Главная / Русский язык и литература / "Цветы красноречия". Тропы и фигуры речи, их роль в создании поэтического текста.

"Цветы красноречия". Тропы и фигуры речи, их роль в создании поэтического текста.

«Цветы красноречия». Тропы и фигуры речи, их роль в создании поэтического текста.

Анализ поэтического произведения – это попытка приблизиться к позиции автора, сопереживание, разговор «из души в душу». Это воображение и способность чувством отозваться на текст. Главное – постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа описанием личных впечатлений от этого произведения.

Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение слова и образа. Лирическая поэзия – это тайна языка, слова, которое приобретает особую выразительность. В контексте оно связано с другими слова множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них существует стихотворение», – писал А.А.Блок

Тропы (от.греч. – поворот) – обороты речи, употребление слов и выражений в переносном смысле. Тропы – преобразование, переосмысление единиц языка. В их основе лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определённую роль в создании образа, в воплощении темы и идеи. Вместе с фигурами речи (обороты речи, синтаксические конструкции, усиливающие выразительность высказывания) тропы называют «цветами красноречия». Их более двухсот видов.

Средства выразительной речи

Языковое средство

Определение приема

Примеры

Аллегория

(высказывание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегорическое изображение войны 1812г. В басне И.А. Крылова «Волк на псарне»

Аллитерация

Повторение в тексте согласных звуков.

Знакомым шумом шорох их вершин. Меня приветствовал.

(А. Пушкин)

Анафора

Повторение слов, словосочетаний в начале предложений

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья…

(М. Лермонтов)

Антитеза

Контраст, противопоставление явлений и понятий

Я царь – я раб, я червь – я Бог!

(Г. Державин)

Ассонанс

Повторение в тексте ударных гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм…

(А. Пушкин)

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов

Швед, русский – колет, рубит, режет.

(А. Пушкин)

Гипербола

Художественное преувеличение

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

(Н.А. Некрасов)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимость

Они, эти овощи, действительно были синие,

вернее сказать – темно-лиловые, почти

черные, глянцевитые, какие-то кожаные.

(В. Катаев)


Именительный

(падеж) темы

Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста

Пушкин … Это светлое имя сопровождает на всю жизнь

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит…

(А. Пушкин)

Ирония

Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка

Отколе, умная, бредешь ты голова? (об Осле) (И. Крылов)

Композиционный стык


Литота

Повторение в начале нового предложение слов, заключающих предыдущее

Художественное преуменьшение

На заре зарянка запела. Запела и чудом

соединила в песне своей все шорохи,

шелесты… (Н. Сладков)

… И уж листок с деревом шумит. Поют птички.

(В. Тредиаковский)

Метафора

Перенос значения с одного

явления или (предмета) на другое на основе сходства между ними

Жизнь в Гремячем Лугу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным

препятствием.

(М. Шолохов)

Метонимия

Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений

Черные фраки мелькали и носились, врозь и кучами, там и там…

(Н. Гоголь)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.

(В. Инбер)

Окказионализмы

(неологизмы)

Индивидуальные авторские словообразования

… В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.

(Г. Смирнов)

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.

(А. Блок)

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет

Луна хохотала, как клоун.

(С. Есенин)

Парное соединение однородных членов


Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей.

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.

Перифраз(а)

Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явление заменяется его признаком

Унылая пора! Очей очарование! (об осени)

(А. Пушкин)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия

Какие радости в чужбине? Они в родных краях…

(К. Батюшков)

Сарказм

Высшая степень проявление иронии

Все стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом.

Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…)

… И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Синтаксический параллелизм

Сходное параллельное построение фраз, строк

Привяжите руку к туловищу – она

отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа

(С. Соловейчик)

Сравнение

Составлений явлений или понятий с целью выделить особо важный признак

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево

(И. С. Тургенев)

Умолчание

Прерванное высказывание,

дающее возможность

домысливать, размышлять

Что со мной?

Отец… Мазепа…

(А. Пушкин)

Эпитет

Образное определение,

характеризующее свойство,

качество какого-либо лица,

явление предмета

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

(М. Лермонтов)

Эпифора

Повторение слов, словосочетаний в конце предложений

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н. Гоголь)

Наблюдение над языковым материалом

  1. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье стон, И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин)

  2. Мне грустно от того, что весело тебе. (М. Лермонтов)

  3. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. (Н. Гоголь)

  4. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин)

  5. Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка, во сыром бору, Под смолистый под корень подрубленная. (М. Лермонтов)

  6. Есть речи — значенье
    Темно иль ничтожно,
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

(М. Лермонтов)

2. Найдите тропы, стилистические фигуры и их виды.

Почему в языке отошедших людей
Были громы певучих страстей?
И намеки на звон всех времен и пиров,
И гармония красочных слов?
Почему в языке современных людей
Стук ссыпаемых в яму костей?
Подражательность слов, точно эхо молвы,
Точно ропот болотной травы?
Потому что когда, молода и горда,
Между скал возникла вода,
Не боялась она прорываться вперед,
Если станешь пред ней, так убьет.
И убьет, и зальет, и прозрачно бежит,
Только волей своей дорожит.
Так рождается звон для грядущих времен,
Для теперешних бледных племен.
(К. Бальмонт)

К слагаемым анализа поэтического текста относится его словесное строение: особенности лексики, морфологии, синтаксиса. Издавна они изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры, которые содержат в себе оценочность. В тропах – позиция автора.


"Цветы красноречия". Тропы и фигуры речи, их роль в создании поэтического текста.
  • Русский язык и литература
Описание:

    Анализ поэтического произведения – это попытка приблизиться к позиции автора, сопереживание, разговор «из души в душу».  Это воображение и способность чувством отозваться на текст. Главное – постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа описанием личных впечатлений от этого произведения. 

  Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение слова и образа. Лирическая поэзия – это тайна языка, слова, которое приобретает особую выразительность. В контексте оно связано с другими слова множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них существует стихотворение», – писал А.А.Блок

    Тропы (от.греч. – поворот) – обороты речи, употребление слов и выражений в переносном смысле. Тропы – преобразование, переосмысление единиц языка. В их основе лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определённую роль в создании образа, в воплощении темы и идеи. Вместе с фигурами речи (обороты речи, синтаксические конструкции, усиливающие выразительность высказывания) тропы называют «цветами красноречия». Их более двухсот видов.

Средства выразительной речи

Языковое средство

  Определение приема

Примеры

Аллегория

(высказывание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегорическое изображение войны 1812г. В басне И.А. Крылова «Волк на псарне»

Аллитерация

Повторение в тексте согласных звуков.

Знакомым шумом шорох их вершин. Меня приветствовал.

                                   (А. Пушкин)

Анафора

Повторение слов, словосочетаний в начале предложений

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья…

                                    (М. Лермонтов)

Антитеза

Контраст, противопоставление явлений и понятий

Я царь – я раб, я червь – я Бог!

                                     (Г. Державин)

Ассонанс

Повторение в тексте ударных гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм…

                                       (А. Пушкин)

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов

Швед, русский – колет, рубит, режет.

                                       (А. Пушкин)

Гипербола

Художественное преувеличение

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

                                         (Н.А. Некрасов)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимость

Они, эти овощи, действительно были синие,

вернее сказать – темно-лиловые, почти

черные, глянцевитые, какие-то кожаные.

                                       (В. Катаев)

 

Именительный

(падеж) темы

Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста

Пушкин … Это светлое имя сопровождает на всю жизнь

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит…

                                        (А. Пушкин)

Ирония

Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка

Отколе, умная, бредешь ты голова? (об Осле)                                (И. Крылов)

Композиционный стык

 

Литота

Повторение в начале нового предложение слов, заключающих предыдущее

Художественное преуменьшение

На заре зарянка запела. Запела и чудом

соединила в песне своей все шорохи,

шелесты…                      (Н. Сладков)

… И уж листок с деревом шумит. Поют птички.

                                  (В. Тредиаковский)

Метафора

Перенос значения с одного

явления или (предмета) на другое на основе сходства между ними

Жизнь в Гремячем Лугу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным

препятствием.

                                 (М. Шолохов)

Метонимия

Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений

Черные фраки мелькали и носились, врозь и кучами, там и там…

                                   (Н. Гоголь)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.

                                  (В. Инбер)

Окказионализмы

(неологизмы)

Индивидуальные авторские словообразования

… В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.

                                     (Г. Смирнов)

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.

                                        (А. Блок)

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет

Луна хохотала, как клоун.

                                        (С. Есенин)

Парное соединение однородных членов

 

Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей.

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.

Перифраз(а)

Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явление заменяется его признаком

Унылая пора! Очей очарование! (об осени)

                               (А. Пушкин)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия

Какие радости в чужбине? Они в родных краях…

                                 (К. Батюшков)

Сарказм

Высшая степень проявление иронии

Все стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом.

Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…)

… И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Синтаксический параллелизм 

Сходное параллельное построение фраз, строк

Привяжите руку к туловищу – она

отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа

                                  (С. Соловейчик)

Сравнение

Составлений явлений или понятий с целью выделить особо важный признак

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево

                                       (И. С. Тургенев)

Умолчание

Прерванное высказывание,

дающее возможность

домысливать, размышлять  

Что со мной?

Отец… Мазепа…

                                     (А. Пушкин)

Эпитет

Образное определение,

характеризующее свойство,

качество какого-либо лица,

явление предмета

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

                                 (М. Лермонтов)

Эпифора

Повторение слов, словосочетаний в конце предложений 

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

                                  (Н. Гоголь)

Наблюдение над языковым материалом

1.     Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье стон, И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин)

2.     Мне грустно от того, что весело тебе. (М. Лермонтов)

3.     В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.  (Н. Гоголь)

4.     Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин)

5.     Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка, во сыром бору, Под смолистый под корень подрубленная. (М. Лермонтов)

6.     Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

          Как полны их звуки
          Безумством желанья!
          В них слезы разлуки,
         В них трепет свиданья.

                                                                                                     (М. Лермонтов)

2. Найдите тропы, стилистические фигуры и их виды.

Почему в языке отошедших людей
Были громы певучих страстей?
И намеки на звон всех времен и пиров,

И гармония красочных слов?
Почему в языке современных людей
Стук ссыпаемых в яму костей?
Подражательность слов, точно эхо молвы,
Точно ропот болотной травы?
Потому что когда, молода и горда,
Между скал возникла вода,
Не боялась она прорываться вперед,
Если станешь пред ней, так убьет.
И убьет, и зальет, и прозрачно бежит,
Только волей своей дорожит.
Так рождается звон для грядущих времен,
Для теперешних бледных племен.
                                                                                                        (К. Бальмонт)

 

К слагаемым анализа поэтического текста относится его словесное строение: особенности лексики, морфологии, синтаксиса. Издавна они изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры, которые содержат в себе оценочность. В тропах – позиция   автора.

Автор Братковская Валентина Викторовна
Дата добавления 22.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 645
Номер материала 54678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓