Главная / Начальные классы / Дети «группы риска» в обучении, учет их эмоционально-личностных особенностей в ходе реализации образовательного процесса.

Дети «группы риска» в обучении, учет их эмоционально-личностных особенностей в ходе реализации образовательного процесса.


Тема: Дети «группы риска» в обучении, учет их эмоционально-личностных особенностей в ходе реализации образовательного процесса.


В V111 веке до н. э. древнегреческий поэт Гесиод описывает в своей поэме «Труды и дни» явление,которое и сегодня весьма актуально: «У меня более не будет никаких надежд касательно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки управление, потому что молодежь эта несносна, несдержанна и вообще ужасна. Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушают своих родителей».


Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином?

Для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их.

Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок.

Для родителей – это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы.

У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».

По статистике 15% российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.


Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет.

Для решения вопросов оказания педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Учащиеся «группы риска»- это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

Медицинские, социальные, учебно-педагогические, поведенческие, гиперактивные

Причины попадания детей в «группу риска»

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • пьянство одного или обоих родителей;

  • асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция);

  • устройство на квартире родителями притонов для криминальных элементов;

  • сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

  • убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

  • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

  • жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм);

  • оставление малолетних детей одних без пищи и воды - голод;

  • отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;



  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  • имеют хронические заболевания внутренних органов

  • проблемы с органами слуха, зрения, речи

  • часто и длительно болеют

  • перенесли сложнейшие медицинские операции, стрессы

  • леворукие дети (левша)

  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

  • дети из неблагополучных, асоциальных семей(пренебрежительное и агрессивное отношение к ребенку)

  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; (малообеспеченные, беженцы, переселенцы – проблемы адаптации и языковые) , при смене места жительства, школы, класса

самовольный уход из дома, побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.



  • имеют стойкую неуспеваемость

  • пропуски занятии без уважительной причины

  • пропуск отдельных предметов без уважительной причины

  • нарушители поведения

  • трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

  • повышенная тревожность

  • употребление наркотических веществ

  • табакокурение

  • таксикомания



Портрет учителя глазами подростков

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вы получили списки учащихся нашей школы. Отметьте учащихся, которых вы считаете трудными.

Вывод: Подобный вопрос был задан на одном московском семинаре классных руководителей и зам.директоров и в ответ получили такую картину.

Один учитель отмечает двоих, второй — четверых (причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»


О чём говорит этот эксперимент?

Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс.

И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям).

В ходе подготовки к педсовету мы провели анкету и опрос некоторых учащихся нашей школы. По их мнению, список ошибок в общении педагогов с подростками следующий: (слайд)…..

  • Одна из самых типичных ошибок в общении с подростками – это обращаться к ним «Дети»

  • И еще хуже «Дети! Вы должны…»

  • Обращаться к подростку по фамилии

  • Кричать, ругаться, передразнивать…

  • Срывать злость из-за другого на мне

  • Критиковать при других учениках

  • Движения «паразиты»

  • «рукоприкладство» (толкают, щипают, и т.д.)


Мы надеемся, что вопросы, обсуждавшиеся сегодня, для вас были актуальны и интересны, что полученную информацию вы сможете применить на практике.

Решение:

  • Усилить работу и, соответственно, контроль по вопросу профилактики пропусков детей без уважительной причины.

  • Вовлекать «трудных» подростков в трудовую и общественную жизнь класса, школы. Добивать того, чтоб у каждого из них было посильное поручение..

  • Вовлекать «трудных» детей в кружковую работу.

  • Рассмотреть вопрос о практической работе в школе специалиста-психолога с детьми «группы риска».

«Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются «трудные» дети,

Просто им вовремя не помогли.





5


Дети «группы риска» в обучении, учет их эмоционально-личностных особенностей в ходе реализации образовательного процесса.
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема: Дети «группы риска» в обучении, учет их эмоционально-личностных особенностей в ходе реализации образовательного процесса.

 

 В V111 веке  до н. э.  древнегреческий  поэт  Гесиод описывает  в  своей  поэме «Труды и дни» явление,которое и сегодня  весьма актуально: «У меня  более не будет  никаких надежд   касательно будущего нашей страны,  если сегодняшняя молодежь  завтра возьмет  в  свои  руки  управление, потому что  молодежь эта несносна, несдержанна  и  вообще  ужасна. Наш мир достиг критической стадии,  дети больше не  слушают своих  родителей».

 

 

Автор Кубачева Арифа Ризвновна
Дата добавления 24.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 708
Номер материала 54839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓