Главная / Директору-завучу / Деловая игра: "Решение педагогических проблем"

Деловая игра: "Решение педагогических проблем"

Министерство образования Иркутской области

ГБОУ СПО ИО «Бодайбинский горный техникум»

















Методическая разработка

Деловая игра: «Решение педагогической проблемы»







Разработал: преподаватель

социально- экономических дисциплин


Гнатюк Марина Владимировна











.

Бодайбо

2013



Рассмотрено:

на заседании П(Ц)К

Протокол №___ _______ г.

________. председатель П(Ц)К

Утверждено:

Методическим советом

Протокол №__ от «__ » ,______г.

_____________ методист техникума









































Рекомендации по проведению деловой игры.

Альтернативные формы обучения всегда занимали ведущее место в

педагогической практике, поскольку позволяют создать условия , ставящие

студентов в ситуацию необходимости выработки собственной позиции,

собственного мнения. Проблемно- развивающее обучение лежит в основе

активации студенческой деятельности. Преподаватель может использовать

учебные игры в полном объеме или включить в учебный процесс только

отдельные элементы игр. Практика показывает что преподавание любой игры

требует не менее одного занятия( сводный урок), но не более двух учебных

занятий.

Правила игры.

Играть могут как команды, так и отдельные игроки. Играющие должны

выполнять задания каждого тура игры и набрать, как можно больше очков.

Побеждает тот игрок или та команда, которая:

набирает к концу игры наибольшее количество очков.

в которой активно работает вся команда.

Задание каждого тура определяется по пятибалльной системе ( или любой

другой, принятой по обоюдному согласию играющих)

Если игроки не выполняют задание, они очков не получают.

В некоторых случаях преподаватель может включить в игру

дополнительные вопросы, за выполнение которых в совокупности играющие

могут получить 7 очков.

Играющие могут выполнить любое количество дополнительных заданий.

Желательно чтобы каждый тур (этап) был сориентирован во времени.

Завершение игры сопровождается выводами экспертной комиссии или

ведущего преподавателя о качестве знаний студентов их активности

выполнения, цели занятия, соблюдения правил дискуссии (культура речи,

краткость высказывания, терпимость, внимание).

Оценивается работа всей группы и каждой команда.

Оценки выставляются с учетом проделанной работы.

Цель игры: разработать систему мер, укрепляющих

дисциплину студентов в части опозданий и пропусков

занятий, способствовать выполнению единых требований

Участники игры: пед. коллектив, делятся на подгруппы.

Время проведения игры: 1,5 часа (учебное занятие).

Место проведения: методический кабинет.

Оборудование: столы расставлены по количеству

участвующих групп руководители техникума,

преподаватели, родители, студенты, эксперты, каждая из

которых работает самостоятельно за отдельным столом.

Выделяется специальный «стол для переговоров», за

которым в случае необходимости, могут встречаться

представители групп.

Материалы для участников: таблички с названием групп,

инструкции-задания для всех групп участников.

Игра проходит в несколько этапов.

Проблема: Низкая посещаемость занятий.

Наша цель: Путем концентрации внимания (мозговой атаки)

выяснить, причины не посещаемости и попытаться найти выход

или, хотя бы приблизиться к нему. Если не исключить пропуски,

то хотя бы снизить их. Наверняка эта проблема ставилась каждым

из нас.

Поскольку эта проблема общая: коллектива преподавателей,

родителей, студентов, администрации, поэтому предлагаю всем

присутствующих разделить на 5 групп.

Цель: определить свое видение решения проблемы.

Группу экспертов 3 человека.

Все группы сделают попытку выяснить причины пропусков,

обсудит их и сформулирует конкретные меры их устранения.

Кто-то из группы, назовем, ее руководитель группы, организует

обсуждение в группе и докладывает экспертной комиссии свои

выводы устно и письменно.

Экспертная комиссия анализирует предложения, которые могут

лечь в основу работы всего коллектива.

I этап игры

Руководитель игры формулирует ее цель, отмечая, что в

основе педагогических проблем лежит противоречие между

ожидаемыми результатами, связанными с сохранением

контингента подготовкой специалистов, владеющих общими

и профессиональными компетенциями и совокупностью

факторов, ведущих к расхлябанности, безответственности,

низкой посещаемости и как результат - снижение качества

подготовки специалистов.

Принципиально важно найти системное решение, выбрать

новую организационно-педагогическую и дидактическую

систему поведения всех участников учебного процесса, в

котором изменится взаимоотношение в коллективе.

Для этого следует ответить на ряд вопросов:

1). Какие из полученных результатов нас удовлетворяют, а

какие нет?

2). Каким образом можно согласовать цели всех участников

учебного процесса?

3). В каком направлении надо искать изменения содержания?

4). Какая технология обучения реально используется в

учебном процессе? Как надо изменить её, чтобы согласовать

цели всех участников учебного процесса и реализовать новые

содержание обучения?

II этап игры

Задание №1. Оценить педагогические результаты.

Всем даётся инструкции-задания и наборы карточек-

результатов (с возможными ответами), которые могут быть

дополнены или заменены.

- Формирование у студентов системы знаний, необходимых

для будущей жизни.

- Формировать умения учиться

- Развитие культуры речи

- Развитие интереса к знаниям

- Владение устной и письменной речью

- Воспитание терпимости, уважения друг друга.

- Воспитание ответственности, аккуратности.

- Критически оценивать свою деятельность

- Формирование мировоззрения.

- Формирование эстетических взглядов.

- Развитие творческих способностей.

- Способность самостоятельно решать свои жизненные

проблемы.

- Формирование уверенности в себе.

- Ответственность за принятые решения.

- Подготовка к семейной жизни.

- Выявление индивидуальных способностей.

Руководство техникума

Инструкция - задание

1)Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие функциям руководителя техникума.

2) Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие реальным возможностям руководителя

техникума.

3)Укажите какая часть студентов достигает этих результатов -

все, большинство, около половины, отдельные студенты.

4).Выделите (запишите на отдельном листе) 5 результатов,

которые для вас являются наиболее важными.

Преподаватели.

Инструкция-задание

1)Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие функциям преподавателя.

2)Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие реальным возможностям преподавателя.

3)Укажите какая часть студентов достигает этих результатов -

большинство, около половины, отдельные студенты

4).Выделите (запишите на отдельном листе)

5 результатов, которые для вас являются наиболее важными.

Родители.

Инструкция-задание

1)Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие функциям родителей.

2). Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие реальным возможностям родителей.

3)Укажите какая часть студентов достигает этих

результатов- все, большинство, около половины,

отдельные студенты.

4).Выделите (запишите на отдельном листе) 5 результатов,

которые для вас являются наиболее важными.

Студенты.

Инструкция-задание

1)0тберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие функциям студента.

2). Отберите карточки, на которых указаны результаты, не

соответствующие реальным возможностям студента.

3)Укажите какая часть студентов достигает этих результатов- все,

большинство, около половины, отдельные студенты.

4).Выделите (запишите на отдельном листе) 5 результатов,

которые для вас являются наиболее важными.

Задания обсуждаются в группах и предложения записываются

на отдельных листах. Сообщение группы о результатах

выполнения задания передаются в группу экспертов, задача

которых проанализировать ответы и ответить на вопросы:

- Какие пед. результаты устраивают всех участников

учебного процесса?

- Какие результаты устраивают менее всего?

- В чем заключается задача повышения педагогических

результатов?

- Как должна измениться направленность учебного процесса,

чтобы достижение новых результатов стало возможным?

Ill этап игры

Пока эксперты делают анализ ответов и формируют

предложения:

Ведущий в дискуссионном порядке предлагает обсудить

вопросы:

-Что необходимо изменить в содержании обучения и

воспитания? Сделать его проще или сложнее, шире или уже.

Усилить его теоретическую или практическую

направленность, делать акцент на актуальные или вечные

вопросы.

-Насколько условия труда способствуют решению проблемы

дисциплины?

-Решают ли стимулирующие выплаты проблему организации

педагогической деятельности, ее эффективность.

- Кто конкретно и в какой степени должен отвечать за

посещаемость студентов?

- Как повысить действенность дежурного администратора в

решении проблемы посещаемости?

- Сыграют ли роль средства наглядной информации в

вопросе посещаемости?

В конце игры:

После дискуссии или во время её каждая группа отвечает на

вопросы.

Можно ли при существующей организации решить проблемы

согласования обучения и использование новых технологий?

Если нельзя, то, какие основные недостатки организации

учебно - воспитательной работы этому препятствуют?

Эксперты - формулируют пути преодоления основных

недостатков студенческо - педагогической организации.

Подводят итоги игры, оценивают работу групп.

7


Деловая игра: "Решение педагогических проблем"
  • Директору-завучу
Описание:

Рекомендации по проведению деловой игры.

Альтернативные формы обучения всегда занимали ведущее место в

педагогической практике, поскольку позволяют создать условия , ставящие

студентов в ситуацию необходимости выработки собственной позиции,

собственного мнения. Проблемно- развивающее обучение лежит в основе

активации студенческой деятельности. Преподаватель может использовать

учебные игры в полном объеме или включить в учебный процесс только

отдельные элементы игр. Практика показывает что преподавание любой игры

требует не менее одного занятия( сводный урок), но не более двух учебных

занятий.

Правила игры.

Играть могут как команды, так и отдельные игроки. Играющие должны

выполнять задания каждого тура игры и набрать, как можно больше очков.

Побеждает тот игрок или та команда, которая:

• набирает к концу игры наибольшее количество очков.

• в которой активно работает вся команда.

Задание каждого тура определяется по пятибалльной системе ( или любой

другой, принятой по обоюдному согласию играющих)

Если игроки не выполняют задание, они очков не получают.

В некоторых случаях преподаватель может включить в игру

дополнительные вопросы, за выполнение которых в совокупности играющие

могут получить 7 очков.

Играющие могут выполнить любое количество дополнительных заданий.

Желательно чтобы каждый тур (этап) был сориентирован во времени.

Завершение игры сопровождается выводами экспертной комиссии или

ведущего преподавателя о качестве знаний студентов их активности

выполнения, цели занятия, соблюдения правил дискуссии (культура речи,

краткость высказывания, терпимость, внимание).

Оценивается работа всей группы и каждой команда.

Оценки выставляются с учетом проделанной работы.

• Цель игры: разработать систему мер, укрепляющих

дисциплину студентов в части опозданий и пропусков

занятий, способствовать выполнению единых требований

• Участники игры: пед. коллектив, делятся на подгруппы.

• Время проведения игры: 1,5 часа (учебное занятие).

• Место проведения: методический кабинет.

• Оборудование: столы расставлены по количеству

участвующих групп руководители техникума,

преподаватели, родители, студенты, эксперты

Автор Гнатюк Марина Владимировна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1170
Номер материала 4297
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓