5
класс. Десятичная запись дробных чисел
Урок
открытия новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
·
познакомить
обучающихся с десятичной дробью, учить читать, записывать десятичные дроби,
заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие:
·
способствование
развитию самостоятельности, критического мышления; развитию памяти, внимания,
грамотной математической речи, умения оценивать свою работу, анализировать,
сравнивать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные:
·
воспитание
ответственного отношения к учебному труду, дисциплинированности, воли и
настойчивости для достижения конечного результата, навыков коммуникативности в
работе;
·
формирование
познавательных интересов
Диагностируемые: к концу урока
учащиеся должны
·
знать
алгоритм замены обыкновенной дроби десятичной;
·
уметь
читать и записывать десятичные дроби.
Методы обучения:
·
интерактивный
и объяснительно-иллюстративный
·
репродуктивный
·
частично
поисковый
·
презентация,
специально разработанная для этого урока
·
практический
·
метод
контроля и самоконтроля
Форма обучения:
·
индивидуальная
·
групповая
·
фронтальная
Оборудование:
·
урок
проводится в классе с интерактивной доской, карточки
Цель урока, сформулированная учащимися: научиться
читать и записывать десятичные дроби
План урока:
1. Мотивация
к учебной деятельности (Орг. момент)
2. Актуализация
знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
3. Выявление
места и причины затруднений
4. Построение
проекта выхода из затруднения
5. Реализация
построенного проекта
6. Первичное
закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону
8. Включение
в систему знаний и повторение
9. Рефлексия
деятельности на уроке. Домашнее задание
Ход урока:
1 этап: Мотивация к учебной деятельности
Цели этапа:
·
включение
обучающихся в учебную деятельность
·
создание
условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в
учебную деятельность
Организация учебного процесса на данном этапе:
-
Здравствуйте, ребята!
-
Садитесь
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что
математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому будем
сегодня работать все активно, хорошо и с пользой для ума
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2 этап: Актуализация знаний и фиксация
затруднений в пробном учебном действии
Цели этапа:
- актуализация
учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового
материала: чтение и запись десятичных дробей;
- актуализация
мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового
материала: сравнение, анализ, обобщение;
- фиксирование
повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов, в виде свойств и
правила;
- фиксирование
индивидуальных затруднений в деятельности, демонстрирующие на
личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний;
- мотивирование к
самостоятельному выполнению учебных действий.
Организация учебного процесса на данном этапе (фронтальная
работа с классом):
- Чтобы узнать
что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал. Начнем с устной
работы (работа с интерактивной доской):
1. Задачи со
слайда
А) тюльпаны Б) дети в классе
2. Выразить:
В метрах: 1 см; 7 см; 25 см; 50 см.
3.
Какое число записывается:
а)
единицей с четырьмя последующими нулями? (10.000 десять тысяч)
б) единицей с шестью последующими
нулями? (1.000.000 один миллион)
4. Назовите классы
и разряды числа 458970
3 этап: Выявление
места и причины затруднений.
Цель этапа:
- организация
коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Посмотрим на
слайды:
Из данных чисел
вычеркнем
·
Натуральные
числа
·
Правильные
дроби
·
Неправильные
дроби
·
Смешанные
числа
Какие числа
остались? Прочитайте их.
Проблема: В чем
возникли трудности? Чего мы еще не знаем?
4 этап:
Построение проекта выхода из затруднения
Цели этапа:
- организовать
коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия,
устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать
новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Построение
проекта выхода из затруднений (предлагают дети):
1. Посмотреть
в справочной литературе.
2. Сделать
вывод.
Из справочника: В XVI
веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил
ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для
них более короткую и удобную запись, например:
;
У нас возникла проблема, а как же
записать последнее смешанное число в виде десятичной?
Давайте попробуем сформулироватеь
тему урока
Какая тема нашего сегодняшнего
урока? (Чтение и запись десятичных дробей)
Запись в тетрадь
темы урока
Какие цели нам надо поставить
сегодня на уроке?
- Познакомиться с десятичными
дробями.
- Научиться читать десятичные
дроби.
- Научиться записывать
десятичные дроби.
- Научиться заменять
обыкновенные дроби десятичными.
5 этап:
Реализация построенного проекта
Цели этапа:
- организация
реализации построенного проекта в соответствии с планом и его уточнение;
- фиксация нового
способа действия в речи и в знаках (с помощью эталона);
- фиксация
преодоления затруднений.
Организация учебного
процесса на данном этапе:
Итак, у нас было два вопроса:
1)
Как записывать
десятичные дроби?
2)
Как читать десятичные
дроби?
ВМЕСТЕ
При записи:
1)
пишем целю часть
дроби, отделяя её запятой
2)
записываем числитель
дробной части,
3)
в десятичной дроби
после запятой должно быть столько же цифр, сколько нулей в записи знаменателя
обыкновенной дроби. (если цифр меньше, то пишут впереди цифр нули).
5, 13 = 5 5,013
= 5
5,0013 = 5 5,00013
= 5
При чтении
десятичной дроби:
1)
сначала называют ее
часть, стоящую до запятой, с добавлением слова «целых»
2)
а затем часть, стоящую
после запятой, с добавлением названия последнего разряда.
Например, десятичная дробь 7,35 читается так: «7 целых
35 сотых».
6 этап: Первичное
закрепление во внешней речи
Цель этапа:
- организация
усвоения обучающимися нового способа действия при решении задач.
Организация учебного процесса на данном этапе:
1) Пробуем
читать десятичные дроби со слайда.
2) Задание
для самостоятельного выполнения
3) Решение №1146 (стр.
181) из учебника. Задание выполняется в парах. Решение записывается на доске.
Класс проверят правильность выполнения задания по этим записям.
- Если есть
ошибки, давайте исправим их
7этап:
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
- проверка умения
применять алгоритм записи десятичной дроби на основе сопоставления своего
решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- А сейчас каждый
проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм записи десятичной дроби и
может его применить. Для самостоятельного решения (задание со слайда).
- После выполнения
работы обучающиеся выполняют взаимопроверку результатов, исправляют допущенные
ошибки. Проводится выявление причин допущенных ошибок.
8 этап: Включение
в систему знаний и повторение
Цель этапа:
- тренировка
навыков использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
- повторение
учебного содержания, которое потребуется на следующих уроках.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Решение №1148.
А) я у доски
Б) 1 вариант
В) 2 вариант
Самопроверка – с
доски.
9 этап: Рефлексия
деятельности на уроке
Цель этапа:
- фиксация нового
содержания, изученного на уроке; фиксация неразрешенных затруднений, как
направление будущей учебной деятельности;
- организация
рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения
требований, известных обучающимся;
- организация
самооценивания обучающихся;
- организация
обсуждения и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- вернёмся к
началу урока СЛАЙД
- Сейчас сможете
прочитать оставшиеся дроби?
- Достигнута ли
цель нашего урока?
- За что ты можешь себя ПОХВАЛИТЬ?
- Что тебе УДАЛОСЬ на уроке?
- Над чем еще нужно ПОРАБОТАТЬ?
- Что интересного сегодня узнали о
дробях?
- На уроке вы все
хорошо работали. Как оцениваете свою работу?
- Домашнее
задание с комментированием: записать алгоритм записи смешанных дробей в
виде десятичных, п. № дополнительно: историческая справка о
десятичных дробях.
- Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.