Главная / География / Детская исследовательская работа ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА» (с учётом особенностей отношения к природе учеников школы № 1 г. Минусинска)

Детская исследовательская работа ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА» (с учётом особенностей отношения к природе учеников школы № 1 г. Минусинска)


Управление образования г. Минусинска

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,

ул. Набережная 93а.









ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА»

(с учётом особенностей отношения к природе

учеников школы № 1 г. Минусинска)




Разработчики:

Ученица 9 класса

Соколова

Евгения Александровна

Руководитель: учитель географии школы № 1 Карабибер Галина Борисовна,




Минусинск

=2007=

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В сознании большинства людей слово ЭКОЛОГИЯ связано с понятия­ми ТРЕВОГА, ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ. И не удивительно, ведь последст­вия «царствования» человека видны уже невооружённым глазом. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, по мне­нию Н.Н. Моисеева /5/, определяется поведением людей, которые взаимодейст­вуют с ней, их отношением к природе.

В 2006 году были проведены исследования особенностей отношения к природе учащихся нашей школы, которые выявили нижеописанную проблему.

Учащиеся нашей школы гото­вы воспринимать эстетику природы, познавать её, овладевать технологиями бескорыстного взаимодействия с природными объектами, совершать поступ­ки в её защиту, но только если эта деятельность будет инициирована другими людьми.

Отношение к природе у учащихся нашей школы складывается под влияни­ем следующих условий:

  • школа расположена в частном секторе, вблизи берега Протоки, на
    территории микрорайона школы есть разнообразные типы природных ландшафтов;

  • на основных маршрутах учащихся школы встречается множество не­гативных примеров взаимодействия местных жителей с природой: несанкционированные свалки, бродячие животные и т.п.;

  • по уровню образованности наши ребята - ученики общеобразова­тельной школы, причём многие обучаются по коррекционной про­грамме.

У учеников отсутствует стремление к самостоятель­ному восприятию природы, сознательному её познанию и нет стремления её защищать. Именно поэтому в своей работе я намерена создать проект экологической тропы по ближайшим к школе природным комплексам.

Цель: создание проекта учебной экологической тропы в микрорайоне школы №1 для улучшения отношения к природе учащихся.

Создание учебных экологических троп рассматривается во многих литературных источниках, с некоторыми из которых я предварительно ознакомилась (см. «Список литературы»).

Для достижения поставленной цели решались несколько основных задач.

  1. Изучить и проанализировать литературу, в которой описываются правила и примеры создания экологических троп.

  2. Обследовать районы возможного расположения экологической тропы и выбрать наиболее подходящий.

  3. Разработать экскурсию по созданной экологической тропы.

Для решения поставленных задач применялись несколько методов исследования.

  1. Метод анализа литературных источников информации.

  2. Метод визуального изучения местности с применением фотосъёмки.

  3. Метод картографической обработки информации.

Для разработки маршрута была изучена специальная литература, в которой найдена информация о подготовке, оформлении экологических троп и проведении экскурсий на учебных экологических тропах (см. «Список литературы»).


I. ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА»



Маршрут тропы проложен по территории, прилегающей к правому берегу реки Протока от школы №1 и далее – по мосту и по левому берегу до Тополиной рощи (рис.1).

Тропа доступна всем городским школам, т.к. расположена в центре города. На территории удачно сочетаются различные формы мезо– и микрорельефа, есть водоток, наблюдается три вида растительных сообществ (лесное, луговое и болотное).

На маршруте можно увидеть как природные, так и примеры антропогенных ландшафтов (фото 6,7). Тропа проложена по сложившейся, удобной для прохождения дорожно-тропиночной сети (фото 1). Протяженность маршрута около 3 км, что дает возможность проводить экскурсии за 1,5 - 2 часа. На маршруте предусмотрены 4 стоянки (см. далее), на которых удобно изучать экологические особенности местности, влияние на природу человека, взаимосвязь компонентов природы, некоторые экзогенные процессы (овражная и русловая эрозия).

Ландшафты на маршруте весьма эстетичны, способны настроить на позитивное восприятие природы. При целенаправленном проведении экскурсии (см. далее) у детей будет формироваться устойчивое положительное отношение и стремление защищать мир природы.

В соответствии с требованиями к созданию учебных экологических троп /2,3/ точками наблюдения выбраны самые эстетичные места. Также продумана система познавательных игр, в которых дети на природе получат интересную информацию о мире природы.


I.1. ОПИСАНИЕ СТОЯНОК НА МАРШРУТЕ



СТОЯНКА 1. Берег Протоки вблизи школы. Пологий спуск к правому берегу реки, тополиная аллея (фото1.) Расположена в 50 м от здания школы на берегу реки, Растительное сообщество - берёзы, тополя, травы.

СТОЯНКА 2. Мост (фото 7). Располагается в 250 м. от стоянки №1 на левом берегу реки у спуска с моста. На стоянке есть возможность изучить различия русловой эрозии на берегах Протоки. Недалеко от стоянки хорошо просматривается заболоченное русло ручья, замусоренное бытовым мусором. Так же открывается вид на Спасский Собор. По берегу протки, расположена грунтовая дорога.

СТОЯНКА 4. Обзорная. Расположена на мосту в 450 м. от стоянки №2. Хорошо наблюдаются как ландшафты с частной застройкой, так и современные – «Новый город».

СТОЯНКА 5. Лесной массив «Тополиная роща» со следами вырубки деревьев. Наблюдаются примеры овражной эрозии.

Ландшафты на маршруте весьма эстетичны, способны настроить на позитивное восприятие природы. При целенаправленном проведении экскурсии (см. далее) у детей будет формироваться устойчивое положительное отношение и стремление защищать мир природы.

I.2. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА»



МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: г.Минусинск, берег реки Протока в районе от школы №1 до Тополиной рощи.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: муниципалитет г. Минусинска.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА, В ЗОНЕ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ ЭКОТРОПА: Тополиная аллея на берегу реки Протока, с повышениями и понижениями рельефа, с разными по времени возникновения архитектурными сооружениями, с болотным сообществом и ручьём в районе моста, лесной массив «Тополиная роща».

НАЗНАЧЕНИЕ ТРОПЫ: экскурсии школьников 5 -11 классов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА: линейный маршрут, разбитый 4-мя стоянками.

СТОЯНКА 1. Берег Протоки вблизи школы (фото 2).

СТОЯНКА 2. Мост(фото 7).

СТОЯНКА 3. Обзорная (фото 3).

СТОЯНКА 4. . Лесной массив «Тополиная роща» (фото 4, 5)

СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ: тропа удобна для прохождения, пока не оборудована стендами, юридический статус не определён.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБОРУДОВАНИЮ ТРОПЫ:

  1. Оформление 4х информационных стендов.

  2. установка 2х скамей на стоянке 4.

  3. Издание инструкций по проведению экскурсий на экологической тропе.

ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СОЗДАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРОПЫ:

  1. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Остальные партнёры уточняются.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРОПЫ ПО СЕЗОНАМ ГОДА:

Экскурсии возможны в период с 15.05 по 1.10, в зимний период – с целью мониторинга состояния природных объектов.

МАРШРУТ РАЗРАБОТАЛИ: учащиеся 9а класса школы № 1, Соколова Евгения и Соколов Сергей, учитель географии Карабибер Галина Борисовна.

В дальнейшем планируется использование экологической тропы для проведения пеших экскурсий с весны до осени (с 15.05 – 1.10) школами, дворовыми отрядами, детскими садами.

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ



Деятельность на описываемой экологической тропе планируется различная, в соответствии с требованиями к проведению экологических экскурсий /2, 1 /

Исходя из этого, на экологической тропе предполагается выполнять следующие действия:

1) ролевые игры , формирующие разные стадии восприятия природы по методике Дж.Корнела «Поток познания» /1/;

2) исследование свойств почвы, воды и воздуха прямыми и косвенными методами, доступными для выполнения школьниками разных возрастов /2,4 /;

3) фенологические наблюдения / 2,4 /;

4) обсуждение впечатлений после экскурсии и во время её проведения.

Ролевые игры организуются с целью пробудить энтузиазм, готовность восхищаться природой, познавать ее и защищать. Игры подбираются и чередуются в соответствие с принципом «Потока познания» /1/.

Основной принцип, благодаря которому работа на тропе станет эффективной, таков: «Меньше слов – больше дела». Ни в коем случае нельзя превращать маршрут в урок – лекцию на природе! Это приведет к отрицательным результатам.

II.1.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПОНЕНТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Одной из основных проблем нашего города является загрязнение водных объектов, в очищении которых лесные массивы – ощутимая помощь.

С целью оценки значения водных объектов, лесных массивов и состояния экосреды центра г. Минусинска на экологической тропе «Протока» будет проводиться мониторинг параметров природы: атмосферы, почвы, поверхностных вод доступными для школьников методами и средствами /3,4/.

Косвенный мониторинг воздушной среды будет проводиться при помощи исследования количества пыли на пробном участке (стоянки 1,4). Для этого будет выбираться дерево со сравнительно крупными листьями, на незатененных ветках. Перед каждым опытом – учитывать прогноз погоды, т.к. за период эксперимента не должно быть дождя.

НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА.

  1. Облить все листья на выбранных ветках. Отметить в журнале наблюдений время и число проведения опыта.

  2. В течение периода времени (без дождей) отмечать преобладающее направление ветра (1 – 3 недели).

  3. Приготовить воронки и фильтры, предварительно взвесив и пронумеровав.

  4. Не срывая листьев с веток - облить их в емкостях с водой, и после - профильтровать эту воду, с ополаскиванием емкости и фильтрованием жидкости после полоскания.

  5. При помощи специальной рамки определить площадь исследованных листьев, не учитывая нижнюю сторону.

  6. Высушить фильтры и взвесить. Вычесть массу фильтров до эксперимента. Полученные результаты разделить на площадь листьев и количество дней эксперимента. Таким образом, определим ежесуточное запыление атмосферы. Ежегодный мониторинг позволит определить об изменении экологического состояния атмосферы.

Наибольшая нагрузка на атмосферу нашего города наблюдается зимой. Для ее оценки будет проводиться исследование снега /4/.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СНЕГА.

Опыт будет проводиться в период наиболее мощного снегового покрова (3 четверть 20-е числа января).

Перевернутую чистую стеклянную банку опустить на всю глубину снежной толщи вертикально сверху, и она самостоятельно заполнится снегом. После снег растопить и в снеговой воде определить, профильтровав, количество пыли. Зная площадь горлышка банки и время появления устойчивого снежного покрова, так же определяется ежесуточное запыление атмосферы.

МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ ВОД будет проводиться весной, летом и осенью при помощи доступных физико-химических экспресс методов. Будут определяться параметры:

1)температура воды – ртутным термометром с надетой на баллончик с ртутью силиконовой трубки – как показатель различных свойств водоема и водотока. Разница температуры воды в различных створах покажет наличие бытовых либо промышленных стоков.

2)прозрачность воды будет определяться при помощи специальной шкалы (рис.2) и цилиндра. Пластина со шкалой опускается на дно цилиндра, затем наливается вода с высотой столба 20 см. и отстаивается 25 мин. (во время занятия на точке 3 ) .Учитывая, овалы какого сектора видны, делаются выводы о прозрачности:4 сектор – сильно мутная ; 3 – слабопрозрачная ; 2 – прозрачная; 1 – сильно прозрачная .

3)величина рН будет определяться при помощи индикаторной бумаги по изменению цвета при опущении в воду, в сравнении с индикаторной шкалой. Определение рН поможет сделать выводы о состоянии водоема.

4)определение запаха воды будет производиться при помощи отстаивания воды в колбе несколько часов (уже в школе), после чего воду нюхают. Запаху дается качественная оценка и бальная (1 –нет; 2 – чуть заметный…).

5) Мониторинг состояния почв будет заключаться в наблюдении за молодыми оврагами, замерами их параметров в начале и конце сезона, а так же в измерении температуры почв /3,4/. Температура свидетельствует об обеспечении растений теплом. Изменяя растительный покров, человек, изменяет ее температуру, что приводит к ее деградации. Для того, чтобы это продемонстрировать, измеряем температуру почвы на стоянке №4, для сравнения почвы открытых мест и нетронутого тополиного массива.


II.2. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ



Фенологические наблюдения в течении ряда лет позволят сделать выводы об изменении состояния лесного массива «Тополиная роща» /3/. Наблюдения будут проводиться регулярно в различные сезоны года, замеченные изменения будут записываться в таблицу (табл.1.) с регистрацией сроков этих изменений.

Таблица для записи фенологических наблюдений. ТАБЛИЦА1.

НАБЛЮДАЕМЫЕ СОБЫТИЯ

ДАТА

- набухание и распускание листовых почек.

- развёртывание листьев

-цветение

- созревание плодов и семян

-осенняя раскраска листьев

-листопад


Наблюдения будут сопровождаться фотосъемкой, зарисовками и составлением диаграмм после накопления материала.


II.3. ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ «ПРОТОКА»




Экскурсия будет начата у входного аншлага для группы из 12-15 учеников.

Экскурсовод начинает экскурсию, объясняя детям особенности маршрута и цель экскурсии: научиться воспринимать природу Протоки и её берегов и выработать правила отношения к природе.

После этого – краткий рассказ о типичных для Минусинска природных объектах.

На стоянке 1 экскурсовод организует игру «совы и вороны», используя такие, например, вопросы.

  • Мы находимся в хвойном лесу?

  • Вокруг нас больше всего тополей?

  • Весной у нас выпадает первый снег?

  • Осенью листья желтеют и опадают?

  • Мы живём в природной зоне «лесостепь»?

  • В нашем городе течёт река Протока?

  • По берегам Протоки растут ивы?

  • И др.

Краткое описание игры. Команда воронов ловит команду сов, если утверждение верно и наоборот /1/.

ПРИМЕР- Ведущий утверждает: «Рыбы относятся к классу млекопитающих». Утверждение неверно, значит СОВЫ должны ловить ВОРОН. После игры экскурсовод подводит итоги правильности ответов, кратко освещая вопросы о растительных сообществах нашего города, с упоминанием особого значения Протоки и Тополиной аллеи и рощи.

Детям предлагается определить, какие ещё встречаются здесь деревья, кроме тополей, какие кустарники и травы, каких животных можно увидеть? После обсуждения организуется игра «Кто я такой?», где закрепляются полученные знания.

Краткое описание игры. На спину участникам прикрепляется бейджс названием животного или растения. Попарно участники задают друг другу вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Цель - выяснить, какое животное или растение названо на своей спине.

На бейджах можно написать следующее: берёза, муха, клён, рябина, лягушка, тополь, крапива, одуванчик, воробей, собака, мышь лесная, бабочка, дятел, ящерица.

После игры дети рассказывают, как они чувствовали себя в роли животных и растений, как пытались угадать своего героя.

Далее экскурсовод объявляет правила игры «неприродная тропа» и это упражнение выполняется на пути от стоянки 1 к стоянке 2.

На стоянке 2, детей следует познакомить ещё с тремя экологическими проблемами - загрязнением природных водоёмов, эрозией почв и шумовым воздействием.

Для выводов по первой проблеме дети получают задания попарно или тройками с чёткими отпечатанными инструкциями и оборудованием.

Микрогруппы должны провести анализ органолептических и физических свойств воды в разных точках реки. Экскурсовод, после выполнения заданий, анализирует данные вслух, фиксируя их и делая выводы о загрязнении и его источниках. Далее, на стоянке 2, организуется игра «Звуки».

Результатом будет деление всех услышанных звуков на приятные и неприятные. Так группа подготовится воспринять информацию о шумовом загрязнении природной среды, которую далее предоставит экскурсовод.

На стоянке 3 дети сравнивают разные типы ландшафта, видимые с моста, любуются рекой. Далее группа направляется на стоянку 4, выполняя упражнение «слепая гусеница» после спуска с моста.

Для закрепления положительного эффекта на стоянке 4 организуется упражнение «Моё дерево».

Краткое описание. Пары участников - Ведущий и Ведомый.Ведущий за руку ведёт ведомого, у которого завязаны глаза, при этом старается запутать дорогу. Подведя ведомого к какому- либо дереву, оставляет его для изучения «своего дерева» - руками. После того, как Ведомый говорит о готовности, Ведущий отводит его на начало маршрута. Теперь Ведомый, сняв повязку с глаз, должен найти своё дерево.

После его завершения экскурсовод говорит о значимости деревьев и рек для жизни других организмов, об их средообразующей роли, и об их способности создавать очень красивые ландшафты.

После этого экскурсовод даёт задание: изобразить живой скульптурой увиденную рощу. Дети изображают деревья, траву, солнце… Экскурсовод «поправляет скульптуру», пока в этой композиции не отразятся все компоненты природного комплекса.

«Скульптура» фотографируется, а итоги прогулки обсуждаются с чтением стихов и составлением правил общения с природой.

После завершения экскурсии дети опускают свои «коллекции неприродных предметов» в урны.

Ролевые игры организуются с целью пробудить энтузиазм, готовность восхищаться природой, познавать ее и защищать. Игры подбираются и чередуются в соответствие с принципом «Потока познания» /1/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начинающие экологи школы №1 поставили целью создать экологическую тропу «Протока» для корректировки экологического сознания будущих выпускников школы.

Для этого побережье Протоки, примыкающее к территории школы, было неоднократно обследовано. Выбраны наиболее удобные, эстетичные, информационные места для стоянок. Одновременно изучалась литература, выбирались наиболее эффективные (на наш взгляд) способы проведения экскурсий на тропе.

Экологическое общество школы будет проводить значительную агитационную работу, вследствие чего мы заручимся поддержкой официальных представителей, также заинтересованных в активном использовании тропы. Наша работа не закончена, еще многое предстоит сделать.

Но (!) ПЕРВАЯ экскурсия уже разработана, и ее презентация состоится весной. Будут обучены вожатые отрядов школьного лагеря, и дворовых отрядов.

Сами пройдя по тропе, они приведут сюда своих воспитанников.

Мы надеемся, что после нашей ПЕРВОЙ экскурсии дети, побывавшие на тропе, захотят еще сюда вернуться – чтобы любоваться, ИЗУЧАТЬ и ЗАЩИЩАТЬ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дж. Корнелл. «Давайте испытывать радость от общения с природой». Сборник материалов по экологическому образованию, выпуск 2., Новосибирск, ИСАР - Сибирь,1999, с.7-64.

  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов–на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с. 383-387, 415-417,418 – 421.

  3. Гижицкая С.А и др. Научно-методические основы проведения экологических троп. Сборник материалов по экологическому образованию, выпуск 3., Новосибирск, ИСАР- Сибирь,1999, с. 92-97.

  4. Экологический мониторинг./ Методическое пособие для учителей. М.: РЭФИА, 1996, с. 56-58.

  5. Н. Н. Моисеев «Экология в современном мире» - статья в журнале «Экология и образование» №1 , 1998 г., с 2-11.







Детская исследовательская работа ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПРОТОКА» (с учётом особенностей отношения к природе учеников школы № 1 г. Минусинска)
  • География
Описание:

Данное описание исследовательской работы может помочь в организации учебной экологической тропы вблизи школы.

Это доступный для осуществления детьми проект, положительно влияющий на отношение учеников к природе.

Начинающие экологи школы №1 поставили целью создать экологическую тропу «Протока» для корректировки экологического сознания будущих выпускников школы.

Для этого побережье Протоки, примыкающее к территории школы, было неоднократно обследовано. Выбраны наиболее удобные, эстетичные, информационные места для стоянок. Одновременно изучалась литература, выбирались наиболее эффективные (на наш взгляд) способы проведения экскурсий на тропе.

Экологическое общество школы будет проводить значительную агитационную работу, вследствие чего мы заручимся поддержкой официальных представителей, также заинтересованных в активном использовании тропы.

Автор Карабибер Галина Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 613
Номер материала 45443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓