Главная / Русский язык и литература / «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» (7 класс)

«Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Учитель Третьякова И.В.,КГУ «ОШ№42»

Цель: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом, знаками препинания при нем и его синтаксической ролью в предложении.

Задачи:

  1. Усвоить понятие деепричастного оборота, правила постановки знаков препинания при нем;

научиться строить предложения с деепричастным оборотом;

предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи;

  1. Способствовать формированию навыков культурной речи;

развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.

  1. Воспитывать интерес и внимательное отношение к слову;

способствовать развитию эмоциональной сферы;

воспитывать любовь к природе.


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.


Основные методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, исследовательский, эвристическая беседа, работа в парах.


Ход урока.


  1. Организационный этап

Приветствие класса.

Отсутствующие на уроке.

Запись даты и темы урока.

  1. Актуализация

1.Орфографическая пятиминутка

Я помню:

(По цепочке ученики записывают словарные, трудные в написании слова, изученные в разделах «Причастие» и «Деепричастие»).

2.Проверка домашнего задания

1 ученик демонстрирует карту - схему по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2 ученик из упражнения № 197 разбирает предложение по членам предложения.

3, 4 ученики работают по карточке на интерактивной доске.

Задание:

От данных глаголов образовать деепричастие совершенного, либо несовершенного вида. (первый ученик образовывает деепричастие совершенного вида, второй ученик несовершенного вида; работа в паре).

войти → войдут → войдя

бросаться

улыбнуться

разгорячиться

дробить

разглядеть

думать

увидеть

закончить

  1. Лингвистическая разминка

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

  • Знаете, что такое деепричастие? (Да)

  • Дайте определение (дается определение)

  • Можно ли назвать деепричастие «ребенком» двоих родителей? (Да)

  • Почему?

(Деепричастие унаследовало признаки глагола: вид, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность; наречия: не изменяются, являются обстоятельством)

  • Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении? (являются обстоятельством)

(На примере предложений из домашнего задания показывает ученик)

  • Чем деепричастие совершенного вида отличается от деепричастий несовершенного вида? (Отвечают работающие по карточке на интерактивной доске в паре)

  1. Формирование новых умений способов действия

  1. Беседа

  • О чем сегодня на уроке пойдет речь? (учащиеся отвечают)

Слайд № 1

  • Чему мы должны научиться? Задачи урока (составлять деепричастные обороты, ставить знаки препинания при одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах)

Слайд № 2

  • А как вы думаете, что такое деепричастный оборот?

(Думаем, что деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами)

  1. Работа с учебником, §26, стр. 91, 92, 94, 95

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом §26

Прием «Пометки на полях» (инсерт)

  • Что знали? Что отметили знаком «галочка»?

  • Что нового узнали? Что отметили знаком «+»?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами; на письме деепричастные обороты выделяются запятыми)

  • Что отметили знаком «минус»? (стр. 94)

  • Что отметили знаком «вопрос»? (стр. 95)

Запись предложения из упражнения № 206 (выписываем первое предложение, составляем схему).

Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

Если деепричастные обороты зависят от одного и того же глагола, они являются однородными обстоятельствами и между ними запятая не ставится.

  • Запишем устойчивые сочетания, представляющие собой деепричастный оборот. Они запятыми не выделяются.

Сломя голову, засучив рукава, трудится не покладая рук, работать спустя рукава, уйти несолоно хлебавши.

  1. Применение. Формирование умений и навыков.

Слово учителя.

  • На предыдущем этапе мы выяснили, что такое деепричастный оборот и как он обособляется. Теперь я предлагаю вам ваши теоретические знания применить на практике.

Представьте теплый солнечный день. Что мы чувствуем, замечаем, наблюдаем в природе?

3 слайд – Солнечный день.

Задание: подобрать к деепричастиям зависимые слова, обозначить вид, выделить суффиксы.

Раскачиваясь

Шелестя

Осветив

Проглядывая

Закрывая

Затеняя

Наблюдая

Оценивая

Погружаясь

  • Что мы с вами создали? (Деепричастные обороты)

  • Составьте предложение с одним деепричастным оборотом. (Раскачиваясь от ветра, деревья шелестят листвой)

  • Составлять деепричастные обороты вы умеете. Следующий этап работы проверит ваше умение выделять запятыми деепричастные обороты в речи.

4 слайд

Задание: спишите, расставьте недостающие знаки препинания, выделите деепричастный оборот как член предложения, составьте схемы предложений.

Вот темный лист свалился чуть шурша.

Роняя дождь проходят тучи.

Высоко в небе раскинув крылья парит ястреб.

Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам.

5 слайд – Луг на опушке леса.

  1. Лесная опушка покрылась луговыми цветами. Она преобразилась и посветлела.

  2. Цветы радуются солнцу. Они покачиваются под тёплым ветерком.

  3. Тёмная зелень деревьев кажется мрачной. Она контрастирует с нежными цветами.

  • А теперь мы на цветущем лугу, на опушке леса.

  • Какое задание мы должны выполнить?

Задание: Заменить одно из предложений деепричастным оборотом.

(комментированное письмо)

6 слайд – Сирень на даче.

  • Почувствуйте запах сирени и выполните следующее задание: замените один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания, выделите деепричастные обороты. (Задание по рядам)

Вдоль ступеней растут кусты сирени и оживляют летний пейзаж.

Поднимаемся по ступеням вверх и оказываемся перед огромным окном.

Сирень буйно цветёт и отражается в окне дома.

7 слайд – Творческое задание.

- Задание: замените причастия деепричастиями. Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота.

Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне.

Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонут.

Пылавшие среди травы гвоздики стали украшением сада.

Итак, мы смогли с вами убедиться в разнообразии синонимичных синтаксических конструкций в русском языке. Одну и ту же мысль можно выразить различными синтаксическими конструкциями.

8 слайд – Озеро.

- Отчего так неуютно на озере? Давайте исправим ошибки, допущенные в предложениях. (Работа выполняется устно)

  1. Мы любуемся деревьями, отражаясь в воде.

  1. Солнце спряталось за облаками, покрывая всё небо.

3) Художник изображает берег озера, убегая вдаль.

  1. Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянув его холодными облаками.

  2. Рассматривая картину, чувствуется настроение художника.

9 слайд – Озеро (с исправлением ошибок)

  1. Мы любуемся деревьями, которые отражаются в воде.

  1. Солнце спряталось за облаками, покрывшими всё небо.

3) Художник изображает берег озера, убегающего вдаль.

  1. Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянувшееся холодными облаками.

  2. Рассматривая картину, мы чувствуем настроение художника.

  1. Проверочная работа

10 слайд – Проверочная работа. Нужна ли запятая?

(Учащиеся работают самостоятельно 2 минуты, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки – работа в парах).

11 слайд – Проверь.

  1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

  2. Мы увидели, что, построившись клином, летят журавли.

  3. Юноша начал говорить, но, сказав несколько слов, смутился.

  4. И тут Янко внимательно посмотрел на девушку, а увидев ее грустные глаза, отвел взгляд в сторону.

  5. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

  6. Шел дождь, барабаня по крыше, и, срывая последнюю листву с деревьев, назойливо выл ветер.

Оценочный лист

1 ошибка – «5»;

2-3 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

свыше 4 ошибок – «2»

(Оценку выставить на стикер, подписать фамилию)

12 слайд – Вывод.

- Какую роль выполняют деепричастия и деепричастные обороты в речи?

(Социальная значимость изучаемого материала)

13 слайд – Спасибо за работу.

  1. Этап рефлексии «Оценочное окно»

Учащийся на своем стикере проставляет количество баллов:

Понятно все, активно принимал участие – 10 баллов;

Мало практики, но понятно все – 7 баллов;

Был пассивным слушателем, но тему понял – 5 баллов;

Некоторые вопросы понял не до конца – 3 балла;

Ничего не понял – 0 баллов.

  1. Этап информации о домашнем задании

(Написано заранее на доске; домашнее задание комментируется)

§ 26

ур. А – упр. 206;

ур. Б – упр. 207;

ур. С – упр. 211




«Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Учитель Третьякова И.В.,КГУ «ОШ№42»

Цель:         Познакомить учащихся с деепричастным оборотом, знаками препинания при нем и его синтаксической ролью в предложении.

Задачи:

1.     Усвоить понятие деепричастного оборота, правила постановки знаков препинания при нем;

научиться строить предложения с деепричастным оборотом;

предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи;

2.     Способствовать формированию навыков культурной речи;

развивать монологическую речь, творческие способности учащихся.

3.     Воспитывать интерес и внимательное отношение к слову;

способствовать развитию эмоциональной сферы;

воспитывать любовь к природе.

 

Тип урока:         изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

 

Основные методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, исследовательский, эвристическая беседа, работа в парах.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный этап

Приветствие класса.

Отсутствующие на уроке.

Запись даты и темы урока.

II.               Актуализация

1.Орфографическая пятиминутка

Я помню:

(По цепочке ученики записывают словарные, трудные в написании слова, изученные в разделах «Причастие» и «Деепричастие»).

2.Проверка домашнего задания

1 ученик демонстрирует карту - схему по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2 ученик из упражнения № 197 разбирает предложение по членам предложения.

3, 4 ученики работают по карточке на интерактивной доске.

Задание:

От данных глаголов образовать деепричастие совершенного, либо несовершенного вида. (первый ученик образовывает деепричастие совершенного вида, второй ученик несовершенного вида; работа в паре).

войти → войдут → войдя

бросаться

улыбнуться

разгорячиться

дробить

разглядеть

думать

увидеть

закончить

I.       Лингвистическая разминка

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

¾   Знаете, что такое деепричастие? (Да)

¾   Дайте определение (дается определение)

¾   Можно ли назвать деепричастие «ребенком» двоих родителей? (Да)

¾   Почему?

(Деепричастие унаследовало признаки глагола: вид, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность; наречия: не изменяются, являются обстоятельством)

¾   Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении? (являются обстоятельством)

(На примере предложений из домашнего задания показывает ученик)

¾   Чем деепричастие совершенного вида отличается от деепричастий несовершенного вида? (Отвечают работающие по карточке на интерактивной доске в паре)

III.           Формирование новых умений способов действия

1.     Беседа

¾   О чем сегодня на уроке пойдет речь? (учащиеся отвечают)

Слайд № 1

¾   Чему мы должны научиться? Задачи урока (составлять деепричастные обороты, ставить знаки препинания при одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах)

Слайд № 2

¾   А как вы думаете, что такое деепричастный оборот?

(Думаем, что деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами)

2.     Работа с учебником, §26, стр. 91, 92, 94, 95

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом §26

Прием «Пометки на полях» (инсерт)

¾   Что знали? Что отметили знаком «галочка»?

¾   Что нового узнали? Что отметили знаком «+»?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами; на письме деепричастные обороты выделяются запятыми)

¾   Что отметили знаком «минус»? (стр. 94)

¾   Что отметили знаком «вопрос»? (стр. 95)

Запись предложения из упражнения № 206 (выписываем первое предложение, составляем схему).

         Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

                   Если деепричастные обороты зависят от одного и того же глагола, они являются однородными обстоятельствами и между ними запятая не ставится.

·           Запишем устойчивые сочетания, представляющие собой деепричастный оборот. Они запятыми не выделяются.

    Сломя голову, засучив рукава, трудится не покладая рук, работать спустя рукава, уйти несолоно хлебавши.

II.   Применение. Формирование умений и навыков.

Слово учителя.

¾   На предыдущем этапе мы выяснили, что такое деепричастный оборот и как он обособляется. Теперь я предлагаю вам ваши теоретические знания применить на практике.

Представьте теплый солнечный день. Что мы чувствуем, замечаем, наблюдаем в природе?

3 слайд – Солнечный день.

Задание: подобрать к деепричастиям зависимые слова, обозначить вид, выделить суффиксы.

Раскачиваясь

Шелестя

Осветив

Проглядывая

Закрывая

Затеняя

Наблюдая

Оценивая

Погружаясь

¾   Что мы с вами создали? (Деепричастные обороты)

¾    Составьте предложение с одним деепричастным оборотом. (Раскачиваясь от ветра, деревья шелестят листвой)

¾   Составлять деепричастные обороты вы умеете. Следующий этап работы проверит ваше умение выделять запятыми деепричастные обороты в речи.

4 слайд

Задание: спишите, расставьте недостающие знаки препинания, выделите деепричастный оборот как член предложения, составьте схемы предложений.

Вот темный лист свалился чуть шурша.

Роняя дождь проходят тучи.

Высоко в небе раскинув крылья парит ястреб.

Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам.

5 слайд – Луг на опушке леса.

1)    Лесная опушка покрылась луговыми цветами. Она преобразилась и посветлела.

2)    Цветы радуются солнцу. Они покачиваются под тёплым ветерком.

3)    Тёмная зелень деревьев кажется мрачной. Она контрастирует с  нежными цветами.

¾   А теперь мы на цветущем лугу, на опушке леса.

¾   Какое задание мы должны выполнить?

Задание: Заменить одно из предложений деепричастным оборотом.

(комментированное письмо)

6 слайд – Сирень на даче.

¾   Почувствуйте запах сирени и выполните следующее задание: замените один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания, выделите деепричастные обороты. (Задание по рядам)

Вдоль ступеней растут кусты сирени и оживляют летний пейзаж.

Поднимаемся по ступеням вверх и оказываемся перед огромным окном.

Сирень буйно цветёт и отражается в окне дома.

7 слайд – Творческое задание.

- Задание: замените причастия деепричастиями. Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота.

Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне.

Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонут.

Пылавшие среди травы гвоздики стали украшением сада.

Итак, мы смогли с вами убедиться в разнообразии синонимичных синтаксических конструкций в русском языке. Одну и ту же мысль можно выразить различными синтаксическими конструкциями.

8 слайд – Озеро.

- Отчего так неуютно на озере? Давайте исправим ошибки, допущенные в предложениях. (Работа выполняется устно)

1)    Мы любуемся деревьями, отражаясь в воде.

2)    Солнце спряталось за облаками, покрывая всё небо.

3)  Художник изображает берег озера, убегая вдаль.

4)    Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянув его холодными облаками.

5)    Рассматривая картину, чувствуется настроение художника.

9 слайд – Озеро (с исправлением ошибок)

1)    Мы любуемся деревьями, которые отражаются в воде.

2)    Солнце спряталось за облаками, покрывшими всё небо.

3)  Художник изображает берег озера, убегающего вдаль.

4)    Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянувшееся  холодными облаками.

5)    Рассматривая картину, мы чувствуем настроение художника.

III.                    Проверочная работа

10 слайд – Проверочная работа. Нужна ли запятая?

(Учащиеся работают самостоятельно 2 минуты, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки – работа в парах).

11 слайд – Проверь.

1.     И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

2.     Мы увидели, что, построившись клином, летят журавли.

3.     Юноша начал говорить, но, сказав несколько слов, смутился.

4.     И тут Янко внимательно посмотрел на девушку, а увидев ее грустные глаза, отвел взгляд в сторону.

5.     Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

6.     Шел дождь, барабаня по крыше, и, срывая последнюю листву с деревьев, назойливо выл ветер.

Оценочный лист

1 ошибка – «5»;

2-3 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

свыше 4 ошибок – «2»

(Оценку выставить на стикер, подписать фамилию)

12 слайд – Вывод.

- Какую роль выполняют деепричастия и деепричастные обороты в речи?

(Социальная значимость изучаемого материала)

13 слайд – Спасибо за работу.

IV.                    Этап рефлексии «Оценочное окно»

Учащийся на своем стикере проставляет количество баллов:

Понятно все, активно принимал участие – 10 баллов;

Мало практики, но понятно все – 7 баллов;

Был пассивным слушателем, но тему понял – 5 баллов;

Некоторые вопросы понял не до конца – 3 балла;

Ничего не понял – 0 баллов.

V.   Этап информации о домашнем задании

(Написано заранее на доске; домашнее задание комментируется)

§ 26

ур. А – упр. 206;

ур. Б – упр. 207;

 

ур. С – упр. 211

Автор Третьякова Ирина Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1033
Номер материала 36099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓