Главная / Русский язык и литература / Цветопередача в русских скороговорках (исследовательская работа)

Цветопередача в русских скороговорках (исследовательская работа)

Муниципальное учреждение

«Управление народного образования г.Тирасполь»

Муниципальное образовательное учреждение

«Днестровская Средняя школа №1»









Секция : русский язык

Исследовательская работа

Цветопередача в русских скороговорках



Автор: ученица 6 В класса

Данич Татьяна

Научный руководитель: Шилькер

Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы

II квалификационной категории



















Г. Тирасполь

2014 г.


Содержание


Введение………………………………………………………………………………..3
2. Глава1.1. Выявление «цветных» скороговорок………………………………… .5
3. Глава 1. 2. Выявление цветовых соответствий звука………………………….. ..6
4. Глава 2. Основные функции скороговорок……………………………………….8
5. Глава 3. Классификация русских скороговорок по цветовой гамме………….10
6. Заключение…………………………………………………………………………16

7. Список литературы……………………………………………………………….18

Приложение



















Введение


Прыгают на языке скороговорки,
Как караси на сковородке.


Я учился траве, раскрывая тетрадь,

И трава начинала, как флейта, звучать.

Я ловил соответствие звука и цвета,

И когда запевала свой гимн стрекоза,

Меж зеленых ладов проходя, как комета,

Я-то знал, что любая росинка - слеза.

Арсений Тарковский



Верю в Слово, в нем тайна сокрыта!

Лечить душу способно оно!



Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Известно о цветовом слухе композитора А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Большое внимание уделяется и звукоцветовым соответствиям в поэзии. Но так ли это на самом деле? Не плод ли это воображения утончённой души поэтов и музыкантов? Могут ли обычные люди уловить связь между звуком и цветом? Влияют ли звукоцветовые соответствия на жизнь человека? Нас заинтересовали эти вопросы, и мы решили узнать об этом подробнее. Зная, что между звуком и цветом есть некая связь, мы решили проверить это на практике. Помогает нам в этом новая отрасль в лингвистике – фоносемантика, которая наделяет звуки речи различными характеристиками, в том числе и способностью звуков восприниматься носителями языка в цвете. Нам показалось интересным соединить две отрасли, совершенно различные, фоносемантику и цветотерапию, и исследовать этот синтез на примере русских скороговорок.

Тема нашей исследовательской работы: «Цветопередача в русских скороговорках» .

Объектом исследования стали скороговорки, потому что они нам близки, мы часто их проговариваем для улучшения дикции.

Предметом исследования будет выявление в скороговорках звукоцветовых соответствий и процесс взаимосвязи фоносемантической «цветности» и цветотерапии в русских скороговорках.

Цели исследования: выявить звукоцветовые соответствия в русских скороговорках и фоносемантические возможности скороговорок для использования их в лечебных и других целях .

Задачи исследования:

  • Выявление звукоцветовых ассоциаций у респондентов;

  • Сравнение полученного результата с данными научных исследований;

  • Выявление звукоцветовых соответствий в русских скороговорках и их классификация по цветовой гамме.

  • Изучить, как цвет влияет на различные органы и системы человека, используя доступные источники;

  • Изучить литературу по фоносемантике;

  • Соединить данные цветотерапии и фоносемантики в скороговорках для использования их в лечебных целях;

  • Выявить дополнительные точки применения скороговорок.

Методы исследования:

  • изучение литературы;

  • анализ;

  • сопоставление текстовых и цифровых данных;

  • анкетирование;

  • эксперимент.

Вопросу о звукоцветовых соответствиях посвящены исследования А. П. Журавлёва, Л. Н. Ледник, К. Сельчёнка, но литературы по этому вопросу, на наш взгляд, недостаточно. Актуальность предлагаемой исследовательской работы в привлечении внимания к данной проблеме как можно большего количества людей и в практическом применении полученных в результате исследования знаний – классификация скороговорок по цветовой гамме и составление комплектов для речевых разминок и рекомендаций для их использования в школьной практике.

Наша работа состоит из 4 частей: Введения, где мы говорим о целях, задачах и актуальности данного исследования, Главы 1, в которой мы рассказываем о данных эксперимента о выявлении звукоцветовых ассоциаций у информантов и сравниваем полученные данные с данными научного эксперимента, Главы 2, посвящённой основным функциям скороговорок, Главы 3, где представлена классификация русских скороговорок по цветовой гамме на основе звукоцветовых соответствий и приведены данные о целительных свойствах скороговорок на основе исследования Л. Н. Ледник, Заключения, включающего выводы, к которым мы пришли в результате проведённого исследования. В Приложении к работе мы даём подборки скороговорок, классификацию которых провели самостоятельно на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука», подборку скороговорок с названием самого цвета, т.н. «цветных» скороговорок, а также представлена сказка с использованием в тексте скороговорок (попытка синтезировать разные жанры) – это и является результатом нашего исследования.

Глава 1. 1. Выявление «цветных» скороговорок .

Скороговорка — короткая синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы.

Скороговорки помогают детям с логопедическими проблемами вырабатывать

правильное произношение. Они нужны для достижения внятности и выразительности нашей речи. Мы их используем для получения положительных эмоций. Эти положительные эмоции у нас часто вызывает приятная музыка, свет, цвет и звуки, которые нас окружают. Самые первые произведения, которые читают детям, это детские стихи, пословицы, поговорки и, конечно же, скороговорки. Они могут быть смешными, забавными, могут носить поучительный и познавательный характер. Именно поэтому для наших исследований мы выбрали скороговорки. Мы решили отобрать скороговорки, в которых упоминается какой-нибудь цвет, и выяснилось, что скороговорок с использованием самого названия цвета не так и много. Например:

Отпустите красной краски для покраски.
Красной краской красной крыши в красный цвет.

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

Клавиатура не из велюра, нет капли пурпура в цвете клавиатуры.

( полный список в Приложении I)

При опросе выяснилось, что люди знают скороговорки с использованием цвета в ограниченном количестве. Среди них назвали:

Белый сахар, белый мел, белый заяц тоже бел.

Только белка не бела, белой даже не была.

Черной ночью черный кот залез в черный дымоход.

Белые бараны били в барабаны.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Барабашка в разноцветной рубашке, по коже мурашки от барабашки.

Проанализировав полученный материал, мы пришли к выводу , что в этих скороговорках наиболее частотны белый, черный, красный, желтый и зеленый цвета. Но сделать какие-то определенные выводы о соответствии звука и цвета на основе этого материала было сложно, и мы пошли дальше, начав сопоставлять звук и цвет в скороговорках по другим принципам.


Глава 1. 2. Выявление цветовых соответствий звука

Свидетельств о том, что звуки речи воспринимаются в цвете, существует немало. Особенно это касается гласных звуков, которые задают тон речи, наполняют ее звучанием, музыкальностью. Повышенная частотность употребления гласных звуков придает русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создает необыкновенную красоту фонетического строя русского языка.

У каждого из нас каждый звук ассоциируется со своим цветом, но все же можно выделить основные предпочтения в описании цвета звука.

Для выявления звукоцветовых ассоциаций у учащихся мы провели эксперимент

(в нём приняли участие ученики 6-классов):

На доске в строчку записали шесть основных гласных звуков русского языка:

[Э], [О], [Ы], [У], [И], [А] – и попросили учащихся написать , в какой из цветов, по их мнению, окрашен каждый из гласных. После этого мы обработали данные, проанализировали результаты эксперимента, представленные в таблицах (Приложения II и III). Затем мы сопоставили полученные данные с данными научных экспериментов известного лингвиста И. П. Журавлёва и убедились, что они в основном совпадают:

Гласный звук


Цвет, соответствующий звуку, по мнению учащихся


Цвет, соответствующий звуку, по данным экспериментов

лингвиста И. П. Журавлёва


Выводы

[ А ]

ярко-красный, алый

ярко-красный

+


[ О ]

жёлтый, оранжевый,

цвет солнца

жёлтый, оранжевый,

цвет солнца

+


[ И ]

синий, голубой

синий, голубой

+


[ У ]

сине-зелёный

сине-зелёный

+

[ Э ]


жёлто-зелёный

синий

жёлто-зелёный

------------------------

+

-

[ Ы ]

чёрный

Чёрный, тёмный

+

Этот эксперимент показал, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно окрашены, но мы даже не осознаем это. С учетом измерения значимости гласных по «световым» шкалам ( «яркий-тусклый», «светлый-темный») для гласных можно добавить такую классификацию:

А – густо-красный,

Я – ярко –красный,

О – светло-желтый, белый,

Е – зеленый,

Ё – желто-заленый,

И – ярко- синий,

У – темно-синий, темно-лиловый, темный сине-зеленый,

Ю – светло-голубой,

Ы – мрачно-коричневый .

Между названиями основных цветов и гласными с которыми они соотносятся существует определенная связь. Название цвета содержит соответствующий «окрашенный» звук, который занимает ударную позицию в слове. Например, крАсный – А, сИний – И, ж[О]лтый – О.

Остальные гласные тоже имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, но связь прослеживается менее четко – здесь налицо больший разброс мнений у информантов.

Согласные звуки у респондентов ассоциировалиь с другими цветами. Можно выделить группы согласных звуков по ассоциации. Сонорные[ р], [м], [й] видятся участникам эксперимента в красном, малиновом, пурпурном и розовом цвете. Согласные сонорные [л],[ н] представляются в зеленом, лиловом, синем цвете. У них отмечается ассоциация с холодной цветовой гаммой. Шипящие звуки воспринимаются испытуемыми как черный, коричневый и серый цвет. Лишь звук [шч] выделяется яркими зелеными красками. В основной массе согласные звуки сопоставляются с названием цвета: [б]-белый, [г]-голубой, [ж]-желтый, [з]-зеленый, [к]-красный, [л]-лиловый, [м]-малиновый, [с]-синий, [ф]-фиолетовый, [ч]-черный. Некоторые из опрашиваемых затруднились ответить с какими цветами ассоциируются у них согласные звуки. (Приложение IV)

Таким образом, в результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом.

2. Полученные нами данные совпадают с данными научных экспериментов.

Следовательно, звукоцветовые соответствия на самом деле существуют.

Фоносемантикой – наукой, занимающейся изучением эмоциональной реакции человека на слово, как набор звуков, также подтверждена глубокая связь между восприятием звуков речи и цветовых оттенков.

Глава 2. Основные функции скороговорок

Речевое развитие – это один из аспектов всестороннего развития личности. По мнению известного психолога Л. С. Выготского, улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка». При этом необходимо понимать, что важным является не только то, о чём мы говорим, но и то, как мы говорим. Психологи утверждают, что впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают.

Человек за время эволюции приспособился к определенному шумовому фону - разнообразным и ненавязчивым звукам природы. Звуки природы - это тоже шумы, но шумы приятные, как говорят специалисты, «гармонизированные»: шум дождя, шелест листвы. Оказывается, большинство прият­ных звуков окружающей природы приближается по частоте к. собственной частоте колебаний барабанной перепонки уха человека, равной 1000 Гц.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси. Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

  • звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;

  • звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;

  • звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

  • звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;

  • звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

  • звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, т.н. "мантры". Например:

  • "ОМ" – снижает кровяное давление;

  • "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

  • "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.

Они основаны не на смысловом значении, а на воздействии колебаний, возникающих при их произношении. В наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения звуков.

На этих принципах основаны заговоры, заклинания, молитвы.

Изучая литературу по данному вопросу, мы открыли для себя, что скороговорки могут не только улучшить дикцию, но и помочь в исцелении, так как произносимые человеком слова реально влияют на его здоровье.

В ходе исследования мы узнали, что в индо-тибетской медицине каждой из семи основных чакр (энергофильтров, с помощью которых, человек обменивается энергией с вселенной) соответствуют благоприятные им определённые цвета и мантры (особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме).

В качестве мантр могут выступать и скороговорки, так как они небольшие по объёму и, как правило, сконцентрированы на произнесении определённых повторяющихся звуков, которым соответствует определённый цвет.

Психофизиологами также установлено, что первыми из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, являются цвет и звук, которые имеют волновую природу. Каждый элемент вселенной имеет волновую природу, а, следовательно, и свою собственную частоту. Органы человека тоже имеют определенные частоты функционирования. Поэтому, воздействуя на них цветом или звуком, можно достичь эффекта резонанса, «настраивая» их на «полезную» частоту. Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Наука о лечении цветом называется цветотерапия.

Лечение цветом применялось на практике Авиценной. В своем труде «Канон врачебной науки» он говорит о том, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надо воспользоваться успокаивающим свойством синего цвета. В древности китайские врачи рекомендовали носить красный шарф при скарлатина, а при болезнях желудка использовать желтый цвет. В средние века использовались в храмах большие витражные окна, через которые падали целительные разноцветные лучи.

Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий их сужает. В современных лангдорфских школах для обучения младших школьников используются кабинеты, в которых преобладают теплые и яркие тона, а для старших школьников рекомендуются холодные тона.

Свет – это поток электромагнитного излучения, составные части которого воспринимаются человеком в виде цветовой октавы. Каждый цвет воздействует на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние. Красный, оранжевый, желтый обладают возбуждающим действием, а синий, зеленый, голубой, фиолетовый оказывают седативное воздействие на организм человека. Современные ученые считают цветотерапию одним из самых перспективных методов лечения и оздоровления.

Таким образом, если мы «раскрасим» скороговорки в соответствии с таблицами по цветам, то будет наглядно видно, что, помимо игровой и логопедической функциями, они обладают ещё одной способностью – целительной.


Глава 3. Классификация русских скороговорок по цветовой гамме

Все скороговорки русского языка можно классифицировать по разным признакам:

  • в стихах и в прозе:

а) Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке – рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

б) Джордж ждёт менеджера с пейджером.


  • простые и сложные:

а) В один, Клим, клин колоти.

б) Жили-были три японца:

Як, Як-цедрак,

Як-цедрак-цедрак-цедрони.

Жили-были три японки:

Цыпа, Цыпа-дрипа,

Цыпа-дрипа-дримпомпони.

Все они переженились:

Як на Цыпе,

Як-цедрак на Цыпе-дрипе,

Як-цедрак-цедрак-цедрони

На Цыпе-дрипе-дримпомпони.

И у них родились дети:

У Яка с Цыпой – Шах,

У Як-цедрака с Цыпой-дрипой –

Шах-шарах,

У Як-цедрак-цедрак-цедрони

С Цыпой-дрипой-дримпомпони –

Шах-шарах-шарах-шарони.


  • Сюжетные и бессюжетные:

а) Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

б) Из-под кислого молока,

Из-под простокваши.

  • С повторами и без повторов:

а) Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

б) По ремешку,

По брёвешку

Боком проведу кобылку.

  • логичные и абсурдные;

  • с акцентом на одном-единственном звуке и на многозвуковых сочетаниях;

  • разного стихотворного размера;

  • на различные темы;

  • рассчитанные на детское восприятие и на взрослое и т.д.

В статье Лидии Николаевны Ледник «Цветовая основа звука» мы нашли классификацию русских скороговорок по цветовой гаммеи узнали, что скороговорки определенного цвета влияют на исцеление конкретных заболеваний. Например, «красные» скороговорки увеличивают кровяное давление, ритм дыхания, стимулируют работу мозга, эффективны при меланхолии и депрессии, «синие» скороговорки развивают воображение, эффективны при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчают агрессию, ликвидируют состояние страха и тревоги; «голубые» – успокаивают, «зелёные» – избавляют от замкнутости и пассивности, «жёлтые» – стимулируют работу мозга, зрения, успокаивают психоневрозы, вызывают хорошее настроение и т.д. Приведём лишь некоторые из них :

1. «Красные» скороговорки (звуки А, Я + усиление цвета звуками Р, К, Ж, Х, Ш)
Красный — это цвет действия, он увеличивает мускульное напряжение, кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует работу мозга, помогает поддерживать здоровый цвет кожи, эффективен при меланхолии, депрессии. В терапевтических целях подойдут следующие скороговорки:
1. Шакал шагал, шакал скакал.
2. Во мраке раки шумят в драке.

3. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!».

4. Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. ( Карл украл у Клары «Макларен», а Клара у крала у Карла «Корвет» - современная интерпретация скороговорки)

5. Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Ежедневное повторение этих скороговорок поможет избавиться от многих заболеваний и вызовет чувство безопасности и стабильности. Если у Вас важная деловая встреча, где Вы должны выглядеть бодро и проявить себя с лучшей стороны, повторите скороговорку про дерущихся раков, и Вы своего добьетесь.

2. «Оранжевые», или «Красно-желтые» скороговорки (звуки А, Я + звук О)

Оранжевый цвет улучшает пищеварение, ускоряет ток крови, вызывает радость, способствует лечению анемии. Соответствующие данному цвету скороговорки:
1. Фрол подол у кафтана порол, распарывал, распарывал и подол не распорол.
2. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

4. Проворонила ворона воронёнка.

5. Наш Полкан попал в капкан.

3. «Желтые» скороговорки (звук О, усиление звуками Л, Г)
Желтый цвет стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость. Эффективен, как восстанавливающее средство при умственном утомлении. Ликвидирует апатию и тревогу. Возвышает ум и утончает восприятия. В восточной медицине желтый цвет является цветом чакры Манипура, которой соответствуют печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, желудок, тонкий кишечник, кровеносные сосуды, нервная система. Для профилактики этих органов полезны следующие скороговорки:
1. Около кола колокола, около ворот коловорот.
2. Во поле затопали кони.
3. Водовоз вёз воду из водопровода.

4. В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

4. «Зеленые» скороговорки (звуки Е, Ё, усиление звуками Н, Д)
Зеленый цвет снижает кровяное давление, расширяет сосуды, облегчает невралгию, мигрень, уравновешивает, успокаивает, вселяет мужество, дисциплинирует ум и тело, помогает контролировать свои поступки. Смягчает эмоции, гармонизирует работу сердца. В восточной медицине зеленый цвет является цветом чакры Анахата, которой соответствуют сердце, легкие, циркулирующая кровеносная система.
1.Сеня вёз воз сена.
2. Тень – тень – потетень, весь день набекрень.
3. Слепень сел на пень, просидел весь день и улетел под плетень – где есть тень.

4. Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
5. Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Эти скороговорки помогут при сердечнососудистых заболеваниях, артритах, респираторных заболеваниях, параличе, гипертонии, развеют грусть, избавят от замкнутости и пассивности.
5. «Голубые» скороговорки (звуки У+Ю, усиление звуками И, Й, Б, С)
Голубой цвет снижает мускульное напряжение, способствует замедлению пульса и ритма дыхания, успокаивает, оказывает болеутоляющее действие. Эффективен при бессоннице, рассеивает навязчивые мысли. Это - цвет Чистого Сознания, духовной бодрости и умственной трезвости. В восточной медицине голубой цвет является цветом чакры Вишудха, которой соответствуют бронхиальный, и голосовой аппараты, щитовидная и паращитовидная железы. Для голубого цвета приведем несколько эффективных скороговорок :
1. Люда мыла блюдо и всю посуду. И не била блюдо и всю посуду Люда.
2.Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку.
3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
4. Хвалю халву.

5. В Луку Клим луком кинул.
Они справятся с болью в горле, заболеваниями щитовидной железы, простудой. Помогут развить в себе коммуникабельность, экспрессивность, творческое начало. Кто сомневается в правдивости этой информации, заметим, что в любой поликлинике терапевты вам подтвердят, что при ангине боль в горле снимается протяжными звуками «У- у- у».
6. «Синие» скороговорки (звук И, усиление звуками У, Б, Д, В, С, Т)
Синий цвет близок по воздействию на человека к голубому. Он также эффективен при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчает агрессию, ликвидирует состояния страха и тревоги. В восточной медицине синий цвет является цветом чакры Аджна, которой соответствуют нижний мозг, гипофиз, левый глаз, уши и нос.
Приведем примеры «синих» скороговорок:
1. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
2. У Дуси гуси ушли в нору и лузи.
3. Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa.

4. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

5. То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Эти скороговорки – замечательное средство от головных болей, они развивают воображение и помогают при лечении насморка .
7. «Фиолетовые», или «Красно-синие» скороговорки (звуки И, У, Ю + звуки А, Я + усиление «темными» звуками Ы, Ш, Х, Ж) .
Фиолетовый цвет повышает функциональную устойчивость сердца, легких и кровеносных сосудов. Увеличивает выносливость тканей и органов, помогает при невралгиях, а также способствует росту целительных сил организма. Соответствующие скороговорки:
1. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
2. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
3. Кричал Архип, Архип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

4. Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

5. Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
«Фиолетовые» скороговорки помогают достичь ясности ума и просветленности, снимают психозы и повышенное внутричерепное давление, а также могут использоваться для лечения церебральных опухолей.
8. «Красно - зеленые» скороговорки (звуки А, Я + звук Е)
Как видно из названия, «красно - зеленые» скороговорки сочетают в себе признаки «красных» и «зеленых» скороговорок. Они помогаю справиться с внезапной острой болью в сердце и головной болью. Для больных вегетососудистой дистонией это – настоящий подарок.
1. Ткёт ткач ткани на платье Тане.
2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
3. У черепахи для черепашонка четыре распашонки.

4. Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж.

5. Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
9. «Желтые - зеленые» скороговорки (звук О + звуки Е, Ё)
1.Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
2.Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
3. Перепёлка перепеленала перепелёнка в пять пелёнок. А перепелёнок плакал спросонок.

4.Водовоз вёз воду из-под водопровода.

5. У ёлки иголки колки.
10. «Желтые - синие» скороговорки (звук О + звуки И, У)
1. Пришёл Прокоп– Кипит укроп. Ушёл Прокоп – Кипит укроп.
2. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – в капюшоне кукушонок смешон.

4. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

5. Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.
11. «Сине - зеленые» скороговорки (звуки И, У, Ю + звук Е)
1. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
2. Кисель кипел. Кисел кисель.
3. Пётр Петру пёк пироги.

4. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Удивительно, что констатация такого простого факта, что Пётр Петру пёк пироги, помогает расслабиться, избавиться от волнений и тревог, восстановить работу сосудов и сердца. То есть, «сине - зеленые» скороговорки эффективно действуют на организм человека как «синие», так и «зеленые» их собратья.
Классификация скороговорок на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука»:

  • «Красные скороговорки» (звук А, Я + усиление цвета звуками Р, К, Ж, Х, Ш)

  • «оранжевые» – (А, Я + О)

  • «зелѐные» – (Е, Ё + Н, Д)

  • «жѐлтые» – (О + Л, Г)

  • «голубые» – (У, Ю + И, Й, Б, С)

  • «синие» – (И + У, Б, Д, В, С, Т)

  • «фиолетовые» – (И, У, Ю+А, Я+ Ш, Х, Ж)

  • «красно–зелѐные» – (А,Я + Е)

  • «жѐлто–зелѐные» – (зв.О + зв.Е, Ё)

  • «жѐлто–синие» – (О + И, У)

  • «сине–зелѐные» – ( И, У, Ю + Е)

Данную классификацию мы использовали для анализа найденных нами скороговорок и составления комплектов разных по цветовой гамме скороговорок для проговаривания в классе в качестве речевой разминки (ПриложениеV). Надеемся, что наша «чудесная семицветная дуга» поможет нам и нашим одноклассникам избавиться от недугов. Мы призываем всех чаще произносить скороговорки, создавать синтез произведений , например, сказку с использованием скороговорок.

Заключение

Раньше мы считали, что скороговорки – это лишь один из эффективных и нескучных способов отработки звуков речи, однако в ходе исследования мы убедились, что звукоцветовые соответствия в русских скороговорках действительно существуют. И что самое интересное – благодаря этому, помимо логопедической и игровой функции скороговорки могут даже исцелять людей.

Звук и цвет - явления, воздействующие на психику и эмоциональность человека.

Они способны влиять на самочувствие и настроение человека. Часто молодые люди используют звук для стабилизации своего эмоционального состояния. В этом им помогают песни в стиле рэп, которые очень схожи с речитативом скороговорок.

Скороговорки, «окрашенные» в разные цвета, помогают детям с логопедическими проблемами вырабатывать правильное произношение; обладают возбуждающим или седативным действием, в зависимости от сочетания звукоцветовых соответствий; служат для получения положительных эмоций (попытки преодоления буквенных трудностей при помощи забавных фраз приводят детей в восторг); развивают артикуляционный аппарат; выполняют игровую, мнемоническую, коммуникативно-речевую, познавательную, нравоучительную и даже лечебную функции .

Звук и цвет в скороговорках дополняют друг друга : если звук имеет характерную «цветность», то на его значение будет влиять и символика цвета.

Исследовав синтез фоносемантики и цветотерапии, мы делаем вывод, что скороговорки можно использовать не только при исправлении речевых дефектов, но и в комплексной терапии при лечении различных заболеваний. Скороговорки , в которых есть «цветность», помогут в игровой форме, ненавязчиво преодолеть трудности с артикуляцией, поспособствуют в развитии коммуникативных навыков. Они могут эффективно использоваться в цветотерапии, для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной, разборчивой , внятной, гибкой и совершенной. Использовать скороговорки можно также на уроках обучения грамоте, на литературном чтении и на уроках русского языка в качестве фонетической зарядки, в качестве релаксационной паузы для снятия напряжения, в качестве материала для освоения новой лексики, в качестве материала для введения новой темы, для поднятия настроения, в качестве материала для конкурсов, для развития связной и грамотной речи.








Список литературы.

  1. Базыма Б. Психология цвета. http://www.syntone-spb.ru

  2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех, СПб.: Б.&К., 2000

  3. Гете И.В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете (отрывки). Чувственно-нравственное действие цветов http://psyfactor.org/lib/gete.htm

  4. Журавлёв А. П. «Звук и смысл», Москва, «Просвещение», 1981

  5. Журавлёв А. П. «Фонетическое значение», СПб, 1974

  6. Ледник Л. Н. «Цветовая основа звука», СПб, 2004

  7. Львова С. И. Уроки словесности. 5 - 9 классы, Дрофа, 2001

  8. Нестеренко А.А. Синтез скороговорок. Анализ работ педагогов в дистанционном курсе «Мастерская знаний» http://jlproj.org

  9. Сельчёнок К. «Тайны восточной медицины», Минск, 1991

  10. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб, «ЛИСС»,1993

  11. Прокофьева Л.П. Звукоцветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное., Саратов: Издательство Саратовского медицинского университета, 2007







 






















Приложение I.

«Цветные» скороговорки.

  • Отпустите красной краски для покраски.
    Красной краской красной крыши в красный цвет.

  • На лугу под горкой
    Лежал сырок
    С красивой красной коркой
    Сорок сорок в короткий срок
    Съели сырок.

  • На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

  • Клавиатура не из велюра, нет капли пурпура в цвете клавиатуры.

  • Белый сахар, белый мел, белый заяц тоже бел.

Только белка не бела, белой даже не была.

  • Большой белый баран больно боднул бабушкиного больного барана Борьку.

  • Белые бараны били в барабаны.

  • Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклкжанах.

  • У быка бела губа была тупа.

  • Бабушка Белова бегала бегом,

Белого барана била батогом.

  • Бежит боровок

Белокрыл, белоног,

Перерыл весь дворок,

Вырыл рылом боровок.

  • Белёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

  • Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.

  • У старика и старухи

Был котёнок черноухий,

Черноухий, белощёкий,

Белобрюхий, чернобокий.

  • У четырех черепашек четыре чудесных черных черепашонка.

  • Черной ночью черный кот залез в черный дымоход.

  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

  • Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

  • Даже шею, даже уши

Ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем,

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши,

И не пачкай больше уши!

  • Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный ризеншнауцер резв.

  • Жирные жабы дружно жевали жвачку.

  • Пижоны в желтых пижамах с пейджерами на «Пежо».

  • Желтое золото не зеленеет от злости, как злодей.

  • В шалаше шуршит шелками

Жёлтый дервиш из Алжира

И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира.

  • Уж полночь…Жуть.

Над жёлтым жгучим абажуром

Жужжит, кружит окружно жук.

Лежу.

В оранже пряжу вижу

Ажурных крыл.

Жужжит,

Кружит жемчужный круг,

И в жиже слов я слышу:

«Я жук!

Я жук!

Я ночь живу.

Жужжу, жужжу,

Кружу, лежу

Над жёлтым абажуром.

Я не щажу,

Огни лижу,

Жизнь прожужжу,

Себя сожгу,

И не тужу,

И не тужу –

Я жжжж…жук!» Р.Сэф

  • Все клены стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие,

Кому какая разница?

  • В Париже жеребята рыжи,

В Лиможе рыжие тоже.

  • По золотому залу лазал, залез в лаз, зол на золу лозы.

  • Изобрёл изобретатель золотую землеройку.

  • Гладко волосы златые уложила Лорелея,

Плавно локоны и пряди распуская и лелея.

  • Зоиного зеленого зайку зовут Зайка-зазнайка.

  • Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карамель, карандаш, карапуз!

  • Заря розой, раз за разом – взора лазоревого зараза розовая.

  • У Фани – фуфайка, у Феди – футболка, У Фаи – фиолетовые туфли.

  • Сиреневенькая глазовыколупывательница и глазовыковыривательница.

  • Серебристая водица,

Словно бисер, серебрится.

Бисер, бисер, бисерок,

Вкусен был воды глоток.

  • Барабашка в разноцветной рубашке, по коже мурашки от барабашки.


Приложение II

Таблица №1

Звук

Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов

Количество выборов


[ А ]

ярко-красный, алый


31


жёлтый

9


синий


5


оранжевый

4


другие цвета (1-2 выбора)

5



Таблица №2

Звук

Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов

Количество выборов


[О]

жёлтый, оранжевый,

цвет солнца

30


синий, цвет неба

15


белый

7


другие цвета (1-2 выбора)

2



Приложение II

Таблица №3

Звук

Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов

Количество выборов

[И]

синий

розовый, красный

20

13


зелёный

9


жёлтый

9


другие цвета

(1-2 выбора)

3



Таблица №4

Звук

Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов

Количество выборов

[ У]


синий


18


[ У]


зелёный

11



жёлтый

10



красный

5


оранжевый

4



другие цвета (1-2 выбора)

6




Приложение III.

Таблица №5

Звук


Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов

Количество выборов


[ Э]


синий

18


зелёный

10


жёлтый

8


оранжевый

7


серый

5


другие цвета (1-2 выбора)

6



Таблица №6

Звук


Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов


Количество выборов


[ Ы]

чёрный

19


синий

8


красный

7



оранжевый

4


серый

5


другие цвета

(1-2 выбора)

11




Приложение IV.

Таблица №7

[б]

белый-15, бирюзовый-1, перламутровый-1, коричневый-1, синий-1, красный-1

[в]

зеленый-13, синий-10, голубой-1, фиолетовый-1

[г]

коричневый-3, голубой-13,синий-2, желтый-1

[д]

желтый-3, дымчатый-1, зеленый-1, красный-1, оранжевый-1, коричневый-1

[ж]

желтый-14, коричневый-3, синий-1, красный-1, черный-1

[з]

зеленый-10, черный-1, жемчужный -1

[й]

розовый-2, белый-1, зеленый-1, карий-1, красный-1

[к]

красный-18, бордо-3, коричневый-3, розовый-1, зеленый-1

[л]

лиловый-9, зеленый-3, салатовый-3, серый-3, оранжевый-2, желтый-2

[м]

малиновый-8, красный-4, сиреневый-2, розовый-2, серый-1

[н]

зеленый-10, синий-5, серый-4, фиолетовый-2

[п]

пурпурный-4, красный-3, синий-4, серый-3, персиковый-2

[р]

розовый-7, красный-5, оранжевый-4, сиреневый-2, синий-2

[с]

синий- 12, голубой-6, желтый-3

[т]

голубой-8, темно-синий-3, коричневый-2, красный-1, зеленый-1

[ф]

фиолетовый- 13, черный-5, серый-3

[х]

коричневый-3, белый-2, серый-2, желтый-1, синий-1, оранжевый-1, фиолетовый-1

[ц]

розовый- 5, оранжевый-2, черный-2, сиреневый-2

[ч]

черный-14, фиолетовый- 3, бирюзовый-2

[ш]

коричневый-3, черный-3, зеленый-2, черно-белый-2, красный-1

[шч]

голубой-2, зеленый-2, щавельный-2, синий- 1, серый-1, серебристый-1





Приложение V.

Скороговорки по ассоциации звука и цвета.

«Красные» скороговорки.

1. Шакал шагал, шакал скакал.
2. Во мраке раки шумят в драке.

3. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!».

4. Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. ( Карл украл у Клары «Макларен», а Клара у крала у Карла «Корвет» - современная интерпретация скороговорки)

5. Рано утром два барана барабанят в барабаны.

«Оранжевые» скороговорки.

Фрол подол у кафтана порол, распарывал, распарывал и подол не распорол.
2. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

4. Проворонила ворона воронёнка.

5. Наш Полкан попал в капкан.

«Желтые» скороговорки

1. Около кола колокола, около ворот коловорот.
2. Во поле затопали кони.
3. Водовоз вёз воду из водопровода.

4. В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.


«Зеленые» скороговорки

1.Сеня вёз воз сена.
2. Тень – тень – потетень, весь день набекрень.
3. Слепень сел на пень, просидел весь день и улетел под плетень – где есть тень.

4. Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
5. Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

«Голубые» скороговорки.

1. Люда мыла блюдо и всю посуду. И не била блюдо и всю посуду Люда.
2.Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку.
3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
4. Хвалю халву.

5. В Луку Клим луком кинул.

«Синие» скороговорки.

1. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
2. У Дуси гуси ушли в нору и лузи.
3. Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa.

4. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

5. То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
«Фиолетовые», или «Красно-синие» скороговорки .
1. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
2. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
3. Кричал Архип, Архип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

4. Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

5. Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

«Красно - зеленые» скороговорки.
1. Ткёт ткач ткани на платье Тане.
2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
3. У черепахи для черепашонка четыре распашонки.

4. Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж.

5. Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

«Желтые - зеленые» скороговорки.
1.Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
2.Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
3. Перепёлка перепеленала перепелёнка в пять пелёнок. А перепелёнок плакал спросонок.

4.Водовоз вёз воду из-под водопровода.

5. У ёлки иголки колки.
«Желтые - синие» скороговорки.
1. Пришёл Прокоп– Кипит укроп. Ушёл Прокоп – Кипит укроп.
2. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – в капюшоне кукушонок смешон.

4. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

5. Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.
«Сине - зеленые» скороговорки.
1. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
2. Кисель кипел. Кисел кисель.
3. Пётр Петру пёк пироги.

4. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.



27



Цветопередача в русских скороговорках (исследовательская работа)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цветопередача в русских скороговорках (исследовательская работа). Работа выполнена ученицей 6 класса Данич Татьяной.

Прыгают на языке скороговорки,
Как караси на сковородке.

Верю в Слово, в нем тайна сокрыта!

                                                                                  Лечить душу способно оно!

Звуки имеют эмоциональную окраску, способны влиять на самочувствие и настроение человека. Они пугают своей неожиданностью, могут вызывать уныние, тревогу. Звуки волнуют, радуют, успокаивают.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. В нашей работе мы исследовали свойство звука и цвета влиять на организм человека. Исследования могут пригодиться и словеснику, и учителю -логопеду, и всем неравнодушным любителям скороговорок.

Автор Шилькер Наталья Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 858
Номер материала 28354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓