Главная / Технология / Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии

Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии




Декоративно-прикладное искусство


на уроках технологии.
















Введение.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством. Использованию в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, обучению школьников основам художественного ремесла в нашей стране всегда уделялось много внимания. Так в 60-70-х годах прошлого века Центральным комитетом партии и Министерствами культуры, просвещения и местной промышленности были приняты ряд постановлений, направленных на строительство художественных школ в регионах, где развиты народные художественные промыслы, выделение им художников и опытных мастеров, обеспечение их специальным оборудованием и инструментами, а также на организацию факультативных занятий и открытие кружков при Домах пионеров.

Народы нашей страны на протяжении многих веков создали богатую и своеобразную культуру. С большим мастерством и изобретательством, используя местные природные материалы: мех и кожу животных, бересту, дерево, клык моржа, рог оленя, камень и другие материалы, которыми их щедро одаривала природа, люди делали и делают разнообразные, Искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду, предметы быта. Обычные вещи, преображенные рукой мастера-художника, превращаются в подлинные произведения искусства, которые свидетельствуют о неистощимой фантазии народа.

Складывавшиеся в течении столетий традиции художественной обработки местных материалов дошли до нашего времени. Коллекции художественных изделий собраны в крупнейших музеях страны.

Планомерная подготовка учеников в школе, приобщение их к созданию изделий народного декоративно-прикладного искусства будет способствовать эстетическому воспитанию детей, развитию у них художественного вкуса, а для кого-то это станет профессией.

Преемственность лучших, самых жизнеспособных традиций – характерная черта культуры народов нашей страны.


Художественная обработка дерева – один из древних и распространенных

видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготовляли из дерева мебель, орудия труда, всевозможную утварь и забавную игрушку. Все эти предметы, а часто и жилища украшались инкрустацией, мозаикой, резьбой и росписью. Руки мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства.

Современные художественные промыслы продолжают народные традиции, в их искусстве развивается богатое художественное наследие. Не случайно многие художественные изделия из дерева стали своеобразными символами нашей страны. Это завоевавшая всемирную славу хохлома: роспись мастериц Ковернинского района, воспевающая красоту сельской природы, и чеканная каллиграфия росписи мастеров города Семенова, раскрывающая прелесть садовых растений. Это яркие матрешки Загорска, Семенова и Кирова, отражающие самобытность искусства росписи каждой области. Широко известна роспись с характерными только для нее мотивами цветов, изображениями птиц, коней и всадников, а также сюжетными сценами. Это работы Полхов- Майдана. Их звучные и по-лубочному яркие растительные узоры украшают разнообразные токарные изделия и игрушки. Вряд ли найдется человек, который не знает богородскую резную игрушку и скульптуру. С восемнадцатого века в селе Богородском существует искусство объемной резьбы. Сегодня на смену скульптурным группам, отражающим будни крестьянской жизни, и изображениям «барынь» и «гусаров» пришли сюжеты русских народных сказок, басен и современной жизни. Тонким чувством пластики форм, четкой ритмикой резного растительного и геометрического орнамента отличаются изделия хотьковского промысла – ковши, братины, блюда, шкатулки.

Художественная обработка дерева всегда интересовала поклонников русской народной культуры. Собранные любителями старины образцы русской резьбы и росписи по дереву, предметы утвари и мебели, фрагменты росписи крестьянских домов поражают своей цельностью, самобытностью художественных решений, совершенством техники изготовления. Они стали предметом внимательного изучения исследователей искусства и художников. В результате были открыты неизвестные ранее разновидности русской народной резьбы и росписи по дереву. Благодаря этим находкам стало возможным восстановление многих угасших промыслов. Резьба и роспись по дереву активно возрождаются на Русском Севере, роспись – и Прикамье, на Урале, в Западной Сибири. В Кировской области возобновлено производство традиционной вятской ложки, росписи шкатулок, туесов.

В помощь преподавателям, ведущим уроки технологии в общеобразовате-

льных школах, занятия в детских художественных школах издано довольно много книг. Все они ориентированы на художественное воспитание молодежи,

на формирование будущего поколения мастеров и художников, а также на расширение кругозора и начальную профессиональную подготовку всех жела-

ющих познакомиться с основами народного творчества.

В Программе средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обу-

чение. Технология» выделено вполне достаточно времени по теме «Художест-

венная обработка материалов», чтобы школьники овладели первичными навыками различных видов этого искусства. Но на мой взгляд, помимо этого необходимо знакомить детей с историей и с многообразием ремесла.

В начале каждого урока я 10-15 минут рассказываю ученикам о старых мастерах, показываю им образцы резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, выпиливания, росписи древесины. Это вызывает у них неподдельный интерес,

обилие вопросов, стремление выполнять работу качественно.

На уроках технологии я обучаю детей в основном геометрической резьбе. Выбор был неслучаен. Я обратил внимание на то, что этот вид художественной обработки древесины быстро и хорошо развивает у детей уже в 5 классе черте-

жные навыки, мелкую моторику, точность движений, аккуратность в работе с

острыми инструментами и дисциплину труда. В более старших классах ребята учатся самостоятельно изготавливать резцы для резьбы по дереву, применяя как механическую («мокрое» точило), так и ручную заточку и правку резцов.

Эти резцы они изготовляют для школьных мастерских и для домашних занятий

резьбой.


Глава 1.


Мозаика.


Деревянная мозаика всегда была одним из популярных видов декоративно-прикладного искусства у художников-любителей. В мозаике дерево предстает во всей своей художественной и воспитательной силе. Мозаика – искусство редкое по эстетическому воздействию. Общение с древесными породами, име-

ющими сложные благородны оттенки, помогает вырабатывать культуру виде-

ния, содействует формированию эстетических взглядов, способствует духов-

ному обогащению человека.

Декоративные возможности дерева позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших камерных сувениров до монументальных панно. Но для того, чтобы создать самобытные мозаичные произведения, необ-

ходимо проникнуться пониманием загадок древесных узоров.

Искусство деревянной мозаики берет свое начало от древней инкрустации – украшения деревянных предметов врезками из инородных материалов: слоновой кости, металлов, смальты и др. Искусство инкрустации было развито во многих странах Древнего мира. Наиболее старые находки изделий с инкрус-

тацией насчитывают более пяти тысяч лет.

Переход от инкрустации к деревянной мозаике произошел не сразу. Долгое время среди вставок из слоновой кости, драгоценных металлов и других мате-

риалов деревянные вклейки были лишь вспомогательным украшением. Однако породы жаркого пояса, имеющие яркие, сочные расцветки, со временем все больше притягивали к себе внимание мастеров, очарованных неисчерпаемым богатством древесной палитры. Постепенно деревянные вставки без инородных материалов заняли место основного декора в изделии. Так из инкрустации вык-

ристаллизовалось искусство интарсии – украшение деревянных предметов врезками других пород.

К древесине самого изделия предъявлялись высокие эстетические требо-

вания: она должна была хорошо полироваться и иметь красивый интенсивный цвет. Такими породами в Древнем Египте были: черное дерево, кедр, кипарис, самшит, можжевельник, в Древней Греции: кедр, черное дерево, кипарис, железное дерево, тис; в Древнем Риме – атласский кипарис, клен, тис, дуб, можжевельник, черное дерево, самшит, маслина и другие породы. Наиболее ценным считалось черное эбеновое дерево.

Периодом расцвета искусства деревянной мозаики в Европе принято считать эпоху Возрождения. В пятнадцатом веке наибольших успехов достигли флорентийские мозаичисты. Существенно пополнился ассортимент пород, ис-

пользуемых в мозаике. В наборах наряду с общепризнанными породами появи-

лись грецкий орех, ясень, каштан, дуб, клен, яблоня, груша. Инородные материалы (слоновая кость, металлы, перламутр) в эпоху Ренессанса почти не применялись.

Во второй половине шестнадцатого века произошли события, ознаменова-

вшие новый шаг в истории развития деревянной мозаики: создание в Германии приспособления для получения тонких древесных фанерок и изобретение лоб-

зика с пилками. Эти технические усовершенствования значительно облегчили процесс выполнения мозаичных наборов.

В середине семнадцатого века во Франции была разработана новая технология деревянной мозаики, обозначившая коренной перелом в этом виде искусства и получившая название «маркетри».

В отличии от инкрустации и интарсии в новой технике не делается углуб-

лений под каждый элемент. Мозаикой покрывается сплошь вся украшаемая плоскость путем обклеивания набором с точно пригнанными тонкими пластин-

ками разноцветных пород дерева. О прогрессивности новой технологии, ее больших декоративных возможностях говорит хотя бы то, что на протяжении боде трех веков она сохраняет жизнеспособность и остается основным спосо-

бом создания мозаичных наборов в наши дни.

До середины семнадцатого века художественный набор из дерева не был характерен для России. Русским мастерам были более близки различные виды объемной резьбы: скобчатая, плоско-рельефная, выемчачатая, контурная, скульптурная, ажурно-прорезной узор. В них мастера достигли необычайно высокого совершенства, создавая подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства.

Первые предметы с мозаичным узором появились во второй половине семнадцатого века. Это связано с тем, что в Россию завезли первые образцы западной мебели, и наши мастера сразу начали осваивать новый для них вид художественных работ. Первые образцы мебели украшались и основном вставками из мореного дуба, позже в ход пошли и другие, местные породы древесины: сосна, липа, клен, яблоня, груша. Элементы мозаики укрепляли на поверхности украшаемого предмета с помощью рыбного клея и горячих железных утюгов. Этот прием и сейчас широко используется в практике мозаичистов. Рыбный клей считался наиболее надежным в подобного рода работах. Варили этот клей в медных котлах, которые вкладывали в чугунные котлы, чем создавалась необходимая паровая баня.

Шлифовали поверхность готовых мозаичных наборов сначала терпугами, затем шершавой рыбьей кожей, а более тонкую отделку выполняли с помощью хвоща. Отшлифованные поверхности покрывали слоем расплавленного воска.

Иногда в качестве кроющего материала применяли растворенный янтарь.

Таким образом, неизвестное русским мастерам искусство превратилось их усилиями в один из ведущих видов декора парадной мебели, производимой в России.

В свое время, работая в Калининской (ныне Тверской) области, я посетил множество школьных краеведческих музеев, где видел прекрасные образцы мебели, украшенные мозаикой, выполненной местными мастерами. Но по-настоящему поразил меня экспонат Тверского областного краеведческого музея – небольшой ночной столик, являющийся частью подарка, который преподнесли Екатерине 11 тверяки в благодарность за помощь в восстановлении города после пожара. На крышке – вид города Твери, на фоне которого крупным планом изображена женщина, стоящая в полный рост. В руке она держит свиток с текстом: «От города Твери Екатерине Великой, 1779 год». На боковых сторонах столика набраны изображения уездных городов Тверской губернии, названия которых начертаны на извивающейся ленте центрального мотива. Это очень тонкая и изящная работа, не уступающая по красоте и мастерству лучшим европейским образцам.

Искусство мозаики быстро дошло и до русской деревни. Как правило, декоративность крестьянского изделия органически сливалась с практическим назначением предмета. Это в первую очередь прялки и самодельная мебель.

В каждой губернии России они очень отличались не только по форме, но и по отделке. Это объясняется местными традициями и возможностями. Так в деревне Косково Нижегородской губернии применялся в основном мореный дуб, который в изобилии выволакивали рыбаки из местной реки. В самом же Нижнем Новгороде использовали для мозаики кипарис, красное дерево, амарант, тую, палисандр и другие экзотические породы. Это была древесина от ящиков из-под сигар, красок и прочих товаров, привозимых из-за границы.

Симбирские мастера склеивали длинные тонкие брусочки разного профиля в длинный общий брус, распиливали поперек на тонкие пластинки, которыми обклеивали поверхность предмета.

Аналогичные центры существовали и продолжают работать во многих регионах России: Вятка, Архангельск, на Урале, в Сибири, Малый Ярославец, Тверская область и т.д.

Чтобы рассказ о мозаике был полным, необходимо сказать несколько слов о ее разновидности – инкрустации. Инкрустация – это украшении изделия, врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра, дерева и т.д. При этом врезки находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом. Издревле применяются два вида инкрустации. Первый применяется в том случае, когда вставка имеет большой размер и несложную форму. В этом случае сначала вырезают вставку, затем ее накладывают на изделие и оконтуривают острым предметом. По полученному рисунку делают гнездо для вставки. Вставку вставляют в гнездо.

При сложном ажурном орнаменте применяют второй способ. Сначала на поверхность наносят рисунок. Затем по контуру рисунка проводят неглубокий разрез. Резцом и стамеской выбирают выемку с чуть скошенными ровными краями. Дно обрабатывают стамеской, оставляя его поверхность шероховатой для лучшего сцепления со вставкой. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок для лучшего сцепления делают насечки \относится к обоим способам\. Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего поверхность тщательно выравнивают.

Так как не всегда была возможность приобрести необходимые материалы для инкрустации, с древних времен существует способ имитации инкрустации по дереву с помощью цветных паст, которыми заполняли углубления, выбранные в древесине. Пасты, изготовленные из цветных пигментов, смешанных с клеем, имитировали слоновую кость, черное дерево, малахит, бирюзу и другие камни.

Процесс выполнения инкрустации сложен и трудоемок, поэтому она была постепенно вытеснена другими видами мозаики по дереву. В настоящее время инкрустацию по дереву выполняют лишь при изготовлении небольших сувенирных изделий, а также при реставрации старинной мебели.

Выжигание.

Огонь и дым облагораживающее действуют на деревянные изделия, поэтому народные мастера нередко специально обжигали или обрабатывали дымом изготовленные вещи. На обожженном или закопченном дереве ярче проступает текстура, образуя естественный узор, четче читается резной орнамент. Техника копчения проста и применяется она веками. На предмете сначала процарапывают рисунок с помощью циркуля и ножа. Затем резцом вырезают контур рисунка. Далее, наклонив поверхность с резным орнаментом, проводят по ней чадящим пламенем, равномерно заштриховывая ее. В результате на темном бархатном фоне выступает светлый резной узор. Техника

копчения подчеркивает красоту древесины, ее как бы идущий изнутри блеск и бархатистую матовость поверхности. После копчения поверхность необходимо покрыть прозрачным лаком.

Издавна умельцы использовали пламя свечи для украшения своих изделий, разделывая поверхность светлых деревянных сундуков «под мрамор», а ларцов и шкатулок – «под малахит». Для этого дерево предварительно окрашивали белой или зеленой краской, масляной или клеевой. По сырой еще поверхности, немного наклоненной, проводили пламенем свечи, которое оставляло легкий полупрозрачный узор. Меняя угол наклона поверхности, величину пламени и скорость движения свечи, можно получить след, различный по плотности и ширине. След копоти прочно соединялся с грунтом и под слоем накладываемого затем лака убедительно имитировал нужный материал.

С давних времен русские умельцы применяли обжиг древесины не только для декорирования древесины, но и для защиты ее от гниения. Раньше дерево обжигали в печах или над открытым пламенем. Сейчас для этих целей используют паяльные лампы. Пламя лампы можно регулировать, что позволяет менять температуру обжига. Этим способом можно выявлять текстуру древесины от чуть подпаленной до темной рельефной поверхности.

Для обжигания наиболее пригодны хвойные породы древесины с хорошо выраженным рисунком годичных колец. Обжигание дает лучший эффект, если изделие предварительно пропитать раствором медного купороса. В этом случае

Обгорают только мягкие слои древесины, а твердые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твердых слоев на темном фоне. Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и покрывают лаком. Таким способом декорируют токарную и резную скульптуру, посуду, мебель, детали интерьера. В дополнение можно наложить на обжигаемую поверхность плоский металлический предмет или узор из глины и тогда поверхность под ними останется необожженной и мы получим светлый рисунок на темной поверхности.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой древесины, особое место занимает декоративное выжигание. Оно глубоко связано с традициями русского народного творчества и развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и росписью по дереву. В старину

пользовались металлическими стержнями, концы которых калили на огне докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

В наше время для выполнения узоров используют электровыжигатель с проволочным штифтом. Штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты. Такие штифты можно изготовить в условиях школьных мастерских и придать им желаемую форму, что позволит разнообразить выжигаемые узоры.

Искусство выжигания издавна развито на промыслах Подмосковья, в Твери, Кирове и др. В загорских изделиях выжженный контур является важной составной частью красочной росписи шкатулок и коробочек, а в украшении мелкой токарной скульптуры и сувениров нанесенный выжигательной иглой рисунок – основной элемент декора. В тверских сувенирах выжигание играет активную роль, здесь даже роспись по цвету подбирается в тон к коричнево-красноватому выжженному рисунку.

В этом виде искусства параллельно развивались два вида выжигания: плоское \выжигается только контур рисунка\ и рельефное \в этом случае контур рисунка остается на уровне плоскости доски, а фон углубляют\. Украшенные выжиганием изделия покрывают различными красителями, вощат а также лакируют.


Аппликация соломкой.

Соломка с давних времен широко использовалась на Руси в народном быту и хозяйстве. Соломой покрывали крыши домов, из нее делали различную домашнюю утварь – всевозможных размеров тару для хранения зерна, корзины, чаруши – формы для хлеба.

С языческих времен сохранилась традиция делать скульптурные изображения из соломы в дни различных праздников. До сих пор можно увидеть как хозяева украшают свои дома подвесными, необычайно легкими объемными конструкциями из соломенных трубочек, золотистый цвет которых

дополняется яркими тонами лент и ягод.

Соломку злаков уже сотни лет используют для художественного оформления различных вещей. Уже в восемнадцатом веке в Волго-Вятском районе ржаной соломкой украшали самые разнообразные предметы – прялки, ларцы, шкатулки, рамки, всевозможные детские игрушки, детскую и игрушечную мебель. В одних изделиях соломкой полностью закрывали поверхность, в других – выполняли только рисунок.

В девятнадцатом веке в Вологодской области появился особый вид прялки – «соломенки», лопасть и фигурную ножку которой покрывали узорами из окрашенной яркими анилиновыми красителями соломки.

Сегодня среди подарочных и сувенирных изделий можно увидеть матрешек в фартуках с узорами из соломки, шкатулки, крышки которых украшены соломкой, выложенной в виде розеток, ромбов, веточек или тонких линий, обрисовывающих на темном фоне изображения архитектурных памятников, пейзажей, картин, отображающие выдающиеся события нашей жизни. Они переливаются золотистыми, розовыми, зеленоватыми и серебристыми оттенками. Такой способ хоть и называют в народе инкрустацией, но правильнее было бы называть его аппликацией, так как соломка, украшающая сувениры, лежит просто на поверхности, она приклеена (и так делали всегда). И хотя в художественных работах по дереву, да и вообще в работах с твердыми материалами такой техники нет и зрительно этот тип украшения похож на инкрустацию, это аппликация!

Если рассмотреть поближе шкатулки, украшенные соломкой, то станет понятным свойственный им необычный световой эффект. Узор выложен из простейших геометрических фигур – ромбов, квадратов, прямоугольников, трапеций, кругов и полукружий, вырезанных из соломки под разными углами по отношению к волокнам и поэтому по разному отражающих свет. Создается неповторимая световая игра переливающегося рисунка. Это декоративное свойство соломки было подмечено давно. Соломка, наряжая и облагораживая скромные в своей основе вещи, превращала их в прекрасные произведения искусства, сравнимые по переливам и мерцанию света только с перламутровыми.

Соломка – материал, раскрывающий большие возможности перед каждым, кто захочет с ней работать. Успех в этом случае, как и во всех видах художественных работ, в немалой степени зависит от правильного выбора материала и его подготовке к работе.

Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся хорошими физико-механическими свойствами. У нее ровный стебель с длинными междоузлиями и небольшой сбежистостью. Она отличается прочностью при относительно тонких стенках, при замачивании становится пластичной, при высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Окраска сломки имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до золотисто-желтого и красноватого.

Пшеничная соломка отличается мягкостью и меньшей прочностью. Соломка овса самая мягкая из отечественных злаков, стебель короткий с сильной сбежистостью, с толстыми стенками, поверхность – с блеском интенсивно теплого цвета. У соломки дикорастущих злаков стенки прочные и толстые, поэтому с ней работать значительно труднее, требуются хорошие навыки.

Соломку заготавливают в июле – августе вручную. После 3-дневной сушки хранят связанной в снопы в темном прохладном помещении. Перед работой со стеблей удаляют колоски, листья и узлы, сортируют по длине, толщине и цвету. Чтобы соломка приобрела золотистый цвет, ее раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до трех дней. Если хотят добиться серебристо белого цвета, ее отбеливают в слабом растворе перекиси водорода и питьевой соды. Красят соломку в нужный цвет обычными красителями для ткани.

Для аппликации используют соломку, разрезанную на полоски и выглаженную. Пропаренную в течении нескольких минут в горячей воде соломку расщепляют вдоль с помощью резака, проглаживают с внутренней стороны не очень горячим утюгом и утончают, немного соскабливая с внутренней стороны. Такая соломка сама скручивается в кольца, что удобно для хранения.

Для отделки изделия соломкой ее режут резаком на полосы нужной ширины и длины. Для того, чтобы полоски получились одинаковой ширины можно сделать нехитрое приспособление: в тонкую рейку надо вставить две швейные иглы остриями наружу. Расстояние между ними равно ширине будущей полоски. Затем в соответствии с задуманным рисунком выбивают из соломки чеканами элементы орнамента. Чеканы можно изготовить из пустотелых стальных трубок разных диаметров.

После того, как будет выложен весь рисунок, изделие лакируют и полируют. Что интересно, эта технология в основе своей не меняется уже несколько сот лет, меняются только вспомогательные материалы: лаки, клеи, краски, отбеливающие составы.


Отделка древесины росписью.

Распространенным видом декоративного убранства крестьянских домов, орудий труда, средств транспорта, утвари, посуды и других изделий из дерева, луба и бересты является роспись. Ее красочные узоры поражают неисчерпаемой фантазией народных художников. Они рассказывали о красоте окружающего мира с помощью орнамента, изображений растений и птиц. Еще в одиннадцатом веке художники богато украшали короба, туеса, ложки, посуду сложным растительным орнаментом. Краски они употребляли самодельные, где главным связующим было яйцо, клей и живица. Со временем им на смену пришли краски приготовленные на основе льняного или конопляного масла, что расширило богатство технических и художественных приемов русских мастеров.

К восемнадцатому веку сложилось два основных направления декоративной росписи – графическое и живописное. Графические росписи связаны с древнерусским искусством украшения утвари, книг, иконописью. В них главную роль играла линия, контур орнамента. Обычно его рисовал наиболее талантливый художник, а закрашивал и расписывал изображение мастер низшей квалификации. Это мезенская, печорская, северодвинская, федосеевскя, загорская и тверская (с выжженным контуром).

Живописное направление намного многочисленнее: вологодская, каргопольская, устюжская, костромская, новгородская, уральская, ну и конечно хохломская. Существует много легенд связанных с появлением тех или иных ремесел. Одна из самых удивительных – легенда, рассказывающая о том, с чего началась знаменитая на весь мир хохломская роспись.

В дремучих заволжских лесах близ села Хохлома поселились, гонимые царскими властями, староверы среди которых был художник-иконописец. Прокормиться на этих землях крестьянским трудом было трудно, и вот этот иконописец обучил переселенцев своему мастерству. Местные мастера исстари точили деревянную посуду, а пришлые художники приноровились ее расписывать. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши, и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи – которые бывают в полдень, и красные на зорьке. В народе говорили, что расписывал свою художник свою посуду волшебной кистью, сплетенной из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только местным жителям, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто ее расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупрежденный живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть.

Такова легенда о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной. И это не случайно: искусство хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки в русской печи.

Отдельные приемы «золочения» посуды, придающие деревянным изделиям неповторимое своеобразие, были известны хохломским мастерам уже в семнадцатом веке. Приемы были действительно позаимствованы у иконописцев, применявших их еще со времен Древней Руси. В древней иконописи фон принято было покрывать золотом. Но потом ради удешевления мастера вместо золота стали применять серебро, точнее серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом.

Эту технологию переняли хохломские мастера, расписывая свою посуду.

При росписи они покрывали серебром только отдельные элементы узора, так как серебро тоже дорогой металл. Только в девятнадцатом веке замена серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой. В наше время олово заменено на еще более дешевый материал – алюминий.

Подготовка деревянных изделий к росписи и сама роспись – процесс многооперационный, требующий больших временных затрат: сначала в них втирают жидкую глину, хорошо сушат, затем покрывают льняным маслом и снова сушат, теперь уже в печах, потом в несколько слоев олифят с просушкой каждого слоя. Последний слой не досушивают и лудят порошком олова или алюминия. После просушки такое изделие похоже на серебряное и готово к росписи.

В тех кружках прикладного искусства, в которых занимаются хохломской росписью, работают, как правило по упрощенной технологии: сухие пигменты (сурик, охру) смешивают с натуральной льняной олифой, втирают в древесину, сушат при комнатной температуре или в сушильных шкафах, шлифуют, и покрывают прозрачным масляным лаком. Лудят, как правило, уже второй, более густой слой лака и сушат при комнатной температуре.

Детей обучают различным видам хохломской росписи сначала на бумаге гуашью или темперой, чтобы они делали уверенно, без вспомогательного образца. Для росписи применяют обычные минеральные краски – они не выгорают при обжиге. Гамма цветов очень скромная: зеленая, охра, сурик, красная и черная.

Так как хохломкая роспись выполняется на серебристом фоне, покрытом алюминиевым порошком, для придания ей золотистого цвета и блеска посуду необходимо закалить. Для этого роспись покрывают тонким слоем масляного лака (в старые времена мастера готовили лак из смеси канифоли, воска и скипидара – этот лак безопасен для здоровья) и помещали в печь, имеющую температуру 270-300 градусов. Под воздействием высокой температуры масляный лак слегка желтеет, и посуда становится золотистой. Если мы хотим получить более насыщенный золотой оттенок, этот процесс повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка к тому же приобретает высокую прочность.

Наиболее ярким представителем графического направления является, на мой взгляд, городецкая роспись. Приемы городецкой росписи окончательно сложились к концу девятнадцатого века. Живописная техника создавалась под влиянием иконописи, графики старинных книг и цветочной росписи на утвари. Тематика сюжетов ранних расписных донец связана в основном со свадебным обрядом с изображением дерева-цветка в центре верхней сценки. Писали также сцены чаепития и посиделок, гуляний и хороводов, смотрин и катания. Позы персонажей и весь настрой росписи подчеркивали торжественность и праздничность этих событий. Образ человека полностью подчинял себе орнамент, оставив ему чисто декоративную роль. Розанами листьями и ягодами объединяли разрозненные фигурки в единый сюжет росписи верхней части донца. В нижнем ярусе букетами из цветов заполняли пространство вокруг изображений птиц или коня. Цветы среднего яруса были соединительным звеном в трехчастной композиции всей росписи донца.

В изображении барышень в декольтированных платьях, крохотных шляпках, с зонтиками в руках; нарядных кавалеров в модных пиджаках и панталонах; интерьера с колоннами и богатыми занавесками, креслами и диваном, с часами и картинами на стене, с самоваром или графином с рюмками на круглом столе; ярмарочных сценок отражался острый интерес к городской жизни. Точно передавая характер событий, крестьянские живописцы не превращали их в простую иллюстрацию, созданные ими образы были глубоко поэтичны и, несмотря на условность, изображения были очень декоративны.

Городецкую роспись отличает необыкновенная выразительность: птицу изображали в фас с развернутыми крыльями, а голову в профиль; человека также в фас, а его ноги в профиль; коня, собаку, домашнюю птицу – в профиль и т.д. Фигуры написаны очень обобщенно, застывшими в торжественных позах, но их красочные силуэты, всегда более насыщенные по цвету, чем фон, создают при плоскостном изображении ощущение пространственности.

В самом начале прошлого века в городецкой живописи появились сюжеты на темы русских былин и сказок, шуточные сценки. После начала первой мировой войны Городецкие мастера писали сцены на военную тематику – проводы новобранцев, сражения, приезд солдата на побывку. Часто рисовали пароход с капитаном, сценки гуляния матросов с девушками.

Развитие росписи на донцах повлияло на декоративное оформление домашней утвари мебели, особенно детской. Излюбленными здесь стали сцены крестьянских будней: прядение, охота, сбор урожая и т.д. Лучшие произведения городецкой росписи отличает искренность, затейливость и изысканность изображений, тонкое чувство ритма и цвета. Растительные мотивы и городецкие цветы писали в гирляндах, где в центре ставили крупный цветок, а остальные элементы располагали симметрично по его сторонам. Все это расписывалось клеевыми красками ярких чистых тонов – красного, зеленого, желтого, синего и черного, а смягчался и облагораживался колорит слоем олифы, которой покрывали изображение.


Украшение резьбой изделий из древесины.

С давних времен на необъятных русских просторах древесина была основным материалом, из которого возводили крепостные, дворцовые и культовые сооружения, строили жилища; из него выполняли множество бытовых предметов: мебель, орудия труда, транспортные средства, детские игрушки, изготовляли корыта, кадки, дежи для теста, ковши, чаши, ложки.

Рассматривая образцы этих изделий, мы поражаемся их совершенству – с одной стороны, все они очень просты, не перегружены резными деталями и резным орнаментом, с другой – все в них стройно, гармонично, резьба органично сочетается с формой и назначением самой вещи.

Уже в десятом веке техника обработки дерева была достаточно хорошо развита: мастера кроме топора, пилы, молотка, ножа применяли долото, сверло, резцы и стамески разных профилей.

На русском Севере, в Карелии, Тверской, Вологодской, Нижегородской, Костромской, Владимирской и Костромской областях до сих пор стоят дома более чем столетней давности. Над фронтонами изб можно увидеть вытесанный топором из целого корневища охлупень – фигурное изображение головы и верхней части корпуса коня, оленя или большой птицы, чаще всего петуха. По краю фронтона прикреплялись резные доски – причелины, покрытые повторяющимися простейшими резными фигурками: ромбами, звездочками, кругами, зубчиками. На концах причелин, ниже фронтона, резьба была ажурной. Резьбой украшали также крыльцо и наличники. Плотники тех лет хорошо владели всеми видами резьбы, от самых простых ее форм до самых сложных: геометрической прорезкой на поверхности досок; рельефной резьбой: барельефом, горельефом, скульптурной. В крестьянском искусстве декоративная резьба была не только красивым узором, в ее элементы вкладывался глубокий смысл, связанный с миром поэтических представлений. Например, круги, изображения коней и птиц были неразделимы с символом солнца, вихревые розетки были знаком грома, узор плетенки – символом воды.

В старину прялка играла большую роль в жизни русской женщины-крестьянки, она с ней не расставалась, практически с детских лет до самой смерти. Изготовляли прялки с особой тщательностью, и чтобы хоть как-то скрасить монотонный труд пряхи, украшали их резьбой, росписью или аппликацией. Если это была резная прялка, то резьбой покрывались верхняя вертикальная ее часть, лопасть и ножка. Донце, как правило, расписывалось.

На северных, вологодских, ярославских, тверских прялках очень часто встречается геометрическая резьба, в основе которой лежат всевозможные комбинации простейших, внешне не сложных геометрических форм: кружков, треугольников, уголков и полосок. Искусство здесь состоит в том, что умелая комбинация этих простейших элементов создает сложный, богатый узор, и в том, что каждый отдельный элемент, каждый штрих выполнены с большой

точностью и аккуратностью.

Как правило, основу узора на прялках составляет круг-розетка или солнечная розетка. В первом случае внутри розетки вырезаны равномерно расположенные по кругу овально заостренные лепестки, во втором – розетка покрыта мелкими параллельными полосками – желобками, которые изгибаются и чуть расширяются к краю круга, или геометрическими фигурами, которые тоже разбегаются от центра и тоже расширяются.

Геометрическая резьба разнообразна по своим приемам и по тому зрительному эффекту, который она производит. Здесь различается широко применявшаяся трехгранновыемчатая резьба, само название которой гворит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых имеет три грани. За ней идет резьба ногтевидная, в виде углубленных лунок, и резьба контурная. Все разнообразие прорезки на том или ином предмете достигалось бесконечным комбинированием и варьированием этих основных приемов. Мастера прекрасно учитывали необходимость сопоставлять в резьбе крупные и мелкие элементы, оставлять между ними элементы фона, чтобы они лучше просматривались. Принималось во внимание и то, как будут располагаться и чередоваться на резной поверхности освещенные выпуклые и затемненные углубленнее участки. Все вместе – интересное расположенное розеток и других элементов, точное, мастерское выполнение всех трехгранных углублений, полосок, зубчиков – и привело в целом к тому, что такая прялка становилась настоящим произведением искусства.

О фантазии и мастерстве русских резчиков можно судить и по пряничным доскам. Они старались, чтобы на пряниках, которые выпекались на Руси в огромных количествах, было изображено что-либо интересное. Чаще всего это были изображения коней и петухов. Фигурки птиц и животных на пряничных досках сплошь покрыты геометрической резьбой, которая искусно имитирует шерсть, сбрую, пестрое оперение.

В настоящее время геометрическая резьба перешла на новые предметы: шкатулки, коробочки, солонки и т.д.

Вторым важнейшим видом резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф.

Рисунок выявляется на поверхности доски или бытовой вещи путем выбирания, углубления фона вокруг будущего узора. Фон углубляется немного, сам рисунок остается на одном уровне с доской.

Во второй половине девятнадцатого века в Абрамцево была организована столярная мастерская по изготовлению домашней утвари и мебели. Работали в ней столяры, плотники, художники и резчики из соседних деревень. Талантливый мастер из деревни Кудрино В.П.Ворносков, хорошо знавший традиции и приемы русской плоскорельефной резьбы, сумел создать новый оригинальный вид резьбы, который стали называть кудринским. Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края узора – изображений листьев, цветов, ягод, птиц и животных, закругляются или заоваливаются . Мастера еще называют такую резьбу заоваленная или завальная. Так вот В.П.Ворносков создал свой тип орнамента – листья и ветки в нем состоят как будто из множества пальцеобразных отростков, поэтому кудринскую резьбу часто называют «пальчатая». Основу пальчатого орнамента он подсмотрел в народной старинной резьбе. В своих ранних работах Ворносков часто комбинировал плоскорельефную резьбу с геометрической, трехграннвыемчатой и контурной. Иногда для усиления выразительности, декоративности углубления фона покрывал золотой или серебряной краской. После смерти Ворноскова его творчество продолжили сыновья, которым он сумел при жизни передать свое мастерство, свои принципы декоративной отделки художественных изделий из дерева. Деревянные изделия резчик украшал причудливым узором из плавно изгибающихся стеблей, унизанных листьями. Витиеватый узор искусно переплетался с изображением рыб, птиц, зверей, шишек хвойных деревьев, цветов и плодов различных растений.

Кудринские мастера довели до совершенства два вида плоскорельефной резьбы – с подушечным и выбранным фоном. У первой разновидности фон имеет ту же высоту, что и элементы узора. Каждый участок фона превращен в «подушечку», имеющую произвольные очертания. В резьбе же с выбранным фоном, как и следует из названия, фон выбирается во всех участках на одинаковую глубину; при этом элементы узоров оказываются приподнятыми над фоном.

Как полагают некоторые исследователи, прорезная резьба появилась на

основе «глухой» плоскорельфной резьбы. Мастера обычными резцами и доло-тами выбирали почти весь фон, оставляя лишь несколько точек соприкосно-

вения элементов узора между собой с окантовкой. С появлением сверел и

лобзиковых пил фон начали выпиливать, поэтому он носит название про-

пильной.

Здесь сразу хочется сказать о домовой резьбе, она еще называется

корабельной резьбой. В крестьянском зодчестве Нижегородской губернии и

Среднего Поволжья распространилась глухая рельефная резьба – резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с волжских судов.

В старину корабли строили из дерева и украшали хорошо видным издали крупным растительным орнаментом, а на носу, на месте бушприта, часто вырезали изображения фантастических существ, связанных с представлениями о водной стихии. Мастера – плотники и резчики перенесли свое искусство на берег и стали украшать собственные и соседские избы. Поэтому на причелинах изб можно увидеть изображения русалок или, как их еще называли берегинь, фигур, оберегающих судно или дом. Мастера, видимо, были людьми компанейскими, веселыми, работали и строили с песням, шутками; вероятно поэтому у русалок-берегинь, что вырезаны на деталях домов веселые, смеющиеся лица и они благодушно взирают с причелин на прохожих.

Домовая резьба всегда имела свободный характер. По всей доске мастера-резчики обычно располагали богато и свободно разработанный растительный рисунок, листья завивались крупными встречными спиралями, их соединяли и одновременно разделяли цветочными розетками, т.е. изображениями многолепестковых цветков, видимых как бы сверху, так что все лепестки располагались по кругу или вписывались в круг. Вырезая цветок таким образом, мастера имели в виду и солнце, которое изображали как большой многолепестковый цветок или цветочную розетку. Сложно было придумать и разместить подобный рисунок, но еще сложнее было выполнить его топором и долотом из достаточно твердого и долговечного дерева, которое шло на постройки.

Если смотреть на украшающюю дома резьбу неподготовленным глазом, можно подумать, будь-то мастера вырезали сказочные узоры по какой-то им одним понятной прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. На самом деле все намного сложнее.

Орнамент – язык тысячелетий. Он появился раньше почти всех видов искусств и в народном орнаменте, как в древних письмена, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начала его мировоззрения и первые попытки воздействовать на таинственные силы природы средствами искусства. Человек вырезал на доске дугу и все понимали, что это символическое изображение радуги, а она, по мифам древних славян, означала союз, мост между матерью землей и небом и от дружеского их согласия зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад. Вплетая в узор изображение радуги в виде дуги или полотенца, древний славянин призывал на помощь себе добрые силы природы. Люди долго помнили язык узора придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, канавкам, зарубкам, фантастическим и реальным животным. Мы и сейчас, забыв значение и смысл всех этих треугольников, звезд, кругов, понимаем, что если деревенский мастер вырезал на ставнях поющего петуха, то это означает возрождение, обновление – петух пробуждал новый день и гнал прочь от дома злые силы. Ту же роль играл охлупень в виде петуха, недаром до сих пор

говорят, мол, этот петух другого в дом не допустит, имея в виду пожар.

Давний обычай украшать верха изб резными коньками тоже полон символического смысла – жилье над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. Все это наши предки знали, понимали и умели делать. О художественной обработке материалов можно говорить и писать бесконечно. На эту тему написано большое количество книг, еще больше создано мифов и легенд, которые тесно переплетаются с реальностью. Это искусство стоит особняком в ряду других искусств, хотя бы уже потому, что является по-настоящему самым массовым и демократичным. Практически каждый может найти занятие себе по душе, и школа может помочь им уже в детстве определиться с выбором.

Глава 2


Психолого-педагогический аспект.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, вооружают учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий каким-либо видом декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий обшеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальны запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уроне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные звязи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, технологии, физики, химии, черчения и т.д. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области биологии истории, литературы и других учебных дисциплин.

Вместе с тем, немалое значение имеет соответствие видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий. Здесь речь идет не об упрощенном детском искусстве, а о доступной разновидности того или иного вида декоративно-прикладного искусства, аналогично тому, как при обучению детей изобразительной грамоте в школе упор делается на более доступную технику акварельной живописи, нежели на работу маслом.

Всем перечисленным требованиям в нашей школе соответствует отделка декоративных изделий из дерева резьбой. Учащиеся закрепляют знания, на уроках изобразительного искусства и технологии, учатся самостоятельно изготавливать и затачивать резцы, покрывать изделия различными лаками и протравами. У школьников формируется понимание прямой и непосредственной зависимости подготовительного рисунка и технологии резьбы, характера применяемых резцов, что является одним из показателей развитого художественного вкуса.


Работа над проектом.

  1. Учащимся пятых классов (мальчики) даем творческое задание: вписать в квадраты 120х120мм символическое изображение слона, черепахи, зайца клоуна, машины, цветка и елки.

Материал – бумага.

  1. Выбираем на условиях конкурса самые удачные варианты, готовим шаблоны, используя эскизы в качестве образчов.

Материал – оргалит, копировальная бумага.

Инструменты – лобзик, упорный столик.

  1. Выпиливание комплектов силуэтов.

Материал – трехслойная фанера.

Инструменты – лобзик, штампы.

  1. Выжигание по контуру будущей росписи.

Инструменты и материалы – электровыжикагель, нождачная бумага.

Заключение.

Ученики на уроках технологии изготовляют декоративные изделия не только для себя, но и для школы. Например, готовые силуэты игрушек, но без росписи мы принесли в группы продленного дня, и воспитанники сами их расписывали. Это был наш подарок им к Новому году, что доставило пятиклассникам больше морального удовольствия, чем малышам.

Рассказывая детям об истории ремесел и подкрепляя по возможности эти рассказы практическими работами, мне удается привлечь к трудовой деятельности даже очень нерадивых учеников. И что еще очень хорошо настраивает детей на творческий лад – такие занятия проходят под тихо звучащую классическую музыку.


Автор: учитель технологии средней школы №6 г.Троицка

Дейнега В.Н.












Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии
  • Технология
Описание:

Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством. Использованию в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, обучению школьников основам художественного ремесла в нашей стране всегда уделялось много внимания. Так в 60-70-х годах прошлого века Центральным комитетом партии и Министерствами культуры, просвещения и местной промышленности были приняты ряд постановлений, направленных на строительство художественных школ в регионах, где развиты народные художественные промыслы, выделение им художников и опытных мастеров, обеспечение их специальным оборудованием и инструментами, а также на организацию факультативных занятий и открытие кружков при Домах пионеров.

Народы нашей страны на протяжении многих веков создали богатую и своеобразную культуру. С большим мастерством и изобретательством, используя местные природные материалы: мех и кожу животных, бересту, дерево, клык моржа, рог оленя, камень и другие материалы, которыми их щедро одаривала природа, люди делали и делают разнообразные, Искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду, предметы быта. Обычные вещи, преображенные рукой мастера-художника, превращаются в подлинные произведения искусства, которые свидетельствуют о неистощимой фантазии народа.Складывавшиеся в течении столетий традиции художественной обработки местных материалов дошли до нашего времени. Коллекции художественных изделий собраны в крупнейших музеях страны.Планомерная подготовка учеников в школе, приобщение их к созданию изделий народного декоративно-прикладного искусства будет способствовать эстетическому воспитанию детей, развитию у них художественного вкуса, а для кого-то это станет профессией.Преемственность лучших, самых жизнеспособных традиций – характерная черта культуры народов нашей страны.
Автор Дейнега Виктор Николаевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1973
Номер материала 21646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓