Областной конкурс «Современный классный
руководитель – 2010»
Тема конкурса: «Проблемные дети».
Деловая игра «Проблемный ребёнок в
классе»
Барташ Елена
Георгиевна
учитель начальных
классов
МОУ
«Кормиловская СОШ №1»
Кормиловского муниципального района
г.п. Кормиловка
2010г.
Содержание.
1.
Деловая
игра………………………………..
Приложения………………………………..
2.
Пояснительная
записка…………………..
3.
Анкета
участника…………………………..
1.
Деловая
игра
Цель: отработка определённых
профессиональных навыков, педагогических технологий.
Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью.
В ходе её можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую
инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний
и выработки профессиональных умений.
Деловая игра, в рамках своего содержания, решает следующие задачи:
1.
Развитие способности выявления проблемного ребёнка в классе с
помощью методики А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись».
2.
Определение причины «трудных» детей в модельных психологических
ситуациях.
3.
Определение приемов работы с проблемными детьми.
Категория участников:
учителя начальных классов, классные воспитатели, социальные педагоги, психологи
образования, специалисты управлений образования, ответственные за
профилактическую работу.
Форма проведения: коллективная или групповая работа.
Методика организации и проведения:
Процесс
организации и проведения игры можно разделить на 3 этапа.
1
этап:
Организационная подготовка игры с реализацией дидактической цели:
·
Разъяснение
участникам смысла игры, знакомство с общей программой и правилами игры, распределение
ролей и постановка перед исполнителями конкретных задач.
·
Назначение
экспертов, которые наблюдают за ходом игры, анализируют моделируемые ситуации,
дают оценку.
·
Определяются
условия и длительность игры.
2
этап: Ход игры.
I.Все участники
разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждому участнику предстоит
вспомнить случаи из своей педагогической практики за последний год, когда с
учеником было трудно работать и выделить причину этого затруднения. (Время на
подготовку - 5 мин.)
В результате открылись ситуации, наблюдаемые учителями в школе:
v 1группа участников:
Ученик нерегулярно выполняет домашние задания, стал хуже учиться.
Причинами могут быть как индивидуальные особенности уровня
интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность,
невнимательное отношение родителей (и учителя) к тому, как дети овладевают
приемами учебной деятельности, особенно в первые дни пребывания в школе.
v 2 группа участников:
Ученик в первом классе не дисциплинирован, невнимателен, безответственен, хотя
имеет достаточно высокий уровень познавательных способностей.
Причина: ненормированность у первоклассников мотивации учения,
их направленность на другие, нешкольные, виды деятельности.
v 3 группа участников:
Ребёнок не способен регулировать своё поведение, внимание, учебную
деятельность.
Причина недостаточного уровня развития произвольности поведения
ребенка, скорее всего, в особенностях семейного воспитания: это либо
вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль действий
ребенка со стороны взрослого.
v 4 группа участников:
Ученик часто опаздывает в школу, не может распределить своё время на уроке, не
заканчивает работу, легко отвлекается от учебной задачи.
Причины в неумении школьника приспособиться к темпу школьной
жизни. Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у
соматически ослабленных. Причина может лежать в особенностях семейного
воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка.
II. Определить пути решения проблемы.
(Время – 5 минут.)
1 группа участников: провести диагностику мыслительных процессов;
обратить внимание родителей на подготовку ребёнка к школе; создать в классе
благоприятную эмоциональную обстановку; на основании диагностики включать в
учебно-воспитательную работу развивающие упражнения.
2 группа участников: провести диагностику мотивации учащихся. Необходимо
различать первичную несформированность мотивации и вторичную, т.е. разрежение
мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов. В зависимости от
этого направить педагогическую деятельность на повышение мотивации учеников с
помощью создания ситуации успеха.
3 группа участников: провести диагностику отношений ребёнка в
семье, проанализировать с родителями поведение ребёнка; научить школьника
способам регулирования своих эмоциональных проявлений.
4 группа участников: провести диагностику семейных отношений в
семье; составить вместе с учеником режим дня и организовать контроль со стороны
родителей за его выполнением.
3 этап: Практическая работа. Исследуя итоговую цветоматрицу эмоционального
состояния учащихся класса выявить проблемных детей. (Приложения №1, 2)
Используя алгоритм педагогической поддержки (Приложение №3)
определить приёмы работы с ними. (Время 15 минут)
4 этап: Анализ и оценка игры экспертами.
К сожалению, приходится признать,
что большинство учителей приоритетными считают учебные задачи, а социальные
отодвигают на второй план. Однако необходимо иметь в виду, что неуспевающий
ребенок может превратиться в "трудного", который труден не только для
родителей и учителей, но прежде всего трудности переживает он сам. С нашей
точки зрения, учебные и социальные задачи в процессе обучения и воспитания
учащихся, в частности первоклассников, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Смоделированные ситуации
показали, что наиболее часто в качестве "трудных" участники называют
ситуации, связанные со школой, учебой. Причем большинство из этих ситуаций
оказались типично учебными, с которыми дети сталкиваются ежедневно. Успешное
овладение основами наук, знаниями, умениями и навыками, которые дает школа,
необходимо для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Неуспеваемость вызывает у школьника переживание, потери основного стержня своей
жизни, приводит к негативным социальным последствиям и к различного рода
деформациям в развитии личности.
Рост количества детей, не
справляющихся с учебной программой, ухудшение физического здоровья учащихся
соединяются сегодня в явлении, называемом школьной дезадаптацией. Это -
невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным
способностям ребенка. Дезадаптация школьников - острейшая проблема педагогики,
вызываемая многими причинами, в том числе социальными: сложная, нестабильная
ситуация в обществе, микроклимат в семье и атмосфера в школе. Поступление
ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни.
Успешность преодоления данного периода обусловлена психологической готовностью
к школе. Специфика школьного класса, куда входит ребенок, заключается в том,
что он управляется учителем, являющимся авторитетом для младшего школьника.
Используя различные способы воздействия, педагог в значительной мере оказывает
влияние на формирование взаимоотношений ребенка с другими взрослыми,
сверстниками.
Идеи одного из авторов личностно ориентированного
образования И. С. Якиманской предполагают необходимым формирование детского
коллектива для успешного развития в нём каждого ребёнка как уникальности,
несхожести, неповторимости. В основе такого рода педагогической
деятельности лежат принципы, центрированные на ребёнке, - вера в способность
ребёнка направлять свой собственный рост, понимать собственное Я; учёт
феноменального опыта ребёнка и уважительное к нему отношение. Карл Роджерс
описал условия, облегчающие реализацию внутренних источников роста ребёнка:
а) естественность, подлинность, искренность
педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;
б) тёплая забота и принятие ребёнка таким,
какой он есть, уважение к ребёнку как к личности, заслуживающей внимания;
в) эмпатия, сензитивное понимание, умение
взглянуть на ребёнка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с
миром чувственного опыта ребёнка.
Создание благоприятных условий для
эмоционального развития ребенка ведет к успешному овладению учебными задачами,
а также овладению способами общения. Общение со сверстниками, значимыми
взрослыми играет важную роль в этом возрасте. Оно делает самооценку более
адекватной и помогает социализации детей в новых условиях. Знание особенностей
эмоциональных реакций детей на различные явления, ситуации может служить опорой
для воспитания младших школьников.
5 этап: Рефлексия.
·
Попытайтесь
определить для себя ведущий стиль поведения в работе с трудными детьми. Для
этого используйте алгоритм педагогической поддержки (Приложение №2).
·
Что нового вы узнали о методике выявления проблемных детей в
классе?
Приложение 1
Карта состояния эмоционального благополучия
учеников 2 класса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВ
|
ПОЗИТИВНО-СТИМУЛИРУЮЩАЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БС
|
31%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БО
|
УМЕРЕННО
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АГ
|
17%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МЭ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПС
|
НАПРЯЖЁННЫЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НВ
|
28%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛА
|
КОНФОРМНЫЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КК
|
24%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КР
|
Приложение 2
Методика А.Н. Лутошкина
«Эмоциональная цветопись»
Цель: исследование эмоционального самочувствия
детей младшего школьного возраста.
Цвет – наиболее доступная и положительная форма
выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Методику А.Н. Лутошкина
"Цветопись" можно использовать для исследования эмоциональных
состояний классных коллективов, в которых поставлены общие цели исследования:
1.
Выяснить характерные для них настроения.
2.
Выявить доминирующие формы поведения и отношения к учёбе.
3.
Установить уровень стабильности эмоций.
4.
Прогнозировать возможные тенденции эмоциональных состояний.
Оцениваем
каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия
достаточно записать цвета. Красный – восторг, оранжевый – радость, жёлтый –
приятное состояние, зелёный – спокойное, синий – грустное, Фиолетовый –
тревожное, чёрный – крайнее неудовлетворение.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР
возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет.
Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит
из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении
задания.
Многообразие оттенков настроения
каждого ученика индивидуально, хотя можно выделить группы
детей, которым свойственны общие черты:
1.
Позитивно-стимулирующие - цвета верхней части спектра. Дети в основном
переживают радость, восторг, приятное состояние.
2.
Умеренные, стабилизирующие - цвета средней части спектра. У детей преобладает
спокойное, приятное состояние.
3.Напряжённые - противоположные
цвета. Уравновешенный ребёнок вдруг становится конфликтным, беспокойным. Всё
это признаки внутреннего эмоционального напряжения, следствие какой-либо
"детской проблемы", в которой взрослые ещё не разобрались. Эти дети
требуют очень внимательного отношения к себе. Можно научить их одному из
методов саморегуляции.
4.
"Ковровые" сочетания - пестрота цветов. Для этих детей
характерна конформность, когда эмоциональное состояние зависит от внешних
проявлений окружающего мира.
Существует ещё одна группа оттенков настроения
- негативные, астенические, когда преобладают цвета нижней части спектра.
Выводы исследований влияния
эмоционального благополучия младших школьников на успешность их в
учебно-воспитательном процессе.
1. Личностно-ориентированные
технологии обучения создают условия для обеспечения собственной учебной
деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
2. Психологический
климат коллектива - решающее условие формирования личности психически здоровой
и нравственно активной.
3. Эмоции
находятся между познавательной и волевой деятельностью: какова будет реакция
человека на одно или другое явление, каков будет его поступок в определённой
ситуации, в большей степени зависит от
эмоционального отношения личности к этому явлению, ситуации.
4.
Творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая
эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность личности.
5.
Отношение детей к учебным предметам зависит от того, какие эмоции
получает ребёнок в результате полученных знаний на определённом этапе. С
изменением результатов обучения соответственно меняется и эмоциональное состояние
ребёнка на этом уроке, а, следовательно, и отношение его к учебному предмету.
6.Результаты исследования динамики
эмоционального благополучия в классе по дням недели определяют наиболее
продуктивные дни в конкретном коллективе. Их разумно использовать для проверки
и контроля полученных знаний, а также в эти дни возможны максимальные нагрузки
учебной информации для уровня данного коллектива.
Приложение 3
Педагогика поддержки.
«Педагогика поддержки» - совместное с ребёнком
проживание его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности
со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; с помощью ему в
освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных
противоречий. И тогда ситуация напряжения становится образовательной ситуацией
- направляя своё сознание на её анализ и на проектирование деятельности по
преодолению трудностей, ребёнок взрослеет. На каком-то этапе педагог уже
предлагает ребёнку побыть один на один со своей проблемой и принять на себя
ответственность за её разрешение.
Педподдержка исходит из понимания того, что
ребёнок способен к самообразованию и к самостоятельному решению любых задач,
стоящих перед ним. Её кредо - помочь ребёнку стать хозяином своей судьбы. Для
этого важно осознать и принять ответственность за самого себя, уметь слышать
свои «хочу» и учиться преодолевать препятствия на пути к реализации себя.
Алгоритм
педагогической поддержки проблемных детей.
Проблемный ребенок – это ребенок, который
полон страха.
Помехи и отстранение исходят из страха - боязни раскрыться и боязни ошибки.
Часто “проблемные дети” - это просто дети,
которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Поведение
“проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы
можем даже помочь ему разрешить его проблему.
Чтобы помочь проблемному ребенку, постарайтесь
заслужить его доверие. Построение доверия может быть медленным и
сложным процессом. Если вы постепенно и детально изучаете прошлое ребенка и
имеете его в виду во время контактов с ним, это помогает вам быть терпеливее.
«Поймайте» его, когда он сделает что-то
правильное.
Это может потребовать времени, но если вы гарантируете ребенку теплое,
положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, с Б-жьей
помощь, может начать меняться к лучшему. Так что, как мы дальше будем
рассматривать в этой главе, постарайтесь поймать
Строить на хорошем. Если
социальное положение у него хорошее, тогда он может быть классическим “классным
лидером”. А если он хорошо учится, сделайте его своим “ассистентом. Если в семье у
ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей.
Скорее, у проблемного ребенка давние проблемы во всех сферах
его жизни: академической, социальной и семейной. Если он преуспевает в одной из
этих областей, тогда решение вашей проблемы с ним – учебной или дисциплинарной
– должно отличаться от подхода к проблемному ребенку. Хотя причиной его
трудностей может быть страх, вначале обратитесь к той сфере, где он добивается
успеха. Встретились ли вы с истинной проблемой ребенка или с ребенком, у
которого есть проблема, имейте в виду одну важную вещь: Если ключ к трудностям
вашего проблемного ребенка – страх, установите отношения с ним в тех сферах,
где он не боится.
2.
Пояснительная
записка.
Учебная деловая игра наиболее полно
соответствует представлению о новом, знаково-контекстном типе обучения,
поскольку в ней находят свое отражение наиболее характерные его черты. В самом
широком смысле учебная деловая игра может быть определена как знаковая модель
профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же
средствами - с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая
естественный язык.
В деловой игре
сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и
процессуальная, коллективная и индивидуальная, социальная и профессиональная,
мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого
рода мотивы составляют ядро системы мотивации, будет формироваться и
соответствующий тип личности.
Основой мотивации в
учебной деловой игре является возможность подготовки и реализации
самостоятельного движения познавательной деятельности, целеобразования и
целеосуществления, порождения и снятия свободы выбора. Подобные мотивационные
возможности вряд ли имеет какая-либо другая форма осуществления деятельности
учения. Однако, чтобы эти возможности стали реальностью, необходимо готовить их
на этапе психолого-педагогического проектирования игры, ее методического
обеспечения.
В этой связи задача
конструктора учебной деловой игры - не только имитировать реальные условия
производства в обучении, но и обеспечить возможности для воссоздания или
имитации тех противоречий, с которыми сталкивается специалист на пути познания
и профессионального действования. Иными словами, необходима реализация принципа
проблемности в содержании деловой игры при подготовке для нее конкретных
производственных ситуаций или задач.
Участие в диалоге предполагает мыслительную и
речевую активность человека, и только при этом; условии достигаются продукты
совместной деятельности, формируется профессиональное мышление. Учебные
процедуры, в которых отсутствует возможность для живого общения, поиска
согласованных вариантов решений, не являются игровыми, даже если в них
используется игровая форма проведения занятий. Так, имитации с полностью
формализованными моделями среды и процедурами принятия решений не могут
считаться игрой и должны быть отнесены к классу тренажёров.
Последние могут успешно использоваться для формирования соответствующих умений и навыков.
Категория участников:
учителя начальных классов, классные воспитатели, социальные педагоги, психологи
образования, специалисты управлений образования, ответственные за
профилактическую работу.
Форма проведения: коллективная или групповая работа.
Число
участников
– 15-25 человек
Методическое
обеспечение. Участники Мастер-класса обеспечиваются методическими и
раздаточными материалами.
Литература:
1.
Кисловская В. Р. «К вопросу эмоционального отношения школьника к
коллективу» («В. П. № 1 - 1971»)
2. Методология и
практика / Под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987
3. Цукерман
Г. А., Фокина Н. Э. «Поведение младших школьников в коллективной учебной
работе» («В. П.» №4 -1983)
3. Анкета
участника
Ф.И.О.: Барташ Елена
Георгиевна
Образование: высшее, ОГПИ
им. Горького, учитель начальных классов
Место
работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловская средняя
общеобразовательная школа №1»; адрес: 646970 Омская область, Кормиловка, ул.
Пролетарская,23
Должность: учитель
начальных классов
Педагогический
стаж:
23 года, опыт работы классным руководителем 23 года
Контактные
телефоны:
мобильный 8 960 994 01 53; рабочий (38 170) 2 12 79; домашний
(38 170) 2 25 69
E-mail: Alyena00@mail.ru
Паспорт: 52 99 176788
выдан Кормиловским РОВД Омской области 09.02.00.
Адрес
проживания:
646 970, Омская область, Кормиловка, ул. Ленина, дом 27 квартира 7
ИНН: 551700574784
от 09.12.2002
Страховое
пенсионное свидетельство: 061-854-044-55
Согласна,
чтобы на указанный адрес приходили рассылки новостей о конкурсе
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.