Главная / Другое / Cтатья "Влияние модальности на качество усвоения учебного материала и на эффективность взаимодействия с учащимися" (7 - 11 классы))

Cтатья "Влияние модальности на качество усвоения учебного материала и на эффективность взаимодействия с учащимися" (7 - 11 классы))

Безуглая Валентина Ивановна,

учитель информатики высшей квалификационной категории,

МБОУ «Лицей № 136»,

Новосибирская область, г. Новосибирск.


Влияние модальности на качество усвоения учебного материала и на эффективность взаимодействия с учащимися

«Взаимодействуя с людьми в системе образования, я обнаружил, что некоторые из них являются сильными преподавателями и хорошо осведомлены о предмете, однако они очень мало знают о том, как им удалось этого достигнуть, и ещё меньше о том, как этому научить кого-нибудь»

Майкл Гриндер (американский педагог-психолог).


Очень часто в процессе обучения игнорируется важнейший факт – различие способов получения и обработки информации учащимися.

Для достижения более высоких результатов с гораздо меньшим применением усилий в обучении и коммуникации (взаимодействии), надо стремиться к персональному стилю обучения. Персональный стиль обучения представляет собой комбинацию способов восприятия, организации и обработки информации.

Среди исследователей стилей обучения общее признание получили две основных категории: 1) модальность и 2) доминантность мышления.

Модальность характеризует наиболее простой для каждого человека канал восприятия информации из внешнего мира. Учёт этого фактора очень важен при обучении. Доминантность мышления отражает то, как ученик организует и обрабатывает полученную информацию. Дальше в статье речь пойдёт о модальности.

Выделяют три вида модальности:

1. Визуальная (зрительная) модальность. В этом случае обучение осуществляется через визуальный канал (орган восприятия информации – глаза).

2. Аудиальная (слуховая) модальность. В этом случае обучение осуществляется через слуховой канал (орган восприятия информации – уши).

3. Кинестетическая модальность. В этом случае при обучении основную роль играют движения, действия и прикосновения, т. е. обучение осуществляется за счёт мышечной памяти. В этом случае орган восприятия информации – кожа.

Нет хороших или плохих модальностей. Они просто разные. Учитель никогда не найдет ученика, имеющего только одну модальность. У каждого из нас при обучении в определённой степени реализуются все 3 типа, но у большинства один из типов доминирует над другими.

Пример 1. Майкл Гриндер пишет [1], что в обычном классе из 30 учащихся в среднем у 22-х из них достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические свойства. Обычно 2 – 3 ученика испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с особенностями восприятия информации (например, психологическая обстановка дома). Оставшиеся 4 – 6 учеников – так называемые «трансляторы». Это преимущественно визуалы, аудиалы или кинестетики. Опыт изучения таких детей показал, что большинство из «отсева» составляют кинестетики.

Дело в том, что «трансляторам» приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы понимать учителя, если он не уделяет особо внимания доминирующему у них каналу восприятия. Индивидуальная помощь (65 %) тратится именно на этих 4 – 6 детей-трансляторов. Они не успевают научиться в процессе обучения на уроке одновременно со всеми ребятами. Некоторое время «трансляторы» работают достаточно хорошо, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Когда способ подачи информации совпадает с их ведущей модальностью, они прекрасно справляются и хорошо запоминают эту часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности «транслятора» на другую модальность, ученик вынужден транслировать полученную информацию обратно в свою модальность. Этот процесс требует временного отключения от реальности. В этот отрезок времени ученик не слышит учителя. В результате у ребенка появляется серия пробелов в учебном материале. Эти пробелы чаще всего выявляются в ходе уроков закрепления и контроля ЗУН. Таким ребятам необходима информация, представленная в их входном канале.

Коридор собирает преимущественно аудиалов и кинестетиков. Так как по мере продвижения к старшим классам способы образования преимущественно визуальные, т. е. абстрактные, символические и графические.

Пример 2. Многим ученикам невозможно объяснить строение кристаллической решётки твёрдого тела словами или с помощью плоских рисунков. Им обязательно нужно показать и дать повертеть в руках объёмную модель из шариков и палочек. Эти ребят – кинестетики.

Пример3. Я наблюдаю учеников, которые работают за компьютерами, проговаривая то, что видят на экране монитора. Это аудиалы. Они транслируют информацию, полученную с экрана через зрительный канал, в свой слуховой канал, чтобы осознать, понять её.

Умение расшифровывать типы модальности окружающих нас людей – учеников, их родителей и т. д. – помогает эффективнее налаживать с ними взаимоотношения.

Практическая часть

В своих календарно-тематических планах я обязательно отвожу время для исследования каждым моим учеником типа своей модальности. Это происходит на уроках в начале учебного года. Ребята с большим интересом определяют свою модальность по нейрологическим и поведенческим индикаторам (см. таблицы в приложениях 1, 2, 3). Эти таблицы составлены мною на основе материала из источников [1], [2], [3]. Результаты исследований ребят я обязательно корректирую, отмечая их поведенческие и нейрологические особенности на уроках и переменах.

Цель данной деятельности:

1. Выбор способов подачи учебного материала. Один и тот же учебный материал я подаю на уроке по-разному, учитывая тип модальности учащихся.

2. Учёт модальности как способа распределения учащихся на подгруппы для работы за компьютерами и за партами.

3. Развитие всех трёх способов восприятия информации.

4. Для улучшения взаимопонимания с ребятами – подстраиванием собственной модальности под модальность ученика.

Пример 4. Разговаривая с «визуальной личностью», надо встать. При этом мы автоматически начинаем говорить быстрее – так, как говорит визуал. Для такой личности во время беседы надо использовать наглядные материалы – слайды, распечатанные материалы и т. д. Именно для визуалов в первую очередь хорошо подходят презентации.

Пример 5. Беседуя с «кинестетической личностью», нужно сесть. Это замедлит нашу речь. Кинестетики говорят медленно.

Пример 6. Я никогда не усаживаю двух кинестетиков за одну парту, так как во время урока между ними может произойти стычка, потасовка.

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВИЗУАЛОВ (ГЛАЗА ВВЕРХ) [1]:

1.1. Какого цвет глаза Вашей матери?

1.2. Как выглядит Ваше пальто?

1.3. Как выглядит оранжевый гиппопотам с красными пятнами?

1.4. Как бы Вы выглядели, если бы на Вас смотреть сверху?

Пример. Визуальный ученик (инициалы М. И.)

1. Всегда смотрит вверх, когда я говорю, будто видит то, что я рассказываю.

2. Когда я читаю учебник, М. И. всегда читает сама, не полагаясь на моё чтение.

3. Её тетрадь по английскому языку самая аккуратная из всего класса. Каждая

часть пронумерована и отделена.

4. Придаёт большое значение своему внешнему виду и порядку на парте.

5. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей.

6. Всегда пропускает одно – два сложных слова на диктанте.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ АУДИАЛА (ГЛАЗА НА УРОВНЕ УШЕЙ)

2.1. Какое последнее предложение я сказал?

2.2. Как тикают Ваши часы?

2.3. Как будет звучать Ваше имя, произнесённое в обратном порядке?

2.4. Как будет звучать пение птицы, сопровождающееся хлопками?

2.5. «Скажите себе то, что Вы часто говорите себе» или «Повторите алфавит»

(при этом глаза должны быть влево вниз).

Пример. Аудиальный ученик (инициалы И. С.)

1. Когда И. С. читает текст, он приговаривает, пришёптывает про себя.

2. Гораздо чаще отвлекается, чем его более спокойные визуальные соседи.

3. И. С. – прекрасный имитатор он способен повторить всё слово в слово (даже когда он, казалось бы, и не слышал).

4. У него затруднения с вычислениями, т. к. при этом требуется удерживать отдельные числа в уме.

5. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, т. к. он легко отвлекается даже на шёпот.

6. В письменных работах его слог и пунктуация страдают.

7. Он расскажет своё сочинение лучше, чем напишет.

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КИНЕСТЕТИКОВ (ГЛАЗА ВПРАВО ВНИЗ)

3.1. Как Вы чувствуете себя, когда Вы счастливы?

3.2. Как ощущается прикосновение к холодной стене?

Пример. Кинестетический ученик

1. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям ручки.

2. Когда я хожу по классу, помогая ученикам, он никогда не поднимет руку, а

ждёт моего приближения и старается дотянуться до меня, схватить за

запястье или рубашку.

3. Когда я читаю инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам.

4. Он не может выучить грамматическое правило, пока я не придумаю для него «игру», где он может участвовать вместе с товарищами и изображать связь между словами, частями речи.

5. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над его головой или над партой.

6. Прикасается к другим детям. Если ему повезёт и его сосед окажется так же кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Типы модальностей моих учащихся


Класс


Визуал



Аудиал



Кинестетик


Визуал и аудиал

Визуал и кинестетик

Аудиал и кинестетик

Визуал,

аудиал,

кинест.

На начало 2012 – 2013 учебного года

5

14

6

2

9

6

2

4

6

8

2

7

8

1

3

7

8

12

3

8

3

2

3

8

11

5

2

13

2

2

9

7

1

3

10

1

3

3

10

10

9

4

1

На начало 2013 – 2014 учеб. года (в основном те же учащиеся в следующем году)

6

19

6

2

9

2

4

3

7

9

12

4

9

2

6

8

11

13

3

1

4

3

9

7

7

1

2

3

1

4

11

10

10

1

1

2

3

1


Используемые источники

1. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. Пер. с англ. – Нью-Йорк, 1989 г.

2. ДеПортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение: Разбудите спящего в вас гения! /Пер. с англ. С. И. Ананин; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.; ООО «Попурри», 1998. – 384 с.: ил. – (Серия «Живи с умом»).

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТАБЛИЦА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА

МОДАЛЬНОСТИ (ВИЗУАЛЬНЫЙ, АУДИАЛЬНЫЙ, КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТИП)



ВИЗУАЛЬНЫЕ

ИНДИКАТОРЫ


АУДИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ


КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

1. При разговоре подбородок

поднят вверх, обладает

высоким голосом.

1. Разговаривает сам с

собой.

1. Отвечает на физическое

вознаграждение.


2. Организован.

2. Легко отвлекается.

2. Стоит близко, касается

людей.

3. Опрятен, дисциплинирован.


3. Шевелит губами,

проговаривает слова

при чтении.

3. Ориентирован физически.

4. Наблюдателен.

4. Легко повторяет

услышанное.

4. Отличается обилием

движений.

5. Спокойный (не шумный).

5. Легко осваивает языки.

5. Богатые физические

реакции.

6. Ориентирован на

внешний вид

6. Говорит ритмически.

6. Раннее физическое

развитие.

7. Более осмотрителен.


7. Обучается, слушая, т. е.,

обучение

осуществляется по

слуховому каналу.

7. Обучается, делая,

т. е. при обучении

основную роль играют

движения, действия,

прикосновения.

8. Хороший рассказчик


8. Любит музыку.

8. Запоминает, гуляя.

9. Запоминает картинами.

9. Может имитировать

тон, высоту голоса.

9. При чтении водит

пальцем.

10. С трудом запоминает

словесные инструкции.

10. Помнит то, что

обсуждал.

10. Много жестикулирует

11. Меньше отвлекается

на шум.

11. Самый разговорчивый,

любит дискуссии,

рассказывает всю

последовательность.

11. Помнит общее

впечатление.

12. Помнит то, что видел.

12. Внимателен к

интонации голоса.

12. Лаконичен, тактичен,

использует активные

слова, движения.

13. Испытывает

замешательство, читая

слова, которые раньше не

видел.

13. Хорошо читает новые

слова.

13. При разговоре под -

бородок опущен, голос

более низок.

14. В чтении силён, успешен,

скор. Обладает живой,

образной фантазией.

14. Слышит звуки, голоса.

14. Любит книги,

ориентированные на

сюжет.

15. Обучение

осуществляется

по визуальному каналу.



15. Сильный интуитор.




16. Скорость речи невысока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ТАБЛИЦА 2. НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МОДАЛЬНОСТИ (ВИЗУАЛЬНЫЙ, АУДИАЛЬНЫЙ, КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ)



ГЛАЗА




ДВИЖЕНИЯ


СКОРОСТЬ

ВНУТРЕННИХ

ПРОЦЕССОВ




ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА



ПРЕДИКАТЫ



ХАРАКТЕРНЫЕ

ВЫРАЖЕНИЯ


hello_html_m42ad07a4.gif



Неподвижный взгляд.






Визуальный

тип:

самая быстрая.

Вокруг глаз:

мигание,

прищуривание, нахмуренные

брови.

Смотреть,

видеть,

наблюдать,

ясный,

картина.


«По-моему, всё

это выглядит

замечательно!»

Часто

используется

выражение:

«С моей точки

зрения …».

hello_html_m17d80cbe.gif



Множество

движений.


Аудиальный

тип: ритм

метронома.

Движения и

изменения

вокруг рта,

ушей; звуки «а», «гм».

Слушать,

ритм,

подобные

речи, звуки.


«Звучит заманчиво».

В разговоре:

«Я Вас внимательно

слушаю».

hello_html_c3a875a.gif



Множество

движений.


Кинетический

тип: самая

медленная.

Изменения и

движения от

шеи и ниже.

Схватывать,

чувствовать,

трогать,

придерживаться

мнения.


«Чувствую,

что мне это

подходит».

В разговоре:

«Я тоже это

чувствую».



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТАБЛИЦА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА МОДАЛЬНОСТИ



КАНАЛЫ

ВИЗУАЛЬНЫЙ

АУДИАЛЬНЫЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ


НОМЕРА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ (ПРИЗНАКОВ) ПО ТАБЛИЦЕ 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)






ВСЕГО:


ВСЕГО:


ВСЕГО:



ВЫВОД: Я - __________________

Cтатья "Влияние модальности на качество усвоения учебного материала и на эффективность взаимодействия с учащимися" (7 - 11 классы))
  • Другое
Описание:

Одной из составляющих здоровьесберегательного образовательного процесса является учёт индивидуальных особенностей учащихся. С этой целью в рабочей программе я отвожу время для определения каждым моим учащимся типа своей модальности. Это важно для определения  способа получения и обработки учебного материала каждым учеником.

Ученик должен не просто слушать, но и слышать учителя (на основе установленного с ним психологического контакта). Чтобы эффективно этого добиться, учителю необходимо учитывать тип приоритетного канала (визуального, аудиального или кинестетического) восприятия информации своего ученика, т. е. установить его модальность.

Автор Безуглая Валентина Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 531
Номер материала 38291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓