Главная / Другое / Цикл занятий по теме «Риторика»

Цикл занятий по теме «Риторика»

hello_html_m456dcc08.gifhello_html_m1c0f493f.gifhello_html_m2c7d5cb2.gifhello_html_6e4cf551.gif









Цикл занятий по теме «Риторика»

Разработала Баймулдина Гульжан Наримановна.

Республика Казахстан

Акмолинская область

Енбекшильдерский район

с.Яблоновка

























«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко, чтоб был в едином слове смысл десятка» Юсуф Баласагуни.

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» Цицерон.

  1. занятие. Тема: Что такое общение? Как правильно общаться.

Человеческая деятельность немыслима без общения - активного обмена информацией, знаниями и накопленным опытом.

Следует помнить, что необходимо соблюдение этических норм общения,т.к. тот, кто не следит за своей речью, может невольно оскорбить окружающих неточностью выражения мысли. Грубое слово порождает гнев и презрение, вызывает тяжёлые переживания, провоцирует вражду и ненависть. Наоборот, приветливое и доброе слово, идущее от души, способно помочь человеку, вдохновить и даже исцелить его.

Силой слова в полной мере пользуются поэты, писатели, учителя, воспитатели, врачи, дипломаты, священнослужители и другие.

Большое значение для общения имеет эмоциональная выразительность, которая передаётся через мимику, жесты и интонацию. Это делает человеческое общение более живым, интересным и привлекательным. А.С.Макаренко утверждал, что он стал настоящим мастером слова лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» 15-20 оттенками и придавать сказанному 20 нюансов с помощью изменения голоса, работы мышц лица и всего тела. Если речь содержательна и информативна, эмоционально выразительна, она вызывает интерес и внимание со стороны собеседников.





Что значит говорить правильно?

Правильная речь – грамотная, соответствующая нормам литературного языка, способствующая успешному общению.

Например:

Так говорить НЕЛЬЗЯ! Нужно говорить так!

Ихнее дело, их дело,

красивее, красивее,

смеялис(я), смеялись,

ложить, класть,

начать, начать,но начал,

свекла, свёкла.

Каковы основные особенности несловесных форм общения?

1.Мимика, жест, поза - несловесные формы общения.

2. Общепринятые жесты – символы:

-улыбка-знак одобрения;

- поднятые брови – знак удивления или недоумения;

- движение руки вниз – знак сесть;

- движение руки вверх - знак встать;

- поднятая вверх рука - «прошу тишины»;

- овальное движение руками – завершение;

- резкий, рубящий взмах – подчёркивает фразу;

- кивок головой- одобрение или приветствие и т.д.

Основные ошибки:

- размахивание руками;

- неуместная улыбка;

- хождение во время речи.



Ролевые игры:

1. Сказать фразу «Иди сюда» с разными оттенками.

2. Продавец-покупатель.

3. «Пойми по жестам».

4. Прочитать любимое стихотворение.

















2 занятие. Тема: Как правильно общаться.



Какие основные требования предъявляются к речевому голосу?

1) ровность звучания голоса всём диапазоне;

2) отсутствие резких переходов звука вверх и вниз;

3) слитность и мелодичность речевого голоса.

Какие недостатки в устной речи чаще всего встречаются?

  1. Гнусавость (носовой оттенок голоса);

  2. Визгливость (преобладание высоких звуков в голосе);

  3. Монотонность (неэмоциональность голоса);

  4. Осиплость, сдавленность (изменение тембра голоса).

Основные правила использования голоса, жестов, мимики, позы:

- начало речи произносите голосом умеренного тона, спокойно;

- не злоупотребляйте жестом, мимикой;

- в течение речи не торопитесь, следите за реакцией слушателей;

- ищите свой индивидуальный тон, стиль выступления.

Алгоритм речи:

КОМУ? О ЧЁМ ? ЗАЧЕМ?

Готовясь к речи, подумайте:

- перед кем вы будете говорить;

- о чём будете говорить;

- что главное хотите донести до адресатов;

- зачем, для чего вы говорите;

- где и когда вы будете выступать.

Секреты успешного общения:

- вы - внимательный слушатель собеседника;

- вы стремитесь понять, помочь, посочувствовать собеседнику;

- вы выделяете в полученной информации главное;

- вы следите за тоном, тембром голоса, выражением лица говорящего, его мимикой, жестами;

- вы не перебиваете собеседника замечаниями, несогласием;

- после окончания высказывания выясняете, что было непонятно, задаёте вопросы.

Ролевая игра:

Рассказчик-слушатель.

Рассказчик: рассказать сюжет любого фильма.



3 занятие. Тема: Культура общения. Этикетные формулы.



Что мы называем культурой общения?

Культура общения - обогащение речи этикетными формулами при:

- приветствие - прощании;

- извинении;

- благодарности;

- обращении к собеседнику;

- выражении просьбы – отказа;

- разговоре по телефону и т.д.

Этикетные формулы приветствия - прощания:

Приветствие:

взрослым сверстникам

Здравствуйте! Салем!

Добрый день! Кого я вижу!

Добрый вечер! Привет! Хэлло!

Доброе утро! Здорово!

Как Ваше здоровье?

Я рад Вас видеть!

Как я рад!

Прощание:

Взрослым сверстникам

До свидания! Пока!

До скорой встречи! Адьё!

Всего хорошего! До встречи!

Всего доброго! Увидимся!

Всего наилучшего! До завтра! Бай-бай!

Этикетные формулы извинения:

Прости (те) меня, пожалуйста…

Извини (те) меня…

Будь (те) добр(ы), забудь(те)…

Не думай (те) обо мне плохо…

Прими (те) мои извинения…

Извини (те), я был неправ…

Мне так жаль…

Этикетные формулы благодарности:

Спасибо!

Большое спасибо!

Благодарю Вас (тебя)!

Как мне Вас (тебя) благодарить!

Низкий Вам поклон!

Огромное спасибо!

Вы (ты) меня очень выручил(и)!

Этикетные формулы обращения:

Дорогой…

Уважаемый…

Многоуважаемый…

Любимый…

Единственный…

Мой дорогой…

Разрешите (пожалуйста)…

Позвольте (пожалуйста)…

Вы не выходите?

Этикетные формулы просьбы-отказа (с мягкой, доброжелательной интонацией, соответствующей мимикой, жестами):

Просьба Отказ

Прошу Вас (тебя) Извини(те),

Будьте так добры… но я не могу…

Будь другом… Как жаль, но у меня нет времени…

Если Вас не затруднит… Рад бы помочь, да…

Не могли бы Вы (ты)… Не могу тебе (Вам) помочь…

Извини(те), пожалуйста… Какая жалость, что…

У Вас(тебя)не найдётся времени… Я не имею возможности…

Вам (тебе) не трудно… Я бы рад,но…

Не хочется тебя (Вас)огорчать, но…

Сожалею, но Вы (ты) не учли (не учёл)…



Использование этикетных формул воспитывает вежливое общение. («вежа» (др. русск.)- знаток)





4 занятие. Тема: Вежливое общение.

Вежливый человек – знающий, как себя вести. Можно заменить это слово синонимами:

  • Учтивый - почтительно-вежливый;

  • Корректный - тактичный, вежливый, учтивый;

  • Уважительный-проявляющий уважение;

  • Предупредительный - скромный, обязательный;

  • Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый;

  • Галантный-изысканно-вежливый, учтивый.

Правила вежливого общения:

  • Смотрите собеседнику в глаза.

  • Обращайтесь ко взрослым по имени и отчеству и только на «Вы».

  • Используйте этикетные формулы в соответствии с обстоятельствами и адресатом.

  • Можете употребить комплименты, вопросы о самочувствии, здоровье, настроении.

  • Следите за вашей интонацией.

  • Не навязывайте своего мнения.

Используйте в речи оценочные слова: замечательный, прекрасный, превосходный, лучше всех, такой хороший, удивительный и т.д.

Быть вежливым вам также помогут речевые действия: похвала, комплимент, одобрение.

  • Комплименты (с интонацией восторга, восхищения, преклонения):

Как хорошо Вы выглядите…

Вам так идёт это (эта)…

Как Вы прекрасны!

У Вас замечательный наряд…

Как Вы обворожительны!

  • Ответы на комплименты (с интонацией признательности, искренности):

Спасибо!

Благодарю Вас!

Мне очень приятно, что Вы это отметили…

От Ваших слов у меня поднялось настроение!

Как Вы добры!

Как Вы внимательны!



НЕЛЬЗЯ! Никогда не прибегайте к лести – неискренней похвале, которая произносится в корыстных целях.





Поддерживайте, успокаивайте своего собеседника, ищите повод сказать о нём хорошее, не замечайте его недостатков!

Пожалуйста, успокойтесь и объясните…

Катя, пойми, что…

Извините, не могли бы Вы сначала представиться…

Да, конечно.

Понимаю Вас.

Это всегда сложно.

Что Вы говорите?!













































5 занятие. Тема: Телефонный разговор.

Телефонный разговор как один из видов вежливого общения:

Официально-деловые

Телефонные разговоры

личные













Правила телефонного общения:

  • Начало разговора должно быть вежливым и кратким;

  • Сообщается, о чём речь и о цели звонка;

  • Задаются вопросы и выслушиваются ответы;

  • Следите за продолжительностью разговора (классический разговор- 3- 7 минут);

  • Завершайте разговор конкретной договорённостью;

  • Не забудьте о благодарности.

  • Этого по телефону делать НЕЛЬЗЯ:

    • Звонить без всякой цели, «поболтать»;

    • Проговаривать длинные монологи;

    • Неконкретно договариваться;

    • Звонить очень рано утром или поздно вечером;

    • Звонить одному и тому же адресату по несколько раз;

    • Решать важные вопросы по телефону.















Некоторые этикетные формулы телефонного разговора:

  • Начало разговора:

Здравствуйте! Это…

К вам обращается…

Вас беспокоит…

Я обращаюсь к Вам по поручению…

Будьте добры, пригласите…



  • Поддержка собеседника:

Верно… Понятно… Конечно…

Да… Ясно… Подумаю…

Так… Нет… Разберёмся…

  • Вежливое уточнение:

Не могли бы Вы повторить…

Простите, я только уточню…

Я понимаю, но как быть тогда с …

Интересно!

Ах. Как жаль!

Я слушаю, слушаю!

  • Завершение разговора:

Благодарю вас, до свидания…

Спасибо, я очень вам признателен…

Спасибо, вы нам очень помогли…

До свидания!

До встречи!

































ПРИЛОЖЕНИЯ

Как совершенствовать устную речь?

Упражнения по постановке гласных звуков.

Звук И-Ы:

Стоит свинка - золотая щетинка.

Хвались - да не поперхнись.

На безрыбье и как рыба.



Звук Э-Е:

Лес сечь – не жалеть плеч.

Я ему по секрету, а он по всему свету.

День в день- топор в пень.

За правое дело стой смело.



Звук А-Я:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Голова без ума, что фонарь без огня.

На полатях лежать, так ломтя не видать.

Своя земля и в горсти мила.



Звук О-Ё.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Видит кот молоко, да рыло коротко.

Сорока да чечётка - большие трещотки.



Звук У-Ю:

Без наук как без рук.

Сам себя губит, кто людей не любит.

Глупый осудит, умный рассудит.

Терпенье и труд всё перетрут.



Упражнения по постановке согласных звуков

Звук П-Б:

Был как бык, а мясо будет.

В поле полёт Поля просо.

Пётр Петров по прозванью Перов купил птицу-перепелицу.





Кто продырявил барабан?

Кто продырявил старый барабан?

Барабан, барабан, барабанщик наш,

Барабанил в барабан тарабарский марш.



Пить-бить; пас-бас;

пашня-башня.



Звуки Т-Д:

Без дела жить - только небо коптить.

Воля и труд, дивные всходы дают.



У дубов придорожных,

Размахнувшихся тут,

Одинокий художник

Пишет маслом этюд.

Топоры- то, топоры…

Так и сыплются с горы…

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

(К.Чуковский)

Доска- тоска; катушка-кадушка

там-дам; тушь-душ.



Звуки К-Г-Х:

Много снега- много хлеба.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Не грози на грязи, грози грязь переехавши.

Хвастать, не косить: спина не болит.

Колос-голос; корки-горки;

Кости-гости; купить -губить.



Звуки Ф-В:

Фофан, фофан в землю вкопан.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

Каково волокно, таково и полотно.



Форма, вата, врач,

внук, дрова, паровоз,

время.



Звуки М-Н:

Мимо, мимо, мимо шмыгали мыши.

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду – много пчёл.

(Б.Заходер)

Над Нонной няня с нежностью склонилась.

Моль, медаль, мель,

мост, звон, тень,

плетень, небо, бананы,

ноты, ванна.



Звуки З-С:

Назвался груздем – полезай в кузов.

Видит волк козу, забыл и грозу.

Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона.

(И.Крылов)

Сор, сыр, сок, слух,

нос, лиса, коса.



Зуб, зол, зев, заря,

замок, таз, звон, коза.



Звук Ц:

В пословице говорится, что дело мастера боится.

Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

Цех, цель, цирк, целый,

цифра, цвет, отец, боец,

операция, улица.



Звуки Ш и Ж:

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Сто одёжек и все без застёжек.

Шум, шов, шар, шуба,

шутка, штаб, башня, душ,

жук, жуть, жар, жара,

жаба, нож, чиж, сторож.



Звуки Ч-Ш-Щ:

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

Волки рыщут - пищу ищут.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Знай, сверчок, свой шесток.



И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки.

(К.Чуковский)

Щи, щавель, щит, щука,

щётка, щепка, лещ, вещь,

чай, час, чудак, чулки,

дача, спички, качели.

У отца детишек куча,

Шумная семья:

Чиполлетто,Чиполлучча,

Чиполлотто,Чиполлочча

И последний- я!



Звуки Л-Р:

На словах, что на гуслях,

А на деле- что на балалайке.



В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря.



Против вражьей лжи востро держи.

Где растяпа-тетеря,

Там не прибыль, а потеря.



Сей в добрую пору- соберёшь хлеба гору.

Лак, лом, лук, лес,

лифт, люк, лапа, лимон,

лапша, лгун, пол, мел,

пила, метла, блюдо, воля,

полено.



Жил - жир, сер-сел,

красть-класть, ложь-рожь,

ложки - рожки, голод-город

жалить - жарить, лепка-репка,

даль-дар, сор-соль,

укол-укол

24


Цикл занятий по теме «Риторика»
  • Другое
Описание:

«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко, чтоб был в едином слове смысл десятка» Юсуф Баласагуни.

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» Цицерон.

1        занятие. Тема: Что такое общение? Как правильно общаться.

Человеческая деятельность немыслима без общения - активного обмена информацией, знаниями и накопленным опытом.

Следует помнить, что необходимо соблюдение этических норм общения,т.к. тот, кто не следит за своей речью, может невольно оскорбить окружающих неточностью выражения мысли. Грубое слово порождает гнев и презрение, вызывает тяжёлые переживания, провоцирует вражду и ненависть. Наоборот, приветливое и доброе слово, идущее от души, способно помочь человеку, вдохновить и даже исцелить его.

Силой слова в полной мере пользуются поэты, писатели, учителя, воспитатели, врачи, дипломаты, священнослужители и другие.

Большое значение для общения имеет эмоциональная выразительность, которая передаётся через мимику, жесты и интонацию. Это делает человеческое общение более живым, интересным и привлекательным. А.С.Макаренко утверждал, что он стал настоящим мастером слова лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» 15-20 оттенками и придавать сказанному 20 нюансов с помощью изменения голоса, работы мышц лица и всего тела. Если речь содержательна и информативна, эмоционально выразительна, она вызывает интерес и внимание со стороны собеседников.

 

Автор Боровская Надежда Карловна
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 511
Номер материала 58549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓