Главная / Русский язык и литература / Цикл уроков по теме "Имя прилагательное"

Цикл уроков по теме "Имя прилагательное"

Жданова Елена Анатольевна

Рыбинская ОШ I-III ступеней

Волновахского района

Донецкой области


Русский язык. 6 класс.

Цикл уроков по теме «Имя прилагательное»

Урок 1


Имя прилагательное как часть речи. Написание безударных окончаний имён прилагательных.

Цель: совершенствовать навыки нахождения имён прилагательных в тексте, определять их грамматические признаки и синтаксическую роль, использовать имена прилагательные в роли различных членов предложения, правильно писать и произносить падежные окончания имен прилагательных; развивать устную и письменную речь, тренировать зрительную память.

Оборудование: учебник («Русский язык» под ред . Рудякова А. Н., Фроловой Т. Я. И др.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, планшеты или ноутбуки, презентация, WI-FI

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Вижу, вы настроились на позитивную работу. Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать его с высказывания писателя Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться

до последних дней своей жизни».

-Почему важно хорошо знать русский язык?

II. Мотивация учебной деятельности.

-Чтобы хорошо всё усвоить, запомнить, понять, надо поставить перед собой цель. Давайте посмотрим один мультфильм и скажем, что помогло герою добиться результата.

https://www.youtube.com/watch?v=GHgA-hWzHPA (обсуждение)

III. Актуализация опорных знаний



- Друзья мои! Не теряя ни минуты драгоценного времени, приступаем к делу. Настало время говорить о давней мечте людей – путешествии во времени. Вы можете сказать, что это фантастика и такое возможно только в сказке «Двенадцать месяцев». Но всё же рискнём, ведь у нас есть надёжный помощник – календарь . Он поможет нам не сбиться с пути и совершить увлекательное путешествие в зиму… В течение нескольких уроков мы с вами будем говорить о красоте этого времени года, будем собирать материал для написания сочинения-описания.

Прослушивание музыки Г. Свиридов. «Метель», «Тройка,"…Задание: послушайте и расскажите музыку словами.

Ссылка http://youtu.be/p0x-ai9pZWo

http://youtu.be/BBqLk6j19hc

- Можно ли музыкой, т.е без слов, передать чувства, настроение?

- Давайте вспомним стихотворения русских поэтов о зиме (читают наизусть стихи).

- Меня радует, что вам нравится поэзия, и вы с удовольствием читаете стихотворения русских поэтов



1) Беседа

- Что делает нашу речь выразительной , а поэтический текст красочным, ярким, образным? (изобразительно-выразительные средства)

- Как мы их называем в литературе? Задание:1) соедините линией термин и определение.

Эпитет – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение

предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора – фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета

или явления другому по

какому-либо общему для них признаку.

Сравнение – троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.[1]

Весьма часто олицетворение применяется

при изображении природы, которая наделяется теми или

иными человеческими чертами.

Олицетворение - определение при слове, влияющее на его

выразительность. Выражается преимущественно

именем прилагательным, но также наречием

(«горячо любить»), именем существительным (

«веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

2) Работа с текстами стихотворений.. В стихотворениях найдите художественные средства.

Работа по вариантам

Сергей Александрович Есенин

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Фёдор Иванович Тютчев

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Александр Сергеевич Пушкин

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Афанасий Фет

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.

Иван Никитин

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит


Сергей Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

Зима пришла…

За окнами,
Где чёрных ёлок ряд,
Пушистые и лёгкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.

Зима. Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.



-Какой части речи больше? (прилагательных)

IV. Объявление темы и цели урока

- Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем знакомиться с именем прилагательным, его морфологическими и грамматическими признаками, синтаксической ролью. Будем собирать материал для написания сочинения – описания природы.

Я хочу вам показать отрывок из спектакля по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=ZTxYy9rV0nw&feature=youtu.be

-Знал ли Митрофанушка имена прилагательные?

Изучение нового материала

1. Объяснение учителя. Ссылка на видеоурок http://www.urokirusskogo.ru/videouroki

2. Работа с учебником. Теоретический материал (с. 156)

3, Закрепление. Упр.362 (устный перевод текста)

-Как можно проверить себя при написании падежных окончаний?

Задание: просклонять словосочетание, выделяя окончание – туманное небо

Работа по вариантам

Вариант 1 – зимняя природа

Вариант 2 – первый снег.

Вариант 3 – ледяные узоры.

- В каких падежных формах произношение и написание не совпадает? Сравните с украинским языком.

4. Творческое задание.

Задание: подберите слова, характеризующие снег(из стихотворений).

Снег

Какой? Что делает? Ассоциации

Пушистый падает пух

Лёгкий кружится звёздочки

Хрустящий ложится ковёр

- А теперь вспомним, какие звуки может издавать снег? (трещит, хрустит, скрипит.)

- От чего зависит звук снега? (от силы мороза)

-Какие ещё «зимние» слова вы знаете?

-давайте посмотрим Словарь ассоциаций

Ссылка http://www.slovesa.ru/assearch?lnk=1&q=%C7%C8%CC%C0

Задание: составьте сенкан (пятистрочие) с ключевым словом зима.

Зима.

Белоснежная, холодная.

Морозит, засыпает, дарит, (заметает).

Холодное время года.

Зима - волшебница.


5. Работа с текстом .

Задание: прочитайте стихотворение Есенина С. «Песнь о собаке», проанализируйте его.

Сергей Есенин

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.


Анализ стихотворения

- Это апофеоз безысходного горя. Покатились глаза собачьи
золотыми звездами в снег. Так мог написать только великий поэт.

Заметьте – короткое поэтическое произведение, всего семь строф (куплетов), а сколько в него вместилось! Стихотворение ощущается по масштабам как целая поэма, и длительностью действия и масштабами трагедии: с утра до вечера она их ласкала, и как бесконечно тянулось время, пока она бежала за хозяином по сугробам и потом стояла, пока перестала дрожать гладь незамерзшей воды. В этом гигантская сила поэтического таланта Сергея Есенина, а ведь это было написано в 1915 году, когда поэту было всего 20 лет!

И хотя само поэтическое произведение написано мужчиной, и есть мужчина- композитор, который написал музыку, и есть мужчины-исполнители этого произведения – вы прослушаете эту песню в исполнении женщины, женщине ближе ощущение материнства. Вот запись песни в исполнении Анны Резниковой, с замечательным оркестровым сопровождением.

Поэзия в сочетании с музыкой  – эффективный путь движения поэзии навстречу людям. (симбиоз)

03 Песнь о собаке-Резникова А

- Ваше впечатление от услышанного.

- На стихи А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета замечательными русскими композиторами М.Глинкой, А.Рубинштейном, Н.Римским-Корсаковым, С.Рахманиновым создано огромное количество романсов. И это ещё раз подтверждает тонкий лиризм и музыкальность поэтических пейзажей.


V. Итог урока.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.

- Чтобы оценить свою работу на уроке, пройдите тест.

Ссылка http://lik-bez.com/tests/10-365-0

Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

- Что больше всего понравилось? Что запомнили?

VII. Домашнее задание. Параграф 44, упражнение 365.





Урок 2

Степени сравнения имён прилагательных.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о формах сравнения имён прилагательных.

Задачи урока: формировать умение образовывать формы сравнения прилагательных, различать их в тексте; расширять словарный запас школьников; способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенций; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, аналитическое мышление, орфографическую зоркость, речь обучающихся; воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка, любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран (интерактивная дока)

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

II. Мотивация учебной деятельности.

Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. Изучайте русский язык, и только изучив его, вы сможете гордиться тем, что вы русский человек».

IV. Объявление темы и цели урока

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со степенями сравнения имён прилагательных, научимся образовывать разные формы и использовать их в речи.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Блиц-опрос по цепочке (друг другу задают вопросы по изученной теме)

Подведение итога : - Что такое прилагательное? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395a03-0a01-0355-01f2-43d1ff620074/%5BRUS6_098%5D_%5BTD_224%5D.htm

-Молодцы, ребята, всё вспомнили.

2. Прослушайте стихотворение М. Дудина: Подчеркните прилагательные

Чистейшего снега,

Белейшего снега

Зима отряхнула

На рощу с разбега.

И, пухом легчайшим

На солнце блистая,

Пустила гулять

По лесам горностая.

-.. Вы видите, что это необычные прилагательные . Чем они отличаются? (суффиксами)

- Как вы думаете, от каких слов образовалось каждое из них? Каким способом?

V. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником.

Стр. 166. Какую новую информацию получили? (Ответы детей обобщаются в таблицу.)

Формы сравнения

Сравнительная

Превосходная

Простая

Составная

Простая

Составная

-ее(-ей), -ше, -е

Более, менее

-ейш(-айш)

Самый, наиболее, наименее

Красивее

Добрей

Моложе

Старше

Более красивый

Менее привлекательный

Добрейший

Величайший


Самый добрый

Наиболее удобный

2. Закрепление.

Запишите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Море здесь красивее, чем на севере.

Нhello_html_m7a2a8c7.pngовый годсамый весёлый праздник.

Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной и превосходной форме.

(прилагательные в сравнительной форме являются сказуемыми, а в превосходной форме – определениями)

-Определите степень сравнения и синтаксическую роль у прилагательных, которые выписали.

Образуйте сравнительную и превосходную форму от следующих прилагательных:

сладкий –слаще, сладчайший, самый сладкий

далекий - ,дорогой - ,жесткий - ,страшный -

светлый -, сильный -, вкусный -, хороший -.

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень;  обозначьте суффиксы прилагательных:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота.

Прочитайте прилагательные и формы их превосходной степени. Правильно ли образована простая превосходная форма прилагательных? Запишите правильно, образовав ещё и сложную превосходную форму.

Строгий – строгайший

добрый – добрейший

тихий – тишайший

храбрый – храбрейший

глубокий – глубокайший

богатый – богачейший

скучный – скучнейший

редкий - редкейший

верблюжий – верблюжайший

.

Прослушайте песню «Большой секрет». Какие степени сравнения прилагательных звучат в песне?

http://youtu.be/ldGpEgqfXZs -песня из мультфильма (большой, маленький, скромный, огромный)

3. Работа в группах. «Сменные тройки/четвёрки» (четыре цвета и четыре вида фигур; ученики выбирают фигуру того цвета, который им больше нравится; сначала садятся по цветам, а потом по фигуркам).

4. Слово учителя.

Продолжить урок мне бы хотелось со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

………….  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят ………… искорки  инея.     ………вода темнеет среди …………  зарослей камыша.

Как прекрасна  ………  роща!

Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?  Легко приспосабливаются к любому предмету.

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята,  слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Скользкий  Разноцветные  Берёзовая  Поздней  Зелёной  Пушистые   Ослепительный   Свинцовая   Беловатых   Чёрные   Грязным   Добрый

Ответ: Поздней  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в  ослепительный наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят  разноцветные искорки  инея.   Свинцовая вода темнеет среди  беловатых зарослей камыша. Как прекрасна   берёзовая  роща!

Получилось!!

5. КСУ (коммуникативно-ситуативное упражнение)

-Мы побывали с вами в роли художников. А давайте с вами познакомимся с классиком украинского пейзажа Евгением Васильевичем Чуйковым (род. В 1924 г.)

Ссылка http://youtu.be/YRM_Q3hbCSc выставка чудо-картин в Донецке

-Ваши впечатления от увиденного.

Задание: пригласите своих близких на выставку картин русских живописцев, используя как можно больше прилагательных.

6. Работа с текстом. Группы получают текст, выполняют задание, пересаживаются и выполняют роль экскурсоводов, рассказывают о своей репродукции славами из текста.

Задание: прочитайте текст в группе, распределите задания между членами группы..

  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

  2. Найдите репродукцию картины, к которой он относится;

  3. Подчеркните в тексте описание;

  4. Найдите прилагательные, выпишите их, определите степень сравнения.

1 группа. Аксаков С.Т.

Отрывок из очерка «Буран» 1856 год

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней з..ри быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ноч.... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

2 группа. Бунин И.А.
Мороз. (Из рассказа «Сосны»)

Уhello_html_m728df8b8.jpgтро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный моро­зом, и не/ узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалив­шими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо... Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнеч­ный свет...Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв рав­новесия,— и густо посыпалась и стала медленно опускат..ся радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла... Солнце поднимает..ся, и всё тише ста­новит..ся в просеке...

Ананьин В.К. Зима в Саянах. 1997

Мhello_html_m2a5bb01b.jpgарков Владимир. Лунная ночь. С сайта http://socvirus.com.ua/?p=77379

3 группа. Паустовский Константин Георгиевич

Пришла зима. Отрывок из рассказа "Прощание с летом"

«Зима навалила за окнами ро..сыпи мягкого серебра. Вдали за лесом струился к небу столб прозрачного дыма...»

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, бе..покойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Яhello_html_41a26d2d.jpg открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подош..л к окну - за стеклами все было снежно и бе..молвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Пластов А.А. Первый снег

4 группа. Соколов-Микитов И.

РУССКИЙ ЛЕС

(Отрывок)

...В тихий зимний день выйдеш.., бывало, в лес на лыжах — дышиш.. и не надышиш..ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и малень­ких елей. Нет-нет сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью — и долго колышется освобождён­ная от тяжести снега еловая зелёная ветка. Высокие вершины елей .унизаны ожерельем лило­вых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногру­дых клестов.

Идёш.. по зимнему тихому лесу и не налюбу­еш..ся. Высокие недвижные спят сосны. Синева­тые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, переле­тая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки, смолистые об­грызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

hello_html_39977ff8.jpg

Марков Владимир. Зима. С сайта http://socvirus.com.ua/?p=77379



Встреча с картиной.

- Аркадий Платонов – выдающийся русский художник – утверждал: «Живопись существует для того, чтобы человек понял и почувствовал невероятную красоту мира.»

- На своих полотнах живописцы изображали картины русской природы, зимние пейзажи.

- Всмотритесь внимательно в репродукцию картины и скажите, за что мог художник так назвать картину?

- Каково ваше впечатление от картины?

- А какие чудеса ещё может творить зима?

Организация выполнения письменной творческой работы – словесной зарисовки “ Зима - волшебница в лесу”.

Предлагаю вам побывать в роли писателей. Я предлагаю вам примерный план, можете создать зарисовку по своему усмотрению.

  1. Красиво в зимнем лесу!

  2. Моё настроение и чувства от встречи с зимней сказкой.

7. Выполнение работы.

При выполнении работы дети пользуются карточками – помощницами:

  • Снег – тихий, пушистый, игривый, мохнатый;

  • Снег – как чистые капли воды, как порхающие бабочки, будто пух;

  • Зима – волшебная, сказочная, сверкающая;

  • Снежинки – ажурные, серебристые, нежные; кружатся в вальсе;

  • Зимний лес – спящий, неподвижный, таинственный, величественный;

  • Деревья – сказочно преобразились, накинули белоснежные полушалки, меховые шапки;

VI. Итог урока.

Прочитайте работы. А сейчас мысленно уберите из своей зарисовки все изобразительно-выразительные средства.

- Что получается?

VII. Рефлексия.

- Ваши мысли и чувства после нашего урока?

VIII. Домашнее задание.

- Проверьте работу и нарисуйте к ней иллюстрацию.

- Подготовить устный рассказ о зимних праздниках.





















Урок 3.

Разряды прилагательных по значению. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.

Цель урока: дать понятие о разрядах имени прилагательного; формировать умения и навыки в разграничении и выделении качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; воспитывать чувство любви к языку стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Оборудование: компьютеры (10), мультимедийная проектор, интерактивная доска, электронная презентация с необходимыми изображениями, интернет.

Ход урока

Организационный момент

- Давайте , друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда — за работу!

Удачи желаю всем вам.

Мотивация учебной деятельности

- Прослушайте притчу о перевёрнутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел камень, на котором было написано:"Переверни, и ты узнаешь новое». Он с огромным трудом перевернул его и прочел древнюю надпись на другой стороне:

«Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты уже знаешь, ты не обращаешь в действие?»
С сайта
http://www.inpearls.ru/

-В чём смысл притчи?

Актуализация опорных знаний

1) Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»

https://www.youtube.com/watch?v=cK8af0m4HpA (12.43)

  • Ребята, давайте допишем письмо, которое писал Дядя Фёдор домой, а дописывали его Шарик и Матроскин. Оно перед вами. (письмо с пропусками)

«Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он (…). А ещё у нас печка есть (…). Я так люблю на ней отдыхать!

Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (…) мои папа и мама, жизнь у меня была (…), полная лишений и . Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. (…) шерсть с меня сыплется- хоть в дом не заходи. Зато (…) растет - (…) и (…) . Просто каракуль.

(…) папа и мама! Вы меня теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком (…) и лохматость повысилась. Я такой (…) стал, прямо -ух.

До свидания. Ваш сын — Дядя Шарик.»

(Тёплый, тёплая, дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, Дорогие, холодный, здоровый)

  • Каких слов не хватает в тексте?

  • Правильно , прилагательных. Посмотрите, вот они у нас разбросаны в беспорядке. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

(дети работают с карточками, вставляя в них слова)

  • Читаем, что получилось.

  • Какой текст понятнее, интереснее?

  • За счет каких слов это достигается?

  • Что же такое прилагательное? (ответы учащихся)

2) Проверка изученного материала. Образуйте от данных прилагательных все возможные степени сравнения. (взаимопроверка).

Постановка учебной задачи.

  • Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. ( три столбика прилагательных)

зеленый лесной мамин

огромный зимний олений

вежливый ледяной отцов



  • Что обозначают слова в первом столбике?

( цвет, размер, качества человека)

  • Что обозначают прилагательные во втором столбике?

(место, время, материал)

  • В третьем?

(принадлежность предмета кому-либо)

  • Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

( они делятся по значению на 3 группы)

  • Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

(группы прилагательных по значению)



Дети записывают дату и тему урока.

  • Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

  • Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

(дети называют задачи урока: узнать

признаки каждого разряда и научиться

определять разряд прилагательных)

  1. Прослушивание проектов, подготовленных дома (рассказ о зимних праздниках)

Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. У нас имеются 3 экспериментальные группы.

Не забыли, как надо работать в группе?

( тихо, не мешая другим, потому что

каждый отвечает за всю группу)



Изучение нового материала

Каждая группа получает задание. (деление на группы: А1,А2,А3,А4, Б1, и т.д.)

1 группа.

- Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.

- Попробуйте поставить их в краткой форме.

- Подберите антонимы.

- Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

- Употребите со словом очень.

-Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

- На основании данных заданий, сделайте вывод:

- Как можно назвать эту группу прилагательных?

- Какие особенности у них?

Качественные прилагательные-… http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395ea4-0a01-0355-01ad-bfde7876b4f2/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_271%5D.swf

Вагнер Н.П.

Новый год

С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению.

Он родился ровно в полночь! Когда старый год — седой, дряхлый старикашка — укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой.

И все ему рады, веселы, счастливы и довольны. Все поздравляют друг друга, все говорят:

С Новым годом! С Новым годом!

Он родится при громе музыки, при ярком свете ламп и канделябр. Пробки хлопают! Вино льется в бокалы, и всем весело, все чокаются бокалами и говорят:

С Новым годом! С Новым годом!

А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,— тогда весь город засуе­тится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.



2 группа

-Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.

Попробуйте:

-Поставить их в краткой форме.

-Подобрать антонимы.

-Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

-Употребить со словом очень.

-Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

-На основании данных заданий, сделайте вывод:

-Как можно назвать эту группу прилагательных?

- Какие особенности у них?

Относительные прилагательные-… http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eaf-0a01-0355-000c-4cee7e599431/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_273%5D.swf



Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

Рождество

Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас, повалит, - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах - сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит - и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай - увязнешь. Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся деревянные санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче…
Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, - душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу.



3 группа

-Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.

Попробуйте:

-Поставить их в краткой форме.

-Подобрать антонимы.

-Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

-Употребить со словом очень.

-Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

- Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?

-Какие особенности у них?

Притяжательные прилагательные-… http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eb7-0a01-0355-0101-ac1c2844ef62/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_275%5D.swf

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

Святки

Рождество...
Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне -
Христос рождается - славите!
Христос с небес - срящите! - слышится хруст морозный.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество. В детстве таким явилось - и осталось.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)

КРЕЩЕНЬЕ

Ни свет, ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, - трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски – хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерешь вовеки.

Занавески отдернуты, чтобы отходили окна. Стекла совсем замерзли, стали молочные, снег нарос, - можно соскребывать ноготком и есть. Грохаются дрова в передней, все подваливают топить. Дворник радостно говорит - сипит: "во, прихватило-то... не дыхнешь". Слышу - отец кричит, голос такой веселый: "жарчей нажаривай, под тридцать градусов подкатило!" Всем весело, что такой мороз. Входит Горкин, мягко ступает в валенках, и тоже весело говорит:
- Мо-роз нонче... крещенский самый. А ты чего поднялся ни свет, ни заря... озяб, что ль? Ну, иди, погрейся. Мороз, говорят, поотпускает.
Выступление групп. С демонстрацией

Подведение итога: Заполнение таблицы

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название

Значение

Примеры

Качественные

признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени

темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие

Относительные

признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению

серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотое шитье; городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро; спортивная обувь, стиральная машина

Притяжательные

признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?)  

мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Притяжательные – чьи – то
Относительные – из чего – то
Качественные – больше или меньше чего – то

Правописание кратких прилагательных изучают самостоятельно по учебнику.

Закрепление.

1) Распределительный диктант. . По цепочке учащиеся определяют разряд прилагательного.

- Распределить имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, холодный день, сердечный привет, Серёжин портфель, Берингов пролив, детская литература,  городской парк, змеиная улыбка, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, двойной подбородок, постное лицо, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, беличий воротник, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, точильный станок, змеиный яд, постное масло, мышиный хвостик, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Черное море, 



2) Выполнение упражнения по учебнику(на правописание кратких прилагательных)

Подведение итогов урока.

3) Электронное задание "По какому признаку характеризуется предмет?". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399508-0a01-0355-0000-c02a2086e628/%5BRUS6_099%5D_%5BQS_297%5D.html

4) Электронное задание "По отношению к чему характеризует предмет?". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3995e5-0a01-0355-014c-7deb31809397/%5BRUS6_099%5D_%5BQS_304%5D.html

Промежуточный тест. Выставление оценок.

http://russkiy-na-5.ru/articles/177#top морфологические признаки прилагательных.



Рефлексия.

- Какие слова чаще всего использовали на уроке?

- Можно ли обойтись без прилагательных?

- Какую роль они играют в речи?



Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.



  • Ребята, давайте мы с вами , как и автор этого стихотворения, подберём слова «благодарности» имени прилагательному. Составим синквейн на тему «Имя прилагательное».



Прилагательное

Интересное , поучительное

Знать, находить, пользоваться.

Моя любимая часть речи

Важно.



Домашнее задание. (по выбору учителя)













Цикл уроков по теме "Имя прилагательное"
  • Русский язык и литература
Описание:

Медиапроект по русскому языку(6 класс), который предусматривает использование на уроках интернет ресурсов.  

Умение работать с такими видами медиа, как Интернет, телевидение, гипертекст, прививает медиаиммунитет учащимся, учит их критически мыслить, развивает способность к медиатворчеству для компетентного и позитивного самовыражения.

Считаю, что основой для таких разработок может стать русская (и не только) культура как часть восточнославянской культуры, которая обладает огромным духовным потенциалом, признанным представителями разных культур. В эпоху дегуманизации общества именно средства медиа позволяют привлечь внимание к таким ценностям  мира, как вера, нравственность, достоинство, честь, патриотизм, милосердие, трудолюбие, семья, соборность, взаимопомощь и жертвенность.

Автор Жданова Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 22422
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓