Главная / Математика / Десятичная запись числа (5 класс)

Десятичная запись числа (5 класс)





5 класс. Десятичная запись дробных чисел

Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с десятичной дробью, учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие:

  • способствование развитию самостоятельности, критического мышления; развитию памяти, внимания, грамотной математической речи, умения оценивать свою работу, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду, дисциплинированности, воли и настойчивости для достижения конечного результата, навыков коммуникативности в работе;

  • формирование познавательных интересов

Диагностируемые: к концу урока учащиеся должны

  • знать алгоритм замены обыкновенной дроби десятичной;

  • уметь читать и записывать десятичные дроби.

Методы обучения:

  • интерактивный и объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • частично поисковый

  • презентация, специально разработанная для этого урока

  • практический

  • метод контроля и самоконтроля

Форма обучения:

  • индивидуальная

  • групповая

  • фронтальная

Оборудование:

  • урок проводится в классе с интерактивной доской, карточки


Цель урока, сформулированная учащимися: научиться читать и записывать десятичные дроби


План урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности (Орг. момент)

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

  3. Выявление места и причины затруднений

  4. Построение проекта выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  8. Включение в систему знаний и повторение

  9. Рефлексия деятельности на уроке. Домашнее задание


Ход урока:


1 этап: Мотивация к учебной деятельности

Цели этапа:

  • включение обучающихся в учебную деятельность

  • создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организация учебного процесса на данном этапе:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь

Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому будем сегодня работать все активно, хорошо и с пользой для ума

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2 этап: Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Цели этапа:

- актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала: чтение и запись десятичных дробей;

- актуализация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

- фиксирование повторяемых понятий и алгоритмов в виде схем и символов, в виде свойств и правила;

- фиксирование индивидуальных затруднений в деятельности, демонстрирующие на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний;

- мотивирование к самостоятельному выполнению учебных действий.

Организация учебного процесса на данном этапе (фронтальная работа с классом):

- Чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал. Начнем с устной работы (работа с интерактивной доской):


1. Задачи со слайда


А) тюльпаны Б) дети в классе

  1. Выразить:

В метрах: 1 см; 7 см; 25 см; 50 см.

  1. Какое число записывается:

а) единицей с четырьмя последующими нулями? (10.000 десять тысяч)

б) единицей с шестью последующими нулями? (1.000.000 один миллион)

4. Назовите классы и разряды числа 458970


3 этап: Выявление места и причины затруднений.

Цель этапа:

- организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Посмотрим на слайды:

Из данных чисел вычеркнем

  • Натуральные числа

  • Правильные дроби

  • Неправильные дроби

  • Смешанные числа

Какие числа остались? Прочитайте их.

Проблема: В чем возникли трудности? Чего мы еще не знаем?


4 этап: Построение проекта выхода из затруднения

Цели этапа:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Построение проекта выхода из затруднений (предлагают дети):

  1. Посмотреть в справочной литературе.

  2. Сделать вывод.

Из справочника: В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:

hello_html_m5590e24.png; hello_html_33c53847.png

hello_html_6a72d0f7.png
hello_html_49b997e2.png

У нас возникла проблема, а как же записать последнее смешанное число в виде десятичной?

Давайте попробуем сформулироватеь тему урока

Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Чтение и запись десятичных дробей)

Запись в тетрадь темы урока

Какие цели нам надо поставить сегодня на уроке?

  1. Познакомиться с десятичными дробями.

  2. Научиться читать десятичные дроби.

  3. Научиться записывать десятичные дроби.

  4. Научиться заменять обыкновенные дроби десятичными.

5 этап: Реализация построенного проекта

Цели этапа:

- организация реализации построенного проекта в соответствии с планом и его уточнение;

- фиксация нового способа действия в речи и в знаках (с помощью эталона);

- фиксация преодоления затруднений.

Организация учебного процесса на данном этапе:


Итак, у нас было два вопроса:

  1. Как записывать десятичные дроби?

  2. Как читать десятичные дроби?

ВМЕСТЕ

При записи:

  1. пишем целю часть дроби, отделяя её запятой

  2. записываем числитель дробной части,

  3. в десятичной дроби после запятой должно быть столько же цифр, сколько нулей в записи знаменателя обыкновенной дроби. (если цифр меньше, то пишут впереди цифр нули).

5hello_html_60119d8c.gifhello_html_38757c85.gif, 13 = 5 hello_html_m1f5d6f4a.gif 5,013 = 5 hello_html_4f4af390.gif



5hello_html_7b42b0cc.gifhello_html_m71ae47d.gif,0013 = 5 hello_html_18a387d7.gif 5,00013 = 5 hello_html_1b69d7fd.gif



При чтении десятичной дроби:

  1. сначала называют ее часть, стоящую до запятой, с добавлением слова «целых»

  2. а затем часть, стоящую после запятой, с добавлением названия последнего разряда.

Например, десятичная дробь 7,35 читается так: «7 целых 35 сотых».


6 этап: Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа:

- организация усвоения обучающимися нового способа действия при решении задач.


Организация учебного процесса на данном этапе:

  1. Пробуем читать десятичные дроби со слайда.

  2. Задание для самостоятельного выполнения

  3. Решение №1146 (стр. 181) из учебника. Задание выполняется в парах. Решение записывается на доске. Класс проверят правильность выполнения задания по этим записям.

- Если есть ошибки, давайте исправим их


7этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

- проверка умения применять алгоритм записи десятичной дроби на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.


Организация учебного процесса на данном этапе:

- А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм записи десятичной дроби и может его применить. Для самостоятельного решения (задание со слайда).


- После выполнения работы обучающиеся выполняют взаимопроверку результатов, исправляют допущенные ошибки. Проводится выявление причин допущенных ошибок.


8 этап: Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

- тренировка навыков использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;

- повторение учебного содержания, которое потребуется на следующих уроках.


Организация учебного процесса на данном этапе:

Решение №1148.

А) я у доски

Б) 1 вариант

В) 2 вариант

Самопроверка – с доски.


9 этап: Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке; фиксация неразрешенных затруднений, как направление будущей учебной деятельности;

- организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;

- организация самооценивания обучающихся;

- организация обсуждения и запись домашнего задания.


Организация учебного процесса на данном этапе:

- вернёмся к началу урока СЛАЙД

- Сейчас сможете прочитать оставшиеся дроби?

- Достигнута ли цель нашего урока?

- За что ты можешь себя ПОХВАЛИТЬ?

- Что тебе УДАЛОСЬ на уроке?

- Над чем еще нужно ПОРАБОТАТЬ?

- Что интересного сегодня узнали о дробях?

- На уроке вы все хорошо работали. Как оцениваете свою работу?

- Домашнее задание с комментированием: записать алгоритм записи смешанных дробей в виде десятичных, п. № дополнительно: историческая справка о десятичных дробях.

- Спасибо за урок!



Десятичная запись числа (5 класс)
  • Математика
Описание:

Цели урока: 

Образовательные:

·        познакомить обучающихся с десятичной дробью, учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие:

·        способствование развитию самостоятельности, критического мышления; развитию памяти, внимания, грамотной математической речи, умения оценивать свою работу, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

·        воспитание ответственного отношения к учебному труду, дисциплинированности, воли и настойчивости для достижения конечного результата, навыков коммуникативности в работе;

·        формирование познавательных интересов

Диагностируемые: к концу урока учащиеся должны

·        знать алгоритм замены обыкновенной дроби десятичной;

 

·        уметь читать и записывать десятичные дроби.

Автор Завьялова Александра Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1498
Номер материала 10840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы