Главная / Русский язык и литература / "Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко

"Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко


Алькеевское муниципальное учреждение

Каргопольская основная общеобразовательная школа














Урок внеклассного чтения на тему:

hello_html_2243524d.gif










Работа учителя русского языка

и литературы Каргопольской

основной общеобразовательной школы

Хусаеновой Мадины Масгутовны




Вводное слово учителя.

Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

- о любви к ближнему;

- об умении сострадать обиженному судьбой;

- о непростом обретении своего места в жизни.

Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

«В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?





























Внеклассное чтение по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

на тему:


Дети, обиженные судьбой…


Цель: познакомить учащихся творчеством В.Г. Короленко;

обратить внимание учащихся на актуальные проблемы нравственности;

развивать умение работать с текстом;

воспитывать внимательность, милосердие;

хранить чуткость к человеческому страданию о непростом обретении

своего места в жизни.

Оборудование: портрет Короленко, выставка книг по творчеству Короленко В.Г., эпиграф к уроку, иллюстрации, материалы местной прессы.


Ход урока


I. Оргмомент

II. Работа по теме урока.

-Дети, обиженные судьбой…

Такова тема нашего урока.


И хранить чуткость к человеческому страданию, и искать выхода.

В.Г. Короленко


Таков эпиграф урока и это обращение В.Г. Короленко лично к каждому из нас.

Сегодня мы с вами познакомимся с кратким очерком жизни и творчества Короленко, с его мировоззрением, побеседуем о содержании повести «Слепой музыкант», узнаем, что хотел сказать автор своим произведением.

Каждый человек – это целый мир. Его привлекали люди, обиженные судьбой.

А теперь послушаем выступление учеников.

  1. Рассказ ученицы биографию писателя.

  2. Знакомство с выставкой книг Короленко.

В.Г. Короленко жил, как и мы сегодня, на резком сломе истории, когда гибнут вековые традиции, рушатся авторитеты, пересматриваются привычные понятия. Он сумел выстоять в бушующей стихии событий. И то, во что он верил, чем жил, в чем нашел для себя опору, кажется, послужить и нам в сходных в чем-то жизненных обстоятельствах.

3. Звучит запись плача новорожденного.

Чтение отрывка рождение ребенка от слова: «Ребенок родился… до слов -Отчего… так… так… ужасно».

  1. Чтение и прослушивание грамзапись (подтверждение доктора о слепоте)

«…Доктор взял на руки ребенка быстро повернул к свету и заглянул в глаза.

Он слегка смутился и уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала, билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели, все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор вернулся через два дня, захватив с собой офтальскоп. Он зажег свечку приближал и удалял ее от детского глаза, и, наконец, сказал смущенным видом:

- К сожаленью, сударыня вы не ошиблись,… Мальчик действительно слеп, притом безнадежно.

Мать выслушала это известие со спокойной грустью:

- Я знала давно, - сказала она тихо.

Рождение слепого ребенка это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого обидела судьба.

- Я думаю, что многое зависит от людей, которые будут его окружать…»


  1. Учитель: Рождение слепого ребенка – это трагедия и матери, и всей семьи, и конечно, мальчика, которого жестоко обидела судьба.

- Что с ним будет в этом злом, равнодушном мире?

- Как сложится его жизнь?

Ответ учащихся. (Например: многое зависит от людей, которые будут его окружать, от их умения протянуть руку помощи, не пройти мимо страждущего и др. ответы)

- Войдут ли в жизнь Петра такие люди?

«…Однажды в жизни Петра было большое разочарование. Петр, Максим, мама Петра Эвелина поехали в гости к знакомым Максима. У этих знакомых были ребята в возрасте Петра. Они заминали его. Но однажды все решили поехать в монастырь вблизи поместья. Они все поехали туда на седле лошадей. Петр держался на седле очень хорошо и направлялся по звукам лошадей. В монастыре всех удивила большая неожиданность: звонарь, который жил и работал там, был слепым. У него были те же черты лица, как и у Петра, но он был уже стар и больной. Даже не смотря на это, он очень хорошо передвигался по монастырю. Звонарь был злым и каким-то ненавистным и обиженным к судьбе. На детей, которые хотели войти в монастырь, он кричал разными словами, проклинал их. Оставшись, один на один с Петром, он более отчетливо показал свои черты. И тогда Петр разочаровался в себе. Подумал, что все слепые такие же, как звонарь, злые и мстительные, и почувствовал себя лишним на этой земле. Но этот разговор случайно подслушала Эвелина и рассказала Максиму об этом. Максим переубедил его и объяснил что у каждого свои мысли…»


- Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?

«…Один из них - это дядя Максим Яценко, в прошлом известный забияка, уехавший затем в Италию, чтобы сражаться за ее свободу в отрядах Гарибальди.

Он также инвалид.

Максим упал вместе с лошадью на поле сражения.

Разъяренные австрийцы изрубили его, как капусту, но его товарищи вытащили своего достойного товарища из свалки, отдали его куда-то в госпиталь, и через несколько лет он вернулся в дом своей сестры.

Он не хотел жить, подобно раздавленному червяку, сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом сходство судьбы мальчика с его собственною судьбой заинтересовало дядю Максима.

Однажды он задумчиво сказал: « Этот малый тоже инвалид. Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один ледащий человечишка»…».


«…Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков. Он добродушный, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало всё его время и потому голос его раздавался в доме только в известно определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком…»


Ответ учащегося: Дядя Максим тоже был несчастным и наказан судьбой.

Чтение отрывка разговора Анны и Максима («…Этот малый несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться»).

- Неужели дядя Максим жесток и мы в нем ошиблись?

Ответ: Нет, его слова жестокие, но справедливы по отношению к матери ребенка.

Она решила создать ему тепличные условия. Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком спекулирующим на своем горе.

- Но разве слепой мальчик может быть счастливым?

Ответ: «Может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских сложностей. Нужно найти ему свое место в жизни, помочь преодолеть недуг.

Человек будет счастлив, если не убить в нем шансы на более полную жизнь».

- Почему музыка Иохима потрясла Петра?

- Кто такой Иохим?

Рассказ об Иохиме учащимися.

Иохим – Учитель и т.д.

Ответ: «Музыка Иохима была наполнена живым чувством, в нем жила боль души простого человека, через незатейливую музыку простого конюха Петр открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Он являлся учителем музыки Петра».

Учитель: Но Петру не хватает общения со сверстниками, Дружбы, Любви. И вот однажды появился такой человек.

Кто это?

Рассказ об Эвелине.

- Какой натурой была Эвелина?

Чтение отрывка.

«…Есть натуры, будто заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, - натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность.

Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни, подчинив эти порывы и эти запросы господствующей черте характера. Такие натуры кажутся нередко слишком холодными, слишком рассудительными, лишенными чувства. Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. Они кажутся холодными как снежные вершины, и так же, как они величавы. Житейская пошлость у их ног; даже клевета и сплетни скатываются по их белоснежной одежде, точно грязные брызги с крыльев лебедя...».

Ответ: Эвелина была талантливым человеком, избранной натурой, потому что умела любить, а не жалеть слепого человека, смогла разделить с ним все, радости и печали.

Учитель: Он был очень счастливым до встречи звонаря. После этой встречи Петр стал злым на мир и пришлось убедить Эвелине его изменит свои убеждения?

(Сцена объяснения в любви Петра и Эвелины)

Учитель: Эвелина вышла замуж за слепого, у них родился сын – зрячим.

(рассказ по иллюстрации)

Ожидание результат.

Учитель: Он – прозрел.

- Какой же путь он выбрал для себя?

Ответ: Путь сомнений в самом себе, путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека.

Глаза его стали незрячими, но душа исцелилась. И судьба подарила за это Петру большое и творческое человеческое счастье, умную жену, сына – сына родившегося зрячим, талант пианиста и композитора.

- Кого вы знаете, таких как Петр, обиженных судьбой? (примеры)

- Как относитесь вы к таким людям и каково, отношение государства к ним?

Ответ учащихся. -- Есть такие люди. Везде и на каждом шагу. Например, в нашем селе жили глухонемые Галия и Галимзян. Но их дети родились полноценными и они воспитывали их, дали почти всем высшее образование. Их дети работали в вышестоящих органах Татарстана. Например, один из них Мансур Латыпов. В настоящее время получает достойную пенсию и пишет о своих родителях стихотворения. А его родители жили до 90 лет. Еще нам всем известна всероссийская слепая певица Диана Гурцкая, татарский певец, композитор и музыкант Закир Шахбан.

И государство обернулось к таким людям лицом. Каждый год в России проводится 10-ти дневная забота об инвалидах, предоставляются им путевки на санаторно-курортные лечения, выдаются бесплатные лекарства, проводятся разные мероприятия. А я сам отношусь к таким людям с уважением и стараюсь быть всегда к ним внимательным.

Обобщение урока учителем.

"Дети, обиженные судьбой" по повести В.Г.Короленко
  • Русский язык и литература
Описание:

 Передо мной лежит повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Как воспримут книгу современные подростки?

- Будет ли она интересна для них?

- Состоится ли разговор о серьезных нравственных проблемах:

                          - о любви к ближнему;

                          - об умении сострадать обиженному судьбой;

                          - о непростом обретении своего места в жизни.

    Вопрос о том, что такое счастье, где его хранить и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных своих произведений – повесть «Слепой музыкант» впервые опубликованную в 1886 г.

    Короленко начал работать над повестью в январе 1886 г. В 1888 году она вышла отдельным изданием и переиздавалась много раз.

   «В этом этюде, я задался целью проследить душевную драму слепого… Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком, который постепенно терял зрение, и наконец, над одним взрослым слепым человеком развитым и образованным и в добавок музыкантом по профессии» - писал Короленко в своей автобиографии.

В этой повести он ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?

 

 

 

Автор Хусаенова Мадиня Масгутовна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 417
Номер материала 6960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓