Цикл
занятий по теме «Риторика»
Разработала
Баймулдина Гульжан Наримановна.
Республика
Казахстан
Акмолинская
область
Енбекшильдерский
район
с.Яблоновка
«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко,
чтоб был в едином слове смысл десятка» Юсуф Баласагуни.
«Красноречие есть нечто такое, что даётся
труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний»
Цицерон.
1
занятие. Тема: Что такое общение? Как правильно
общаться.
Человеческая
деятельность немыслима без общения - активного обмена информацией, знаниями и
накопленным опытом.
Следует
помнить, что необходимо соблюдение этических норм общения,т.к. тот, кто не
следит за своей речью, может невольно оскорбить окружающих неточностью
выражения мысли. Грубое слово порождает гнев и презрение, вызывает тяжёлые
переживания, провоцирует вражду и ненависть. Наоборот, приветливое и доброе
слово, идущее от души, способно помочь человеку, вдохновить и даже исцелить
его.
Силой
слова в полной мере пользуются поэты, писатели, учителя, воспитатели, врачи,
дипломаты, священнослужители и другие.
Большое
значение для общения имеет эмоциональная выразительность, которая передаётся
через мимику, жесты и интонацию. Это делает человеческое общение более живым,
интересным и привлекательным. А.С.Макаренко утверждал, что он стал настоящим
мастером слова лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» 15-20
оттенками и придавать сказанному 20 нюансов с помощью изменения голоса, работы
мышц лица и всего тела. Если речь содержательна и информативна, эмоционально
выразительна, она вызывает интерес и внимание со стороны собеседников.
Что значит говорить правильно?
Правильная речь – грамотная, соответствующая
нормам литературного языка, способствующая успешному общению.
Например:
Так
говорить НЕЛЬЗЯ! Нужно говорить
так!
Ихнее
дело,
их дело,
красивее,
красивее,
смеялис(я),
смеялись,
ложить,
класть,
начать,
начать,но начал,
свекла,
свёкла.
Каковы основные особенности несловесных форм
общения?
1.Мимика, жест, поза - несловесные формы общения.
2.
Общепринятые жесты – символы:
-улыбка-знак
одобрения;
-
поднятые брови – знак удивления или недоумения;
-
движение руки вниз – знак сесть;
-
движение руки вверх - знак встать;
-
поднятая вверх рука - «прошу тишины»;
-
овальное движение руками – завершение;
-
резкий, рубящий взмах – подчёркивает фразу;
-
кивок головой- одобрение или приветствие и т.д.
Основные ошибки:
-
размахивание руками;
-
неуместная улыбка;
-
хождение во время речи.
Ролевые игры:
1. Сказать фразу «Иди сюда» с разными оттенками.
2. Продавец-покупатель.
3. «Пойми по жестам».
4. Прочитать любимое стихотворение.
2
занятие. Тема: Как правильно общаться.
Какие
основные требования предъявляются к речевому голосу?
1)
ровность звучания голоса всём диапазоне;
2)
отсутствие резких переходов звука вверх и вниз;
3)
слитность и мелодичность речевого голоса.
Какие
недостатки в устной речи чаще всего встречаются?
1)
Гнусавость (носовой оттенок голоса);
2)
Визгливость (преобладание высоких звуков в
голосе);
3)
Монотонность (неэмоциональность голоса);
4)
Осиплость, сдавленность (изменение тембра
голоса).
Основные
правила использования голоса, жестов, мимики, позы:
-
начало речи произносите голосом умеренного тона, спокойно;
-
не злоупотребляйте жестом, мимикой;
-
в течение речи не торопитесь, следите за реакцией слушателей;
-
ищите свой индивидуальный тон, стиль выступления.
Алгоритм
речи:
КОМУ?
О ЧЁМ ? ЗАЧЕМ?
Готовясь
к речи, подумайте:
-
перед кем вы будете говорить;
-
о чём будете говорить;
-
что главное хотите донести до адресатов;
-
зачем, для чего вы говорите;
-
где и когда вы будете выступать.
Секреты
успешного общения:
-
вы - внимательный слушатель собеседника;
-
вы стремитесь понять, помочь, посочувствовать собеседнику;
-
вы выделяете в полученной информации главное;
-
вы следите за тоном, тембром голоса, выражением лица говорящего, его мимикой,
жестами;
-
вы не перебиваете собеседника замечаниями, несогласием;
-
после окончания высказывания выясняете, что было непонятно, задаёте вопросы.
Ролевая
игра:
Рассказчик-слушатель.
Рассказчик:
рассказать сюжет любого фильма.
3
занятие. Тема: Культура общения. Этикетные формулы.
Что
мы называем культурой общения?
Культура
общения - обогащение речи этикетными формулами при:
-
приветствие - прощании;
-
извинении;
-
благодарности;
-
обращении к собеседнику;
-
выражении просьбы – отказа;
-
разговоре по телефону и т.д.
Этикетные
формулы приветствия - прощания:
Приветствие:
взрослым
сверстникам
Здравствуйте!
Салем!
Добрый
день! Кого я
вижу!
Добрый
вечер! Привет!
Хэлло!
Доброе
утро! Здорово!
Как
Ваше здоровье?
Я
рад Вас видеть!
Как
я рад!
Прощание:
Взрослым
сверстникам
До
свидания!
Пока!
До
скорой встречи! Адьё!
Всего
хорошего! До
встречи!
Всего
доброго!
Увидимся!
Всего
наилучшего! До завтра!
Бай-бай!
Этикетные
формулы извинения:
Прости
(те) меня, пожалуйста…
Извини
(те) меня…
Будь
(те) добр(ы), забудь(те)…
Не
думай (те) обо мне плохо…
Прими
(те) мои извинения…
Извини
(те), я был неправ…
Мне
так жаль…
Этикетные
формулы благодарности:
Спасибо!
Большое
спасибо!
Благодарю
Вас (тебя)!
Как
мне Вас (тебя) благодарить!
Низкий
Вам поклон!
Огромное
спасибо!
Вы
(ты) меня очень выручил(и)!
Этикетные
формулы обращения:
Дорогой…
Уважаемый…
Многоуважаемый…
Любимый…
Единственный…
Мой
дорогой…
Разрешите
(пожалуйста)…
Позвольте
(пожалуйста)…
Вы
не выходите?
Этикетные
формулы просьбы-отказа (с мягкой, доброжелательной
интонацией, соответствующей мимикой, жестами):
Просьба
Отказ
Прошу
Вас (тебя) Извини(те),
Будьте
так добры… но я не могу…
Будь
другом… Как жаль,
но у меня нет времени…
Если
Вас не затруднит… Рад бы помочь, да…
Не
могли бы Вы (ты)… Не могу тебе (Вам)
помочь…
Извини(те),
пожалуйста… Какая жалость, что…
У
Вас(тебя)не найдётся времени… Я не имею возможности…
Вам
(тебе) не трудно… Я бы рад,но…
Не
хочется тебя (Вас)огорчать, но…
Сожалею, но Вы (ты) не учли (не учёл)…
Использование этикетных формул воспитывает
вежливое общение. («вежа» (др. русск.)- знаток)
4 занятие. Тема: Вежливое общение.
Вежливый
человек – знающий, как себя вести. Можно заменить это слово синонимами:
·
Учтивый - почтительно-вежливый;
·
Корректный - тактичный, вежливый, учтивый;
·
Уважительный-проявляющий уважение;
·
Предупредительный - скромный, обязательный;
·
Любезный - обходительный, предупредительный,
учтивый;
·
Галантный-изысканно-вежливый, учтивый.
Правила
вежливого общения:
·
Смотрите собеседнику в глаза.
·
Обращайтесь ко взрослым по имени и отчеству и
только на «Вы».
·
Используйте этикетные формулы в соответствии с
обстоятельствами и адресатом.
·
Можете употребить комплименты, вопросы о
самочувствии, здоровье, настроении.
·
Следите за вашей интонацией.
·
Не навязывайте своего мнения.
Используйте
в речи оценочные слова: замечательный, прекрасный, превосходный, лучше
всех, такой хороший, удивительный и т.д.
Быть
вежливым вам также помогут речевые действия: похвала, комплимент,
одобрение.
·
Комплименты (с
интонацией восторга, восхищения, преклонения):
Как
хорошо Вы выглядите…
Вам
так идёт это (эта)…
Как
Вы прекрасны!
У
Вас замечательный наряд…
Как
Вы обворожительны!
·
Ответы на комплименты (с
интонацией признательности, искренности):
Спасибо!
Благодарю
Вас!
Мне
очень приятно, что Вы это отметили…
От
Ваших слов у меня поднялось настроение!
Как
Вы добры!
Как
Вы внимательны!
Поддерживайте, успокаивайте своего собеседника,
ищите повод сказать о нём хорошее, не замечайте его недостатков!
Пожалуйста,
успокойтесь и объясните…
Катя,
пойми, что…
Извините,
не могли бы Вы сначала представиться…
Да,
конечно.
Понимаю
Вас.
Это
всегда сложно.
Что
Вы говорите?!
5
занятие. Тема: Телефонный разговор.
Телефонный
разговор как один из видов вежливого общения:
Правила телефонного общения:
·
Начало разговора должно быть вежливым и кратким;
·
Сообщается, о чём речь и о цели звонка;
·
Задаются вопросы и выслушиваются ответы;
·
Следите за продолжительностью разговора
(классический разговор- 3- 7 минут);
·
Завершайте разговор конкретной договорённостью;
·
Не забудьте о благодарности.
Некоторые этикетные формулы телефонного
разговора:
·
Начало разговора:
Здравствуйте!
Это…
К
вам обращается…
Вас
беспокоит…
Я
обращаюсь к Вам по поручению…
Будьте
добры, пригласите…
·
Поддержка собеседника:
Верно…
Понятно… Конечно…
Да…
Ясно…
Подумаю…
Так…
Нет… Разберёмся…
·
Вежливое уточнение:
Не
могли бы Вы повторить…
Простите,
я только уточню…
Я
понимаю, но как быть тогда с …
Интересно!
Ах.
Как жаль!
Я
слушаю, слушаю!
·
Завершение разговора:
Благодарю
вас, до свидания…
Спасибо,
я очень вам признателен…
Спасибо,
вы нам очень помогли…
До
свидания!
До
встречи!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как совершенствовать устную речь?
Упражнения
по постановке гласных звуков.
Звук
И-Ы:
Стоит
свинка - золотая щетинка.
Хвались
- да не поперхнись.
На
безрыбье и как рыба.
Звук
Э-Е:
Лес
сечь – не жалеть плеч.
Я
ему по секрету, а он по всему свету.
День
в день- топор в пень.
За
правое дело стой смело.
Звук
А-Я:
Не
красна изба углами, а красна пирогами.
Голова
без ума, что фонарь без огня.
На
полатях лежать, так ломтя не видать.
Своя
земля и в горсти мила.
Звук
О-Ё.
Один
с сошкой, а семеро с ложкой.
Видит
кот молоко, да рыло коротко.
Сорока
да чечётка - большие трещотки.
Звук
У-Ю:
Без
наук как без рук.
Сам
себя губит, кто людей не любит.
Глупый
осудит, умный рассудит.
Терпенье
и труд всё перетрут.
Упражнения
по постановке согласных звуков
Звук
П-Б:
Был
как бык, а мясо будет.
В
поле полёт Поля просо.
Пётр
Петров по прозванью Перов купил птицу-перепелицу.
Кто продырявил барабан?
Кто продырявил старый барабан?
Барабан, барабан, барабанщик наш,
Барабанил в барабан тарабарский марш.
Пить-бить;
пас-бас;
пашня-башня.
Звуки
Т-Д:
Без
дела жить - только небо коптить.
Воля
и труд, дивные всходы дают.
У дубов придорожных,
Размахнувшихся тут,
Одинокий художник
Пишет маслом этюд.
Топоры-
то, топоры…
Так
и сыплются с горы…
Вот
и чайник за кофейником бежит,
Тараторит,
тараторит, дребезжит…
(К.Чуковский)
Доска-
тоска; катушка-кадушка
там-дам; тушь-душ.
Звуки
К-Г-Х:
Много
снега- много хлеба.
На
горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Зимой
съел бы грибок, да снег глубок.
Не
грози на грязи, грози грязь переехавши.
Хвастать,
не косить: спина не болит.
Колос-голос; корки-горки;
Кости-гости; купить
-губить.
Звуки
Ф-В:
Фофан,
фофан в землю вкопан.
Ветер
весело шумит, судно весело бежит.
Каково
волокно, таково и полотно.
Форма,
вата, врач,
внук,
дрова, паровоз,
время.
Звуки
М-Н:
Мимо,
мимо, мимо шмыгали мыши.
Мёд
в лесу медведь нашёл.
Мало
мёду – много пчёл.
(Б.Заходер)
Над
Нонной няня с нежностью склонилась.
Моль,
медаль, мель,
мост,
звон, тень,
плетень,
небо, бананы,
ноты,
ванна.
Звуки
З-С:
Назвался
груздем – полезай в кузов.
Видит
волк козу, забыл и грозу.
Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.
(И.Крылов)
Сор,
сыр, сок, слух,
нос,
лиса, коса.
Зуб,
зол, зев, заря,
замок,
таз, звон, коза.
Звук
Ц:
В
пословице говорится, что дело мастера боится.
Молодец
среди овец, а против молодца сам овца.
Красна
девица сидит в темнице, коса на улице.
Цех,
цель, цирк, целый,
цифра,
цвет, отец, боец,
операция,
улица.
Звуки
Ш и Ж:
Шила
в мешке не утаишь.
Что
посеешь, то и пожнешь.
Сто
одёжек и все без застёжек.
Шум,
шов, шар, шуба,
шутка,
штаб, башня, душ,
жук,
жуть, жар, жара,
жаба,
нож, чиж,
сторож.
Звуки
Ч-Ш-Щ:
Хочешь,
есть калачи - не сиди на печи.
Не
верь чужим речам, а верь своим очам.
Волки
рыщут - пищу ищут.
Чешуя
у щучки, щетинки у чушки.
Знай,
сверчок, свой шесток.
И
сейчас же щётки, щётки
Затрещали,
как трещотки.
(К.Чуковский)
Щи,
щавель, щит, щука,
щётка,
щепка, лещ, вещь,
чай,
час, чудак, чулки,
дача,
спички, качели.
У отца детишек куча,
Шумная семья:
Чиполлетто,Чиполлучча,
Чиполлотто,Чиполлочча
И последний- я!
Звуки
Л-Р:
На
словах, что на гуслях,
А
на деле- что на балалайке.
В
чешуе, как жар, горя,
Тридцать
три богатыря.
Против
вражьей лжи востро держи.
Где
растяпа-тетеря,
Там
не прибыль, а потеря.
Сей
в добрую пору- соберёшь хлеба гору.
Лак,
лом, лук,
лес,
лифт,
люк, лапа,
лимон,
лапша,
лгун,
пол, мел,
пила,
метла, блюдо, воля,
полено.
Жил
- жир, сер-сел,
красть-класть,
ложь-рожь,
ложки
- рожки, голод-город
жалить
- жарить, лепка-репка,
даль-дар,
сор-соль,
укол-укол
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.