Внеклассное мероприятие
Деловая ролевая игра
на тему:
«Международный конгресс по охране
атмосферы»
Цель:
обобщение
знаний об оксидах азота, серы и углерода как загрязнителях атмосферы и их
влиянии на организм человека (коллективный анализ, отбор и группировка,
обобщение изученного материала).
Задачи
урока.
Учащиеся
должны знать:
§ оксиды – наиболее опасные
загрязнители воздуха;
§ основные источники поступления их в
атмосферу;
§ основные пути попадания
оксидов-загрязнителей в атмосферу;
§ отрицательное влияние оксидов серы,
азота, углерода на различные органы человека;
§ экологические проблемы, возникающие в
результате попадания этих оксидов в атмосферу;
§ промышленное использование оксидов.
Учащиеся
должны уметь:
§ выявлять последствия загрязнения
атмосферы;
§ разрабатывать меры по борьбе с
загрязнением атмосферы;
§ организовывать самостоятельную
поисковую деятельность и продуктивную работу с различными источниками
информации;
§ владеть приемами активного общения в
ходе коллективного обсуждения и принятия решения.
Урок
включает несколько блоков, в каждом из которых идет представление членов
фракции Защитников Грязного Воздуха, при этом учащиеся повторяют физические, химические
свойства оксидов-загрязнителей атмосферы, пути и источники поступления их в
воздух и заполняют карты-схемы.
Внеклассное
мероприятие проводится в 9-ом классе, где изучены основные оксиды.
Перед
проведением можно сделать объявление и пригласить всех желающих. На доске
повесить основные положения Закона о чистом воздухе и таблицы: «Парниковый
эффект», «Последствия выпадения кислотных дождей».Каждой группе учащихся,
которые будут представлять ту или иную фракцию, сделать таблички с названием
фракций и раздать детям.
Ход урока.
Вступительное
слово учителя – главы Международного конгресса – о целях урока и его
содержании.
«Развитие
человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой. Люди
преобразовывают природу, они получают от нее все необходимое для жизни –
энергию, продукты питания, различные минералы. Природа удовлетворяет и
эстетические потребности людей. Но прогресс может обернуться для человечества
совсем иной стороной. Достигнутые благополучия и комфорт могут оказаться
опасной иллюзией, если не позаботиться о сохранении нашей биосферы. Сейчас уже
ясен путь, который позволяет людям избежать экологического тупика своего развития.
Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные
ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения этой идеи в жизнь. Совершить
это под силу только тем, кто вооружен экологическими знаниями. Важнейшей
экологической проблемой стало загрязнение атмосферы.
Цель
сегодняшнего Международного конгресса: повторить знания об
оксидах-загрязнителях, остановить внимание на важнейших экологических проблемах
и какой вред наносят эти оксиды человеку. В ходе нашего мероприятия вы, ребята,
постараетесь составить свой Закон о чистом воздухе. Постарайтесь объективно
подойти к составлению Закона».
Создание
игровой ситуации:
Ведущий
(зачитывает
закон «О чистом воздухе»):
За
последние десятилетия стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими
веществами. Согласно расчетам, поступление их из антропогенных источников в 10,
а то и в 1000 раз больше, чем из естественных, в зависимости от вещества.
Остро
встает проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека.
Закон
предусматривает следующие меры по охране атмосферы от загрязнения:
1.
Разработать
стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей.
2.
Прекратить
массовую вырубку лесов – легких нашей планеты.
3.
Устанавливать
очистные сооружения на предприятиях химической промышленности.
4.
Осуществить
переход на использование бестопливных источников энергии.
Нам с
вами предстоит принять Закон о чистом воздухе. Для этого необходимо выслушать
представителей различных фракций и внести поправки в закон.
На
нашем конгрессе присутствуют:
§ Группа экспертов;
§ «Союз промышленников»;
§ Ассоциация «Врачи – за чистый
воздух»;
§ Ученые из крупных городов мира
(большая часть учащихся);
§ Фракция «Защитники Грязного Воздуха»
(сюда входят – Смог Лондонович, Двуокись Серы, Оксиды Азота, Угарный и Углекислый
Газы)
Группам
ученых раздаются пакеты документов, которые включают:
1.
Проект
Закона о чистом воздухе.
2.
Схемы для
заполнения.
3.
Протокол
заседания Международного конгресса.
Ведущий: Слово предоставляется Смогу
Лондоновичу.
(Учитель
зачитывает его характеристику: смог – это туман, смешанный с пылью, сажей и
ядовитыми газами. В 1952 в Лондоне погибло от смога в течение 3-4 суток более
4000 человек. Первое появление отмечено в 50-е годы 20-го века, с тех пор
появляется в крупных городах. Смог поражает, прежде всего, слизистые оболочки
глаз и дыхательных путей. При больших концентрациях действует удушающе.)
Смог
Лондонович проводит знакомство с представителями фракции, которые будут вносить
поправки в Закон о чистом воздухе
Угарный
газ (оксид
углерода (II), химическая формула CO): Я с самого рождения причисляю
себя к этой замечательной фракции. Я самый таинственный и загадочный среди моих
друзей.
Ведущий:
Как вы думаете, о каких физических свойствах угарного газа идет речь? (Учащиеся
дают характеристику физических свойств угарного газа: бесцветный, без запаха,
но, сильно ядовитый.)
Угарный
газ: Я
попадаю в воздух при сжигании топлива в печах и двигателях автомобилей. Закон о
чистом воздухе требует сокращения промышленных выбросов на 90%, но я тоже имею
право на существование в атмосфере. Слово предоставляется моим избирателям.
Союз
промышленников: Без угарного газа не смогут существовать многие отрасли промышленности:
в технике CO – ценное топливо, в металлургии мы используем его
восстановительные свойства для получения чистых металлов, в военной
промышленности он применяется для получения фосгена.
Угарный
газ: Ну, что
я говорил! И чем же тогда я так мешаю?
Ведущий: Чем же опасен угарный газ
для организма человека?
Врачи:
Летальный
исход для человека может наступить при 10-минутном вдыхании воздуха,
содержащего 5,7 г/м³ угарного газа. Ядовитость CO обусловлена тем, что этот
оксид соединяется с гемоглобином крови, в результате чего кровь не способна
переносить достаточно кислорода из легких к тканям. Сродство гемоглобина к
угарному газу гораздо больше, чем к кислороду. Поэтому достаточно самой
ничтожной концентрации CO, чтобы значительно понизить способность крови воспринимать
кислород и тем самым вызвать удушье. Однако при вдыхании чистого воздуха, или
еще лучше, чистого кислорода, CO
постепенно удаляется из крови.
Угарный
газ: Прошу
записать мою поправку в Закон: «Отменить все стандарты по выхлопным газам для
грузовых и легковых автомобилей».
(«Группы
ученых» работают по заполнению карты-схемы, отражающей пути и источники
поступления угарного газа в атмосферу (схема 1).)
Углекислый
газ (химическая
формула CO2, кислотный оксид, входит в состав воздуха): Я вхожу в состав
фракции и не понимаю, почему нужно очищать воздух именно от меня? Я вообще безвреден для организма
человека.
Промышленники: Просим записать: «Мы
используем CO2 для тушения пожаров, и самое главное – для получения мочевины,
ценного удобрения».
Ведущий:
Чем опасно
накопление этого безобидного газа в атмосфере?
(По
таблице «Парниковый эффект» ребята обсуждают причины и последствия данной
экологической проблемы.)
-
Малозаметная «вуаль», состоящая из диоксида углерода, воды, озона и метана,
является в атмосфере своеобразным фильтром: пропуская около 70% солнечного
излучения, она задерживает отражаемые Землей тепловые лучи. Вследствие этого у
поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей оранжереи, температура
поддерживается более или менее на одном уровне – от -40 до 40º C. Однако все
возрастающее количество сжигаемого топлива приводит к тому, что содержание
углекислого газа в атмосфере неуклонно увеличивается и достигает сейчас 0,6% в
составе воздуха при скорости роста 2 мг/м³ в год, что неизбежно приводит к
повышению средней температуры поверхности Земли на 2-4ºC. Если не остановить это губительное
для человечества увеличение содержания CO2 в атмосфере, то под море уйдут
Гамбург, Лондон и Копенгаген, Европа станет засушливой зоной с массой вредных
насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Углекислый
газ:
Запишите мою поправку: «Чтобы на Земле было больше тепла, предлагаю увеличить
вырубку лесов – основных моих потребителей, а также уничтожить бестопливные
источники энергии». Ура теплоэлектростанциям!
(«Группы
ученых» работают над заполнением карты-схемы, отражающей пути, источники и
последствия увеличения CO2 в атмосфере (схема 2).)
Двуокись
серы (оксид
серы (IV), химическая формула SO2, ядовит; вдыхание воздуха, содержащего
0,2% SO2, вызывает заболевания дыхательных путей). Я ль на свете всех милее,
всех опасней и кислее? Я существую только благодаря моим спонсорам –
металлургическим заводам и угольным электростанциям.
Промышленники: Мы применяем SO2 в качестве отбеливателя шелка,
шерсти. Так как он обладает особыми свойствами, им окуривают склады, подвалы
для уничтожения плесени, в ветеринарии используют для лечения животных от
чесотки.
Двуокись
серы: А
какие смешные претензии ко мне предъявляют – будто бы я вызываю кислотные
дожди. Но как я могу их вызвать, если, реагируя с водой, я образую слабую по
силе кислоту, которая сразу разлагается. А вот серную кислоту из меня никак не
получить.
Ведущий:
В чем
лукавит SO2? Как из диоксида серы получить H2SO4?
(Учащиеся
составляют уравнения реакций получения серной кислоты:
2SO2+O2 SO3 SO3+H2O H2SO4.)
Двуокись
серы: И что
вы так боитесь кислотных дождей? Ведь вода нормального дождя уже имеет
слабокислую среду, в ней всегда присутствует кислота.
Ведущий:
О какой
кислоте идет речь? Назовите источник ее поступления.
(CO2+H2O H2CO3 pH=5,0-6,0; кислотным считается дождь
при pH<5,0.)
Термин
«кислотные дожди» ввел английский химик А. Смит более 100 лет назад. Еще 200
лет назад дождевая и снеговая вода была практически нейтральной с pH=7. Причиной
возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы диоксида
серы и оксидов азота в атмосферу. Взаимодействуя с атмосферной влагой, SO2
создает кислую среду. Растворимость его в воде достаточно велика и составляет
40 объемов на один объем воды. В районах сосредоточения промышленных
производств 60% кислотности дождевой воды дает серная кислота, 30% - азотная,
5% - соляная и только 2% - углекислый газ.
Мировой
рекорд по выпадению кислотного дождя пока принадлежит шотландскому городу Питлохри,
где 10 апреля 1974 года выпал дождь с pH=2,4! Это уже что-то вроде столового уксуса.
(Учащиеся
обсуждают последствия выпадения кислотных дождей для природной среды и
человека.)
Учащиеся:
Серная и
азотная кислоты, содержащиеся в атмосферных осадках, губительно действуют на
экосистемы:
-
разрушают почву;
-
изменяют состав почвенных организмов;
-
вызывают гибель ценных видов промысловых рыб;
-
исчезает уникальная растительность и др.
Ведущий:
Какую же
опасность представляют сернистый газ и кислотные дожди для человека?
Врачи:
Диоксид серы
раздражает кожу и слизистые оболочки, в высоких концентрациях и в присутствии
пыли он приводит к нарушениям дыхательной деятельности, появлению боли в груди.
Кислотные дожди постепенно загрязняют водоемы ионами тяжелых металлов, таких,
как ртуть, свинец, кадмий. Последствия – тяжелейшие отравления людей.
Двуокись
серы:
Запишите мою поправку: «Предлагаю вычеркнуть из Закона все мероприятия по моему
устранению из атмосферы».
Оксиды
азота (оксиды
азота: NO – бесцветный газ и NO2 – бурый газ со специфическим запахом, ядовит):
Мы поступаем в атмосферу благодаря сгоранию топлива (90%) и посредством
химической промышленности (5%).
Промышленники:
Оксиды азота
являются важнейшим сырьем для производства азотной кислоты, о значении которой
говорить не приходится.
Оксиды
азота: Вы,
наверное, забываете, что благодаря нам в почву естественным путем вносится азот
в форме нитрат- и нитрит-анионов, усваиваемых растениями. Мы повышаем
плодородие почвы.
(Учащиеся
повторяют реакции получения азотной и азотистой кислот:
2NO+O2 2NO2 2NO2+H2O HNO2+HNO3.)
Врачи: Оксиды азота обладают
выраженным общетоксичным и раздражающим действием. При контакте диоксида азота
с влажной поверхностью легких происходит образование азотистой и азотной
кислот, которые поражают альвеолярную ткань, что приводит к отеку легких.
Оксиды
азота: Запишите
нашу поправку: «Содействовать сжиганию топлива, развитию автомобильной
промышленности».
(«Группы
ученых» работают над заполнением схем, касающихся оксидов серы и азота (схема
3).)
Ведущий: Мы подошли к самому главному
– формулировке Закона о чистом воздухе. Если вас устраивают поправки членов
фракции Грязного Воздуха, то вы дополняете ими Закон, если нет, то ваша задача
– внести свои.
(«Группы
ученых» работают над заполнением протокола заседания конгресса, формулировкой
положений по борьбе с загрязнением атмосферы)
Лучший
Закон о чистом воздухе зачитывается.
Урок
заканчивается подведением итогов, оценивается работа групп ученых из крупных
городов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.