Главная / Классному руководителю / Деловая игра "Проблемный ребёнок"

Деловая игра "Проблемный ребёнок"

Областной конкурс «Современный классный руководитель – 2010»





Тема конкурса: «Проблемные дети».





Деловая игра «Проблемный ребёнок в классе»







Барташ Елена Георгиевна

учитель начальных классов

МОУ «Кормиловская СОШ №1»

Кормиловского муниципального района



























































г.п. Кормиловка

2010г.





Содержание.



  1. Деловая игра………………………………..

Приложения………………………………..

  1. Пояснительная записка…………………..

  2. Анкета участника…………………………..







  1. Деловая игра



Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе её можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Деловая игра, в рамках своего содержания, решает следующие задачи:

  1. Развитие способности выявления проблемного ребёнка в классе с помощью методики А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись».

  2. Определение причины «трудных» детей в модельных психологических ситуациях.

  3. Определение приемов работы с проблемными детьми.

Категория участников: учителя начальных классов, классные воспитатели, социальные педагоги, психологи образования, специалисты управлений образования, ответственные за профилактическую работу.


Форма проведения: коллективная или групповая работа.



Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 3 этапа.

1 этап: Организационная подготовка игры с реализацией дидактической цели:

  • Разъяснение участникам смысла игры, знакомство с общей программой и правилами игры, распределение ролей и постановка перед исполнителями конкретных задач.

  • Назначение экспертов, которые наблюдают за ходом игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку.

  • Определяются условия и длительность игры.





  1. этап: Ход игры.

I.Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждому участнику предстоит вспомнить случаи из своей педагогической практики за последний год, когда с учеником было трудно работать и выделить причину этого затруднения. (Время на подготовку - 5 мин.)



В результате открылись ситуации, наблюдаемые учителями в школе:



  • 1группа участников: Ученик нерегулярно выполняет домашние задания, стал хуже учиться.

Причинами могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей (и учителя) к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности, особенно в первые дни пребывания в школе.



  • 2 группа участников: Ученик в первом классе не дисциплинирован, невнимателен, безответственен, хотя имеет достаточно высокий уровень познавательных способностей.

Причина: ненормированность у первоклассников мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные, виды деятельности.



  • 3 группа участников: Ребёнок не способен регулировать своё поведение, внимание, учебную деятельность.

Причина недостаточного уровня развития произвольности поведения ребенка, скорее всего, в особенностях семейного воспитания: это либо вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль действий ребенка со стороны взрослого.



  • 4 группа участников: Ученик часто опаздывает в школу, не может распределить своё время на уроке, не заканчивает работу, легко отвлекается от учебной задачи.

Причины в неумении школьника приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных. Причина может лежать в особенностях семейного воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка.



II. Определить пути решения проблемы. (Время – 5 минут.)

1 группа участников: провести диагностику мыслительных процессов; обратить внимание родителей на подготовку ребёнка к школе; создать в классе благоприятную эмоциональную обстановку; на основании диагностики включать в учебно-воспитательную работу развивающие упражнения.



2 группа участников: провести диагностику мотивации учащихся. Необходимо различать первичную несформированность мотивации и вторичную, т.е. разрежение мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов. В зависимости от этого направить педагогическую деятельность на повышение мотивации учеников с помощью создания ситуации успеха.



3 группа участников: провести диагностику отношений ребёнка в семье, проанализировать с родителями поведение ребёнка; научить школьника способам регулирования своих эмоциональных проявлений.



4 группа участников: провести диагностику семейных отношений в семье; составить вместе с учеником режим дня и организовать контроль со стороны родителей за его выполнением.



3 этап: Практическая работа. Исследуя итоговую цветоматрицу эмоционального состояния учащихся класса выявить проблемных детей. (Приложения №1, 2)

Используя алгоритм педагогической поддержки (Приложение №3) определить приёмы работы с ними. (Время 15 минут)



4 этап: Анализ и оценка игры экспертами.

К сожалению, приходится признать, что большинство учителей приоритетными считают учебные задачи, а социальные отодвигают на второй план. Однако необходимо иметь в виду, что неуспевающий ребенок может превратиться в "трудного", который труден не только для родителей и учителей, но прежде всего трудности переживает он сам. С нашей точки зрения, учебные и социальные задачи в процессе обучения и воспитания учащихся, в частности первоклассников, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Смоделированные ситуации показали, что наиболее часто в качестве "трудных" участники называют ситуации, связанные со школой, учебой. Причем большинство из этих ситуаций оказались типично учебными, с которыми дети сталкиваются ежедневно. Успешное овладение основами наук, знаниями, умениями и навыками, которые дает школа, необходимо для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Неуспеваемость вызывает у школьника переживание, потери основного стержня своей жизни, приводит к негативным социальным последствиям и к различного рода деформациям в развитии личности.

Рост количества детей, не справляющихся с учебной программой, ухудшение физического здоровья учащихся соединяются сегодня в явлении, называемом школьной дезадаптацией. Это - невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям ребенка. Дезадаптация школьников - острейшая проблема педагогики, вызываемая многими причинами, в том числе социальными: сложная, нестабильная ситуация в обществе, микроклимат в семье и атмосфера в школе. Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена психологической готовностью к школе. Специфика школьного класса, куда входит ребенок, заключается в том, что он управляется учителем, являющимся авторитетом для младшего школьника. Используя различные способы воздействия, педагог в значительной мере оказывает влияние на формирование взаимоотношений ребенка с другими взрослыми, сверстниками.

Идеи одного из авторов личностно ориентированного образования И. С. Якиманской предполагают необходимым формирование детского коллектива для успешного развития в нём каждого ребёнка как уникальности, несхожести, неповторимости. В основе такого рода педагогической деятельности лежат принципы, центрированные на ребёнке, - вера в способность ребёнка направлять свой собственный рост, понимать собственное Я; учёт феноменального опыта ребёнка и уважительное к нему отношение. Карл Роджерс описал условия, облегчающие реализацию внутренних источников роста ребёнка:

а) естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;

б) тёплая забота и принятие ребёнка таким, какой он есть, уважение к ребёнку как к личности, заслуживающей внимания;

в) эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребёнка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта ребёнка.

Создание благоприятных условий для эмоционального развития ребенка ведет к успешному овладению учебными задачами, а также овладению способами общения. Общение со сверстниками, значимыми взрослыми играет важную роль в этом возрасте. Оно делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях. Знание особенностей эмоциональных реакций детей на различные явления, ситуации может служить опорой для воспитания младших школьников.



5 этап: Рефлексия.

  • Попытайтесь  определить для себя ведущий стиль поведения в работе с трудными детьми. Для этого используйте алгоритм педагогической поддержки (Приложение №2).

  • Что нового вы узнали о методике выявления проблемных детей в классе?



















Приложение 1



Карта состояния эмоционального благополучия

учеников 2 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВ

ПОЗИТИВНО-СТИМУЛИРУЮЩАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БС

31%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БО

УМЕРЕННО СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АГ

17%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПС

НАПРЯЖЁННЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НВ

28%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛА

КОНФОРМНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КК

24%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КР




Приложение 2



Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель: исследование эмоционального самочувствия детей младшего школьного возраста.

Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание: Какое у меня настроение?

Методику А.Н. Лутошкина "Цветопись" можно использовать для исследования эмоциональных состояний классных коллективов, в которых поставлены общие цели исследования:

  1. Выяснить характерные для них настроения.

  2. Выявить доминирующие формы поведения и отношения к учёбе.

  3. Установить уровень стабильности эмоций.

  4. Прогнозировать возможные тенденции эмоциональных состояний.

Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета. Красный – восторг, оранжевый – радость, жёлтый – приятное состояние, зелёный – спокойное, синий – грустное, Фиолетовый – тревожное, чёрный – крайнее неудовлетворение.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.


Многообразие оттенков настроения каждого ученика индивидуально, хотя можно выделить группы детей, которым свойственны общие черты:

  1. Позитивно-стимулирующие - цвета верхней части спектра. Дети в основном переживают радость, восторг, приятное состояние.

  2. Умеренные, стабилизирующие - цвета средней части спектра. У детей преобладает спокойное, приятное состояние.

3.Напряжённые - противоположные цвета. Уравновешенный ребёнок вдруг становится конфликтным, беспокойным. Всё это признаки внутреннего эмоционального напряжения, следствие какой-либо "детской проблемы", в которой взрослые ещё не разобрались. Эти дети требуют очень внимательного отношения к себе. Можно научить их одному из методов саморегуляции.

  1. "Ковровые" сочетания - пестрота цветов. Для этих детей характерна конформность, когда эмоциональное состояние зависит от внешних проявлений окружающего мира.

Существует ещё одна группа оттенков настроения - негативные, астенические, когда преобладают цвета нижней части спектра.



Выводы исследований влияния эмоционального благополучия младших школьников на успешность их в учебно-воспитательном процессе.

1. Личностно-ориентированные технологии обучения создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;

2. Психологический климат коллектива - решающее условие формирования личности психически здоровой и нравственно активной.

3. Эмоции находятся между познавательной и волевой деятельностью: какова будет реакция человека на одно или другое явление, каков будет его поступок в определённой ситуации, в большей степени зависит от
эмоционального отношения личности к этому явлению, ситуации.

  1. Творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность личности.

  2. Отношение детей к учебным предметам зависит от того, какие эмоции получает ребёнок в результате полученных знаний на определённом этапе. С изменением результатов обучения соответственно меняется и эмоциональное состояние ребёнка на этом уроке, а, следовательно, и отношение его к учебному предмету.

6.Результаты исследования динамики эмоционального благополучия в классе по дням недели определяют наиболее продуктивные дни в конкретном коллективе. Их разумно использовать для проверки и контроля полученных знаний, а также в эти дни возможны максимальные нагрузки учебной информации для уровня данного коллектива.

    1. Приложение 3

    2. Педагогика поддержки.



«Педагогика поддержки» - совместное с ребёнком проживание его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; с помощью ему в освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных противоречий. И тогда ситуация напряжения становится образовательной ситуацией - направляя своё сознание на её анализ и на проектирование деятельности по преодолению трудностей, ребёнок взрослеет. На каком-то этапе педагог уже предлагает ребёнку побыть один на один со своей проблемой и принять на себя ответственность за её разрешение.

Педподдержка исходит из понимания того, что ребёнок способен к самообразованию и к самостоятельному решению любых задач, стоящих перед ним. Её кредо - помочь ребёнку стать хозяином своей судьбы. Для этого важно осознать и принять ответственность за самого себя, уметь слышать свои «хочу» и учиться преодолевать препятствия на пути к реализации себя.



Алгоритм педагогической поддержки проблемных детей.



 Проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха. Помехи и отстранение исходят из страха - боязни раскрыться и боязни ошибки.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Чтобы помочь проблемному ребенку, постарайтесь заслужить его доверие. Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Если вы постепенно и детально изучаете прошлое ребенка и имеете его в виду во время контактов с ним, это помогает вам быть терпеливее.

«Поймайте» его, когда он сделает что-то правильное. Это может потребовать времени, но если вы гарантируете ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, с Б-жьей помощь, может начать меняться к лучшему. Так что, как мы дальше будем рассматривать в этой главе, постарайтесь поймать

 Строить на хорошем. Если социальное положение у него хорошее, тогда он может быть классическим “классным лидером”. А если он хорошо учится, сделайте его своим “ассистентом. Если в семье у ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей.

Скорее, у проблемного ребенка давние проблемы во всех сферах его жизни: академической, социальной и семейной. Если он преуспевает в одной из этих областей, тогда решение вашей проблемы с ним – учебной или дисциплинарной – должно отличаться от подхода к проблемному ребенку. Хотя причиной его трудностей может быть страх, вначале обратитесь к той сфере, где он добивается успеха. Встретились ли вы с истинной проблемой ребенка или с ребенком, у которого есть проблема, имейте в виду одну важную вещь: Если ключ к трудностям вашего проблемного ребенка – страх, установите отношения с ним в тех сферах, где он не боится.











  1. Пояснительная записка.



Учебная деловая игра наиболее полно соответствует представлению о новом, знаково-контекстном типе обучения, поскольку в ней находят свое отражение наиболее характерные его черты. В самом широком смысле учебная деловая игра может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами - с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык.
          В
деловой игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, социальная и профессиональная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В зависимости от того, какого рода мотивы составляют ядро системы мотивации, будет формироваться и соответствующий тип личности.
          Основой мотивации в учебной деловой игре является возможность подготовки и реализации самостоятельного движения познавательной деятельности, целеобразования и целеосуществления, порождения и снятия свободы выбора. Подобные мотивационные возможности вряд ли имеет какая-либо другая форма осуществления деятельности учения. Однако, чтобы эти возможности стали реальностью, необходимо готовить их на этапе психолого-педагогического проектирования игры, ее методического обеспечения.
          В этой связи задача конструктора учебной деловой игры - не только имитировать реальные условия производства в обучении, но и обеспечить возможности для воссоздания или имитации тех противоречий, с которыми сталкивается специалист на пути познания и профессионального действования. Иными словами, необходима реализация принципа проблемности в содержании деловой игры при подготовке для нее конкретных производственных ситуаций или задач.

Участие в диалоге предполагает мыслительную и речевую активность человека, и только при этом; условии достигаются продукты совместной деятельности, формируется профессиональное мышление. Учебные процедуры, в которых отсутствует возможность для живого общения, поиска согласованных вариантов решений, не являются игровыми, даже если в них используется игровая форма проведения занятий. Так, имитации с полностью формализованными моделями среды и процедурами принятия решений не могут считаться игрой и должны быть отнесены к классу тренажёров. Последние могут успешно использоваться для формирования соответствующих умений и навыков.



Категория участников: учителя начальных классов, классные воспитатели, социальные педагоги, психологи образования, специалисты управлений образования, ответственные за профилактическую работу.


Форма проведения
: коллективная или групповая работа.

Число участников – 15-25 человек

Методическое обеспечение. Участники Мастер-класса обеспечиваются методическими и раздаточными материалами.






Литература:

  1. Кисловская В. Р. «К вопросу эмоционального отношения школьника к коллективу» («В. П. № 1 - 1971»)

  2. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987

  3. Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. «Поведение младших школьников в коллективной учебной работе» («В. П.» №4 -1983)





































  1. Анкета участника


Ф.И.О.: Барташ Елена Георгиевна

Образование: высшее, ОГПИ им. Горького, учитель начальных классов

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1»; адрес: 646970 Омская область, Кормиловка, ул. Пролетарская,23

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 23 года, опыт работы классным руководителем 23 года

Контактные телефоны: мобильный 8 960 994 01 53; рабочий (38 170) 2 12 79; домашний (38 170) 2 25 69

E-mail: Alyena00@mail.ru

Паспорт: 52 99 176788 выдан Кормиловским РОВД Омской области 09.02.00.

Адрес проживания: 646 970, Омская область, Кормиловка, ул. Ленина, дом 27 квартира 7

ИНН: 551700574784 от 09.12.2002

Страховое пенсионное свидетельство: 061-854-044-55

Согласна, чтобы на указанный адрес приходили рассылки новостей о конкурсе














Деловая игра "Проблемный ребёнок"
  • Классному руководителю
Описание:

Мастер-класс проведения деловой игры "Проблемный ребёнок" в педагогическом коллективе. Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе её можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

 

Участие в диалоге предполагает мыслительную и речевую активность педагогов, и при этом условии достигаются продукты совместной деятельности, формируется профессиональное мышление.  Имитации с полностью формализованными моделями среды и процедурами принятия решений  могут считаться игрой, а также могут быть отнесены к классу тренажёров. Последние могут успешно использоваться для формирования соответствующих умений и навыков.

 

Автор Барташ Елена Георгиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 26733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓