Главная / Русский язык и литература / Cказка Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"

Cказка Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"

Тема урока: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Цель урока: познакомить учащихся со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», расширить

представление учащихся о литературной сказке.

Задачи: 1. Показать особенности творческой индивидуальности Г. Х. Андерсена.

2. Развить навыки выразительного чтения, умения сравнивать, анализировать,

обощать; развитие коммуникативной речи учащихся.

3. Воспитать уважение друг к другу, научить видеть за серой внешностью величие и

благородство души, выявить нравственные уроки произведения.

Тип урока: комбинированный

Методы: интерактивный (обобщение, слайды), словесно-наглядный (слово учителя, беседа)

Наглядность: портреты сказочника, лауреатов премии имени Г. Х. Андерсена, иллюстратора,

иллюстрации к сказкам.

Оборудование: интерактивная доска (презентация).

Музыкальное сопровождение: песня «Приходите в гости к нам».



Ход урока

  1. Организационный момент урока.

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.



Психологический настрой.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.



Сообщение темы и цели урока (слайд с названием темы).



Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча с великим сказочником мира Г. Х. Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утенок». Сегодня на уроке мы расширим понятие о литературной сказке, познакомимся с биографией сказочника, проследимзадействиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

  1. Введение в тему урока (музыка).

Вступительное слово учителя:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.



-Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты». Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки, расплавился в огне.

И, конечно же, нам нужны сказки. Рядом на книжной полке со сказками А. С. Пушкина, П. П. Ершова находятся сказки великого сказочника мира Ганса Христиана Андерсена.

Удивительна биография сказочника – сына бедного сапожника, ставшего всемирно известным писателем. (Слайд – фотография писателя-сказочника)

  1. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Г. Х. Андерсене (рассказ учащихся).

1-ученик: На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется еще один силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. Полуостров слегка выдвинут на север между Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это – Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Столица Дании – Копенгаген. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе родился Андерсен. (Слайд «Карта Дании»)

2-ученик: Здесь же в Оденсе, на улице Мункемелле, есть один домик, в котором живет память о сказочнике. Там прошло его детство. Сейчас комната с двумя выходящими на улицу пуста, и только на стенах развешены рисунки с видами Оденсе того времени. (Слайд «Дом-музей»).

3-ученик: Г. Х. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсена была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем многообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

4-ученик: Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня-дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя старушкам. А те только охали и шептались между собой, что маленький Христиан слишком умен.

5-ученик: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов. За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки.

6-ученик: В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя...»

Учитель: Всемирную славу Андерсену принесли его сказки и истории, написанные с 1835 по 1872 год. Первый его сборник «Сказки, рассказанные детям» был напечатан небольшим тиражом на дешевой бумаге под Рождество в 1835 г. С этого все и началось. Будто по взмаху волшебной палочки жизнь Андерсена начала меняться, превращаясь в сказочный калейдоскоп.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль имени Г. Х. Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

По сказкам Андерсена были созданы фильмы и выпущены мультфильмы. А известный российский кинорежиссер Э. Рязанов снял фильм о жизни Андерсена, который называется «Андерсен. Жизнь без любви».

Всего за свою жизнь Андерсен написал около 150 сказок. Каждая сказка Андерсена сопровождается иллюстрациями.

Первым иллюстратором сказок Андерсена был датский художник Вильгельм Педерсен. В 1845 году он нарисовал иллюстрации к сказке «Гадкий утенок». (Слайд – фотография иллюстратора, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»)

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «гадкий»?

Давайте посмотрим это слово в толковом словаре Ожегова. Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

Эпиграфом урока будут слова из сказки «Ничуть не похож на остальных!»

  1. Показ мультфильма «Гадкий утенок»

  2. Анализ по содержанию сказки.

  • Как выглядел утенок, который вылупился последним?

  • Почему утка подумала, что это индюшонок?

  • Куда повела утка своих утят?Как приняли птицы утят?

  • Почему утенок не понравился?

  • Как вы думаете, что чувствовал утенок, когда его дразнили, клевали, толкали?

  • Почему утенок не остался в избушке, а решил бродить «по белу свету»?

  • Прочитайте описание «чудных птиц». Что чувствовал утенок при виде этих птиц?

  • Что почувствовал утенок, когда увидел, что превратился в лебедя?

  • А что почувствовали вы? Вы рады за него?



Испытание за испытанием – так построена сказка. Идея испытания не нова в сказках. Вспомните героев сказок, которые прошли через испытания. Но все тяжкие испытания пришлись на долю старших, а этот утенок, считающий себя безобразным, совсем малыш. «Грустно было бы описывать все злоключения утенка в течение этой суровой зимы»-пишет автор сказки.

-Как же заканчивается эта сказка?

-Что хотел сказать автор этой историей?



Учитель: Хочу процитировать слова автора, которые стали крылатыми: «Не беда, что ты появился в утином дворе, если только лежал в лебедином яйце!»

  • Что нужно, ребята, чтобы из гадкого утенка превратиться в прекрасного лебедя?

Учитель: Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

  1. Кроссворд «Красота»

  1. Главный герой сказки (утенок)

  2. «Неси яйца, как я, или мурлычь, как наш кот, - ты и забудешь про эти пустяки». Кто сказал эти слова? (курочка)

  3. «Не попадайся мне на глаза, долговязый!» Кто сказал эти слова?(мать)

  4. Она посмотрела на утенка, оскалила зубы и побежала дальше. (собака)

  5. Время года, когда появились на свет утята. (лето)

  6. Кем считал себя индийский петух? (император)

  7. Кто раздавал корм птицам? (девочка

  1. Подведение итогов урока.

Составляется кластер:

Чему учит сказка Андерсена?

Не судить никого.

Быть терпеливым.

Уважать того, кто не похож на тебя.

Видеть величие души.

Не завидовать.

Понять того, кто рядом.

Познавать красоту жизни.

  • Ребята, вспомните цели, которые я поставила перед вами в начале урока. Достигли ли мы ее?

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы сейчас можете объяснить этот эпиграф?

Поднимите руку те, кому захотелось прочитать сказки Андерсена?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были активными, проявили ум. И вы заслуживаете благодарности. А сейчас ваши оценки зау рок.

  1. Выставление оценок (при ответах я раздаю жетоны: красный, зеленый, желтый, которые означают соответственно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

  2. Домашнее задание:

  1. Пересказ содержания сказки (1 ряд-1-2 главы, 2 ряд – 3-4 главы, 3ряд – 5-6 главы)

  2. Задание творческого характера. Сделать «Салат из сказок». Предлагаем соединить знакомые персонажи из разных сказок и придумать свою. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

Ингредиенты: сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Свинопас», «Принцесса на горошине».Желаю удачи!

Рефлексия: Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем вам добра. И урок закачивать пора. До свиданья!



Cказка Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"
  • Русский язык и литература
Описание:

Целью этого урока является знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена"Гадкий утенок". Задачами урока являются показ особенностей творческой индивидуальности Г. Х. Андерсена, развитие навыков выразительного чтения, умение сравнивать, анализировать.

На уроке были показаны презентация, портреты сказочника, лауреатов премии имени Андерсена, иллюстрации к сказкам. Урок был проведен в форме путешествия по стране "Литературной сказки". Введение в тему урока сопровождалось песней "Приходите в гости к нам". Был показан мультфильм "Гадкий утенок", проведен анализ по содержанию сказки. Дети отгадывали кроссорд "Красота".

На дом было задано задание творческого характера "Салат из сказок".  Суть этого задания в том, что нужно соединить знакомые персонажи из разных сказок и придумать свою. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

Автор Кубейсинова Индира Айсахановна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1531
Номер материала 4414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓