Главная / ИЗО, МХК / Декоративное панно «Тюльпаны» в технике холодный батик

Декоративное панно «Тюльпаны» в технике холодный батик

Технологическая карта занятия

Подготовила педагог дополнительного образования МБОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого».

Кузьмина Инга Ивановна ДАТА _15 марта 2016 года____________________________

Тема

Декоративное панно «Тюльпаны» в технике холодный батик

Цель

Организовать деятельность обучающихся по изучению художественной росписи тканей

Задачи

  • Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей «батик».

  • Ознакомить с видами ручной росписи тканей.

  • Изучить технологии холодного батика.

  • Ознакомить теоретические сведения о цветоведении.

  • Освоить технологию холодного батика с последующим выполнением панно «Тюльпаны».

Основное содержание темы, термины и понятия


Ручная роспись тканей батик: горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.

Оборудование, материалы и инструменты

Ноутбук, проектор и экран, выставка панно, рамки из картона, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые, палитра для смешения красок, кисти, ватные палочки, фен, клей «Момент» и рамки для оформления.



Планируемый результат







Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- знать историю художественной росписи ткани

- знать виды художественной росписи тканей

-знать технологию выполнения холодного батика

- знать технику безопасности при выполнении росписи

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о теоретических сведениях цветоведения.

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, ответственность за качество своей деятельности

Регулятивные: технологическая последовательность в выполнении задания, прогнозирование и контроль качества своей работы

Коммуникативные: планирование учебного процесса.

Познавательные: ознакомление учащихся с техникой холодный батик, с его возникновением, технологией изготовления.

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выбор наиболее рациональных способов цветового решения и проведение сравнительного анализа свойств красителей.


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

Изобразительное искусство, история, цветоведение

Индивидуальная

Технологические карты, презентация по теме урока, проектор, наглядные пособия, рамки из картона, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые, палитра для смешения красок, кисти, ватные палочки, клей «Момент» и рамки для оформления, фен.


Мотивационный этап


Цель

Содержание


Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации








1. Приветствие. Здравствуйте, дети!

Садитесь.

Актуализация знаний.

Меня зовут Инга Ивановна Кузьмина, педагог дополнительного образования. Сейчас, я проведу у вас открытое занятие.

Дети, любите ли вы рисовать?

Какими красками вы умеете рисовать?

На каких материалах можно рисовать?

Да, на тканях можно рисовать различные рисунки. Кто-нибудь пробовал рисовать по ткани?


Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Мы можем рисовать на бумаге, на песке, на снегу, но чтобы создавать различные предметы с элементами ручной росписи по ткани, что нам необходимо сегодня изучить.



Этап учебно-познавательной деятельности


Цель

Содержание


Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

1. Называем тему урока. Проводится обсуждение. ( слайд 1)

2. Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей «батик». (слайд 2)

Техника ручной росписи ткани очень древнее искусство. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Батик - индонезийское слово, в переводе означает - "капля воска” или рисование горячим воском. Это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.


3.Ознакомить с видами ручной росписи тканей. (слайд 3)

Виды батика:

- Холодный батик;

- Горячий батик;

- Свободная роспись;

- Узелковый батик;

Виды батика различаются своей технологией изготовления.

Горячий батик (слайд 3) — наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Работа здесь ведется с расплавленным на огне воском, парафином, стеарином. Их быстренько, чтобы не успели застыть в «пути» наносят на ткань. Затем работают красками. Места, покрытые воском, краска не затрагивает.


При узелковом батике (слайд 4) легче и быстрее можно создать необычный узор. Узелковый батик это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты получаются за счет перевязывания, скручивания, обматывания, подгибания, зашивание ткани перед крашением.

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции.


Холодный батик (слайд 5) придуман гораздо позже, с развитием химических знаний. При этой технике роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика. Контур, ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в холодном батике. Выразительность линии, ее резкость или мягкость, стилистически определяет акварельную или графическую направленность работы.

Техника свободной росписи  (слайд 6) требует грунтовки ткани. Самый простой способ грунтовки — раствором поваренной соли. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге; благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. Возможна свободная роспись без грунтовки.


Цветоведение (Слайд 7)

Цвет – одно из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах.

Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня — красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.

Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.

Основные цвета: жёлтый, красный и синий.

hello_html_m2ce3b0f9.jpg

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными.


(Слайд 8)


hello_html_m72ff5aed.jpg

То есть, смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный

цвет, а красный с жёлтым - оранжевый.


hello_html_m2ca90c64.jpg

Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета.

hello_html_87aeb4b.jpg

А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?

Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными.

hello_html_m295c45f0.jpg

(Слайд 9)

hello_html_298d12ef.jpg

Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это три пары цветов.

Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.

Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов что и радуга.

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Цветоведение.jpg

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий, красный – зеленый, оранжевый – голубой.

Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый, желтый).

Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.


Сегодня мы рассмотрим технологию холодного батика. (Слайд 10)

В технологии холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. После того как все краски нанесены, ткань нужно прогладить утюгом с паром.


Последовательность выполнения панно «Тюльпаны (Слайд 10)

hello_html_7650ccce.jpg

(Слайд 10)

Нам нужны: резервирующий состав, стеклянная трубочка для резервирующего состава, акриловые краски, ватные палочки, клей «Момент», палитра, кисточки, картонная рамочка.

hello_html_17ec6ce6.jpg

(Слайд 11)

Прежде чем приступить к росписи необходимо приклеить ткань на картонную раму с помощью клея «Момент».

необходимо, строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы.


hello_html_612fd2d7.jpghello_html_792d22da.jpg

(Слайд 12)

Перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы.

Аккуратно перенести рисунок на ткань, используя карандаши

Бумажный шаблон прекрасно виден сквозь ткань, и не составит труда перенести на ткань контур рисунка.


C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_102742.jpg

hello_html_m1e943ed0.jpg

hello_html_73b7d1e1.jpg


(Слайд 13)

По рисунку с помощью стеклянной трубочки наведите резервную линию. Этот этап очень важен для всего процесса росписи и требует определенных знаний.

Для того чтобы начать резервирующую линию наберите на стеклянную трубочку резервирующий состав и придайте трубочке горизонтальное положение, чтобы резерв отошел от края.

  Поднесите трубочку к ткани и переверните ее носиком вниз. Поставьте носик трубочки в точку начала наводки линии. Чтобы начать наводку линии, у вас есть в запасе несколько секунд, пока резерв подойдет к краю носика трубочки и наведите по карандашной линии контурную резервную линию.


hello_html_mf0c94e0.jpg

hello_html_mab583e5.jpg


(Слайд 14)

Резервную линию сушим феном


hello_html_m1a272800.jpg

(Слайд 15)

Краски - используются специальные акриловые для росписи по ткани.

Начинайте роспись со светлых оттенков, постепенно усиливая интенсивность

На палитре можно смешивать красители с друг другом учитывая законы цветоведения.


hello_html_m7959b491.jpg

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_111042.jpg


(Слайд 16)

Ватной палочкой покрываем кусочек рисунка водой на которой будем наносить краску.

И начинаем наносить на ткань краски начиная со светлых тонов.

Краску внутри зарезервированных участков можно наносить не ровным локальным пятном, а мягкими живописными тональными переходами. Они перетекают в друг друга, создавая акварельный эффект. Смоченная ткань постепенно подсыхает, и тогда краски растекаются и цвет остается ярким


C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_111210.jpg

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_111418.jpg


(Слайд 17)

Краски необходимо пробовать перед работой на куске той же ткани, которую предстоит расписывать. Волокна тканей по разному впитывают краску, поэтому насыщенность одного и того же цвета на разных тканях будет неодинаковой. К тому же краска на мокрой ткани выглядит гораздо темнее, и определить ее цвет можно только после высыхания. Так как ткань довольно быстро высыхает краску надо наносить одинаково насыщенно тампонам или кисточками быстро и уверенно. Иначе при покрытии больших участков ткани, могут получиться затеки и ореолы.

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_113104.jpg

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160312_113706.jpg


(Слайд 18)

Краску внутри зарезервированных участков можно наносить не ровным локальным пятном, а мягкими живописными тональными переходами. Они перетекают в друг друга, создавая акварельный эффект. Смоченная ткань постепенно подсыхает, и тогда краски растекаются и цвет остается ярким

hello_html_m422b9b37.jpg

(Слайд 19)

Законченную работу оформляем в декоративную рамку из картона



(Слайд 20)

Что такое батик?

Виды батика?

Назовите основные цвета.

Какой цвет получим смешав жёлтый с синим?



8. Заключение.

Подведем итог урока: Цели урока достигнуты. На уроке изучена история художественной росписи ткани и ее виды. Изучена технология холодного «батика». Подготовлено панно «Тюльпан» в технике холодного батика. Давайте покажем друг другу свои работы. Цветы у вас получились необычными, яркими, не похожими друг на друга. Все замечательно справились с заданием, и скажите, пожалуйста, понравилось ли работать росписью по ткани? Записались ли вы на такой курс дополнительного образования? Чему хотели бы вы научиться?

9. Домашнее задание: изготовить петлю на рамку.


Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном занятии.

Я УВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я испытываю проблемы--------.






Декоративное панно «Тюльпаны» в технике холодный батик
  • ИЗО, МХК
Описание:

Технологическая карта занятия по теме "Декоративное панно «Тюльпаны» в технике холодный батик"

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению художественной росписи тканей

Задачи:

  • Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей «батик».
  • Ознакомить с видами ручной росписи тканей.
  • Изучить технологии холодного батика.
  • Ознакомить теоретические сведения о цветоведении.
  • Освоить технологию холодного батика с последующим выполнением панно «Тюльпаны».

Основное содержание темы, термины и понятия:

Ручная роспись тканей батик: горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.


Автор Кузьмина Инга Ивановна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 401
Номер материала MA-065800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓