Главная / Логопедия / Детские стихи как способ раскрытия одарённости ребёнка

Детские стихи как способ раскрытия одарённости ребёнка

Детские стихи как способ раскрытия одарённости ребёнка

в области литературного творчества

Воробьёва Ольга Михайловна, учитель-логопед МАДОУ №31.


Каждый ребёнок талантлив, надо только выявить в каком направлении и создать условия для развития таланта детей...


Умственное развитие детей порой способно удивлять. Из наблюдений педагогов и психологов, занимающихся вопросом одарённости, было отмечено достаточно много черт, характерных для творческих людей:

  1. Детей с признаками одарённости отличает любопытство, переходящее в любознательность, которая зависит от эмоций. Если вы хотите вырастить талантливого ребёнка, важно, чтобы любопытство переросло своевременно в любовь к знаниям – любознательность, а сама любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.

  2. Склонность удивляться и находить проблемы, противоречия даже там, где иным всё кажется ясным и очевидным. Сверхчувствительность к проблеме важна в любой творческой деятельности и определяется как качество самостоятельно мыслящей личности.

  3. Творчески талантливые дети, в свою очередь, не боятся дивергентных задач. Это задачи, имеющие в своём решении несколько и даже множество верных ответов.

  4. Творчески талантливые дети оригинально и гибко мыслят, умеют выдвигать новые идеи. Проявляется эта особенность у ребят в общении со сверстниками и взрослыми во всех видах деятельности.

  5. Предпосылкой творчества у таких детей является обилие идей как ответ на проблемную ситуацию. Многие учёные считают данное качество второстепенной характеристикой творчества.

  6. Творчески талантливые дети намного продуктивнее обычных сверстников воспринимают связь и отношения между предметами, событиями, явлениями и способны находить аналогии там, где они в принципе не усматриваются.

  7. Одаренные творчески люди могут обладать способностью к прогнозированию. Это качество достаточно редкое. Оно включает в себя интуицию, воображение, способность к анализу. В принципе способность к прогнозированию свойственна всем детям.

  8. Среди многочисленных качеств талантливого ребёнка специалисты непременно отмечают и хорошую память.

  9. Талантливый ребёнок способен и любит оценивать. Умение оценивать может обеспечить самодостаточность, самоконтроль и уверенность одарённого ребёнка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях.

Дети любят поэзию, шедевры народной поэзии за её красоту, музыкальность и образность. Прочитав несколько раз сказки в стихах К.И. Чуковского, малыши запоминают длинные произведения целиком, от первой до последней строчки.

Дети не только любят поэзию, но и сами сочиняют стихи. В своих стихах они выражают радость какой-нибудь звонкой импровизацией.

Стихотворство – сложная и трудная тема. Педагоги должны быть тонкими эстетами слова и обладать безупречным вкусом. Самое главное – уметь увидеть и услышать первые проблески дарования, взять ручку и записать.

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы увидели маленького поэта Наденьку Симонову, нашу будущую Надежду.

Надюшка отличалась от своих сверстников необычными рассуждениями, повышенной любознательностью, эмоциональной реакцией на ситуацию, оригинальными ответами, повышенной трудоспособностью и обладала желанием доводить начатое дело до конца.

Надо отметить, что она лучше других справлялась с речевыми и творческими заданиями, как:

  • «Доскажи словечко»;

  • «Игры в слова-ассоциации»;

  • «Назови по-другому»;

  • «Кто больше назовёт действий предмета (листья опадают, желтеют, увядают, шелестят, засыхают...) или признаков?»;

  • «Назови зимние (сладкие, вкусные) слова»;

  • «Вставьте подходящие слова»;

  • «Хитрая книга загадок»;

  • «Придумай сказку о …»;

  • «Поправь рассказчика известной сказки»;

  • «А что было бы потом?»;

  • «Придумай микро-, макро-, миниобъект»;

  • «Оживи предмет».

hello_html_34209ef2.png

Впервые стихотворение Нади было замечено мной в выполнении творческой работы с детьми «Детский сад будущего». Тогда мама девочки записала стихотворение дочери к её рисунку.







Я возьму листок бумаги,

Разноцветные мелки,

Нарисую на листочке

Детский сад моей мечты.

Пусть кружатся карусели,

А вокруг цветут цветы.

Рыбки плавают, а рядом

Пусть резвятся хомячки.

Я хочу, чтоб было солнце,

Небо, радость и весна.

И тогда, я точно знаю,

Сбудется моя мечта!

май 2011г.

Потом открылось, что девочка давно пишет короткие стихи, но стесняется их показывать, боясь насмешек сверстников. Поэтому мы пригласили в группу юную поэтессу, ученицу средней школы, Анну Яковлеву, у которой уже был свой выпущенный сборник стихов «Для тебя, малышок, этот маленький стишок». Предложили Ане почитать стихи Наде, а потом наоборот. Надины стихи получили хорошие отзывы, как от детей, так и от взрослых.

Следующим этапом стало раскрытие творческой личности ребёнка. Мы с мамой стали хорошими союзниками. Мама показала тетрадку, в которую записывала стихи за Надей. Из неё мы отобрали стихи на городской конкурс «Молодые поэты Снежинска», где девочка стала лауреатом и самым молодым поэтом родного города. Члены жюри из поэтического объединения «Неолит» отметили простой и запоминающийся язык написания стихотворений.

Весна

Сегодня весна, сегодня апрель.

Сегодня у нас за окошком капель.

На улице лужи, за окошком тепло.

И нам с тобой вместе так хорошо!

04.04.2011

Осень

Осень золотая к нам идёт сейчас.

В этот праздник осени надо быть у вас.

Осень-красавушка! Осень-лебёдушка!

Всем нам подарит листиков горушку.

Осень, ты такая: красивая, расписная.

Ты нам подаришь конфеты «Лебёдушка».

Осень, золотая! Ты такая милая!

Оставайся, осень! Буду я счастливая!

27.10.2010

Большую роль в развитии таланта девочки сыграла мама. Она читала ей произведения детских писателей, включая малые фольклорные формы, сама придумывала небольшие короткие стихи, чтобы дочка скорее засыпала или лучше кушала:

Надюшкин чай уже остыл

И, может быть, уже простыл,

И срочно пить его мы будем,

Иначе горло мы простудим.

В 4 года Надя написала первое стихотворение про домашнюю кошку.

Кошка

Села кошка на окошко,

Призадумалась немножко:

«За окошком снег идёт.

Скоро праздник Новый год!».

27.10.2010 г.

Вhello_html_m5d258212.jpg подготовительной группе Надя уже открыто, без стеснения читала свои стихи на мероприятиях детского сада: «Праздник осени», «День рождения детского сада», «Конкурс стихов о Снежинске». Молодое дарование стала участницей областного фестиваля-конкурса детского и семейного творчества «Сказки живут на УРАЛЕ», посвящённых возрождению Урала, поиску самородков Малой родины. А по окончанию подготовительной группы приняла участие в городской научно-исследовательской конференции юных исследователей «Литвиновские чтения» среди учеников начальных классов, в основу выступления которого положила своё стихотворение о родном городе.

Город, в котором я живу…

Посвящается г.Снежинску

Город, в котором я живу,

Похож на красивую мечту!

В нём есть – озеро, лес и пляж…

И всё раскрасил цветной карандаш:

Зелёный, синий и голубой,

Жёлтый и красный…

Вот мир какой!

25.10.2010

На сегодняшний день девочка уже посещает начальное звено МОУ. Она продолжает сочинять стихи, небольшие рассказы, которые включает уже в творческие задания школьной жизни, семейные мероприятия, а так же продолжает быть участником научно-исследовательская конференция «Литвиновские чтения», на которой не раз жюри отмечало оригинальность донесения доклада слушателям. Но самое главное – девочка перестала стесняться, бояться, что скажет и сделает что-нибудь не так.

«Каждый педагог должен открыть в ребёнке потайную дверцу, за которой его ждёт большое счастье» – писала уральская поэтесса Нина Пикулева. Поэтическая дружба взрослого и ребёнка заслуживает успеха только тогда, когда мы не выносим приговоры начинающим поэтам, калеча их детские таланты, а даём крылья, чтобы лететь.









Детские стихи как способ раскрытия одарённости ребёнка
  • Логопедия
Описание:

Каждый ребёнок талантлив, надо только выявить в каком направлении и создать условия для развития таланта детей... 

 

Умственное развитие детей порой способно удивлять. Из наблюдений педагогов и психологов, занимающихся вопросом одарённости, было отмечено достаточно много черт, характерных для творческих людей, и описанные в работах наблюдения  помогли мне выделить одарённого ребёнка в своём ДОУ. 

 В своей статье я описала форму взаимодействия с юной поэтессой, которая помогла раскрыться талантливой дошкольнице и успешно пройти процесс социализации 

 

Автор Воробьева Ольга Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 30729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓