Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
|
1. Называем тему урока. Проводится обсуждение. ( слайд 1)
2. Ознакомить с историей возникновения ручной росписи тканей
«батик». (слайд 2)
Техника ручной росписи ткани очень древнее искусство.
Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей
малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с
помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места
растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение
рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в
том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя
краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно
окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов
оформления тканей – способ «батик».
Батик - индонезийское слово, в переводе означает -
"капля воска” или рисование горячим воском. Это обобщенное название
разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит
принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом
тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.
Батик – ручная роспись по ткани с использованием
резервирующих составов.
3.Ознакомить с видами ручной росписи тканей. (слайд 3)
Виды батика:
- Холодный батик;
- Горячий батик;
- Свободная роспись;
- Узелковый батик;
Виды батика
различаются своей технологией изготовления.
Горячий батик (слайд
3) — наиболее древняя технологическая
разновидность росписи. Работа здесь ведется с расплавленным на огне воском,
парафином, стеарином. Их быстренько, чтобы не успели застыть в «пути» наносят
на ткань. Затем работают красками. Места, покрытые воском, краска не
затрагивает.
При узелковом батике (слайд 4) легче и быстрее можно создать необычный узор. Узелковый батик это не
роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты получаются за счет
перевязывания, скручивания, обматывания, подгибания, зашивание ткани перед
крашением.
Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок,
постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции.
Холодный батик (слайд 5) придуман
гораздо позже, с развитием химических знаний. При этой технике роль
воска выполняют специальные контуры и резервы для батика. Контур,
ограничивающий плоскость цветового пятна, часто служит организующим началом в
холодном батике. Выразительность линии, ее резкость или мягкость,
стилистически определяет акварельную или графическую направленность работы.
Техника свободной росписи (слайд 6) требует грунтовки ткани. Самый
простой способ грунтовки — раствором поваренной соли. Свободная роспись
отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше
похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию,
как на бумаге; благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют
форму мазка. Возможна свободная роспись без грунтовки.
Цветоведение (Слайд 7)
Цвет – одно
из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о
цвете, об основных и дополнительных цветах.
Всем известно, что предметы бывают разных цветов и
оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня
— красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными,
или составными.
Наука об изучении цвета называется цветоведением.
Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать
хорошую картину.
Основные цвета: жёлтый, красный и синий.
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые
называются составными.
(Слайд 8)
То есть, смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный
цвет, а красный с жёлтым - оранжевый.
Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета.
А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому
их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все
остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим,
называются составными.
(Слайд 9)
Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это
три пары цветов.
Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих
пар считается гармоничным.
Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов
необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех
же цветов что и радуга.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах
спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий,
красный – зеленый, оранжевый – голубой.
Гармоничное сочетание получают из оттенков,
расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый,
желтый).
Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих
напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.
Сегодня мы рассмотрим технологию холодного батика. (Слайд 10)
В технологии холодного батика в качестве резерва используют
резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина.
Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв
помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань
загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми,
чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин.,
после чего ткань можно расписывать красками. После того как все краски
нанесены, ткань нужно прогладить утюгом с паром.
Последовательность выполнения панно
«Тюльпаны (Слайд 10)
|
(Слайд 10)
Нам нужны:
резервирующий состав, стеклянная трубочка для резервирующего состава,
акриловые краски, ватные палочки, клей «Момент», палитра, кисточки,
картонная рамочка.
|
|
(Слайд 11)
Прежде чем приступить к росписи необходимо приклеить ткань на
картонную раму с помощью клея «Момент».
необходимо, строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение
нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон
рамы.
|
|
(Слайд 12)
Перед началом
росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции рисунок
создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным,
чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно
повлияют на качество вашей работы.
Аккуратно
перенести рисунок на ткань, используя карандаши
Бумажный шаблон
прекрасно виден сквозь ткань, и не составит труда перенести на ткань контур
рисунка.
|
|
(Слайд 13)
По рисунку с
помощью стеклянной трубочки наведите резервную линию. Этот этап очень важен
для всего процесса росписи и требует определенных знаний.
Для того чтобы
начать резервирующую линию наберите на стеклянную трубочку резервирующий
состав и придайте трубочке горизонтальное положение, чтобы резерв отошел
от края.
Поднесите
трубочку к ткани и переверните ее носиком вниз. Поставьте носик трубочки в
точку начала наводки линии. Чтобы начать наводку линии, у вас есть в запасе
несколько секунд, пока резерв подойдет к краю носика трубочки и наведите по
карандашной линии контурную резервную линию.
|
|
(Слайд 14)
Резервную линию
сушим феном
|
|
(Слайд 15)
Краски - используются специальные акриловые для росписи по ткани.
Начинайте роспись со светлых оттенков, постепенно усиливая
интенсивность
На палитре можно смешивать красители с друг другом учитывая законы
цветоведения.
|
|
(Слайд 16)
Ватной палочкой покрываем кусочек рисунка водой на которой будем
наносить краску.
И начинаем наносить на ткань краски начиная со светлых тонов.
Краску внутри зарезервированных участков можно наносить не ровным
локальным пятном, а мягкими живописными тональными переходами. Они
перетекают в друг друга, создавая акварельный эффект. Смоченная ткань
постепенно подсыхает, и тогда краски растекаются и цвет остается ярким
|
|
(Слайд 17)
Краски
необходимо пробовать перед работой на куске той же ткани, которую предстоит
расписывать. Волокна тканей по разному впитывают краску, поэтому
насыщенность одного и того же цвета на разных тканях будет неодинаковой. К
тому же краска на мокрой ткани выглядит гораздо темнее, и определить ее
цвет можно только после высыхания. Так как ткань довольно быстро высыхает
краску надо наносить одинаково насыщенно тампонам или кисточками быстро и
уверенно. Иначе при покрытии больших участков ткани, могут получиться
затеки и ореолы.
|
|
(Слайд 18)
Краску внутри зарезервированных
участков можно наносить не ровным локальным пятном, а мягкими живописными
тональными переходами. Они перетекают в друг друга, создавая акварельный
эффект. Смоченная ткань постепенно подсыхает, и тогда краски растекаются и
цвет остается ярким
|
|
(Слайд 19)
Законченную
работу оформляем в декоративную рамку из картона
|
|
(Слайд 20)
Что такое
батик?
Виды батика?
Назовите
основные цвета.
Какой цвет
получим смешав жёлтый с синим?
|
8. Заключение.
Подведем итог урока: Цели урока достигнуты. На уроке изучена история
художественной росписи ткани и ее виды. Изучена технология холодного «батика».
Подготовлено панно «Тюльпан» в технике холодного батика. Давайте покажем
друг другу свои работы. Цветы у вас получились необычными, яркими, не
похожими друг на друга. Все замечательно справились с заданием, и скажите,
пожалуйста, понравилось ли работать росписью по ткани? Записались ли вы на
такой курс дополнительного образования? Чему хотели бы вы научиться?
9. Домашнее
задание: изготовить петлю на рамку.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.