Главная / Директору-завучу / Ctvbyfh gj hf,jnt c jlfh`yysvb exfobvbcz

Ctvbyfh gj hf,jnt c jlfh`yysvb exfobvbcz

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Семинар «Творчество учителя»


Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-систематизировать теоретические знания по теме «Творчество учителя»;

- определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов;

-выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Форма проведения: семинар.

Метод: коллективная мыследеятельность.

Методнческое обеспечение:

  • Презентация.

  • Видеозапись фрагмента урока.

  • Памятка «Учебное занятие-тренинг как перспективная форма развития творческих умений учащихся».


Система занятий.


1 занятие. Информационное. Теория вопроса. 1 час.

  1. Понятие «творчество», психология творчества, педагогика творчества, цель педагогики творчества. Выступление психолога.

  2. Признаки творчества, творческая деятельность, творческие педагоги. Выступление зам. директора по УР.

  3. Результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов.

Зам. директора по УР, психолог.

Задания к занятиям 2-3.


Создать из числа педагогического коллектива творческие группы учителей (ТГ). ТГ должно быть 4. Каждая ТГ получает задания.

Ответить на вопросы. Ответы оформить письменно и наглядно (на ватмане, презентация и т. д.). Одному члену (спикеру) ТГ подготовиться к защите проекта ТГ. Членам ТГ подготовить или фрагменты уроков и записать на видео, или подготовить открытые уроки.


1 ТГ. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Каковы факторы, способствующие развитию творческой активности. В чем источники творчества?

2 ТГ. Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в школе? Если нет, то, что для этого нужно нам изменить?

3 ТГ. Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

4 ТГ. Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

2 – 3 занятия. «Философский стол.» Метод коллективной мыследеятельности и практическое обоснование вопросов. 2 часа.



  1. Работа творческих групп по предложенным вопросам.


Спикер от каждой ТГ защищает свой проект. Участники семинара обсуждают коллективно данную проблему.

1 ТГ. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Каковы факторы, способствующие развитию творческой активности. В чем источники творчества?

2 ТГ. Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в школе? Если нет, то, что для этого нужно нам изменить?

3 ТГ. Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

4 ТГ. Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.


  1. Практическое занятие.

    • Можно предложить участникам семинара фрагменты нескольких уроков, данных членами ТГ и снятых на видео. Участники семинара обсуждают просмотренные фрагменты уроков.

    • Можно посетить открытые уроки членов ТГ с дальнейшим анализом урока.


4 занятие. Подведение итогов семинара. 1 час.


1.Оценка деятельности участников семинара, его результативность.


2. Практическая работа. Составление заповедей в работе творческого учителя.









ГУ «Новостройская средняя школа

отдела образования Карабалыкского района»













Программа для педагогов по овладению средствами индивидуализации обучения одарённых детей.





Семинар для педагогов «Творчество учителя»













Составитель Мухаметчина Сажида Хуснутдиновна ,

зам. директора по УР Новостройской средней школы.

Педагогический стаж – 28 лет.

Стаж по занимаемой должности – 23 года.

Категория – высшая.







НАУЧНОЕ - 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”

М. М. Поташник

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Совет Европы еще в 1994 г. принял постановление по работе с одаренными детьми, в котором, в частности, говорится: «Ни одна страна мира не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовывать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реа- лизацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач 12-летнего образования. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, школьных психологов, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Поэтому данный материал обучающего семинара для педагогов «Творчество учителя» выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

Материал представлен в номинации «Программа для педагогов по овладению средствами индивидуализации обучения одарённых детей». Тема: «Семинар для педагогов «Творчество учителя». Данный материал может быть использован педагогическими коллективами школ. Стажевые, возрастные, квалификационные рамки не имеют никакой роли. Материал рекомендуется как для учителей со стажем, так и для молодых специалистов.

Основной целью данного обучающего семинара является мотивация

деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-систематизировать теоретические знания по теме «Творчество учителя»;

-определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов;

-выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

При проведении семинара используется такая форма работы как коллективная мыследеятельность. Для более продуктивной работы педагогов, проявления их творчества используются творческие группы педагогов, которые выполняют задания, составляют презентации, видеоролики, рекомендации для учащихся и учителей. Семинар рассчитан на 4 часа, из которых 1 час это выдача теоретического материала. Большая роль при проведении семинара отводится школьному педагогу-психологу. Педагог – психолог поможет в работе с учащимися при выявлении одарённости детей, проконсультирует педагогов школы по вопросам работы с одарёнными детьми. Остальные 3 часа занятий семинара- практические. На которых педагоги покажут свои творческие способности, умение работать с одарёнными учащимися.

Ожидаемые результаты: теоретические знания по теме «Одарённость, творчество»; знание методов и форм работы, влияющих на повышение творческого потенциала учащихся; создание условий для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

































ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.



  1. Способности: умение — наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности — гибкость и нестандартность мышления; комбинировалие, реконструироват-iие; видеть проблемы и противоречия.

Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: вне дрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической пробле мой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог — обладает научным, психолого педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, опреде-

194


ленной исследовательской сМажес критическим анализом и разумным использова нием передового педагогического опыта.

Вторая творческЛ р Какие условия нужны для того, что чтобы учитель раз вивался творчески Е еЯЯ в школе Если нет, то что для этого нужно нам изменить

Условия нравстве , климат коллектива, стимулирование к не

эе стандартным решениям, ьаР база, свобода критики, проведение дискуссий, О- влияние личности руководителя, ню свободного времени

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны

точность во всем,

дисциплина,

порядочность,

вдохновение,

умение слушать критику,

внимание,

Воля,

уверенность в собственных силах,

способность доводить дело до конца,

высокий общий уровень развития,

знание своего дела.

Третья творческая группа. Какие качества творческого педагога позволяют вы явить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, арти стизм, умение ставить неожиданные вопросы, создание проблемньих ситуаций, поощ рение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусто ронний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности.

Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга (памятка

Четвертая творческая группа. Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Показ фрагмента урока.

З этап. Практическое обоснование вопросов

Выступления педагогов от творческих групп. Обсуждение.

4 этап. Подведение итогов семинара

Оценка деятельности участников семинара, его результативность.

Составление заповедей в работе творческого учителя.

195


разом, педагогическая деятельность — это проявление постоянного разно вего творчества

тво — это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат

Ёской деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учи- «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет». (Н. Рерих)

философии, творчество — деятельность людей, преобразующая при

и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на осно-

жтивных законов реальной действительности.

ло науке различают как пспхологшо, так и педагогику

ества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая сози ом нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

е внимания ученьсх-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения,

i и т. д. Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух

193




ЛЯ Д У

- - - - - - - - : аiефю

взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовос питания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества — формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, ко торый всегда неповторим, уникален.

М. Поташник вьщеляет главные признаки творчества:

создание нового или существенное усовершенствование известного;

оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

заимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового. (М. М. Поташквк)

Следовательно, творческая деятельность — это процесс создания новой информа ции или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А. И. Кочетов)

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство — одно и то же или нет? (Вопрос участникам семинара.)

Мастер — это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерст во, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, спо собные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа — педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной де сти, и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творче ской педагогической деятельности педагогов.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний, характерных для творческой деятельности.
























Тренинговое занятие «Созвездие»

(Занятие можно проводить как с родителями, так и с педагогами)

Степень реализации творческих способностей ребёнка во многом зависит от влия ния родителей и педагогов. Черты характера, способствующие творческой продуктив ности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, рабо тающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей и педагогов на их разви тие. Результаты развития творческих способностей ребёнка могут быть наилучшими, когда семья и школа работают в тесном контакте.

Предложенные мероприятия окажут помощь в обучении и воспитании одарёНных детей.

Цель: актуализация жизненного и профессионального опыта с целью развития ли

дерства, креативности, творчества. П

Задачи:

создать условия для сплочения коллектива;

формировать умение увидеть ситуацию с другой точки зрения (нестереотипное мышление);

создать условия для безоценочного принятия своих качеств и качеств участни ков группы;

развивать навыки управления креативньим процессом;

актуализировать жизненные цели и повышать мотивацию к достижению жиз ненных целей.

Ход тренингового занятия 1. Вступление

Веду щий: м

о’— Послушайте! ю

Ведь если звёзд ы

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Объявление цели тренингового занятия — i о звёздах

2. Упражнение ((Я— ...

Каждому участнику тренинга предлагается выбрать понравившийся цвет бумаги и создать (вырезать) собственную звезду. На ней необходимо указать три черты характе ра, которые начинаются с букв, присутствующих в имени участника тренинга.

Рефлексия с

Расскажите о своей звёздочке, расскажите о том, где она находится. Высоко или

низко она находится на небе, видно ли её с Земли, есть ли рядом другие звёздочки? Хорошо ли вашей звёздочке там?

3. Упражнение ((Найди ПОХОЖУЮ звёздочку

Ведущий: ((Каждый ИЗ нас — звёз дочка. Посмотрите ещё раз на звёздочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем-то похожа на вашу.

Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звёздочку кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите по хожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг друга интервью

190


Примерные вопросы для интервью:

Твой день рождения

Твоё увлечение

Какой подарок ты хотела бы получить на свой день рождения?

Что ты ценишь в людях больше всего?

Твоя мечта

Рефлексия

Что нового вы узнали друг о друге? Ваш личный вывод.

4. Упражнение Портрет лидера (работа в парах).

1 этап: индивидуально — выписать качества, присущие лидеру (З минуты);

2 этап: групповой — общий список качеств лидера (принимается единогласньгм ре шением);

З этап: индивидуально оценить по 5-балльной шкале качества лидера в собствен ной личности;

4 этап: обсуждение полученного результата.

В процессе упражнения вьщеляется три блока развития лхiдерских качеств:

1) целеполагание; 2) коммуникативный; З) креативность.

Рефлексия

В чём польза данного упражнения?

5. Упражнение ь местами те, кто. •

Ведущий: (-(Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (‘для начала это буду я,) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает ка ким-то общим признаком. Например, я скажу: ((-Пересядьте те, кто считает себя общительным человеком — и все те, кто считает себя общительным, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть за нять одно их освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает иг Рефяексия

С какой целью проводилось данное упражнение?

б. Упражнение Стрела жизн ю

Ведущий: в Чтобы достичь чего-либо в жизни, необходимо иметь цельх’.

Ведущий демонстрирует изображённые на листах бумаги различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, извилистьте — и предлагает участникам выбрать, какой из рисунков соответствует их жизненной цели и жизненному циклу. Тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок, можно предложить нарисо вать свою.

Рефлексия

Почему вы выбрали именно эту стрелку? Где вы сейчас находитесь на данной стрелке? Чему вы сейчас научились?

7. Упражнение Па дение в пропастыл

Ведущий: ((‘для достижения поставленной жизненной цели необходимо иметь коммуникативкые навыки, навыки взаимодействия с другими людьми. Лидер должен уметь вести людей за собой, доверяя им. Ну а помимо этого каждая звёздочка-лидер переживает в своей жизни моменты падения, которые необходимо принять и прео до леть)?.

Участники тренитга встают в пары, друг напротив друга, крепко держась за руки. Один из участников трелинга встаёт на стол и, сложив руки на груди, падает на пары других участников, стоящих плечом к плечу друг к другу.

191


Рефлексия

Как вы себя чувствовали в роли падающего и в роли ловящего? В чём ценность данного упражнения?

8. Упражнение Млечный путь

Ведущий: < упали. Меняется ли что-либо? Нет. Потому что вместо старых звёздочек появляются новые. И каждая упавшая звезда должна передать свой опыт новой звёздочке. Каким должен быть этот опыт? Какими характерными чер тами он должен обладать? Ну а новая звёздочка, чтобы стать настоящей звездой, должна собрать весь пере даваемый ей опыт по крупицам

Участники тренинга на листах бумаги создают путь (черты социального опыта) к звёздному часу лидера, а затем рассказывают о своём творении.

Рефлексия

Где вы можете данный накопленный опыт использовать в жизни?

9. Упражнение хСозвездие

Ведущий: й’Каждый ю нас — звёз дочка — яркая, красивая. Но мы не одни, мы жи вём в обществе таких же ярких и неповторимых звёзд. И когда мы все вместе — мы превращаемся в одно красивое сильное созвездие — такое же великолепное и неповто римое, как мы сами)).

деление на три группы, используя следующие названия созвездий: Андромедм, Гер кулеса, дракопа.

Каждая группа на листе ватмана создаёт созвездие группы из именных звёздочек. Каждое созвездие прикрепляется к стене, и в результате получается звёздное небо

из трёх созвездий. Во время создания звёздного неба звучит музыка, и загораются све чи.

10. Заключение.

Ведущий:

Послушайте! Ведь если звёзд ы зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?Ъ

*чСухой остатою

Что полезного вы вынесли для себя?

Личный вывод.

С какими ощущениями вы уходите?

Письменная рефлексия

Что я могу использовать в работе из прошедшего тренинга?

Ценный для меня опыт...

Рекомендации ведущим-тренерам.




Ctvbyfh gj hf,jnt c jlfh`yysvb exfobvbcz
  • Директору-завучу
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К СЕМИНАРУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

 

  Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”

                                                                                                               М. М. Поташник

  Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Совет Европы еще в 1994 г. принял постановление по работе с одаренными детьми, в котором, в частности, говорится: «Ни одна страна мира не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовывать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

  Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реа- лизацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач 12-летнего образования. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, школьных психологов, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития  одаренности. Поэтому данный материал обучающего семинара  для  педагогов «Творчество учителя»  выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

  Материал представлен в номинации «Программа для педагогов по овладению средствами индивидуализации обучения одарённых детей». Тема: «Семинар для педагогов «Творчество учителя». Данный материал может быть использован педагогическими коллективами школ. Стажевые, возрастные, квалификационные рамки не имеют никакой роли. Материал рекомендуется как для учителей со стажем, так и для молодых специалистов.

  Основной целью данного обучающего семинара является   мотивация

деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

  Задачи:

  -систематизировать теоретические знания по теме «Творчество учителя»;

  -определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов;

  -выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

  При проведении семинара используется такая форма работы как коллективная мыследеятельность. Для более продуктивной работы педагогов, проявления их творчества используются творческие группы педагогов, которые выполняют задания, составляют презентации, видеоролики, рекомендации для учащихся и учителей. Семинар рассчитан на 4 часа, из которых 1 час это выдача теоретического материала. Большая  роль при проведении семинара отводится школьному педагогу-психологу. Педагог – психолог поможет в работе с учащимися при выявлении одарённости детей,  проконсультирует  педагогов школы по вопросам работы с одарёнными детьми. Остальные 3 часа занятий семинара- практические. На которых педагоги покажут свои творческие способности, умение работать с одарёнными учащимися.

Ожидаемые результаты: теоретические знания по теме  «Одарённость, творчество»;  знание методов и форм  работы, влияющих на повышение творческого потенциала учащихся; создание  условий  для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

 

 

 

Автор Мухаметчина Сажида Хуснутдиновна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 21353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓