Современные
подходы в образовании и специфика подготовки педагогических кадров
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И СПЕЦИФИКА
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Айдаков
Радион Александрович учитель математики и информатики МБОУ «СОШ №2» г.
Салехард, ЯНАО
ПЕДАГОГ XXI ВЕКА: ЯДРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация:
статья посвящена особенностям подготовки педагогических кадров в условиях
современного образования. Утверждается, что для того, чтобы образование было
эффективно в современных условиях, система подготовки педагогических кадров
должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии,
сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования
и, в каком-то смысле, даже опережать его.
Ключевые слова:
учитель 21 века, вопрос кадров в образовании, педагогические кадры.
Педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей,
работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть
человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через
десятки лет. Учитель XXI века – это, безусловно, всесторонне развитый и
образованный человек.
Процесс прогрессивного развития общества
зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает
фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени,
обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности. От того, насколько
эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры,
ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени,
гибкость и жизненная сила [1, с. 23].
1
Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Для того чтобы школа России, могла перейти
на качественно новый этап своей истории, необходимо построить основы. Основным
фундаментом в данном вопросе является вопрос кадров. И дело не в том, что
«кадры решают все», дело в том, что качество кадров должно соответствовать
качеству образования, и приводить к изменению качества школьной жизни, а также
закладывать материальную основу школу. Для этого необходимо подготовить
педагогические кадры способные к инновационной деятельности.
Общественная потребность в новой стратегии
образования вызревала не одно десятилетие, прежде чем стала осознанной и
вылилась в требование смены традиционной системы обучения. Традиционная
образовательная система хотя и эволюционировала, но, тем не менее, осталась
прежней по своей социокультурной ориентации и в настоящее время исчерпала себя.
Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его
общественной значимости. Особенности экономической и социокультурной системы
требуют постоянного изменения и обновления характера направленности
образовательной и профессиональной подготовки [3, с. 89].
Чтобы быть эффективной в современных
условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели
педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с
тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в
каком-то смысле даже опережать его. Если анализировать тенденции развития
общего образования, можно сделать вывод о том, что в будущем учителя, по своим
целевым ориентациям и способам работы, станут во многом не похожи на
современных своих собратьев. Основное их отличие будет заключаться в ориентации
не на трансплантацию знаний, а на развитие учащихся, а значит, они овладеют
соответствующими технологиями развивающего обучения. Но учителя для будущего
должны готовиться в педагогических ВУЗах уже сегодня. Готовы ли ВУЗы к этому?
На это вопрос можно ответить: «Скорее нет, чем да» [4, с. 6].
2 Школа XXI века: тенденции и
перспективы
Современные
подходы в образовании и специфика подготовки педагогических кадров
Необходим поиск новых подходов,
обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной
деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов
и изменить систему подготовки педагогических кадров.
Концепция педагогического образования рассматривает
формирование учителя как долговременный непрерывный процесс, условно состоящий
из трех звеньев – довузовского, вузовского и послевузовского образования,
степень связи между ними является одним из факторов его результативности.
В любой реформе образования движущей силой является личность
педагога, достаточно профессионально подготовленного, умеющего творчески
мыслить и действовать. Если школа – живая клетка общества, то учитель - ядро
этой клетки [2, с. 13].
Традиционный вопрос – что делать? (где взять новые кадры
учителей?) Любой опыт, уже давший высокие результаты, может быть легко
технологизирован, и его освоение учителями идёт в предельно сжатые сроки в
отличие от обычных 5 лет педвуза, когда выпускники выходят неготовые успешно
обучать. Если молодой учитель освоит метод педагога-новатора, он может быть
успешным уже через короткий период времени.
Шаги выхода из кризиса
образования:
1.
Разработать новое содержание образования с учётом новых реалий
мира, новых открытий во всех науках.
2.
Выстроить новые взаимоотношения внутри системы образования,
основанные на сотрудничестве обучающих и обучаемых.
3.
Ввести новые организационные формы учебного процесса, а именно
коллективные формы обучения, которые значительно улучшают качество обучения и
воспитания.
4.
Создать единое информационное научное и педагогическое
пространство России.
5.
Создать общероссийскую сеть научно-производственных
педагогических комплексов (НППК).
3
Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс»
6.
Создать в рамках новой модели образования единую
культурно-образовательную и социально-экономическую среду [5, с. 7].
Вышеописанное является лишь частью тех мер, которые
необходимо осуществить для прорыва России в области образования.
Список литературы
1.
Воронина Е. В. Инновационный проект образовательного учреждения:
опыт описания инновационных проектов школ
для участия в /Приоритетном Национальном проекте «Образование». – М.: изд-во «5
за знания», 2008 г.
2.
Лазарев В.С., Хоноплина Н.В.Научные сообщения.// Педагогика, 1999
г., № 6, стр. 12-18.
3.
Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к
инновационной деятельности. // Педагогика,2010 г., № 10, стр. 88-93.
4.
Собкин В.С. «Учительство как социально-профессиональная группа»,
М., 1996 г.
5.
Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы
учительства, СПб, 2004 г.
4 Школа XXI века: тенденции и
перспективы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.