Конспект открытого урока
Предмет:
математика
Тема
урока: «Среднее арифметическое»
Класс:
5 класс
Дата
проведения: 04.04.2016г.
Место
проведения: ГБОУ
СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Черниговка (в рамках недели «Открытый урок»)
Автор
урока: Москаева Марина Вяеславовна
Тип
урока: открытие новых знаний
Применяемые
технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ
технологии
Методологическая
база:
1)
программа: Программно-методические материалы.
Математика 5 – 6 классы. М. Просвещение, 2013.
2)УМК:
Учебник: Математика 5. Авторы: Н. Я. Виленкин и др. Москва. Мнемозина, 2012.
3)
интернет — источники:
·
http://www.edu-reforma.ru
·
http://files.school-collection.edu.ru
Необходимое
техническое оборудование компьютер,
проектор, учебник, интерактивная доска, документ- камера, система мониторинга PRO-Сlass.
Формы
работы учащихся: индивидуальная,
фронтальная, работа в парах и группах.
Цель
урока: создание
условий для формирования понятия среднего арифметического нескольких чисел и
использования его при решении задач.
Задачи
урока:
- образовательная:
сформировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел,
познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического, его
применением при решении задач;
- развивающая:
развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать
познавательный интерес и эмоции учащихся;
- воспитательная: создать
атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания,
воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
Планируемые результаты
- предметные:
ученик научится находить среднее арифметическое нескольких чисел, действуя по
алгоритму;
ученик
получит возможность научиться самостоятельно создавать алгоритмы деятельности,
использовать изученное правило в реальной жизни для решения практических задач.
- метапредметные:
регулятивные:
ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в
проблемной ситуации на основе переговоров;
ученик получит возможность научиться построению жизненных планов во
временной перспективе; адекватно оценивать свои возможности достижения цели в
различных сферах самостоятельной деятельности;
коммуникативные: ученик
научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;
ученик
получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной деятельности.
познавательные:
ученик научится создавать схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач, давать определение понятиям.
ученик
получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента.
-личностные:
ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной
мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
План урока
I.
Организационный этап
Приветствие
учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания. Создание эмоционального
настроя
Ребята,
послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы
не будем тратить время зря
И
приступим все к работе.
Инструктаж
по раздаточному материалу.
У
вас лежат прямоугольники красного, жёлтого и зелёного цвета. В конце урока
каждый из вас оценит свою работу на уроке. Красный – 5,жёлтый – 4, зелёный – 3.
II.
Актуализация знаний
Устная
работа Слайд №1
1задание
«Составь картину» ЭОР № 1
1,5
: 3 = 0,5 1,8 : 6 = 0,6 0,12 : 3 = 0,04
0,24
: 6 = 0,04 3,5 : 5 = 0,7 0,42 : 6 = 0,07
0,3
: 5 = 0,06 0,2 : 4 = 0,05 0,5 : 50 = 0,01
2
задание Слайд №2
1)округлите до десятых: 8,263; 5,125.
2)округлите до сотых: 3,274; 6,288 .
3)округлите
до единиц: 35,24; 45,81.
III.
Локализация затруднений (создание проблемной ситуации)
Предлагается
посмотреть фрагмент из мультфильма «Маша и медведь», объединиться парами,
выставить каждой паре оценки за фигурное катание персонажам мультфильма и
определить победителя.
Слайд №3 таблица 1
Участники
|
1 пара
|
2 пара
|
3 пара
|
4 пара
|
5 пара
|
6 пара
|
7 пара
|
8 пара
|
9 пара
|
10 пара
|
Маша
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
5
|
Медведи
|
5
|
3
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
5
|
IV.
Построение проекта выхода из затруднения
Подводим
к понятию среднее арифметическое.
Фронтальная
работа с классом.
-
Ребята, а в каких видах спорта за выступления спортсмена судьи выставляют
оценки?
-
Как определяется победитель?
- Каким образом мы можем это выяснить?
- Что нужно сравнить?
- Составим план решения
этой задачи (найдём сумму баллов каждого участника и разделим на количество
оценок).
Догадавшись,
что надо найти среднюю оценку дети работают парами: каждая пара находит среднюю
оценку.
Ученики
показывают своё решение на доске. Их результаты вносятся в таблицу.
Слайд №4 таблица 2
Участники
|
1 пара
|
2 пара
|
3 пара
|
4 пара
|
5 пара
|
6 пара
|
7 пара
|
8 пара
|
9 пара
|
10 пара
|
Средняя
оценка
|
Маша
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4,2
|
Медведи
|
5
|
3
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4,1
|
Затем определяется победитель Слайд №5
Вводится
понятие среднего арифметического.
V.
Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока.
- Что ещё может быть средним?
- В каких жизненных ситуациях вы
встречались с этим словом?
- Придумайте несколько словосочетаний со
словом «средний».
- Что «среднее» можно найти в математике?
- Чем выражается найденная средняя оценка?
В математике это называется «среднее арифметическое».
И
так дети формулируют тему урока «Среднее арифметическое» и записывают в тетрадь.
Вопросы:
А какие цели мы поставим перед собой?
Что бы мы хотели узнать о среднем арифметическом?
1) Что называется средним арифметическим?
2) Как найти среднее арифметическое
3) Где применяется среднее арифметическое в жизни?
Посмотрите
в учебнике определение среднего арифметического.
Отвечаем
на вопрос как?
Выводим
алгоритм нахождения среднего арифметического Слайд № 6
VI.
Физкульминутка
VII.
Включение в систему знаний и закрепление
1)
Найдите среднее арифметическое чисел, о
которых говориться в физкультминутке.
(1+2+3+4+5+6):6=3,5
2)
Используется ЭОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ed56a6b-7149-4b0c-ad9a-c666ce76223f/?interface=catalog&class=47
3)
Работа в группах.
1задача: найти среднюю массу портфеля с учебниками и учебными
принадлежностями одного дня в каждой группе. Округлить результат до десятых.
Проектируется
таблица с результатами измерений массы портфеля. Слайд
№ 7
(показ результата одной группы через документ-камеру)
Информация
для учащихсяся: нормы СаНПина
4)
Решение заданий из учебника № 1496, 1497
(в)
5)
Теперь отвечаем на вопрос: где применяется
среднее арифметическое?
VIII.
Контроль знаний.
Тестирование
с помощью системы PRO-Сlass.
Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1.
Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
А)
1,9 Б) 3,8 В) 3
2.
Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
А)
3 Б) 6 В)4
3.
Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите
среднюю оценку незнайки.
А)
3 Б)4 В) 5
4.
Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько
конфет в среднем съел каждый?
А)
12 Б) 5 В) 10
5.
Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
А)
23,78 Б) 19,24 В) 12,43
IX.
Домашнее задание
Б:
п. 38, №1524; №1525;
П:
п. 38, №1524, рассчитать свою среднюю оценку по результатам III
четверти.
В:
п. 38, №1524, узнайте стоимость 1 кг огурцов в трёх разных магазинах и найдите
среднюю цену.
X.
Рефлексия
Я
узнал…
Я
научился…
Мне
помогли знания…
Я
затруднялся…
Моё
настроение…
Меня
удивило…
Мне
захотелось…
Теперь
я могу…
У
меня получилось…
А
теперь, оцените свою работу на уроке и приклейте себе в тетрадь выбранный прямоугольник.
Технологическая
карта урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
Формируемые универсальные учебные
действия
|
Познавательные
|
Регулятивные
|
Коммуникативные
|
Личностные
|
I
|
Организационный
этап
(2 мин)
|
Проверяет готовность учащихся к уроку. Читает
четверостишие.
Проводит инструктаж по раздаточному материалу.
|
Слушают учителя. Включаются в деловой ритм урока.
|
|
Уметь
концентрировать внимание, организовать рабочее место.
|
Умение слушать
|
Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности
|
II
|
Актуализация
знаний
(5 мин)
|
Организует устную работу с самопроверкой. Предлагает
задание 1.«Составь картину». Затем предлагает выполнить задание 2 со
взаимопроверкой. Предлагает учащимся оценить свою работу на этом этапе урока.
|
Выполняют
предложенные задания. Осуществляют самопроверку, самооценку, взаимопроверку.
|
Умение выполнять знаково-символические действия.
|
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
|
Умение осуществлять контроль и оценку действий
партнёра.
|
Планирование учебного сотрудничества с
одноклассниками.
|
III
|
Локализация
затруднений (создание проблемной ситуации)
(1 мин)
|
Выдвигает проблему: предлагает посмотреть фрагмент
из мультфильма «Маша и медведь», объединиться парами, выставить оценки за
фигурное катание персонажам мультфильма и определить победителя.
|
Слушают учителя. Просматривают фрагмент мультфильма.
|
Анализ действий объектов, сравнение.
|
Уметь
преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели.
|
|
Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной
и письменной математической речи.
|
IV
|
Построение
проекта выхода из затруднения
(3 мин)
|
Организует погружение в проблему.
Подводит к понятию среднее арифметическое.
Организует устный коллективный анализ учебной
задачи.
Задаёт наводящие вопросы:
Организует обсуждение способов решения. Фиксирует
выдвинутые учениками гипотезы.
Организует учебное взаимодействие учеников в группе.
Предлагает учащимся оценить свою работу.
|
Участвуют в обсуждении способов решения учебной
задачи.
Высказывают
свои предположения.
Выполняют совместные действия в группе.
Осуществляют самопроверку и самооценку.
|
Построение логической цепи рассуждений;
действие постановки и решения проблемы.
Выдвижение гипотезы.
|
Уметь ставить учебную
задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что
ещё неизвестно.
|
Планирование и согласованное выполнение совместной
деятельности;
взаимный контроль действий друг друга;
умение договариваться.
|
Уметь
формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать её с
позициями партнеров.
|
V
|
Самоопределение
деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока
(3 мин)
|
Подводит к понятию среднего арифметического, к
формулировке темы и целей урока.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Проводят рассуждения.
Формулируют тему и цели урока.
Приводят примеры.
|
Формулирование познавательной цели; анализ объектов
и синтез, подведение под понятие.
|
Анализировать условия достижения цели
|
Учитывать разные мнения, уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Уметь
устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, четко формулировать и
излагать свои мысли.
|
VI
|
Физкультминутка
(2 мин)
|
Организует и проводит физкультминутку.
|
Участвуют в физкултьминутке.
|
|
|
|
Осознание ценности здоровья.
|
VII
|
Включение
в систему знаний и закрепление
(13 мин)
|
Предлагает задания учащимся.
Направляет работу учащихся, оказывает им помощь
|
Решают задачи.
Выполняют интерактивное задание.
Записывают решение на доске. Проводят самопроверку и
самооценку.
|
Уметь
работать с книгой, отбирать необходимый материал из текста, делать выводы,
структурировать информацию в виде схемы.
|
Уметь переносить новые знания в
новые условия, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от конкретных условий,
|
Планирование и согласованное выполнение совместной
деятельности; взаимный контроль действий друг друга; умение договариваться.
|
Уметь развивать
интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач,
сравнивать,
выявлять закономерности, обобщать.
|
III
|
Контроль
знаний
(6 мин)
|
Учитель, в процессе работы учащихся,
оказывает помощь учащимся по организации работы.
|
Учащиеся самостоятельно работают и получают
отметку, поставленную компьютером.
|
Анализ объектов и синтез. Контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
|
Контроль и коррекция полученного результата.
Осознание качества и уровня усвоения.
|
|
Уметь работать самостоятельно.
Самоопределение с целью получения наивысшего
результата.
|
IX
|
Домашнее
задание
(2 мин)
|
Задает дифференцированное
домашнее задание.
|
Записывают в дневники.
|
|
|
|
|
X
|
Рефлексия
(3 мин)
|
Подводит итоги урока. Акцентирует внимание на
конечных результатах учебной деятельности.
Что мы хотели узнать?
На все ли вопросы получили ответы?
Проводит рефлексию учебной деятельности.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение.
Проводят самоанализ и самооценку своей деятельности.
|
Построение речевого высказывания в устной
форме, рефлексия способов и условий действия.
|
Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.
|
Аргументировать свою точку зрения,
прислушиваться к мнению одноклассников.
|
Способность к самооценке,
умение выражать свои мысли в устной речи.
|
Заместитель
руководителя ОО /М.А. Дубошина/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.