителей. Тип родительского отношения «Кооперация» встречается у 29% родителей. Тип «Симбиоз» встречается у 31% родителей. Тип «Авторитарная гиперсоциализация» встречается у 15% родителей. Тип родительского отношения «Маленький неудачник» — встречается у 7% родителей.

Анализ соотношения результатов степени адаптации детей раннего возраста и типа детско-родительскх отношений позволил нам сделать следующие выводы: чем легче протекает адаптация детей раннего возраста, тем адекватней тип родительского отношения к ребенку раннего дошкольного возраста. Так, у 35% родителей при типе детско-родительских отношений «принятие» и «кооперация» степень адаптации у детей раннего возраста наблюдается преимущественно легкая, при типе детско-родительских отношений как «симбиоз», наблюдается средняя степень адаптации (22%), при типе детско-родительских отношений как «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» наблюдается тяжелая степень адаптации (19%).

Гипотеза нашего психологического исследования подтвердилась: тип детско-родительских отношений влияет на адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость: полученные данные нашего психологического исследования могут помочь психологам и педагогам при адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.


Детско-родительские отношения и адаптация детей к условиям ДОУ
  • Школьному психологу
Описание:

Сегодня проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста остается весьма актуальной. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности ребенка, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

 

Исследования Терехиной О.А., Богословской В.С., показывают, что только 17% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 14% -  не готовы, 69% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и приводит к дезадаптации ребенка, что в дальнейшем влияет на его психическое и физическое развитие.

Автор Панова Елена Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1000
Номер материала 35795
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓