Тема родительского собрания: «Детская жестокость в системе детско-родительских отношений»
Автор: Зуйкова Нина
Витальевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Цели: обсудить с родителями проблему детской жестокости; обобщить
знания родителей о влиянии чрезмерной жестокости на развитие ребенка;
познакомить родителей со способами выявления и коррекции чрезмерной жестокости.
Ход мероприятия
Звучит мелодия, родители
располагаются по кругу.
Вступление. Знакомство. Создание благоприятной атмосферы, объяснение темы собрания
и плана работы.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады приветствовать вас на
сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания: «Детская
жестокостьв системе детско-родительских отношений». И сегодня мы попытаемся
ответить на следующие вопросы:
·
Что такое детская жестокость?
·
Как отличить жестокого от
равнодушного?
·
Как помочь ребёнку?
Основная часть:
1.
Шкалирование.
2.
Теоретические аспекты.
3.
Знакомство родителей с
понятием детской жестокости, её признаками и влиянием на ребёнка.
В начале собрания педагог
раздает родителям листы со шкалой с делениями от одного и десяти, где им
предлагается отметить, какому делению шкалы соответствуют их знания и
представления о чрезмерной детской жестокости.
Шкала весомости ключевых
компетенций
И педагог
предлагает отметить на шкале тот уровень знаний о проблеме, которой родители
хотели бы получить.
Почему дети
равнодушны и жестоки? – часто спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,
щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости и
черствости? Каждый из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них получились
хорошие люди. Но когда ребенок становится агрессивным или проявляет жестокость,
у родителей опускаются руки. Почему малыш так себя ведет? Дети от природы
склонны быть эгоцентричными. Их некоторые действия просто не вписываются ни в
какие рамки.
Жестокость у
детей до трех лет неосознанная. Может казаться, что малыш делает это специально
и его нужно жестоко наказывать. Например, ребенок может швырнуть кошку о стену.
Разве ему не жалко кошечки? На самом деле, малыш делает это не для того, чтобы
ей отомстить. Так он играет. Дети еще не знают всех ощущений - от чего бывает
больно, а от чего нет. Он может просто не понимать, что кошка при этом
испытывает боль.
Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и формирования
личности. Когда он таким же образом ударит об стенку мягкую игрушку, мама не
будет негодовать, ведь это неживой предмет. Более того, родители с пониманием к
этому отнесутся: ребенок познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с
живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том, что с живыми играть легче.
Жестокость детей дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь этап
развития личности, который он вскоре перерастет. Другое дело – жестокость
осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более
слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины). Крайне
важно закрепить навыки социально приемлемого поведения в дошкольном возрасте.
Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет иные причины, нежели у
детей старшего возраста. Во-первых, поведение наперекор установкам взрослых
характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок начинает осознавать
свое "я", и при помощи неприемлемого поведения пытается отмежеваться
от остальных. Во-вторых, жестокость маленьких детей базируется на многих
физиологических основаниях – например, дети со сниженным болевым порогом просто
не понимают, как они могут причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют
в аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом реагируют на плохую
психологическую обстановку в семье – ссоры, скандалы, презрение к отдельным
членам семьи. Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе поддается
корректировке. Иногда достаточно лишь того, чтобы взрослые скорректировали свое
поведение.Наш мир жесток, и дети
начинают действовать теми же методами, что видят вокруг. Родители не показывают
должного примера, а дети прежде всего смотрят на свою семью. У детей часто
возникает протест, если они видят несоответствие между тем, что говорят
родители, и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может выливаться в
разные проблемы, в том числе в жестокость. Для ребенка важно, чтобы взрослый
был авторитетом, а если он лицемерит, ребенок это очень хорошо чувствует. Самый
действенный метод (впрочем, это применимо почти ко всем детским проблемам) –
личный пример.
Бывает, что
добрый ребенок, который плачет над кошками и собачками, может обижать своих
сверстников. Почему? Собачки и кошечки — это нечто сказочно-игрушечное, для них
ребенок как покровитель, а детский коллектив — это некий социум, где надо вести
борьбу за выживание. В детском коллективе нередко один ребенок другого начинает
воспринимать как конкурента, соперника. Это же и у взрослых так — собак жалеют,
а людей ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить по закону «джунглей»- это
печально.
Детская
агрессия может быть двух «видов» – фрагментарная и устойчивая. Первая
проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение
вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная
агрессия, которая направлена на близких – на братьев-сестер, на
бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит,
но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут все
понятно: шесть-семь лет – возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со
стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел
где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент
мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С
помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы
дозволенного.
Что касается
устойчивой жестокости – это несомненный сигнал беды. Как правило, она
проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к
животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными
особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то
неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые
требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, через
которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие.
Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться
и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому.
Что же является причинами
возникновения и закрепления жестокостии агрессии у детей?
§
ребенок не
знает, как компенсировать свои слабые стороны своими сильными, положительными
сторонами – старшие его этому не учат;
§
чрезмерная опека со стороны
родителей;
§
агрессия и враждебность,
демонстрируемые взрослыми;
§
ребенок, как зеркало, отражает
родительское поведение;
§
к ребенку предъявляются завышенные
требования;
§
неблагоприятные
микросоциальные и бытовые условия;
§
потеря любви (любви матери,
расположения сверстников);
§
чувство вины, которое
обычно проявляется не ранее 4-х лет.
Очень часто
жестокость со стороны окружающих вызывает, как ни странно, поведение самого
пострадавшего. И эти особенности поведения выросли в семье. Запомните: у
уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети. Для ребенка очень важно,
как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают
наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для
себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его
достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все
хорошее, что в нем есть.
Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и
агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение,
пропагандирующее жестокость и насилие, и школьные/дошкольные учреждения, где
жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной. Однако самые глубокие корни
этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская
жестокость берет начало в отчем доме. Ведь не секрет, что большинство
современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка.
Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром. Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но есть
кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие родителей по отношению
к своим детям и их проблемам. Именно это корень всех бед.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.